Госкорпорация "Роскосмос" новости

Автор Исследователь, 01.03.2018 11:19:34

« назад - далее »

0 Пользователи и 3 гостей просматривают эту тему.

aaa

Цитировать«Роскосмос» изучает возможность поставок в Индию десяти ракетных двигателей РД-191 в течение пяти лет начиная с 2024 года. Об этом заявил заместитель генерального директора по осуществлению государственных полномочий госкорпорации Валерий Шерин на расширенном заседании комитета Совета Федерации по экономической политике, передает корреспондент РБК.
«В период с 2024 по 2029 год мы рассматриваем возможность поставки около десяти ракетных двигателей РД-191 производства НПО «Энергомаш», — сказал он.

АниКей


tass.ru

Гендиректор "Гонца": у оператора связи "Сфера" есть планы по выходу на зарубежный рынок
ТАСС



Павел Черенков — о работе над абонентскими терминалами, защите орбитально-частотного ресурса группировок "Сферы", предполагаемой стоимости услуг программы и их приоритете над Starlink и OneWeb в России

В декабре 2022 года АО "Спутниковая система "Гонец", которое является оператором одноименной орбитальной группировки, исполняется 25 лет. Сейчас на орбите находятся 18 космических аппаратов "Гонец", в перспективную группировку войдут 28 спутников. Летом текущего года путем реорганизации появилась компания — оператор спутниковой программы "Сфера" с одноименным названием. Контролирует ее АО "Спутниковая система "Гонец". О работе над абонентскими терминалами, защите орбитально-частотного ресурса группировок "Сферы", предполагаемой стоимости услуг программы и их приоритете над Starlink и OneWeb в России в интервью ТАСС рассказал гендиректор АО "Спутниковая система "Гонец" Павел Черенков.
Спойлер

