Сигнал «Контакт подъема» (Lift off): как формируется?

Автор Вован, 26.03.2008 15:11:10

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Вован

Цитировать
ЦитироватьДо высоты полета 16 метров - ниоткуда :cry:
В смысле?

В смысле до этой высоты никакая аппаратура со стороны не меряет параметры движения РН "Зенит" :roll:
Байконур надолго - навсегда

бобры

ЦитироватьВ смысле до этой высоты никакая аппаратура со стороны не меряет параметры движения РН "Зенит" :roll:
Я имел в виду телеметрию с борта ракеты, а не внешнетраекторные измерения. Вообще я не вижу никаких проблем с вычислением g в процессе полета, исходя из текущих координат ракеты.

Дмитрий В.

ЦитироватьВообще я не вижу никаких проблем с вычислением g в процессе полета, исходя из текущих координат ракеты.
О! А что, уже кто-то заявлял о трудностях вычисления g? (может, невнимательно читал  :oops: )
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Вован

Измерение параметров полета РН (скорости и углы) проводится станциями типа «Кама» (с антеннами, излучающими сигналы, которые принимаются и отправляются обратно приемоответчиком на борту РН, принимающими обратный сигнал с борта, анализирующими изменение параметров). К сожалению, до какой-то небольшой высоты «Кама» бортовой приемоответчик не видит

Байконур надолго - навсегда

Вован

С РН «Протон М», «Союз-2», РКН «Зенит-3SLБ» вместо "Камы" работает уже спутниковая навигационная система
Байконур надолго - навсегда

Вован

ЦитироватьВован пишет:
 У Зенита: отсчет времени начинается с окончания точного приведения гиростабилизированной платформы (ГСП) и перехода на силовую стабилизацию, ракета стартует, ходом РН расстыковываются электроразрывные соединители (ЭРС) типа «Бутан». Расстыковка происходит при подъеме РН относительно блока разъемов кабель-мачты на 80 мм. Сигнал КП формируется в наземной части проверочно-пускового комплекса и на борту РН.
КП от наземки выдается на пульты наземных систем управления и разрешает завершить некоторые операции на стартовом оборудовании (подачу сжатых газов, гарантированное закрытие защитных устройств и др.), а также приступить к заключительным операциям на СК.
На борту от КП отсчитывается время для отключения предварительного наддува баков первой ступени, включения основного наддува баков и т.д.
Сигнал КП нужен командно-измерительному комплексу для начала записи параметров РН в полете с помощью аппаратуры пристартового измерительного пункта (ИП), передачи сигнала на другие ИП (вплоть до плавучих) и в ЦУП, а также для ведения репортажа о пуске и полете РН.

Можно еще сформировать сигнал КП при сходе РН «Зенит» с опор и отжатии концевых выключателей, которые имеются на каждой стартовой опоре.



Но тогда на борту РН в системе управления сигнала КП не будет.
Байконур надолго - навсегда

Вован

Взглянув на «Бутаны», обеспечивающие при расстыковке сигнал КП, возникает вопрос: куда здесь в «Бутан»-папу втыкать ответные электроразъемы (маму)?

Байконур надолго - навсегда

Salo

Цитировать
ЦитироватьВован - Вы часом не в курсе - в Алькантаре такой же простой старт строить будут для Циклона ?

Более "молодой" старт Циклона в Плесецке уже непрост, имеет газоотводный канал :wink:
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Вован

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьВован - Вы часом не в курсе - в Алькантаре такой же простой старт строить будут для Циклона ?

Более "молодой" старт Циклона в Плесецке уже непрост, имеет газоотводный канал :wink:

На ПУ Циклона в Плесецке нет пирамиды газоотражателя, газы отводятся вниз под стол и выходят в стороны и вверх справа и слева от стола
Байконур надолго - навсегда

Вован

В ответных разъемах «Бутан»-мамах электрических дырочек тоже не наблюдается :oops:

Байконур надолго - навсегда

Salo

ЦитироватьНа ПУ Циклона в Плесецке нет пирамиды газоотражателя, газы отводятся вниз под стол и выходят в стороны и вверх справа и слева от стола

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Вован

РН «Энергия». Отсчет времени наверняка начинался с окончания точного приведения гиростабилизированной платформы и перехода на силовую стабилизацию. Сигнал КП появлялся при отделении РН от переходного стыковочного блока (блока Я). Поскольку электроразъемы между РН и блоком Я были типа «Бутан», то их расстыковка и формирование КП происходили так же, как у «Зенита» сейчас. Только количество ЭРС было больше, чем 9 шт.

Байконур надолго - навсегда

Pyhesty

сигнал видимо передается на несущей по одному контакту.

ЦитироватьВ ответных разъемах «Бутан»-мамах электрических дырочек тоже не наблюдается :oops:

------------------------------------
лучшее - враг хорошего

Alexc

Цитировать1. Акселерометр НЕ ЗНАЕТ, ЧЕМУ РАВНО g И НЕ МОЖЕТ ЕГО "ВЫЧЕСТЬ". В общем случае ость чувствительности акселерометра даже не параллельна продольной оси ракеты, мало того, угол между этими осями при движении по траектории изменяется.
2. Больше того, попытка "вычесть" g приведёт к линейно нарастающей (из-за интегрирования) со временем ошибке в определении скорости, если мы неточно знаем это самое "же".
3. Акселерометр НЕ МОЖЕТ ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ момент начала подъёма. ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО он его определяет, да, и тем точнее, чем больше стартовая тяговооружённость, но ошибка по скорости не зависит от тяговооружённости и для МБР, как правило, неприемлема.
Я уже почти все забыл и могу лажануться  :oops:  но-
1. Если нет изменеия ускорения от состоянмя покоя, нет и изменения скорости. Значит СУ "должна" знать что движение не начато. СУ также "помнит" истоию, и  "должна" знать текушую скорость и положение. Знание текущего положение - дает закон изменеия G/
Вопрос о точности акселерометров - отдельный, но насколько я помню - от момента разаретирования до начала движения уход был практически не заметен.
2. Можно мерить не само ускорение, а его изиенения - градиентные приемники

По тому изделию что мы учили - КП использовался для запуска програмно задающего механизма, а СУ его помоему не использовала ...
Но могу и ошибиться - давно это было
Удачи, Алексей

Вован

Цитироватьсигнал видимо передается на несущей по одному контакту.

