РД на метане

Автор MKOLOM, 17.05.2004 16:03:47

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Разъём

А можно у уважаемых коллег-двигателистов помочь разобраться. В этой теме уже встречал термин «демонстратор». В НИР «ДУ СВ» - опытный образец. Также встречается экспериментальный макет...
Как я понимаю есть РК-(какой сейчас используется?). В соответствии с ним:
-выпустили ЭП
-провели автономные экспериментальные испытания отдельных элементов и агрегатов
-выпустили РКД, параллельно – подготовка производства и испытательной базы
-собрали экспериментальную модель-стенд для отработки отдельные узлов/агрегатов
-собрали демонстратор (?)
-собрали опытный образец (?)
-изготовили штатный образец для наземной отработки (проливочные испытания, «горячие» испытания, ОСИ и пр.)
-изготовили штатный образец для ЛКИ
Что не так? Где в этой последовательности РД0162Д2А и РД-0177?

Serge V Iz

#4861
ЦитироватьЧто не так?
Принципиальных "не так" тут нет.
Состав пунктов перечисления определяется ТЗ и контрактом. Например, какой-нибудь "демонстратор" или "стенд", теоретически может быть прямо не поименован, а необходимость его создания определяться разработчиком, в рамках сроков и средств, отпущенных на экспериментальную отработку одним чохом. Степень готовности такого демонстратора к постановке на производство, как серийного изделия, обычно не очень-то определена, за ненадобностью.

А опытный образец/партия - гораздо более формальная вещь. Он, и результаты его испытаний, являются вещественным доказательством того, что разработанная в интересах заказчика КД и технология действительно позволяет производить на реально существующем производстве продукцию, отвечающую всем предъявленным требованиям.

По тексту ТЗ, которое тут выкладывали, похоже, что демонстратор - 0162, ОО - 0177.

Сергей

Цитата: Serge  V Iz от 12.06.2020 13:34:48
Цитата: undefinedЧто не так?
Принципиальных "не так" тут нет.
Состав пунктов перечисления определяется ТЗ и контрактом. Например, какой-нибудь "демонстратор" или "стенд", теоретически может быть прямо не поименован, а необходимость его создания определяться разработчиком, в рамках сроков и средств, отпущенных на экспериментальную отработку одним чохом. Степень готовности такого демонстратора к постановке на производство, как серийного изделия, обычно не очень-то определена, за ненадобностью.

А опытный образец/партия - гораздо более формальная вещь. Он, и результаты его испытаний, являются вещественным доказательством того, что разработанная в интересах заказчика КД и технология действительно позволяет производить на реально существующем производстве продукцию, отвечающую всем предъявленным требованиям.

По тексту ТЗ, которое тут выкладывали, похоже, что демонстратор - 0162, ОО - 0177.
РД0162Д2А- земная тяга примерно 40 тс, проходил первое ОСИ 29 декабря 2016 г., стендовый движок, основные блоки : КС, ГГ, автоматика, САЗ . ТНА -стендовый.
РД0177- примерно то же самое, но номинальная земная тяга 85 тс. 
РД0169 - опытный образец, почти все штатное, в т.ч. ТНА. По результатам ОСИ доработки.

Разъём

Спасибо за ответы. Т.е. я так понимаю вчитываясь в ТЗ ДУ СВ 2020-2025:
* по 7,5 тс двигателю: провели испытания С5.86.1000-0 №3 (демонстратор) и на этом все закончилось
* по 40 тс двигателю: провели испытания РД0162Д2А (экспериментальный стендовый двигатель) и все
* по 85 тс двигателю: выпустили ЭП, к 2025 построят РД-0177 (экспериментальный стендовый двигатель) и затем опытный образец РД-0169. Его наземную отработку будут проводить уже по следующей НИР после 2025
* по 360 тс двигателю: выпустили ЭП в рамках Союз-5.1 (РД-0164) и затем полностью забросили.
А где в этой логике демонстратор на 40 тс, о котором часто упоминают в прессе?