— Павел Геннадьевич, с какими вызовами пришлось столкнуться компании в этом году?
— В этом году у нашей компании двойной юбилей. В конце декабря исполняется 25 лет с даты ее основания, а летом мы также отметили 30 лет с первого запуска спутников серии "Гонец". В 2022 году многие спутниковые операторы ушли с российского рынка или существенно ограничили свою деятельность, и на нашу компанию легли задачи обеспечения связью клиентов из различных сегментов спутниковой связи. Многие отключенные абоненты использовали подвижные терминалы, поэтому системе "Гонец" предстоит заместить сервисы ушедших с рынка операторов и сделать их максимально доступными. Из-за подорожания электронно-компонентной базы один терминал стоит сейчас порядка 150 тыс. рублей, а наша задача — снизить стоимость до 60–70 тыс. рублей за абонентский комплект. С этой целью мы интенсивно и плодотворно сотрудничали в этом году с двумя частными организациями, которые работают под нашим контролем и с нашим участием. 
— Число заявок на ваши услуги сильно выросло в последнее время?
— Да, мы видим кардинальное увеличение. Сейчас заявок на подключения на 2023 год, обеспеченных авансами или твердыми контрактами, уже в 10 раз больше, чем мы получили за весь 2022 год. Поэтому мы ожидаем, что наступающий год будет очень плодотворным.
— В этом году путем реорганизации образована компания "Сфера", которая станет оператором одноименной программы. Будет ли она оператором перспективного "Гонца"?
— Компания — оператор "Сферы" действительно создана, и ее деятельность станет основой для развития и эксплуатации перспективных орбитальных группировок систем "Скиф", "Марафон", "Экспресс-РВ" и "Гонец-М1". Чтобы избежать путаницы в словах, отмечу, что есть федеральный проект "Сфера" и есть одноименное юридическое лицо — его оператор.
В работе оператора выделяются две главные задачи. Первая — управлять спутниками и их ресурсом. Для этого существует штат специалистов, которые круглосуточно следят за состоянием и работой аппаратов, корректируют орбиты, составляют отчеты. Вторая, и более важная для пользователей, — создание абонентских сервисов. В этой части важно отметить, что система "Гонец" следующего поколения управляется компанией "Гонец", поэтому логично все связанные сервисы, в том числе проекта "Сфера", предоставлять из единого "окна". Это оптимизирует работу оператора и оказывает положительный эффект на качество и доступность сервисов. На сегодняшний день даже конкурирующие операторы ФГУП "Космическая связь" и АО "Газпром космические системы" по сути резервируют каналы связи друг друга, что обеспечивает гарантированный доступ к услугам.
— То есть через оператора "Сфера" можно будет сразу получить доступ и к широкополосному интернету, и к интернету вещей, и к телефонной связи?
— Да, интеграция всех возможностей "Сферы" для потребителей будет осуществляться на базе оператора, через которого можно будет получить полный комплекс услуг. Уже сейчас "Гонец" начал сотрудничать с существующими операторами связи, в том числе с ФГУП "Космическая связь" (ГП КС — прим. ТАСС). В целом, есть договоренность и с "Газпромом", и с ГП КС, что мы будем взаимодействовать на взаимовыгодных условиях, обслуживая потребителей соответствующих сегментов и предоставляя максимально возможный спектр абонентских сервисов. 
— Когда пользователям будут доступны услуги на базе группировки "Марафон"?
— Группировка "Марафон" будет строиться на основе тех же принципов, что и система "Скиф". На начальном этапе Роскосмосом будет запущен демонстрационный аппарат, который подтвердит состоятельность конструктивного замысла, — это запланировано на 2023 год. Сейчас проходит эскизное проектирование "Марафона", и по результатам будет приниматься итоговое решение о составе полезной нагрузки и облике космического аппарата. Затем Роскосмос планирует запуск демонстратора и отработку на нем заложенных технологий. На следующем этапе, ориентировочно в 2024 году, будет запущено еще пять спутников и начнется отработка взаимодействий уже на системном уровне. 
В 2025–2026 годах в планах Роскосмоса — развернуть половину орбитальной группировки "Марафона", что позволит нам, как оператору, начать предоставление услуг конечным потребителям. В отношении системы "Скиф" сейчас предстоит подтвердить орбитально-частотный ресурс с использованием спутника-демонстратора "Скиф-Д", запущенного 22 октября этого года с космодрома Восточный вместе с тройкой "Гонцов". 
— Что для этого потребуется?
— Сначала формируется международная заявка на полосы частот, которая была подана еще в 2016 году. Она содержит определенный набор данных: диапазоны частот, в которых будет функционировать система, характеристики бортовых и наземных радиоэлектронных средств, состав орбитальной группировки, параметры орбиты, информацию о заказчике проекта, компании-производителе и некоторые другие. 
Заявка на диапазон, необходимый для работы "Скифа", была подана одной из российских компаний, с которой наша организация заключила соглашение для получения необходимого набора прав в отношении орбитально-частотного ресурса.
Есть еще один важный момент. Частотный ресурс ограничен, но наша заявка поступила в Международный союз электросвязи в числе первых, до того момента, как туда были поданы заявки от Starlink и OneWeb. Соответственно, мы ожидаем, что она будет скоординирована с приоритетом перед всеми другими соискателями, подавшими свои заявки позднее нас. Насколько нам известно, таких организаций порядка 350, и все они претендуют именно на эту орбиту и на эти частоты.
— Получается, Starlink и OneWeb претендуют на те же частоты?
— Да, они претендуют именно на эти полосы частот для использования на территории России. По сути, мы находимся с этими системами в прямой конкуренции. Starlink и OneWeb уже выходили с предложением скоординировать частоты, но на сегодняшний день мы не приняли предложение пройти координацию, то есть фактически мы не разрешаем им использовать их спутниковые системы на территории РФ. 
— Как проходит защита прав на частотный ресурс?
— В этих целях запущенный демонстрационный аппарат должен в течение 90 дней передавать сигнал в заявленных диапазонах частот. При этом спутник должен находиться на орбите с указанными характеристиками высоты и наклонения. 
— То есть достаточно одного спутника, который сейчас находится на орбите?
— Да, чтобы подтвердить частоты, достаточно одного спутника, но в регламентах Международного союза связи строго прописано, что в течение первых трех лет должно быть развернуто не менее 10% от заявленной группировки. То есть, если у вас 100 спутников, вам надо запустить десять, если группировка состоит из десяти аппаратов, нужно запустить один. В нашей заявке 12 аппаратов, соответственно, для подтверждения прав на орбитально-частотный ресурс через три года нам нужно будет иметь на орбите еще как минимум один спутник "Скиф".
— А по "Марафону" будет отдельная заявка или та же?
— Для частот системы "Марафон" ситуация немного другая. Во-первых, мы предполагаем использовать нелицензируемые полосы частот, которые используются в том числе для передачи данных в системах IoT (интернета вещей — прим. ТАСС). Здесь некоторым драйвером сыграл рыночный фокус системы, ориентированной в значительной части на этот рынок. Также мы предполагаем использовать для "Марафона" полосы частот, которые уже были выделены под систему "Гонец". 
— А как выглядит ситуация с частотами для "Экспресса-РВ"?
— Для системы "Экспресс-РВ" есть валидная заявка на частоты, срок которой истекает в первом квартале 2026 года. Поэтому основная задача — запустить первый аппарат в конце 2025 года и подтвердить этим орбитально-частотный ресурс. В общем, мы находимся в своеобразной погоне за частотами. По сути, частотные диапазоны в связке с характеристиками орбит — это невосполнимый ресурс Российской Федерации, который мы не должны потерять.
— Для чего нужна эта погоня за частотами? 
— Частоты бывают разные, и каждый диапазон имеет свои характеристики. Есть низкие частоты, средние, высокие, сверхвысокие и другие. Применительно к использованию в каналах связи — есть прямая зависимость между скоростью передачи данных и частотным диапазоном: чем выше частота, тем выше скорость передачи. Постоянное увеличение объемов передаваемых данных требует использования все более высоких диапазонов. Но в то же время чем выше мы поднимаемся по частотному спектру и, соответственно, укорачиваем длину волны, тем сложнее передавать информацию, так как атмосферные и прочие помехи приводят к затуханию сигнала. Именно поэтому, например, если обычная спутниковая тарелка установлена дома, в грозу и дождь связь со спутником может быть хуже. 
Здесь важно отметить, что диапазон, в котором работает "Скиф", — это один из бесценных секторов частотного спектра, в котором сочетание затухаемости сигнала от помех и скорости передачи данных является оптимальным. Именно поэтому все хотят закрепить за собой права именно на этот частотный ресурс.
— Получается, связь будет устойчивой и в плохую погоду?
— Диапазон, конечно, важен, но многое зависит и от абонентского устройства. Нужно обеспечить соответствующую чувствительность приемного тракта, применять гибкие программные алгоритмы для выделения требуемого сигнала из радиопотока, включая, например, возможность работы с отраженными сигналами. Поэтому здесь также существует объективная зависимость: чем выше уровень исполнения абонентского терминала и, соответственно, его стоимость, тем выше показатели надежности канала связи. И требуется искать оптимальный компромисс между сложностью и ценой терминала в соотнесении с его функционалом и надежностью. При соблюдении этого баланса — да, конечно, будет хорошо работать и в сложных погодных условиях.
— А кто будет изготавливать абонентские устройства?
— Компания "Сфера". В этом как раз заключается задача "Сферы" и вообще операторского бизнеса — обеспечить клиентов абонентской аппаратурой по оптимальной и приемлемой цене. Первый раз в истории Роскосмоса поставлена задача вести одновременную работу над орбитальной группировкой и абонентским оборудованием. Это относительно новый подход, который должен принести свои плоды. В отношении производственной площадки, думаю, не имеет смысла строить новый радиоэлектронный завод, так как уже имеется ряд профильных предприятий. Я пока не знаю, с кем будет заключен контракт на производство, но полагаю, что он будет размещен на имеющихся мощностях Роскосмоса.
— Сейчас есть понимание, сколько будет стоить такая спутниковая связь?
— Да, такое понимание есть. Все группировки, которые создаются Роскосмосом в рамках проекта "Сфера", проектируются под заданную стоимость. То есть изначально в ТЗ определяется стоимость космического аппарата на Земле и его стоимость с учетом выведения на орбиту, затраты на наземную инфраструктуру. Это позволяет иметь четкую и объективную картину в общей финансовой модели проекта и использовать как государственные, так и внебюджетные инвестиции. Что касается требований к конечной услуге и абонентскому оборудованию, наша позиция простая: конечные сервисы, которые будут предоставляться системой спутниковой связи, должны быть сопоставимы по стоимости с услугами, предоставляемыми в сотовых сетях. 
— То есть это тоже будет ежемесячная абонентская плата?
— Да, ежемесячная и ежегодная — в зависимости от тарифа. Стоимость и объемы подписок будут регулироваться тарифными планами. Что касается цен на оборудование, то в системе "Марафон" мы стремимся к тому, чтобы стоимость абонентского терминала была минимальной — единицы тысяч рублей. Это позволит каждому человеку приобрести, например, спутниковый трекер для личного использования. При этом мы не планируем изготавливать какие-то уникальные терминалы. Наоборот, наша цель — чтобы эти устройства были доступны для любого производителя радиоэлектроники за счет предоставления ему открытых форматов документации. Продажи мы планируем организовать так, что не нужно будет обращаться в узкоспециализированный магазин, а можно будет приобрести терминалы "Марафон" в обычных торговых сетях. 
В отношении системы "Скиф", ее основной целевой фокус — предоставление услуг коллективного доступа. За счет каналов системы будет формироваться магистральный узел сети, или хаб, который будет обеспечивать работу локальных сетей общего пользования. Такой хаб может быть интегрирован с сотовыми сетями пятого или существующих поколений. Предполагается, что услуги будут пользоваться спросом там, где нет доступа к сетям общего пользования, — например, вахтовые поселки, крупные инфраструктурные объекты. А если брать услугу в комплексе, то она включит интеграцию с сотовыми операторами, так что в ней есть поле для работы и в сотовых сетях с использованием обычных смартфонов.
— Возможна ли в будущем интеграция с мобильным телефоном оборудования, чтобы просто вставить в телефон чип и получить спутниковую связь?
— Для этого нужно создать такую систему, которая позволит из космоса и в космос передавать информацию с сотового телефона и на сотовый телефон. То есть, используя те же диапазоны частот, в которых работают сотовые сети, требуется передать данные с телефона на околоземную орбиту и одновременно принять в космосе эту информацию высокочувствительными антеннами. Такие проекты есть, и они постепенно реализуются. В частности, Илон Маск тестирует такой сервис на новой группировке Starlink, но пока это только небольшие сообщения. Это один из перспективных технологических векторов, но достаточно непростой в реализации.
— На кого будут ориентированы услуги группировки "Экспресс-РВ"? 
— Система "Экспресс-РВ" предназначена для широкополосного доступа в интернет, с особым фокусом на подвижные объекты. Это в первую очередь суда на Севморпути, железнодорожный и авиационный транспорт. В то же время в случае необходимости ничто не препятствует развернуть терминал и на стационарном объекте.
— А на подвижных объектах "Скиф" нельзя будет использовать? 
— Мы уже сейчас начинаем проработку антенны, которую можно будет устанавливать на подвижных объектах — автомобилях, железнодорожных вагонах, автобусах, самолетах. Тогда с помощью "Скифа" мы сможем обеспечить высокоскоростные каналы связи и на подвижных объектах.
— В будущем планируете выходить за рубеж? 
— Да, конечно. Было бы нелогично создавать глобальные спутниковые группировки в интересах одного государства, тогда как они могут использоваться по всему миру. В этом случае очевидная эффективность в разы снижается. 
Многие страны, включая Россию, имеют установленные правила и ограничения на предоставление услуг связи. Оператор, который намерен предоставлять услуги на территории РФ, должен иметь зарегистрированное в России юридическое лицо, необходимую инфраструктуру и выполнять определенные требования по подключению к сетям общего пользования и доведению трафика до конечных потребителей. Для спутниковых операторов открытие своих представительств в разных странах мира — давно установившаяся практика. Поэтому я думаю, что наша стратегия международного развития будет основана на формировании новых партнерств в других странах, что поможет обеспечить глобализацию операторской деятельности.  