ЦитироватьВ ответных разъемах «Бутан»-мамах электрических дырочек тоже не наблюдается :oops:


Между нами говоря, в каждом "Бутане" имеется 224 контакта :D
Байконур надолго - навсегда

Андрей Суворов

Я тоже уже всё забыл, но "у того изделия что мы учили" (с) ГИЛУ стоял наклонно, разарретировался за секунду или около того до перевода двигательной установки на главную ступень.

Если я помню теорию, то для управления дальностью за счёт одного интегрирующего акселерометра ось его чувствительности должна стоять приблизительно параллельно вектору скорости в точке бросания.

При этом для МБР проекция "же" на эту ось составляет что-то типа 1/6. Соответственно, и стартовую перегрузку оно будет чувствовать в той же степени. Вдобавок, у ГИЛУ выходным сигналом является частота следования меток оптического датчика, что неизбежно вносит дискретность в текущее определение ускорения.

Я не помню, честное слово, НЕ ПОМНЮ, как оно обстояло тогда, но помню, что много теории было направлено на упрощение счётно-решающего прибора, который должен был в реальном времени на борту вычислять функционал дальности.

Конечно, если у нас на борту достаточно мощная БЦВМ, акселерометры не интегрирующие, а пропорциональные, то задача определения момента начала движения успешно решается. Но ни на Протон-К, ни на Союз-У, ни на Циклон-2/3, ни на Космос-3М БЦВМ нету, и стартовый комплекс должен помочь ракете с определением начала движения.

jettero

ЦитироватьКонечно, если у нас на борту достаточно мощная БЦВМ, акселерометры не интегрирующие, а пропорциональные, то задача определения момента начала движения успешно решается. Но ни на Протон-К, ни на Союз-У, ни на Циклон-2/3, ни на Космос-3М БЦВМ нету, и стартовый комплекс должен помочь ракете с определением начала движения.
Сейчас это можно сделать на одной микросхеме - и акселерометр и обработку сигнала - фильтрацию, дифференцирование и выдачу сигнала КП. Но пока проще выдавать КП как есть - через растыковку разъемов. А вот если на борту уже есть баллистический комп, который считает траекторию, то тогда конечно он сам определит подъем и будет правильнее с него считать КП ИМХО.

Вован

Старый напоминает форумчанам, что для бортовой инерциальной навигационной системы контакт подъёма действительно не нужен. ИНС устроена так, что интегрирует только ускорения относительно точки пуска, ускорения, создаваемые как силой тяжести, так и вращением Земли, она успешно отсекает. В качестве иллюстрации можно привести авиационные ИНС - самолёт летает по сложным траекториям, с разными мёртвыми петлями и т.п., однако бортовая ИНС строго показывает его координаты относительно места старта и никакие вертикальные компоненты g, а также смещение точки старта за счёт вращения Земли, на неё не действуют. Принцип действия ИНС построен так, что она всё время держит местную вертикаль (независимо от того, в какой точке круглой Земли находится) и вычитает g, действующее вдоль этой вертикали.
 Таким образом, для ракет, снабжённых ИНС, момент контакта подъёма для счисления координат действительно не нужен.
Байконур надолго - навсегда

Alexc

ЦитироватьЯ тоже уже всё забыл, но "у того изделия что мы учили" (с) ....
Как я помню для МБР (Опять же, если не наложилось от более поздних  времен)
Там два аспекта:
1. СУ обрабатывает показания акселерометров, считает проекции  скорости, сравнивает полученное с програмно заданым и выдает управляющее воздействие для минимизации разницы. Ну еше комманды, по достижению неких параметров. Время вообще и  время КП в частности вообщем то не  нужны.  Вопрос вычисляется или нет текущее положение явно - не существенен, но вся необходимая информация присутсвует  (как минимум поправки на изменение G вводились)
2. Прграммно задающее устройство - вот оно то точно должно быть запушено в момент КП. И собственно отнего и запускается. Можно ли формировать команду запуска от внутренних источников? наверняка можно, но в изделиях 50-60-70 гг врядли реализовывалось.


Баллистический комп и прочие прелести - это скорее для возможности не жеско заданной траектории  

Если где набрехал, поправьте кто знает
Удачи, Алексей

Вован

От Старого. У КП есть ещё две важные функции:
Первое - это введение блокировки на АВД. При запуске двигателей и выходе их на режим если обнаружатся отклонения в их работе, то двигатели можно выключить. При этом ничего страшного не произойдёт - ракета останется стоять на стартовом столе. Но если ракета уже оторвалась от стола, то в случае АВД авария с тяжёлыми последствиями неминуема. Поэтому по сигналу КП вводится блокировка команды АВД на какое-то время, достаточное для того, чтобы ракета ушла подальше от ПУ.
И второе...
Байконур надолго - навсегда