прагматик

Цитата: Сергей от 12.06.2020 22:30:55РД0162Д2А- земная тяга примерно 40 тс, проходил первое ОСИ 29 декабря 2016 г., стендовый движок, основные блоки : КС, ГГ, автоматика, САЗ . ТНА -стендовый.
РД0177- примерно то же самое, но номинальная земная тяга 85 тс. 
РД0169 - опытный образец, почти все штатное, в т.ч. ТНА. По результатам ОСИ доработки.
какая тяга РД является целевой?

Искандер

Цитата: Разъём от 12.06.2020 23:15:01Спасибо за ответы. Т.е. я так понимаю вчитываясь в ТЗ ДУ СВ 2020-2025:
* по 7,5 тс двигателю: провели испытания С5.86.1000-0 №3 (демонстратор) и на этом все закончилось
* по 40 тс двигателю: провели испытания РД0162Д2А (экспериментальный стендовый двигатель) и все
* по 85 тс двигателю: выпустили ЭП, к 2025 построят РД-0177 (экспериментальный стендовый двигатель) и затем опытный образец РД-0169. Его наземную отработку будут проводить уже по следующей НИР после 2025
* по 360 тс двигателю: выпустили ЭП в рамках Союз-5.1 (РД-0164) и затем полностью забросили.
А где в этой логике демонстратор на 40 тс, о котором часто упоминают в прессе?
Если всё так печально, то нужно срочно строгать С5/С6 и не мучиться.
Двигатели облётаны, для С6 так совсем.
Ускорители бы им...
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt

Seerndv

- у С5/С6 крупный недостаток. 
Они не принадлежат "Энергомашу" на сегодняшний день  ;D
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Max Andriyahov

Цитата: Seerndv от 13.06.2020 14:38:58- у С5/С6 крупный недостаток.
Они не принадлежат "Энергомашу" на сегодняшний день  ;D
как может принадлежать то, что не существует?

Serge V Iz

Цитата: прагматик от 13.06.2020 00:41:49...
какая тяга РД является целевой?

Цитата: Salo от 04.06.2020 21:56:11...
3.2.6.1 Двигатель:
Параметр   Значение параметра (ОР*) 1

Тяга двигателя, кН (тс) на Земле  833,6 (85,0)
Тяга двигателя, кН (тс) в пустоте     -
Удельный импульс тяги двигателя без учёта потерь на наддув бака «Г», м/с (кгс-с/кг)
- на Земле    3060,0 (312,0)
- в пустоте    3451,9 (352,0)
...

Seerndv

Цитата: Max Andriyahov от 13.06.2020 16:53:08как может принадлежать то, что не существует?
ЦитироватьРЕСУРСНОЕ ИСПЫТАНИЕ ЖРД НА ТОПЛИВНОЙ ПАРЕ ЖИДКИЙ КИСЛОРОД + СЖИЖЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ
Игорь Александрович Смирнов, генеральный конструктор КБхиммаш им. А.М. Исаева
Алексей Геннадиевич Яковлев, ведущий специалист КБхиммаш им. А.М. Исаева
Владимир Николаевич Бережной, заместитель начальникаиспытательной станции НИЦ РКП
 