[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Старый

Цитата: АниКей от 15.12.2022 08:25:37у оператора связи "Сфера" есть планы по выходу на зарубежный рынок
А у зарубежного рынка есть планы по выходу на него Сферы?  ???
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

A.E

ЦитироватьПервый раз в истории Роскосмоса поставлена задача вести одновременную работу над орбитальной группировкой и абонентским оборудованием. Это относительно новый подход, который должен принести свои плоды.
Вона она чё! Просто, задача раньше не стояла.. Получается, терминалы Гонец это не плоды, а так, "цветочки"  ;)

Наименьший квадрат

Цитата: A.E от 16.12.2022 08:00:07
ЦитироватьПервый раз в истории Роскосмоса поставлена задача вести одновременную работу над орбитальной группировкой и абонентским оборудованием. Это относительно новый подход, который должен принести свои плоды.
Вона она чё! Просто, задача раньше не стояла.. Получается, терминалы Гонец это не плоды, а так, "цветочки"  ;)
Новый подход!!! Пытаться делать рабочую систему в целом - это оказывается новый подход... Надеюсь, это просто нечто косноязычно написанное журналистами, а не действительность. Потому что иначе надо писать об этом исключительно нецензурной бранью.
"В настоящее время каждый имеет свое право" (с)

Магадан2

Действительно новый. Надо только вспомнить через сколько лет после запуска спутников появились терминалы Лучей на МКС. По Гонцу лет 10-15 разговаривают про то что надо сделать чипсет, его нет до сих пор.

A.E

Цитата: Наименьший квадрат от 16.12.2022 08:48:53Новый подход!!! Пытаться делать рабочую систему в целом - это оказывается новый подход... Надеюсь, это просто нечто косноязычно написанное журналистами, а не действительность. Потому что иначе надо писать об этом исключительно нецензурной бранью.
Имхо, по этому поводу РК бранить особенно незачто, если вывести не вспоминать о Гонце и Луче. Ведь раньше он только исполнял заказы на изготовление и запуск спутников связи и ему не пристало доколупывать заказчика о земном сегменте. Вот только и его заказчики - гос предприятия, которые "сидят на трубе" и тянут разводку абонентам. А РК только магистральные трубы делает и прокладывает.
И вот теперь надо как-то начать делать ещё котлы и плиты, которые будут потреблять ресурс из этих труб. Раньше не стояла задача эта...

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#ИСС Решетнева#Гонец
16.12.2022 14:00
Три новых спутника связи «Гонец-М» введены в эксплуатацию



Три космических аппарата связи «Гонец-М», запущенных в октябре 2022 года с космодрома Восточный, введены в эксплуатацию.

Оператором — компанией «Спутниковая система «Гонец» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») — завершено тестирование бортовых систем и полезной нагрузки спутников, что позволило начать их использование по целевому назначению для предоставления каналов связи подвижным и стационарным абонентам.
В настоящее время низкоорбитальная группировка системы персональной спутниковой связи «Гонец-Д1М» состоит из 18 космических аппаратов «Гонец-М», созданных компанией «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева» (входит в Роскосмос).
Введение в эксплуатацию трех новых аппаратов создало дополнительный коммуникационный ресурс, который будет использован для предоставления каналов спутниковой связи пользователям из различных сегментов.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#НПО Лавочкина#ДЗЗ#Арктика-М
16.12.2022 12:30
Роскосмос увеличит орбитальную группировку «Арктика-М» до четырех метеоспутников






Осенью 2022 года Госкорпорацией «Роскосмос» утверждено тактико-техническое задание на модернизацию высокоэллиптической гидрометеорологической космической системы «Арктика-М» для увеличения ее орбитальной группировки до четырех спутников.
Это позволит вдвое сократить периодичность съемки полярной области, детализировать сверхкраткосрочные прогнозы погоды, повысить оперативность обнаружения и мониторинга опасных природных явлений и чрезвычайных ситуаций в арктическом регионе.
Кроме того, с помощью четырех космических аппаратов появится возможность производить одновременную съемку Земли с двух ракурсов — с западного и восточного витков орбиты. Это увеличит точность выделения облаков над снежным и ледовым покровами и определения их характеристик, что является существенным для обеспечения безопасности мореплавания и полетов авиации в арктическом регионе.
В настоящее время в Научно-производственном объединении имени С.А. Лавочкина (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») продолжаются работы по созданию спутников для системы «Арктика-М».
Первый аппарат был выведен на орбиту в феврале 2021 года и после успешного завершения его летных испытаний в сентябре 2021 года началась эксплуатация системы «Арктика-М». Спутник «Арктика-М» № 1 уникален для мировой орбитальной группировки дистанционного зондирования Земли — способен наблюдать с орбиты всю северную полярную шапку, так называемую «кухню погоды». Такими возможностями сегодня не располагает ни одна страна в мире.
Сейчас на контрольно-испытательной станции НПО Лавочкина завершены электрические испытания модуля служебных систем аппарата «Арктика-М» № 2. Следующий этап — сборка комплекса целевой аппаратуры, после чего разобранный спутник продолжит наземную экспериментальную отработку электрическими испытаниями. Запуск аппарата «Арктика-М» № 2 планируется в 2023 году.
Космическая система «Арктика-М» предназначена не только для мониторинга гидрометеорологической и гелиогеофизической обстановки высоких широт, а также для работы международной спутниковой поисково-спасательной системы «КОСПАС-САРСАТ». Функции ретрансляции сигналов от аварийных радиобуев системы «КОСПАС-САРСАТ» и информации с наземных платформ сбора данных, в том числе расположенных в арктическом регионе, который недоступен для связи через геостационарные спутники, подтверждены в ходе летных испытаний.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Интервью
Интервью
#Роскосмос#Андрей Федяев#Crew Dragon#Союз МС#ЦПК#Crew-6#МКС
16.12.2022 10:17
Приручить Dragonа

Сигнал условному вертолету о местонахождении космонавтов во время тренировки по выживанию зимой в лесисто-болотистой местности Сигнал условному вертолету о местонахождении космонавтов во время тренировки по выживанию зимой в лесисто-болотистой местности
Андрей Федяев в скафандре SpaceX, предназначенном для членов экипажа корабля Grew Dragon Андрей Федяев в скафандре SpaceX, предназначенном для членов экипажа корабля Grew Dragon
Эмблема экипажа Crew-6: парусник с головой дракона – символ космических кораблей и МКС, как отправной точки будущих полетов на Луну и Марс, а созвездие Дракона означает программу коммерческих полетов Эмблема экипажа Crew-6: парусник с головой дракона – символ космических кораблей и МКС, как отправной точки будущих полетов на Луну и Марс, а созвездие Дракона означает программу коммерческих полетов

Российские космонавты Андрей Федяев и Анна Кикина Российские космонавты Андрей Федяев и Анна Кикина
В барокамере космонавтов проверяют на переносимость резких смен давления: имитируют резкий подъем (на 5000 метров) или резкое падение давления В барокамере космонавтов проверяют на переносимость резких смен давления: имитируют резкий подъем (на 5000 метров) или резкое падение давления
При тренировках в барокамере, кроме пониженного атмосферного давления, можно имитировать и другие факторы: различную температуру воздуха, влажность, солнечную радиацию и др. При тренировках в барокамере, кроме пониженного атмосферного давления, можно имитировать и другие факторы: различную температуру воздуха, влажность, солнечную радиацию и др.
Сигнал условному вертолету о местонахождении космонавтов во время тренировки по выживанию зимой в лесисто-болотистой местности Сигнал условному вертолету о местонахождении космонавтов во время тренировки по выживанию зимой в лесисто-болотистой местности
Андрей Федяев в скафандре SpaceX, предназначенном для членов экипажа корабля Grew Dragon Андрей Федяев в скафандре SpaceX, предназначенном для членов экипажа корабля Grew Dragon

15 февраля 2023 года в Космическом центре имени Кеннеди во Флориде будет дан старт полету корабля SpaceX Crew Dragon (миссия Crew-6). Вместе с россиянином, уроженцем Серова Андреем Федяевым на Международную космическую станцию отправятся американские астронавты Стивен Боуэн и Вуди Хобург, а также представитель ОАЭ Султан Аль-Нейди. Миссия пройдет в рамках соглашения о перекрестных полетах Роскосмоса и NASA. Андрей Федяев несколько дней назад вернулся из США, где проходил очередной этап предполетной подготовки. О том, как идут тренировки, и в чем отличие Dragon от «Союза», российский космонавт рассказал в интервью корреспонденту «Областной газеты» Екатерине Хожателевой.
 