29 сентября 2010 г. состоялось успешное ресурсное огневое испытание двигателя-демонстратора С5.86.1000-0 № 2 разработки "Конструкторского бюро химического машиностроения имени А.М. Исаева" - филиала ФГУП "ГКНПЦ имени М.В. Хруничева" на топливной паре "жидкий кислород + сжиженный природный газ". Огневое испытание длительностью 1160 секунд было проведено на стенде ФКП "Научно-испытательный центр ракетно-космической промышленности" в рамках ОКР "Двигатель-2015-КБХМ" по заказу ГНЦ ФГУП "Центр Келдыша".
Основными задачами огневого испытания (ОИ) являлись:
- подтверждение работоспособности двигателя на длительном (более 1000 секунд) включении;
- подтверждение отсутствия накопления твердой фазы как в тракте охлаждения камеры сгорания (КС), так и в газовом тракте (газогенератор - турбина) двигателя;
- получения необходимых экспериментальных данных для уточнения методики расчета охлаждения КС при использовании СПГ в качестве охладителя;
- исследование динамики выхода охлаждающего тракта КС на установившийся тепловой режим;
- исследование вопросов, связанных с оптимизацией технических решений по обеспечению запуска, управления, регулирования и пр. с учетом особенностей СПГ.
ОИ жидкостных ракетных двигателей (ЖРД) разработки КБхиммаш на топливной паре ЖК+СПГ (содержание метана 90...98%) проводятся в НИЦ РКП начиная с 1997 года. После пяти ОИ двух экземпляров адаптированного для использования топливной пары ЖК+СПГ кислородно-водородного ЖРД КВД1, был разработан, изготовлен и испытан ЖРД С5.86 тягой 7,5 тс, специально предназначенный для работы на топливной паре ЖК+СПГ. ЖРД включает камеру сгорания, турбонасосный агрегат, пиротехнические воспламенители, клапаны, регулятор тяги, дроссель регулирования соотношения расходов компонентов топлива, средства измерения и пр. ЖРД работает по замкнутому циклу с дожиганием газа с избытком горючего в КС. Были получены положительные результаты по запуску и останову ЖРД, работе на установившихся режимах по тяге и соотношению расходов компонентов топлива (в соответствии с управляющими воздействиями). Но одна из основных задач - экспериментальная проверка отсутствия накопления твердой фазы в тракте охлаждения камеры и в газовом тракте ЖРД при достаточно длительных включениях - не могла быть выполнена из-за ограниченного объема стендовых емкостей СПГ (максимальная длительность включения составляла 68 секунд). Поэтому в 2010 году было принято решение организовать новое рабочее место, позволяющее проводить ОИ длительностью не менее 1000 секунд.
В качестве нового рабочего места был использован стенд для испытаний кислородно-водородных ЖРД, обладающий емкостями соответствующего объема. При подготовке к испытанию был учтен значительный опыт, полученный ранее при проведении семи ОИ. В период с июня по сентябрь 2010 года была проведена доработка стендовых систем жидкого водорода для использования СПГ, установлен на стенд ЖРД С5.86.1000-0 № 2, проведены комплексные проверки систем измерения, управления, аварийной защиты, регулирования соотношения расходов компонентов топлива и давления в КС. Перед этим 25 июня 2009 г. двигатель прошел ОИ с положительным результатом: одно включение продолжительностью 60 секунд в диапазоне изменения соотношения компонентов 2,34...2,84 и давления в камере сгорания 56,2...61,6 кгс/см2.
Заправка стендовых емкостей системы жидкого водорода СПГ производилась из транспортной емкости заправщика (объем 56,4 м3 с заправкой 16 т) с помощью блока заправки, включающего теплообменник, фильтры, запорную арматуру, средства измерения и пр. После завершения заправки стендовых емкостей были проведены захолаживание и заливка стендовых магистралей подачи компонентов топлива в двигатель.
Запуск двигателя и его работа на режиме проходили нормально. Изменения режима происходили в соответствии с воздействиями системы управления. Приблизительно с 1100 секунды двигатель работал при постоянно нарастающей температуре газогенераторного газа. Вследствие этого было принято решение об останове двигателя, выключение прошло по команде на 1160,88 секунде без замечаний. Причиной роста температуры явилась возникшая в ходе испытания негерметичность выходного коллектора тракта охлаждения КС.
Анализ результатов проведенного ОИ позволяет сделать следующее заключение:
- в процессе работы параметры двигателя были стабильны на режимах при различных сочетаниях соотношения расходов компонентов топлива (2,42...3,03) и тяги (6311...7340 кгс);
- подтверждено отсутствие образований твердой фазы в газовом тракте и отсутствие коксовых отложений в жидкостном тракте двигателя;
- получены необходимые экспериментальные данные для уточнения методики расчета охлаждения КС при использовании СПГ в качестве охладителя;
- исследована динамика выхода охлаждающего тракта КС на установившийся тепловой режим;
- подтверждена правильность технических решений по обеспечению запуска, управления, регулирования и пр. с учетом особенностей СПГ;
- разрабатываемый ЖРД С5.86 тягой 7,5 тс (или связка двигателей) может быть использован как маршевый двигатель в перспективных разгонных блоках и верхних ступенях РН;
- полученные положительные результаты проведенного ОИ подтверждают целесообразность дальнейших экспериментальных работ по созданию ЖРД на топливной паре ЖК+СПГ.
Основными проблемами, которые целесообразно решить при продолжении ОКР, являются:
- дальнейшее изучение теплофизических свойств СПГ как охладителя;
- проверка сходимости характеристик основных агрегатов на разных режимах, полученных на воде и СПГ;
- экспериментальная проверка возможного влияния состава природного газа на характеристики основных агрегатов;
- исследование характеристик ЖРД в более широком диапазоне изменения режимов работы и основных параметров как при единичном включении, так и при многоразовых (2 - 6) включениях.
Справка. Кислородно-водородный ЖРД КВД1 разработки КБхиммаш в настоящее время эксплуатируется в составе разгонного блока 12КРБ (разработка ГКНПЦ им. М.В. Хруничева) индийской РН GSLV.
Литература
1. Морозов В.И., Заславский Е.Л., Морозов Р.Ф., Орлов Н.Н., Смирнов И.А., Яковлев А.Г. Российские жидкостные ракетные двигатели на экологически чистых компонентах топлива для разгонных блоков ракет-носителей // Альтернативная энергетика и экология ISJAEE, №3 (59), 2008.
2. Орлов Н.Н., Смирнов И.А., Яковлев А.Г. Работы КБхиммаш им.А.М.Исаева по освоению топливной пары компонентов жидкий кислород + сжиженный природный газ с содержанием метана 90...98% // Двигатель, №5 (65), 2009.
3. Кузин А.И., Рачук В.С., Коротеев А.С., Каторгин Б.И., Смирнов И.А., Вахниченко В.В., Лозин С.Н., Лехов П.А., Семенов А.И., Иевлев А.В., Ефимочкин А.Ф., Клепиков И.А., Лихванцев А.А., Петров В.И., Ромашкин А.М., Гусев Ю.Г., Яковлев А.Г. Обоснование выбора компонентов ракетного топлива для двигательных установок первой ступени многоразовой ракетно-космической системы // Авиакосмическая техника и технология, №1, 2010.
4. Афанасьев И. Рекордные испытания двигателя на метане // Новости космонавтики, №11 (334), 2010
.
 
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

прагматик

Цитата: Seerndv от 13.06.2020 17:14:02как маршевый двигатель в перспективных разгонных блоках и верхних ступенях РН;
т.е. про маршевый даже и не мечтают, .....

Ну да, если для союза 5, перевозка не габарита по ж/д является ограничительным фактором, то у газа при меньшей его плотности и соответственно при больших бака, Ж/Д уже не пропустит..... на космодром.
И если гипотетически иметь газ природный или водород на первых ступенях, то нужно уж доставлять баки воздушным способом, как при СССР.

Bell

Цитата: Seerndv от 13.06.2020 17:14:02
Цитата: Max Andriyahov от 13.06.2020 16:53:08как может принадлежать то, что не существует?
Цитата: undefinedРЕСУРСНОЕ ИСПЫТАНИЕ ЖРД НА ТОПЛИВНОЙ ПАРЕ ЖИДКИЙ КИСЛОРОД + СЖИЖЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ
Игорь Александрович Смирнов, генеральный конструктор КБхиммаш им. А.М. Исаева
Алексей Геннадиевич Яковлев, ведущий специалист КБхиммаш им. А.М. Исаева
Владимир Николаевич Бережной, заместитель начальникаиспытательной станции НИЦ РКП
29 сентября 2010 г.
10 лет - полет нормальный?
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Дмитрий В.

Цитата: Bell от 13.06.2020 17:51:16
Цитата: Seerndv от 13.06.2020 17:14:02
Цитата: Max Andriyahov от 13.06.2020 16:53:08как может принадлежать то, что не существует?
Цитата: undefinedРЕСУРСНОЕ ИСПЫТАНИЕ ЖРД НА ТОПЛИВНОЙ ПАРЕ ЖИДКИЙ КИСЛОРОД + СЖИЖЕННЫЙ ПРИРОДНЫЙ ГАЗ
Игорь Александрович Смирнов, генеральный конструктор КБхиммаш им. А.М. Исаева
Алексей Геннадиевич Яковлев, ведущий специалист КБхиммаш им. А.М. Исаева
Владимир Николаевич Бережной, заместитель начальникаиспытательной станции НИЦ РКП
29 сентября 2010 г.
10 лет - полет нормальный?
пролёт
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Разъём

Цитата: Bell от 13.06.2020 17:51:1610 лет - полет нормальный?
Были еще испытания 3-го образца в 2016

Кубик

Цитата: прагматик от 13.06.2020 17:29:45
Цитата: Seerndv от 13.06.2020 17:14:02как маршевый двигатель в перспективных разгонных блоках и верхних ступенях РН;
т.е. про маршевый даже и не мечтают, .....

Ну да, если для союза 5, перевозка не габарита по ж/д является ограничительным фактором, то у газа при меньшей его плотности и соответственно при больших бака, Ж/Д уже не пропустит..... на космодром.
И если гипотетически иметь газ природный или водород на первых ступенях, то нужно уж доставлять баки воздушным способом, как при СССР.
Никак не хочется без таскания самолётами огромных пустых бандур обойтись, вместо изготовления именно баков на месте..Тоже мне, развитие региона и т.д. и т.п...
И бесы веруют... И - трепещут!

прагматик

Цитата: Кубик от 14.06.2020 02:41:13
Цитата: прагматик от 13.06.2020 17:29:45
Цитата: Seerndv от 13.06.2020 17:14:02как маршевый двигатель в перспективных разгонных блоках и верхних ступенях РН;
т.е. про маршевый даже и не мечтают, .....

Ну да, если для союза 5, перевозка не габарита по ж/д является ограничительным фактором, то у газа при меньшей его плотности и соответственно при больших бака, Ж/Д уже не пропустит..... на космодром.
И если гипотетически иметь газ природный или водород на первых ступенях, то нужно уж доставлять баки воздушным способом, как при СССР.
Никак не хочется без таскания самолётами огромных пустых бандур обойтись, вместо изготовления именно баков на месте..Тоже мне, развитие региона и т.д. и т.п...
логично, завод по производству баков под сжиженный газ или водород, и сборку всего этого,... надо делать не в Москве или в Омске, а на космодроме. У нас нет морской доставки баков как в США или ЕС.

Старый

Цитата: Кубик от 14.06.2020 02:41:13Никак не хочется без таскания самолётами огромных пустых бандур обойтись, вместо изготовления именно баков на месте..Тоже мне, развитие региона и т.д. и т.п...
Для чего предназначена космическая деятельность? Для таскания самолётами пустых бандур и "развития регионов" или для полётов в космос? 
 "Развитие регионов" тоже включим в космический бюджет и в цену запусков?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

vlad7308

Цитата: прагматик от 14.06.2020 13:56:14логично, завод по производству баков под сжиженный газ или водород, и сборку всего этого,... надо делать не в Москве или в Омске, а на космодроме. У нас нет морской доставки баков как в США или ЕС.
во-во, как только у Маска получится в чистом поле баки Ф9м варить, так и наши через несколько лет подтянутся :)
это оценочное суждение

Кубик

Цитата: Старый от 14.06.2020 13:59:06
Цитата: Кубик от 14.06.2020 02:41:13Никак не хочется без таскания самолётами огромных пустых бандур обойтись, вместо изготовления именно баков на месте..Тоже мне, развитие региона и т.д. и т.п...
Для чего предназначена космическая деятельность? Для таскания самолётами пустых бандур и "развития регионов" или для полётов в космос?
 "Развитие регионов" тоже включим в космический бюджет и в цену запусков?
Всего-то надо использовать уже имеющиеся в развитии мощности - и авиастроение. и даже судостроение - всё равно наращивают, да и с газами перспектива есть.. А что, затевать создание специального самолёта - это достойная альтернатива? Под неё ни производство не надо расширять, ни испытания проводить? ??? Тогда лучше делать баки с крыльями и хвостами, таскать их на буксире.. ;)
И бесы веруют... И - трепещут!

Плейшнер

Цитата: прагматик от 13.06.2020 17:29:45И если гипотетически иметь газ природный или водород на первых ступенях, то нужно уж доставлять баки воздушным способом, как при СССР.
СПГ и водород в данном вопросе нельзя грести под одну гребенку.

Ракетный блок придающий ракете одинаковый импульс:
метановый больше керосинового в 1,15 раза (на 15% )
водородный больше керосинового в 2,5 раза (на 150% )
Почувствуйте разницу.
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!