«Ночная фурия»
 
— Андрей, этот полет станет первым для вас и вторым для российских космонавтов на американском корабле Dragon. Ощущаете какие-то сложности?
— В части предполетной подготовки трудностей нет. Самое сложное – это то, что приходится постоянно летать из России в США и обратно. В разъездах провел почти год.
— Проходите подготовку в США или в России?
— И там, и там.
— В чем сходство и различие наших и американских методов?
— Принцип организации ничем не отличается. Идем, как говорится, от простого к сложному: вначале — лекции, затем — занятия на тренажерах. В США есть такой тренажер «Ночная фурия», название взято из мультика «Как приручить дракона» – там такое имя дано очень редкому виду этих существ.
Так вот, «Ночная фурия» — это полноценный комплексный тренажер. Там мы отрабатываем все мероприятия, касающиеся основного функционала: от штатных операций, которые экипажу придется выполнять во время полета, до возможных экстремальных и аварийных ситуаций.
— Ваша должность обозначена как «специалист полета». Что это значит? В чем заключается ваш функционал на МКС?
— Всего в экипаже четыре человека — это командир, пилот и два специалиста полета, у которых обязанностей меньше — они не управляют кораблем или его системами, но отвечают за размещение оборудования, еду, воду, пищу, а также замену различных фильтров, связанных с системой жизнеобеспечения.
Это что касается типовых операций. Ну и, конечно, мы должны уметь снимать и обслуживать скафандр, пользоваться бытовыми приборами. Кроме того, правильно действовать во время нештатных ситуаций.
— Что вы должны делать в этих случаях?
— Принимать меры в случае пожара, разгерметизации, заражения какими-то токсичными элементами. Все зависит от конкретного случая. В первую очередь, необходимо обезопасить себя, то есть надеть скафандр, в который, в зависимости от ситуации, подается чистый воздух или кислород. Ну а затем уже приступать к ликвидации ЧП. Самое главное в такой ситуации – четкое взаимодействие всех членов экипажа.
 
«Союз» с «Драконом»
 
— Российский «Союз» и американский Dragon друг от друга отличаются?
— Это не просто два совершенно разных корабля — две разные эпохи. «Союз» создавался еще в 70-х годах прошлого столетия, то есть их разделяет практически полвека. Естественно, за это время многое изменилось.
Новый Crew Dragon значительно массивнее «Союза». Стартовая масса — 12 тонн, в то время как «Союз» легче почти вдвое. Благодаря этому американский корабль обладает большей грузоподъемностью. Он может доставлять на МКС в девять раз больше груза по весу, а также спускать с орбиты почти 3,5 тонны груза.
Crew Dragon, в отличие от «Союза», является многоразовым. Еще один его плюс — больше пространства и возможности перемещений внутри. На корабле могут уместиться четыре человека вместо трех в «Союзе». Также на Crew Dragon существует так называемый спасательный режим, то есть при аварийной ситуации вместо грузов можно взять с собой на борт еще трех человек, но лишь при условии, что на станцию заранее будут доставлены дополнительные скафандры и кресла.
Но при этом мы прекрасно знаем, насколько надежен наш «Союз», а вот кораблю Dragon надежность придется еще доказывать. Еще одно преимущество: на Dragon полет до МКС длится порядка 20 часов, а на «Союзе» — три часа, благодаря сверхкороткой двухвитковой схеме, то есть космический корабль пристыковывается, совершив всего два витка вокруг Земли. Первый такой полет в истории «Союза» на МКС состоялся в октябре 2020 года. Этот способ позволяет заметно уменьшить нагрузку на космонавтов и снизить расход топлива корабля.
— А что касается скафандров SpaceX?
— Вообще не совсем корректно сравнивать скафандры отдельно, так как они интегрированы в корабль. Являются его продолжением. Но раз речь зашла, могу сказать, что у скафандров SpaceX есть ряд интересных технических решений: когда садишься в кресло, то подсоединяешь к себе специальный кабель, по которому идет электричество. Мне очень нравится так называемый umbilical — единый разъем для подключения пневмо- и электрокоммуникаций.
Также с помощью подсоединения работает система подачи воздуха — хотя, конечно, можно и автономно работать какое-то время. Еще интересны перчатки: их постарались сделать так, чтобы было удобно нажимать куда надо на сенсорных экранах, потому что снимать их нельзя.
Замечу, у нас все это есть в новейшей модификации скафандра «Сокол-М». Только кончики пальцев на перчатках не токопроводящие.
Ну а с точки зрения физиологии скафандр SpaceX — совершенно обычный, ничем не отличается от нашего. Его работа основана на тех же принципах —такие же три оболочки: герметичная, силовая и декоративная.
 
Второй на «Драконе»
 
— Кроме вас в экипаж входят астронавты NASA Стивен Боуэн и Вуди Хобург, а также гражданин ОАЭ Султан аль-Нейади. Кто вам ближе по характеру и как происходит «притирка»?
— Мне очень нравится наш экипаж. Все хорошие парни. Стив Боуэн — командир, старше нас, когда-то служил на флоте. К тому же опытный астронавт, у него три полета на шаттле, семь выходов в открытый космос. Но мне, наверное, ближе по духу ребята, которые помоложе — Вуди Хобург и Султан аль-Нейади.
Отмечу, что для полетов в космос всегда отбирают людей, способных находить общий язык с окружающими, даже если эти языки разные. Так как корабль американский, мы разговариваем на английском, и проблем в общении никаких нет.
— Во время полета будете работать только в составе американского экипажа или одновременно помогать российскому?
— Я буду полностью работать в нашем, российском, сегменте. Я еще раз подчеркну, Dragon, как и «Союз», — это только средства доставки на МКС, в космическую лабораторию. Дальше — каждый работает на своей территории.
Но при возникновении нештатных ситуаций мой корабль — Dragon, и, исходя из этого, я должен буду выполнять все необходимые обязанности. Подобным образом будет действовать и американский астронавт, прилетевший на «Союзе».
Все остальные работы российские космонавты выполняют на российском сегменте, а американские астронавты — на американском. Но при необходимости мы можем помогать друг другу, например, выполнять какие-то эксперименты по совместным научным программам Роскосмоса и NASA.
— Какая у экипажа задача в предстоящей экспедиции?
— Стратегическая задача – проведение научных экспериментов. Для этого и создана МКС — космическая лаборатория. Но чтобы это делать, надо ее обслуживать, поэтому космонавт выступает не только в роли ученого, исследователя, он также должен уметь выполнять необходимые работы для поддержания работоспособности станции.
— По поводу экспериментов. Что будете на МКС делать: выращивать что-то, разводить?
— Эксперименты проводятся по различным направлениям. Например, «Человек в космосе», «Космические биотехнологии», «Материалы в условиях космоса», «Популяризация космической деятельности».
— Сейчас на орбите работает Анна Кикина, которая стала первым российским космонавтом, полетевшим на Crew Dragon. Пригодится ли вам ее опыт?
— Да, конечно. Вообще это нормально, когда космонавты или астронавты, особенно первопроходцы, обмениваются опытом. Когда встретимся на станции, будет возможность спросить Анну о каких-то вещах подробнее.
 
Не бояться ставить цель
 
— Как семья восприняла известие о вашем первом полете?
— Вся семья, так же, как я, давно к этому готовилась, поэтому все сказали: «Наконец-то!»
— У вас четверо сыновей, кто-то из них мечтает полететь в космос?
— Я бы не сказал, что они об этом мечтают. Сейчас сама по себе космонавтика, особенно пилотируемая, не так популярна, как в советское время. Но, я думаю, все может измениться, когда они вырастут и поймут, чего хотят. Это их путь, пусть они его сами выберут. Моя задача — только показать возможные направления, а они уже сами определятся. И, если им это будет интересно, — почему бы нет. Мы, родители, в любом случае должны помогать своим детям, какую бы профессию они ни выбрали — космонавта или дворника.
— Андрей, перед стартом у каждого свои приметы. Например, ваш коллега Сергей Прокопьев смотрит «Белое солнце пустыни». Что делаете вы с учетом того, что в этот раз будете стартовать с космодрома в США?
— Я военный летчик, и всегда говорю, что пока шасси на земле, никто никуда не летит — все только сидят в самолете. А когда шасси оторвались от земли — вот тогда можно говорить, что летим.
— Вы родились в Серове, окончили школу в Верхней Туре. После этого приезжали в Свердловскую область? Остались у вас здесь родственники, друзья, с которыми поддерживаете связь?
— Конечно. У меня очень много родственников по отцовской линии в Серове осталось. В Верхней Туре мама живет. Но сейчас она много времени проводит у нас в Подмосковье, помогает.
В Екатеринбурге живет очень много близких мне людей: это родственники, друзья по летному училищу. В Серове с родственниками общаюсь, но друзей там нет, потому что особо я там и не жил. Ездил часто до 1994 года, пока там жили бабушка и дед.
— Легенда мирового бокса Костя Цзю — ваш земляк, тоже из Серова. Вы с ним знакомы?
— Нет, я с ним лично не знаком, но очень хорошо знаю его тренера Владимира Черню — он муж моей двоюродной сестры.
Вообще за боксом я почти не слежу, мне больше нравится хоккей. Не могу сказать, что я фанат, но болею за ЦСКА.
— Что можете сказать мальчишкам и девчонкам из маленьких городов, которые ставят перед собой большие цели?
— Самое главное — не бояться ставить цель и идти к ней, несмотря ни на что. Не всегда все получается с первого раза. Кому-то меньше усилий приходится прикладывать, кому-то больше. Но важно не бросать, и тогда удача будет на твоей стороне.
 
Беседовала Екатерина Хожателева, «Областная газета»
Фото ЦПК им. Гагарина
 
Досье 
Андрей Валерьевич ФЕДЯЕВ — российский космонавт-испытатель отряда Роскосмоса. Опыта космических полетов не имеет. До поступления в отряд космонавтов проходил службу в Военно-воздушных силах Министерства обороны России. Военный летчик 2-го класса.
Родился 26 февраля 1981 года в Серове Свердловской области. В 1998 году окончил среднюю школу № 19 в Верхней Туре. В 1999 году поступил на факультет «Противолодочная авиация» Балашовского военного авиационного института.
Получил диплом инженера-пилота по специальности «Эксплуатация воздушного транспорта и управление воздушным движением».
Проходил службу в 317-м смешанном авиационном полку. До поступления в отряд космонавтов имел налёт более 500 часов.
В 2010 году подавал заявление на поступление в отряд космонавтов, но зачислен не был.
В 2012 году принял участие в первом открытом конкурсе по отбору в отряд космонавтов России. Был допущен в числе девяти претендентов к прохождению общекосмической подготовки.
16 июня 2014 года решением Межведомственной квалификационной комиссии ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель».
Октябрь 2022 года. Дублер космонавта Анны Кикиной в составе миссии Crew-5. 
В июле 2022 года назначен на полет в составе миссии Crew-6, во время которого станет вторым российским космонавтом, полетевшим на корабле SpaceX Crew Dragon.
Женат, воспитывает четверых сыновей.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#ИСС Решетнева#Сфера#Марафон IoT
19.12.2022 10:00
Предприятие Роскосмоса предложило значительно расширить возможности спутниковой системы «Марафон»



В компании «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнева» (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») состоялся совет главных конструкторов по созданию многоспутниковой системы передачи данных «Марафон IoT», включенной в федеральный проект «Сфера».
На нем обсудили результаты эскизного проектирования системы «Марафон IoT», представленные на рассмотрение в Роскосмос.
Специалисты решетневской фирмы предложили значительно расширить возможности системы. В частности, на базе космических аппаратов «Марафон» в рамках существующих ограничений по массе и энергетике предполагается реализовать сервисы мобильного интернета вещей, а также решать задачи в интересах авиации.
Орбитальная группировка «Марафон IoT» из 264 спутников обеспечит охват всего земного шара. Аппараты предполагается изготавливать серийно, с периодичностью выпуска изделий — один спутник в два дня. Для этого в ИСС создаются новые рабочие места поточной сборки и испытаний.
Развертывание спутниковой системы «Марафон IoT» входит в число приоритетных направлений федерального проекта «Сфера».
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#Байконур#Союз-2
19.12.2022 08:00
На Байконуре проходят испытания новой аппаратуры на стартовом комплексе









В понедельник, 19 декабря 2022 года, ракета-носитель «Союз-2.1а» была вывезена на стартовый комплекс 31-й площадки космодрома Байконур для комплексных испытаний новой наземной аппаратуры системы управления ракет семейства «Союз-2».

Система предназначена для проведения электрических испытаний бортовых систем управления ракет «Союз-2», проверки правильности их функционирования, подготовки к пуску и пуска ракет. Она изготовлена взамен выработавшей ресурс и морально устаревшей. После поставки на космодром в сентябре 2022 года были выполнены монтаж, наладка и автономные тестирования аппаратуры.
Комплексные испытания системы на стартовом комплексе не предусматривают заправки ракеты «Союз-2.1а» компонентами топлива. В ходе них планируется проверить работоспособность аппаратуры в связке с ракетой, а также ее готовность обеспечить подготовку к пуску и пуск ракеты.
В дальнейшем участвующую в испытаниях ракету «Союз-2.1а» намечается использовать для запуска грузового корабля «Прогресс МС-22» к Международной космической станции в феврале 2023 года.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

Космонавты обсудят ситуацию на МКС с главой Роскосмоса 20 декабря
ТАСС


МОСКВА, 19 декабря. /ТАСС/. Члены экипажа Международной космической станции (МКС) во вторник пообщаются с главой Роскосмоса Юрием Борисовым. Об этом сообщил космонавт Сергей Прокопьев в понедельник во время переговоров с Центром управления полетами (ЦУП), трансляцию которых ведет NASA.
"Завтра встреча с руководителем (имеется в виду Юрий Борисов) в 06:30 (09:30 мск)", - сказал Прокопьев во время переговоров.
В свою очередь космонавт Анна Кикина уточнила, как будет выглядеть встреча. "Насколько мы понимаем, это будет обсуждение текущей ситуации на станции, потому что очень много у общественности вопросов про ваше отношение, состояние в связи со сложившейся ситуацией", - сказал специалист ЦУП, уточнив, что общение будет проходить по видео.
15 декабря при подготовке к выходу российских космонавтов в открытый космос было зафиксировано падение давления во внешней системе терморегулирования пилотируемого корабля "Союз МС-22". Визуальный осмотр корабля со станции подтвердил утечку теплоносителя, поэтому выход был отменен.
Как рассказали в Роскосмосе, 16 декабря был проведен ряд тестов систем корабля "Союз МС-22", в том числе проверка его системы управления движением с кратковременным включением двигателей причаливания и ориентации. Тесты систем корабля показали, что других неисправностей в нем нет.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


tass.ru

Путин подтвердил планы направить белорусского космонавта на МКС в 2023 году
ТАСС


обновлено 19 декабря, 21:13

Об этом президент РФ заявил по итогам переговоров с коллегой из Белоруссии Александром Лукашенко

МИНСК, 19 декабря. /ТАСС/. Отправка белорусского космонавта на Международную космическую станцию (МКС) состоится в следующем году, подтвердил президент РФ Владимир Путин в понедельник по итогам переговоров с коллегой из Белоруссии Александром Лукашенко.
"В следующем году, как и договорились, запланирован полет на орбитальную станцию белорусского космонавта", - сказал глава государства, говоря о сотрудничестве двух стран в сфере космоса.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать21 декабря, 11:01

Роскосмос подписал с китайской стороной соглашение о совместных работах по международной научной лунной станции - Борисов.
https://tass.ru/kosmos/16648381
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Главная → Публикации → Интервью
Интервью
#Роскосмос#Юрий Борисов#спутникостроение#Сфера#ГЛОНАСС#ДЗЗ
21.12.2022 11:03
Глава Госкорпорации «Роскосмос» Юрий Борисов: «Хочу, чтобы спорили, доказывали свою точку зрения, думали!»
Глава Роскосмоса Юрий Борисов дал большое интервью «Ведомостям», рассказав о первых кадровых решениях, сокращении зарплат управленцев, изменениях в финансовой модели госкорпорации, о внедрении новой индустриальной модели производства спутников, планах привлечения к этому частных компаний и выходу на рынок облигаций. 
— Юрий Иванович, Вы стали главой «Роскосмоса» в середине июля, для вас это было неожиданным?
 Предложение поступило от Президента, и у нас не принято обсуждать подобные вещи. Я просто взял под козырек и пошел работать. Для чиновника не должно быть удивительным никакое предложение  вплоть до ухода на пенсию. Если ты идешь по этой стезе, ты всегда должен быть готов к подобным поворотам.
 Кого и по какому принципу пригласили в свою команду?
— Руководящий состав Госкорпорации обновился примерно на четверть. Первыми замами назначены люди, с которыми я 4 года работал в Аппарате Правительства, знал их также по работе в Минобороны — Андрей Ельчанинов и Александр Иванов, последний работал в отрасли при Комарове и знает ее изнутри. Не требовалось погружения, как другим.
В корпорации совершенно отсутствовал коммерческий блок, я его создал и пригласил возглавить Равиля Хакимова, у которого опыт работы и в бизнесе, и на госслужбе. Он работал в авиапроме и хорошо понимает, как устроен рынок.
В команде остались такие профессионалы, как исполнительный директор по пилотируемым космическим программам Сергей Крикалёв, финансист Максим Овчинников, исполнительный директор по перспективным программам и науке Александр Блошенко, заместитель по ракетостроению, эксплуатации наземной космической инфраструктуры, обеспечению качества и надежности Александр Лопатин, заместитель по реализации госпрограммы вооружения Олег Фролов и заместитель по космическим комплексам и системам Михаил Хайлов. Я перечислил не всех, конечно, но можно сказать, костяк я сохранил. 
Люди в команде разные, с разными позициями — считаю, это очень хорошо. Не хочу, чтобы со мной соглашались безоговорочно — хочу, чтобы спорили, доказывали свою точку зрения, думали! 
Не исключено, будут ещё назначения. Я в этом плане демократичен и считаю, заместители имеют право подбирать единомышленников, с кем им комфортнее работать. Для топ-менеджмента введён потолок зарплат. Создана система вознаграждений, адекватная экономическому состоянию корпорации. Когда ситуация коренным образом изменится, мы пересмотрим и систему поощрений тоже. Хотим мы того или нет, мы находимся в рынке, конкурируем за мозги и навыки. Я против популизма, но надо жить по средствам. 
Мы также оптимизировали структуру корпорации  с 670 человек до 609. Всё это позволит бюджету Роскосмоса сэкономить около 220 млн руб. в год. Подобные меры всегда болезненны, но они вызваны серьезной финансово-экономической ситуацией. Роскосмос живет на дивиденды с предприятий. А дивидендный поток в условиях санкционного воздействия и снижения доходов от международной деятельности серьезно просел. 
— Каково финансовое состояние госкорпорации сейчас?
— Госкорпорация, как и любое предприятие, имеет цель получить прибыль. Это достигается снижением себестоимости, поиском новых заказов, диверсификацией и инновациями. Сегодня финансово-экономическая ситуация в Роскосмосе говорит о том, что здесь, мягко говоря, не всё в порядке. В 2021 году убыток госкорпорации составлял 31 млрд. С учетом ситуации, сложившейся после 24 февраля, — отказа от ряда международных контрактов, в том числе по поставке двигателей, пусковых услуг — всё усугубилось. Прогнозируемые убытки по итогам 2022 года — больше 50 млрд руб. Основной источник убытков был связан с ненадлежащей организацией работы предприятий. Компании брались за выполнение госзаказа или за заказы самой госкорпорации, но не выполняли их в срок. Причины разные — от непоставки электронно-компонентной базы до недолжной организации процесса, хромала трудовая дисциплина в том числе. 
— Какие-то конкретные предприятия можете назвать?
— Практически все ведущие предприятия «Роскосмоса» не выполнили запланированные обязательства ни в 2021, ни в 2022 году. Это основная причина сложившегося финансового положения. Деньги под определенные сроки получили, а продукцию не сдали. Зарплату при этом вынуждены платить, нести накладные расходы — содержать здание, стендовую базу. Себестоимость работы вырастает. И прибыльный на старте контракт становится убыточным на финише.
 Как вы планируете решать эту проблему?
— В управлении ничего другого, кроме как кнут и пряник, пока не придумано. Первое, что было решено: нужно остановить стихийный перенос работ вправо. Сложнее всего было договориться о новых сроках с нашим основным заказчиком — Минобороны. По каждому случаю мы провели с военным ведомством детальный анализ причин и разработали догоночные графики выполнения работ. Они должны быть реалистичными, правдивыми и лежать в основе исправления ситуации. Мы многократно проанализировали укомплектованность электронно-компонентной базой, материалами, а также производственную и кадровую готовность предприятий, ну и, в конце концов, графики. Когда мы их согласовывали, главные конструкторы, менеджеры ставили подписи, мы их представляли заказчику, он соглашался с реальными сроками. Это и стало основой для исправления ситуации. 
В контракты всех менеджеров, руководителей предприятий, главных конструкторов мы внесли дополнительные условия: если срыв графиков идет на месяц, они подвергаются административному и материальному наказанию, в зависимости от тяжести и объективности. Если срыв на 2 месяца, значит, они не справляются, мы вправе расторгнуть контракты и пригласить кого-то другого. В условиях специальной военной операции за невыполнение гособоронзаказа предусмотрена и уголовная ответственность. Отступать некуда — я был вынужден вводить эти меры.  Но есть и пряник — если заказ выполняется раньше срока, нужно людей поощрять. Простые мотивационные вещи. После того, как стало понятно, когда мы рассчитываем завершить обязательства, сразу родился график по снижению дебиторской задолженности и просроченной дебиторской задолженности. Это бремя для нас, причина обращения в суды и выставления нам штрафных санкций. На каждой оперативке по вторникам мы уделяем особое внимание выполнению этих обязательств и серьезно анализируем предпосылки или факты срыва.
 Можете ли вы назвать текущий объем дебиторской задолженности?
— Она снижается. До разумных пределов, которые устроят и нас, как управленцев, и Минфин, как контролирующий орган, мы сведем её, наверное, к середине 2024 года.
 Разумный предел — это сколько?
— Это когда все деньги в работе, при этом, чтобы у тебя не было дефицита. Управленцы это должны чувствовать. 
— Близится 2023 год, и уже должна планироваться следующая Федеральная космическая программа. Будет ли меняться философия формирования ФКП?
— Будет меняться вся финансовая модель Госкорпорации — под новые цели и задачи. Федеральная космическая программа, как один из базовых источников финансирования, тоже будет пересмотрена. Но нельзя постоянно бегать за бюджетом, который всегда ограничен. 
Как я уже неоднократно говорил, ракетно-космическая отрасль сильно задолжала российской экономике. Количество и качество таких жизненно-важных услуг как связь, телевещание, ретрансляция, широкополосный доступ в интернет, навигация и дистанционное зондирование Земли определяются масштабом спутниковой группировки. При нынешней производственной модели — по сути, стапельной сборке, мы выпускаем по 15 спутников в год, теоретически можем нарастить производство до 42. Этого недостаточно. Наш основной приоритет — внедрить новую индустриальную модель производства космических аппаратов.
Основа серийного производства — выпуск однотипной надежной продукции. Вы же не можете строить завод и делать по 1-2 образца разных спутников. Поэтому унификация и стандартизация — два основных принципа, которые лежат в основе конвейерной сборки. Отрасль к этому была не готова. Мы с коллегами ищем пути, как её трансформировать, научиться массово выпускать спутники. 
Но это не самоцель. Цель — предоставление космической услуги. Она же предоставляется на земле. Информацию ещё нужно принять, обработать и раздать потенциальным потребителям. Это очень сложная задача. Значит, надо научиться делать универсальные космические платформы, которые будут перевыпускаться в большом количестве, служебную аппаратуру для спутников. Вот этот переход от стапельной сборки к конвейерной — достаточно серьезный и мучительный. Требует помимо перестройки производства и пересмотра подходов при проведении НИОКРов, смены привычного образа мыслить, люди не всегда готовы. Это беспокоит меня больше всего.
Как я уже сказал, одними бюджетными средствами здесь не обойтись. Инвестиции в проекты планируем привлекать в том числе и на рынке облигаций. Облигации, централизованно выпускаемые финансовой структурой «Роскосмоса», планируется размещать на российских биржевых площадках преимущественно среди уполномоченных банков, а также частных инвесторов на следующих условиях: предельный объем — до 50 млрд. рублей, срок —15 — 20 лет, выплата купонного дохода — каждый 181 день. Стартовый выпуск облигаций намечен на 2023 год в размере 10 млрд рублей. 
Эти средства станут основой для строительства двух серийных заводов для выпуска спутников. Один в кооперации с ИСС Решетнева — возможно в Красноярске, потому что там все компетенции. Другой — предположительно, в Московской области, потому что здесь куст других предприятий. Нужна оптимальная логистика, чтобы не возить материалы через всю страну.
Кроме того, мы планируем привлекать к строительству спутников частные компании — по этому пути давно идут США. 
— То есть, Мегафон и Сбер могут поучаствовать?
— Почему нет? Мегафон и Сбер, Газпром космические системы, Ситроникс, БАРЛ и много других компаний. Мы ведём переговоры, пытаемся выстроить взаимодействие. Много команд в Высшей школе — Физтехе, в Самарском государственном университете, в МГУ на космическом факультете, которые в той или иной степени занимаются разработкой перспективных технологий в достаточно широком диапазоне, а также спутникостроением. Без инноваций в отрасли прорывы невозможны. Только опираясь на новые проекты, мысли и людей можно что-то сдвинуть.
Разумеется, потребуется корректировка нормативной базы — рынок космических услуг должен стать привлекательным для частников. Эти услуги, как я уже сказал, должны продаваться, а не предоставляться бесплатно. 
— Что касается предоставления космических услуг — мы пока не можем их предоставить в нужном количестве и качестве?
— Сегодня космическая группировка России не обеспечивает в полном объёме весь тот перечень услуг, в котором нуждается наша экономика. Бизнес, ФОИВы, регионы опираются в том числе на информацию из космоса. По российскому законодательству, регулирующему космическую деятельность, все услуги бесплатные. Но само по себе понятие «бесплатные услуги» в рыночной экономике — нонсенс. Бесплатная услуга не стимулирует ни потребителя, ни ее производителя, который обеспечивает в том числе и качество. Все услуги должны быть платными. Безусловно, есть ряд потребителей, например, силовые структуры, которые продолжат их получать безвозмездно. 
 Изначально проект «Сфера» подразумевал развертывание группировки из 542 спутников, потом эти планы сузились до 162 аппаратов. Как сейчас оценивается потребность?
— «Сфера» — это совокупность космических группировок различного назначения. Количество спутников зависит от многих факторов. К примеру, чем больше спутников ДЗЗ обзорного типа находится на орбите, тем чаще вы видите ту или иную территорию, которая вас интересует. Вы можете поставить цель видеть эту территорию раз в сутки. Для этого нужна группировка с одним составом спутников. Можно поставить цель видеть ее 5 раз в сутки, а можно и через каждые 15 минут. Требования потенциальных потребителей услуг постоянно растут. Военные были бы удовлетворены, если вы видели любую территорию земного шара непрерывно. Информацию со спутников ДЗЗ нужно куда-то перебросить на Землю — в так называемую космическую магистраль, типа Старлинк как у Маска. Вот этим и определяется количество спутников в группировках и состав. «Сфера» сегодняшнего видения из-за финансовых ограничений носит характер в большей степени демонстрационный. Того, что погружено в ФКП и «Сферу», если пролонгировать это на рубеж 2030-го года, явно недостаточно для наших потребителей. И мы будем вместе с частными компаниями, с привлечением внебюджетных средств, работать над  созданием  более серьезной группировки. 
— Какой она должна быть?
— Идеология строения спутников и предоставления услуг во всём мире сильно изменилась. У нас исторически сложилось, что спутникостроительные фирмы в большей степени находятся в НИОКРах. Потому что они занимались строительством тяжелых спутников на высоких орбитах, а многоспутниковые системы — это как правило низкие орбиты. И гарантия качества услуг связана уже не с работоспособностью отдельного аппарата, а с состоянием всей космической группировки. Если там несколько сотен аппаратов, то выход из строя одного-двух не критичен. Более того, вы можете своевременно пополнить группировку. Снизились требования и по элементной базе, по срокам активного существования, изменились конструкторские решения. Цена стала во главу угла. То есть, космос стал прагматичным и бизнес-ориентированным. Если мы в России еще ведем разработку по принципу «затраты плюс», то во всем мире разрабатывают спутники под заданную стоимость. Нам нужно прийти к новой экономической модели, которая потянет за собой перестройку всей индустрии.
Мировая группировка сегодня — более 6700 космических аппаратов. И день ото дня она увеличивается. Сегодня Илон Маск выпускает по 6 спутников в день, планирует к 2030 году создать группировку аж в 42 тысячи спутников. Производственные мощности Китая — свыше 500 спутников в год. Активно наращивают производственные мощности Европа, Индия, все ведущие страны, а мы индустриальную модель проспали. Надо навёрстывать.
Хотим мы того или нет, но на рубеже 2025-2026 годов мы должны выпускать 200-250 спутников в год, вместо 15 сегодняшних. А к 2030 году выйти, как минимум, на спутник в день. Конечно, в одиночку это сделать тяжело, поэтому усилия коллег из частных компаний могут нам помочь. Мы вместе работаем над виртуальным обликом космической группировки, которая появится к 2030 году.
 Пока мы ищем решения, могли бы обратиться за помощью к тому же Китаю, у которого уже налажено серийное производство?
— Учиться никогда не поздно, и не нужно этого бояться. Сначала они учились у нас, теперь мы — у них. Да, мы учимся у них, выстраиваем контакты. Тем более, сегодня нас не очень-то ждут в Европе и в Америке... Будем выстраивать отношения с теми странами, которые хотят с нами работать.
— Как вы считаете, та правовая форма организации отрасли, которая совсем недолго существовала в середине прошлого десятилетия — промышленность отдельно (в лице ОРКК), а Роскосмос отдельно как федеральное агентство — была бы более рациональна сейчас? 
— Еще 10 лет назад у России было 40% на мировом рынке пусковых услуг. Мы упустили эти позиции. Давайте разберемся, почему и можно ли вернуться. Мы своевременно не озаботились созданием конкурентоспособной — и по техническим параметрам, и по экономическим показателям — ракеты-носителя.
Мы жили на старом багаже, доедая советское наследство. Мы просто проспали это время. Но постоянно ностальгировать по прошлому и возвращаться туда — не правильно. Надо четко рассчитывать свое будущее и место на мировом рынке. Россия не может себе позволить не иметь конкурентоспособную космическую отрасль. Мы должны и будем этим заниматься. И здесь важен правильный подход, опора на рыночные механизмы и рыночную экономику. Нужно делать это экономически выгодным, создавая конкурентоспособные решения, а не осваивать бюджетные средства и работать по принципу «затраты плюс» — постоянно находясь в НИОКРах и не выдавая результата. Я против подобной практики. Нам придется работать в условиях серьезной конкуренции. Но мы должны все равно иметь свою долю и на внешнем рынке и, как минимум в полной мере обеспечить космическими услугами потребности своей страны. Пока мы этого не делаем.
— Осталось ли какое-то взаимодействие с США, NASA — помимо МКС?
— Контакты продолжаются в основном, конечно, по теме функционирования МКС. Коллеги из НАСА и ЕКА заинтересованы в эксплуатации станции минимум до 2030 года. Я знаю, что они хотели бы и дальше.
 Но говорили же об уходе с МКС в 2024 году...
— Я говорил о выходе после 2024 года. Решение о выходе из проекта не моя прерогатива — это уровень постановления правительства. И все подскажет техника. Насколько станция будет способна функционировать на рубеже 2028 года. Никто сегодня не может с точностью до года, до месяца, сказать, что случится со станцией ближе к 2030 году. И мы должны иметь альтернативу, чтобы продолжать пилотируемую космонавтику ради будущих полетов к Луне, в дальний космос. Поэтому и родился проект Российской орбитальной станции, который мы сейчас форсируем. И в планах как раз на период 2028 года начинать формировать эту станцию, чтобы ни в коем случае не было перерыва в пилотируемой космонавтике. Надо учитывать американский опыт, когда они делали перерыв. Это очень серьезно отразилось на многих аспектах и компетенциях. Зачем повторять чужие ошибки?
— А когда будет построена РОС?
— В Роскосмосе еще денег на нее нет. Я не могу точно сказать, когда она появится. 12 апреля следующего года я надеюсь уже с исчерпывающими материалами прийти в Правительство РФ и к Президенту, доказать ее необходимость.
— Год назад гендиректор РКЦ «Прогресс» Дмитрий Баранов заявил, что Россия прекратила техническое проектирование сверхтяжелой ракеты «Енисей» для полетов на Луну. А вскоре занимавший тогда пост главы Роскосмоса Дмитрий Рогозин заявил, что разработка сверхтяжа никогда не прекращалась. Ведется ли сейчас разработка ракеты? Нужен ли нам сверхтяжелый носитель? 
— Если мы говорим о лунной программе и о полетах в дальний космос, тяжелый носитель абсолютно точно нужен. Но сегодня говорить о создании тяжелой ракеты как о первом приоритете мы не можем. Это не значит, что нужно сворачивать работы и вернуться к ним в 2035 или в 2040 году. Нельзя останавливать процесс освоения технологий, бросать заделы, эти работы будут продолжаться. Но сейчас на первой очереди космическая группировка. Во вторую очередь, надо развивать научный космос и пилотируемые программы. Конечно, мы должны задумываться и о дальнем космосе. Но надо правильно расставить приоритеты с учетом и финансово-экономических возможностей страны. Мы не можем идти, как шел Советский Союз, тратя огромные средства на пилотируемые программы в ущерб прикладным вещам. Приоритеты другие.
Но если бы вы услышали от меня, что мы не будем заниматься наукой и дальним космосом потому, что это не важно — меня надо было бы сразу снять с этого кресла и отправить улицы подметать.
— Геостационарные спутники «Экспрессы» начинены импортной ЭКБ (Thales Alenia и Aibus defence & space). Что будет завтра, когда, допустим, 1-2 выйдут из строя? Что вместо них будет запускаться и с какой начинкой? 
— Запускаться будут спутники с тем же функционалом, которые будет делать ИСС Решетнева, используя импортозамещение. Мы практически решили проблему импортозамещения в ГЛОНАСС. У нас же и там было достаточно серьезное присутствие иностранного ЭКБ и различного рода материалов. Как пример — «Глонасс-К2» в абсолютном большинстве опирается на отечественные решения. То же самое будет с «Экспрессами», то же самое мы сегодня закладываем и в «Сферу». Думаете, у нас есть иллюзии? Отнюдь. Мы живем в санкциях с 2014 года. А после 24 февраля о чем говорить?
— То есть российские предприятия уже делают необходимую отечественную оснастку?
— Электронная компонентная база — основа всей космической прибористики. Да, нам стало сложно покупать ее по сложившейся с 1990-х годов схеме у партнеров из Европы и Америки. Они перестали нам продавать. Сегодня всё это — под серьезными санкциями. Но они же не одни в мире. Существуют и другие страны, которые готовы с нами работать.
— Со следующего года финансирование проекта ГЛОНАСС будет урезано на 394,2 млн руб., а в 2024 г. – на 650,7 млн руб. Это связано «с невозможностью выполнения отдельных госконтрактов в условиях внешних санкционных ограничений», говорится в проекте бюджета на 2023-2025 гг. Не могли бы вы уточнить какие госконтракты не удалось выполнить и почему?
—  ГЛОНАСС содержит то количество спутников, которое предусмотрено, даже с резервом. И пополнение космической группировки идёт по мере выхода спутников из строя. На орбите несколько типажей спутников — «Глонасс-М», «Глонасс-К». Группировке уже несколько десятков лет и, естественно, промышленность выпускает новые улучшенные модификации. У них различные сроки активного существования, и на практике они их превышают. Пополняем по мере выхода из строя. Мы — по крайней мере, сегодня — не испытываем проблем с этой группировкой двойного назначения. Точностные характеристики, которые ждут от этой системы, сегодня вполне конкурентоспособные и с GPS, и с Галилео, и с Бэйдоу.
— Количество санкций, которые ввели, в частности, против космической отрасли — беспрецедентное. Как вы думаете, могут ли они в каком-то обозримом будущем быть сняты? Если нет, каков наш план?
— Наш план — работать и не создавать самим себе сложности. Желающих вокруг и так много. Потому что космос — достояние общечеловеческое. Нужно искать возможности объединять усилия, ведь познание дальнего космоса — дорогое удовольствие. Программа международной космической станции обогатила все страны. Это признают и европейцы, и японцы, и мы, и американцы. Мы не будем отказываться от сотрудничества. В сегодняшних условиях отгораживаться от кооперации там, где она еще есть и очень для нас важна — все равно, что самим себе отрубать пальцы.  Это в чистом виде популизм, вредный для страны и безответственный. Не хотят сегодня с нами работать Европа и США, это их выбор. Но есть другие страны, которые с нами с удовольствием сотрудничают. Будем строить отношения с ними. Соглашение по лунной программе с Китаем — пример этого. Нельзя замыкаться внутри одной страны, сейчас никто так не поступает. Жаль, что это случилось, но не в моих силах повлиять на политическую ситуацию. Важно помнить: любая война когда-нибудь заканчивается миром. На смену напряженности придёт разрядка. По крайней мере, надеемся на это.
Беседовали Инна Сидоркова и Иван Чеберко, «Ведомости»
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Iv-v

ЦитироватьЕще 10 лет назад у России было 40% на мировом рынке пусковых услуг. Мы упустили эти позиции. Давайте разберемся, почему и можно ли вернуться. Мы своевременно не озаботились созданием конкурентоспособной — и по техническим параметрам, и по экономическим показателям — ракеты-носителя.
Мы жили на старом багаже, доедая советское наследство. Мы просто проспали это время. Но постоянно ностальгировать по прошлому и возвращаться туда — не правильно.
Ну, флаг в руки.
73!

Старый

Цитата: АниКей от 21.12.2022 15:37:45Кроме того, мы планируем привлекать к строительству спутников частные компании — по этому пути давно идут США.
Он понимает о чём говорит и что говорит? 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер