Прогресс МС-21 (№451) – Союз-2-1а – Байконур 31/6 – 26.10.2022 03:20 ДМВ

Автор zandr, 26.10.2021 08:09:45

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Штуцер

Все, надоело. Ботан, ты эти трубки видел? По изделию с шлангом ПТИ лазил?
0.6 мм дыра в трубопроводе - это гигантскаЯ течь.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Дмитрий Инфан

Цитата: Штуцер от 13.02.2023 08:38:3150 лет и сотни аппаратов он был односекционным, а теперь вдруг должен стать многосекционным с кучей клапанов, дополнительным бачком с теплоносителем, диагностикой  и управлением. С чего бы?
Всё течёт, всё меняется. И надо не спорить с историей, а приспосабливаться к ней.
Тем более, что уже довольно скоро корабли на Марс полетят. А в полутора-двух годовых полётах текущая авария станет частым явлением.

Штуцер

Цитата: Дмитрий Инфан от 14.02.2023 05:31:02Всё течёт, всё меняется.
Заканчивается советская космонавтика.
Цитата: Дмитрий Инфан от 14.02.2023 05:31:02И надо не спорить с историей, а приспосабливаться к ней.
Пустая демагогия.
Цитата: Дмитрий Инфан от 14.02.2023 05:31:02Тем более, что уже довольно скоро корабли на Марс полетят.
А мы тут при чем?
Нам бы на Луну АМС отправить. Без пробоев.
Цитата: Дмитрий Инфан от 14.02.2023 05:31:02А в полутора-двух годовых полётах текущая авария станет частым явлением.
Не наша проблема.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Raul

Цитата: Штуцер от 13.02.2023 08:38:31
Цитата: Дмитрий Инфан от 13.02.2023 05:13:24Я уже предлагал - радиатор должен быть многосекционным.
50 лет и сотни аппаратов он был односекционным, а теперь вдруг должен стать многосекционным с кучей клапанов, дополнительным бачком с теплоносителем, диагностикой  и управлением. С чего бы?
Предположим, что односекционный радиатор прохудился во время полета с экипажем. Тогда по инструкции - экстренное возращение на Землю, так? Но есть интересный вопрос для истории. КК Союз создавался в СССР для полетов в Луне. И если этот односекционный радиатор прохудится на лунной траектории, то это все... Экстренно спускаться некуда.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Gradient

Цитата: Raul от 14.02.2023 07:53:48Предположим, что односекционный радиатор прохудился во время полета с экипажем. Тогда по инструкции - экстренное возращение на Землю, так? Но есть интересный вопрос для истории. КК Союз создавался в СССР для полетов в Луне. И если этот односекционный радиатор прохудится на лунной траектории, то это все... Экстренно спускаться некуда.
Если прохудится легочная аорта на любой траектории, то это все. В связи с этим предлагаю космонавтам (хотя почему только им) ставить запасную в НМИЦ ССХ им. А.Н. Бакулева. Из свиньи.

Штуцер

Цитата: Raul от 14.02.2023 07:53:48. КК Союз создавался в СССР для полетов в Луне. И если этот односекционный радиатор прохудится на лунной траектории, то это все...
Что все?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

opinion

Цитата: Raul от 14.02.2023 07:53:48
Цитата: Штуцер от 13.02.2023 08:38:31
Цитата: Дмитрий Инфан от 13.02.2023 05:13:24Я уже предлагал - радиатор должен быть многосекционным.
50 лет и сотни аппаратов он был односекционным, а теперь вдруг должен стать многосекционным с кучей клапанов, дополнительным бачком с теплоносителем, диагностикой  и управлением. С чего бы?
Предположим, что односекционный радиатор прохудился во время полета с экипажем. Тогда по инструкции - экстренное возращение на Землю, так? Но есть интересный вопрос для истории. КК Союз создавался в СССР для полетов в Луне. И если этот односекционный радиатор прохудится на лунной траектории, то это все... Экстренно спускаться некуда.
А если на пути к Луне взорвётся бак с жидким кислородом?
There are four lights

Старый

Цитата: Штуцер от 13.02.2023 08:38:3150 лет и сотни аппаратов он был односекционным, а теперь вдруг должен стать многосекционным с кучей клапанов, дополнительным бачком с теплоносителем, диагностикой  и управлением. С чего бы? 
С того что у людей всю жизнь был многосекционным. Может и нам уже пора? 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Штуцер

Цитата: Старый от 14.02.2023 08:34:35С того что у людей всю жизнь был многосекционным.
А ты чего помалкивал всю жизнь? Возвысил бы свой авторитетный голос, может тепловики Подлипок и прислушались бы.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

АниКей

iz.ru

Брак и расчеты: с чем связаны два подряд инцидента на МКС
Ольга Коленцова


Разгерметизация грузового корабля «Прогресс МС-21», случившаяся 11 февраля, с большой долей вероятности произошла из-за нарушения технологии производства российских сегментов МКС. Об этом «Известиям» заявил источник в «Роскосмосе», знакомый с ситуацией. Еще один собеседник редакции не исключил наличия проблем в самой конструкции системы терморегулировки. Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов 13 февраля сообщил, что аварийная комиссия «рассматривает все варианты». А пока идет расследование, отложен старт к МКС корабля «Союз МС-23», который должен забрать с орбиты трех космонавтов. Разгерметизация «Прогресса» — второй за неполные два месяца подобный инцидент. 15 декабря аналогичный случился с «Союзом МС-22». Тогда причиной официально назвали удар метеороида в корпус корабля. Однако источник редакции в отрасли поставил эту версию под сомнение. Что же произошло на орбите и как на Земле идет разбор этого ЧП, выясняли «Известия».
Спойлер

Слабое звено
Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов 13 февраля сообщил о переносе старта к Международной космической станции «Союза МС-23». На этом корабле должны вернуться на Землю Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин, а также астронавт Фрэнк Рубио. Полет был намечен на 20 февраля, однако за неделю его отложили до первой декады марта.
Отмена старта связана с расследованием второго за неполные два месяца инцидента с российским космическим кораблем. В прошлом декабре была зафиксирована разгерметизация системы терморегулирования корабля «Союз МС-22». А уже 11 февраля 2023-го то же самое случилось с грузовым кораблем «Прогресс МС-21».
На данный момент корабль изолирован, экипажу МКС ничего не угрожает, а аварийная комиссия начала расследование инцидента.
Корабль «Союз МС-23» во время подготовки к полету
Корабль «Союз МС-23» во время подготовки к полету
Фото: «Роскосмос»
— Хотя результат у обоих нештатных ситуаций одинаков, причины могут быть разные, — заявил по этому поводу Юрий Борисов.
Напомним, декабрьскую аварию в «Роскосмосе» связали с попаданием в корпус «Союза» метеороида. Рассматривается подобная причина ЧП и применительно к «Прогрессу». Однако источники «Известий», знакомые с ситуацией и ходом расследования, высказали и две другие версии, не связанные с внешним воздействием. Так, один из представителей ракетно-космической отрасли сообщил, что, по его мнению, существует некоторая проблема в конструкции космических кораблей, и в частности в системе терморегулирования, собираемой специалистами РКК «Энергия».
По мнению второго источника «Известий» в «Роскосмосе», проблема заключается в ошибке, «допущенной в технологии производства космических кораблей».
графика
— Полагаю, речь идет о каком-то отступлении от технологии — немного не тот материал, немного не те условия производства, другой оператор. Конструктивно данный узел (система терморегулирования. — «Известия») не менялся и исправно служил много лет, поэтому вряд ли проблема в его схеме. Инцидент с «Союзом МС-22» произошел уже после запуска на МКС «Прогресса МС-21» — получается, потенциальную ошибку исправить уже было нельзя. Надеюсь, на следующих отправленных в космос кораблях данная проблема будет решена, — подчеркнул собеседник.
Изображение отверстия в радиаторе системы терморегулирования корабля, сделанное камерами манипулятора американского сегмента МКС
Изображение отверстия в радиаторе системы терморегулирования корабля, сделанное камерами манипулятора американского сегмента МКС
Фото: «Роскосмос»
«Известия» обратились за комментарием на предприятие «Криогенмаш», которое производит системы термостатирования и заправки жидкими криопродуктами на космодромах. В компании пояснили, что не занимаются системами, подобными радиаторам системы терморегулирования на «Прогрессе МС-21» и «Союзе МС-22», однако поделились соображениями по поводу возможных проблем с криогенной техникой.
— Герметичность может быть нарушена в резьбовых соединениях, в трубках по основному металлу (дефекты металлургического характера), при утонении металла (уменьшении его толщины до значения менее допустимого при механической обработке), от вибрации в местах концентрации напряжений, — пояснил один из специалистов. — Не исключено, что были недозатянуты или перетянуты резьбовые соединения. Также дефекты могли появиться в сварочных швах, местах пайки. Роль могла сыграть и агрессивность теплоносителя к трубкам и уплотняющим элементам.
Доцент кафедры «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности» МАИ Александр Белявский добавил, что корпус космического корабля не такой толстый, как кажется на первый взгляд.
— Чтобы пробить его насквозь, достаточно метеорита размером в несколько десятых миллиметра, — подчеркнул эксперт. — Помимо этого, не исключено возникновение микротрещин при изготовлении. Их наличие зависит от того, насколько качественно была проведена дефектовка листов, из которых собирается корпус, осуществлена сварка и так далее.
Корабль, пристыкованный к МКС
Фото: «Роскосмос»
Александр Белявский напомнил, что технически сложного изделия со 100-процентной вероятностью правильности изготовления не существует.
— Это значит, что изготовив 100 кораблей, мы можем получить один с дефектом. Это статистика, от нее не уйдешь. И чем больше запусков, чем шире программа исследований, тем выше вероятность столкновения с нештатными ситуациями, — считает специалист.
«Известия» направили в РКК «Энергия» и «Роскосмос» запросы с просьбой прокомментировать возможность наличия проблем в конструкции системы терморегулирования космических кораблей или нарушений в технологии производства российских сегментов МКС.
Добраться и сфотографировать
По словам гендиректора «Роскосмоса» Юрия Борисова, расследование декабрьского инцидента с «Союзом МС-22» пришло к выводу, что радиатор системы охлаждения был поврежден в результате удара извне, версия о заводском браке не подтвердилась. Причиной нештатной ситуации тогда стал случайный метеороид. Руководитель программы NASA на МКС Джоэл Монтальбано сообщил, что их представители согласны с выводами «Роскосмоса» о причинах разгерметизации «Союза».
— Лично на мой взгляд, вероятность такого события практически нулевая, но проверить это и доказать невозможно, — поставил под сомнение выводы расследования источник «Известий». — Если бы это был метеороид, он летел бы с огромной скоростью, порядка 30 км/с, и не остановился бы, а пробил бы прошивку [в двух местах] и полетел дальше. И уж тем более с трудом верится в то, что такое событие произошло дважды [за короткий промежуток времени].
Корабль «Прогресс»
Фото: «Роскосмос»
В документации к «Союзу МС-22», с фрагментом которой «Известия» ознакомил источник в «Роскосмосе», сообщается, что вероятность попадания микрометеорита в трубку системы терморегулирования, что и привело бы к утечке хладагента, составляет 0,4%, или 1 к 250. В документации к «Прогрессу МС-21» приведены те же данные.
Аварийную комиссию по инциденту с разгерметизацией «Прогресса МС-21» возглавил заместитель гендиректора «Роскосмоса», председатель комиссии по пилотируемым пускам Александр Иванов.
Специалисты пока не пришли к однозначным выводам. Судя по заявлению Юрия Борисова, рассматриваются все версии. С одной стороны, по словам главы «Роскосмоса», принимаются меры, которые «позволят добраться оптикой и сфотографировать место возможного нарушения внешней обшивки». Это может подтвердить версию внешнего воздействия метеоритом или космическим мусором.
В то же время Юрий Борисов сказал, что проверяется «весь технологический процесс создания космического корабля, и в частности системы обеспечения терморегулирования».
123
Фото: Роскосмос
Отсутствие ясности с причиной инцидента и стало поводом для переноса запуска «Союза МС-23». Пока старт отложен на первую декаду марта. По словам специалистов, у «Роскосмоса» не так много времени, чтобы найти причину происшествия с «Прогрессом» и определиться с датой старта «Союза МС-23».
— 9 февраля корабль уже заправили компонентами топлива — амином и гептилом, — поделился своим мнением первый источник «Известий». — Это необратимая операция, полностью слить данное топливо невозможно, так как в системах корабля есть полости, откуда давлением топливо не выдавить. Срок наземного хранения корабля после заправки около полутора месяцев, поэтому теоретический крайний срок пуска «Союза» — конец марта.
13 февраля, после заседания аварийной комиссии, работы на Байконуре по подготовке «Союза МС-23» к старту были приостановлены.
[свернуть]
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Штуцер


Цитировать9 февраля корабль уже заправили компонентами топлива — амилом и гептилом, — поделился своим мнением первый источник «Известий». — Это необратимая операция, полностью слить данное топливо невозможно, так как в системах корабля есть полости, откуда давлением топливо не выдавить. Срок наземного хранения корабля после заправки около полутора месяцев, поэтому теоретический крайний срок пуска «Союза» — конец марта.
Насчет "выдавить топливо" это чувствуется эксперт уровня Иван Михалыча.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Старый

Цитата: Штуцер от 14.02.2023 08:57:18А ты чего помалкивал всю жизнь? Возвысил бы свой авторитетный голос, может тепловики Подлипок и прислушались бы.
А я не знал что радиатор односекционный и всю жизнь был уверен что он секционированный.  :P 8)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Zmej Gorynych

Цитата: АниКей от 14.02.2023 09:08:05iz.ru

Брак и расчеты: с чем связаны два подряд инцидента на МКС
Ольга Коленцова

Спойлер

Разгерметизация грузового корабля «Прогресс МС-21», случившаяся 11 февраля, с большой долей вероятности произошла из-за нарушения технологии производства российских сегментов МКС. Об этом «Известиям» заявил источник в «Роскосмосе», знакомый с ситуацией. Еще один собеседник редакции не исключил наличия проблем в самой конструкции системы терморегулировки. Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов 13 февраля сообщил, что аварийная комиссия «рассматривает все варианты». А пока идет расследование, отложен старт к МКС корабля «Союз МС-23», который должен забрать с орбиты трех космонавтов. Разгерметизация «Прогресса» — второй за неполные два месяца подобный инцидент. 15 декабря аналогичный случился с «Союзом МС-22». Тогда причиной официально назвали удар метеороида в корпус корабля. Однако источник редакции в отрасли поставил эту версию под сомнение. Что же произошло на орбите и как на Земле идет разбор этого ЧП, выясняли «Известия».
Спойлер

Слабое звено
Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов 13 февраля сообщил о переносе старта к Международной космической станции «Союза МС-23». На этом корабле должны вернуться на Землю Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин, а также астронавт Фрэнк Рубио. Полет был намечен на 20 февраля, однако за неделю его отложили до первой декады марта.
Отмена старта связана с расследованием второго за неполные два месяца инцидента с российским космическим кораблем. В прошлом декабре была зафиксирована разгерметизация системы терморегулирования корабля «Союз МС-22». А уже 11 февраля 2023-го то же самое случилось с грузовым кораблем «Прогресс МС-21».
На данный момент корабль изолирован, экипажу МКС ничего не угрожает, а аварийная комиссия начала расследование инцидента.
Корабль «Союз МС-23» во время подготовки к полету
Корабль «Союз МС-23» во время подготовки к полету
Фото: «Роскосмос»
— Хотя результат у обоих нештатных ситуаций одинаков, причины могут быть разные, — заявил по этому поводу Юрий Борисов.
Напомним, декабрьскую аварию в «Роскосмосе» связали с попаданием в корпус «Союза» метеороида. Рассматривается подобная причина ЧП и применительно к «Прогрессу». Однако источники «Известий», знакомые с ситуацией и ходом расследования, высказали и две другие версии, не связанные с внешним воздействием. Так, один из представителей ракетно-космической отрасли сообщил, что, по его мнению, существует некоторая проблема в конструкции космических кораблей, и в частности в системе терморегулирования, собираемой специалистами РКК «Энергия».
По мнению второго источника «Известий» в «Роскосмосе», проблема заключается в ошибке, «допущенной в технологии производства космических кораблей».
графика
— Полагаю, речь идет о каком-то отступлении от технологии — немного не тот материал, немного не те условия производства, другой оператор. Конструктивно данный узел (система терморегулирования. — «Известия») не менялся и исправно служил много лет, поэтому вряд ли проблема в его схеме. Инцидент с «Союзом МС-22» произошел уже после запуска на МКС «Прогресса МС-21» — получается, потенциальную ошибку исправить уже было нельзя. Надеюсь, на следующих отправленных в космос кораблях данная проблема будет решена, — подчеркнул собеседник.
Изображение отверстия в радиаторе системы терморегулирования корабля, сделанное камерами манипулятора американского сегмента МКС
Изображение отверстия в радиаторе системы терморегулирования корабля, сделанное камерами манипулятора американского сегмента МКС
Фото: «Роскосмос»
«Известия» обратились за комментарием на предприятие «Криогенмаш», которое производит системы термостатирования и заправки жидкими криопродуктами на космодромах. В компании пояснили, что не занимаются системами, подобными радиаторам системы терморегулирования на «Прогрессе МС-21» и «Союзе МС-22», однако поделились соображениями по поводу возможных проблем с криогенной техникой.
— Герметичность может быть нарушена в резьбовых соединениях, в трубках по основному металлу (дефекты металлургического характера), при утонении металла (уменьшении его толщины до значения менее допустимого при механической обработке), от вибрации в местах концентрации напряжений, — пояснил один из специалистов. — Не исключено, что были недозатянуты или перетянуты резьбовые соединения. Также дефекты могли появиться в сварочных швах, местах пайки. Роль могла сыграть и агрессивность теплоносителя к трубкам и уплотняющим элементам.
Доцент кафедры «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности» МАИ Александр Белявский добавил, что корпус космического корабля не такой толстый, как кажется на первый взгляд.
— Чтобы пробить его насквозь, достаточно метеорита размером в несколько десятых миллиметра, — подчеркнул эксперт. — Помимо этого, не исключено возникновение микротрещин при изготовлении. Их наличие зависит от того, насколько качественно была проведена дефектовка листов, из которых собирается корпус, осуществлена сварка и так далее.
Корабль, пристыкованный к МКС
Фото: «Роскосмос»
Александр Белявский напомнил, что технически сложного изделия со 100-процентной вероятностью правильности изготовления не существует.
— Это значит, что изготовив 100 кораблей, мы можем получить один с дефектом. Это статистика, от нее не уйдешь. И чем больше запусков, чем шире программа исследований, тем выше вероятность столкновения с нештатными ситуациями, — считает специалист.
«Известия» направили в РКК «Энергия» и «Роскосмос» запросы с просьбой прокомментировать возможность наличия проблем в конструкции системы терморегулирования космических кораблей или нарушений в технологии производства российских сегментов МКС.
Добраться и сфотографировать
По словам гендиректора «Роскосмоса» Юрия Борисова, расследование декабрьского инцидента с «Союзом МС-22» пришло к выводу, что радиатор системы охлаждения был поврежден в результате удара извне, версия о заводском браке не подтвердилась. Причиной нештатной ситуации тогда стал случайный метеороид. Руководитель программы NASA на МКС Джоэл Монтальбано сообщил, что их представители согласны с выводами «Роскосмоса» о причинах разгерметизации «Союза».
— Лично на мой взгляд, вероятность такого события практически нулевая, но проверить это и доказать невозможно, — поставил под сомнение выводы расследования источник «Известий». — Если бы это был метеороид, он летел бы с огромной скоростью, порядка 30 км/с, и не остановился бы, а пробил бы прошивку [в двух местах] и полетел дальше. И уж тем более с трудом верится в то, что такое событие произошло дважды [за короткий промежуток времени].

Фото: «Роскосмос»
В документации к «Союзу МС-22», с фрагментом которой «Известия» ознакомил источник в «Роскосмосе», сообщается, что вероятность попадания микрометеорита в трубку системы терморегулирования, что и привело бы к утечке хладагента, составляет 0,4%, или 1 к 250. В документации к «Прогрессу МС-21» приведены те же данные.
Аварийную комиссию по инциденту с разгерметизацией «Прогресса МС-21» возглавил заместитель гендиректора «Роскосмоса», председатель комиссии по пилотируемым пускам Александр Иванов.
Специалисты пока не пришли к однозначным выводам. Судя по заявлению Юрия Борисова, рассматриваются все версии. С одной стороны, по словам главы «Роскосмоса», принимаются меры, которые «позволят добраться оптикой и сфотографировать место возможного нарушения внешней обшивки». Это может подтвердить версию внешнего воздействия метеоритом или космическим мусором.
В то же время Юрий Борисов сказал, что проверяется «весь технологический процесс создания космического корабля, и в частности системы обеспечения терморегулирования».
123
Фото: Роскосмос
Отсутствие ясности с причиной инцидента и стало поводом для переноса запуска «Союза МС-23». Пока старт отложен на первую декаду марта. По словам специалистов, у «Роскосмоса» не так много времени, чтобы найти причину происшествия с «Прогрессом» и определиться с датой старта «Союза МС-23».
— 9 февраля корабль уже заправили компонентами топлива — амином и гептилом, — поделился своим мнением первый источник «Известий». — Это необратимая операция, полностью слить данное топливо невозможно, так как в системах корабля есть полости, откуда давлением топливо не выдавить. Срок наземного хранения корабля после заправки около полутора месяцев, поэтому теоретический крайний срок пуска «Союза» — конец марта.
13 февраля, после заседания аварийной комиссии, работы на Байконуре по подготовке «Союза МС-23» к старту были приостановлены.
[свернуть]
[свернуть]

Забавно. Все "неназванные источники" в отрасли, походу, форумчане, которые отписывались в этой теме, судя по по дословному изложению постов, что можно прочитать несколько страниц назад :) 

Штуцер

Цитата: Старый от 14.02.2023 10:06:21А я не знал что радиатор односекционный и всю жизнь был уверен что он секционированный. 
А где секционированный?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Старый

1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Старый

Цитата: Zmej Gorynych от 14.02.2023 10:07:29Забавно. Все "неназванные источники" в отрасли, походу, форумчане, которые отписывались в этой теме,
Или отчитывались. В смысле читали. 
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Raul

#456
Цитата: Штуцер от 14.02.2023 08:09:39
Цитата: Raul от 14.02.2023 07:53:48. КК Союз создавался в СССР для полетов в Луне. И если этот односекционный радиатор прохудится на лунной траектории, то это все...
Что все?
Несколько дней перегрева не выдержат ни космонавты, ни автоматика. Неуправляемый вход в атмосферу. Или насчет отказа системы терморегулирования был какой-то другой план, просветите?

Цитата: opinion от 14.02.2023 08:27:19А если на пути к Луне взорвётся бак с жидким кислородом?
Жизненно важные системы в пилотируемых полетах дублируются. И системы терморегулирования - жизненно важные, если речь идет о полетах дальше околоземной орбиты.
Земля не может, не может не вращаться,
А мур не может, не может не мурчать!

Штуцер

Цитата: Raul от 14.02.2023 11:02:39Несколько дней перегрева
А кто сказал, что будет перегрев?
На Аполлоне 13 наоборот был колотун.
 
ЦитироватьНеуправляемый вход в атмосферу. 
Соответственно, не факт.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Alfa Centavra

Цитата: Zmej Gorynych от 14.02.2023 10:07:29
Цитата: АниКей от 14.02.2023 09:08:05iz.ru

Брак и расчеты: с чем связаны два подряд инцидента на МКС
Ольга Коленцова

Спойлер

Разгерметизация грузового корабля «Прогресс МС-21», случившаяся 11 февраля, с большой долей вероятности произошла из-за нарушения технологии производства российских сегментов МКС. Об этом «Известиям» заявил источник в «Роскосмосе», знакомый с ситуацией. Еще один собеседник редакции не исключил наличия проблем в самой конструкции системы терморегулировки. Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов 13 февраля сообщил, что аварийная комиссия «рассматривает все варианты». А пока идет расследование, отложен старт к МКС корабля «Союз МС-23», который должен забрать с орбиты трех космонавтов. Разгерметизация «Прогресса» — второй за неполные два месяца подобный инцидент. 15 декабря аналогичный случился с «Союзом МС-22». Тогда причиной официально назвали удар метеороида в корпус корабля. Однако источник редакции в отрасли поставил эту версию под сомнение. Что же произошло на орбите и как на Земле идет разбор этого ЧП, выясняли «Известия».
Спойлер

Слабое звено
Глава «Роскосмоса» Юрий Борисов 13 февраля сообщил о переносе старта к Международной космической станции «Союза МС-23». На этом корабле должны вернуться на Землю Сергей Прокопьев и Дмитрий Петелин, а также астронавт Фрэнк Рубио. Полет был намечен на 20 февраля, однако за неделю его отложили до первой декады марта.
Отмена старта связана с расследованием второго за неполные два месяца инцидента с российским космическим кораблем. В прошлом декабре была зафиксирована разгерметизация системы терморегулирования корабля «Союз МС-22». А уже 11 февраля 2023-го то же самое случилось с грузовым кораблем «Прогресс МС-21».
На данный момент корабль изолирован, экипажу МКС ничего не угрожает, а аварийная комиссия начала расследование инцидента.
Корабль «Союз МС-23» во время подготовки к полету
Корабль «Союз МС-23» во время подготовки к полету
Фото: «Роскосмос»
— Хотя результат у обоих нештатных ситуаций одинаков, причины могут быть разные, — заявил по этому поводу Юрий Борисов.
Напомним, декабрьскую аварию в «Роскосмосе» связали с попаданием в корпус «Союза» метеороида. Рассматривается подобная причина ЧП и применительно к «Прогрессу». Однако источники «Известий», знакомые с ситуацией и ходом расследования, высказали и две другие версии, не связанные с внешним воздействием. Так, один из представителей ракетно-космической отрасли сообщил, что, по его мнению, существует некоторая проблема в конструкции космических кораблей, и в частности в системе терморегулирования, собираемой специалистами РКК «Энергия».
По мнению второго источника «Известий» в «Роскосмосе», проблема заключается в ошибке, «допущенной в технологии производства космических кораблей».
графика
— Полагаю, речь идет о каком-то отступлении от технологии — немного не тот материал, немного не те условия производства, другой оператор. Конструктивно данный узел (система терморегулирования. — «Известия») не менялся и исправно служил много лет, поэтому вряд ли проблема в его схеме. Инцидент с «Союзом МС-22» произошел уже после запуска на МКС «Прогресса МС-21» — получается, потенциальную ошибку исправить уже было нельзя. Надеюсь, на следующих отправленных в космос кораблях данная проблема будет решена, — подчеркнул собеседник.
Изображение отверстия в радиаторе системы терморегулирования корабля, сделанное камерами манипулятора американского сегмента МКС
Изображение отверстия в радиаторе системы терморегулирования корабля, сделанное камерами манипулятора американского сегмента МКС
Фото: «Роскосмос»
«Известия» обратились за комментарием на предприятие «Криогенмаш», которое производит системы термостатирования и заправки жидкими криопродуктами на космодромах. В компании пояснили, что не занимаются системами, подобными радиаторам системы терморегулирования на «Прогрессе МС-21» и «Союзе МС-22», однако поделились соображениями по поводу возможных проблем с криогенной техникой.
— Герметичность может быть нарушена в резьбовых соединениях, в трубках по основному металлу (дефекты металлургического характера), при утонении металла (уменьшении его толщины до значения менее допустимого при механической обработке), от вибрации в местах концентрации напряжений, — пояснил один из специалистов. — Не исключено, что были недозатянуты или перетянуты резьбовые соединения. Также дефекты могли появиться в сварочных швах, местах пайки. Роль могла сыграть и агрессивность теплоносителя к трубкам и уплотняющим элементам.
Доцент кафедры «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности» МАИ Александр Белявский добавил, что корпус космического корабля не такой толстый, как кажется на первый взгляд.
— Чтобы пробить его насквозь, достаточно метеорита размером в несколько десятых миллиметра, — подчеркнул эксперт. — Помимо этого, не исключено возникновение микротрещин при изготовлении. Их наличие зависит от того, насколько качественно была проведена дефектовка листов, из которых собирается корпус, осуществлена сварка и так далее.
Корабль, пристыкованный к МКС
Фото: «Роскосмос»
Александр Белявский напомнил, что технически сложного изделия со 100-процентной вероятностью правильности изготовления не существует.
— Это значит, что изготовив 100 кораблей, мы можем получить один с дефектом. Это статистика, от нее не уйдешь. И чем больше запусков, чем шире программа исследований, тем выше вероятность столкновения с нештатными ситуациями, — считает специалист.
«Известия» направили в РКК «Энергия» и «Роскосмос» запросы с просьбой прокомментировать возможность наличия проблем в конструкции системы терморегулирования космических кораблей или нарушений в технологии производства российских сегментов МКС.
Добраться и сфотографировать
По словам гендиректора «Роскосмоса» Юрия Борисова, расследование декабрьского инцидента с «Союзом МС-22» пришло к выводу, что радиатор системы охлаждения был поврежден в результате удара извне, версия о заводском браке не подтвердилась. Причиной нештатной ситуации тогда стал случайный метеороид. Руководитель программы NASA на МКС Джоэл Монтальбано сообщил, что их представители согласны с выводами «Роскосмоса» о причинах разгерметизации «Союза».
— Лично на мой взгляд, вероятность такого события практически нулевая, но проверить это и доказать невозможно, — поставил под сомнение выводы расследования источник «Известий». — Если бы это был метеороид, он летел бы с огромной скоростью, порядка 30 км/с, и не остановился бы, а пробил бы прошивку [в двух местах] и полетел дальше. И уж тем более с трудом верится в то, что такое событие произошло дважды [за короткий промежуток времени].

Фото: «Роскосмос»
В документации к «Союзу МС-22», с фрагментом которой «Известия» ознакомил источник в «Роскосмосе», сообщается, что вероятность попадания микрометеорита в трубку системы терморегулирования, что и привело бы к утечке хладагента, составляет 0,4%, или 1 к 250. В документации к «Прогрессу МС-21» приведены те же данные.
Аварийную комиссию по инциденту с разгерметизацией «Прогресса МС-21» возглавил заместитель гендиректора «Роскосмоса», председатель комиссии по пилотируемым пускам Александр Иванов.
Специалисты пока не пришли к однозначным выводам. Судя по заявлению Юрия Борисова, рассматриваются все версии. С одной стороны, по словам главы «Роскосмоса», принимаются меры, которые «позволят добраться оптикой и сфотографировать место возможного нарушения внешней обшивки». Это может подтвердить версию внешнего воздействия метеоритом или космическим мусором.
В то же время Юрий Борисов сказал, что проверяется «весь технологический процесс создания космического корабля, и в частности системы обеспечения терморегулирования».
123
Фото: Роскосмос
Отсутствие ясности с причиной инцидента и стало поводом для переноса запуска «Союза МС-23». Пока старт отложен на первую декаду марта. По словам специалистов, у «Роскосмоса» не так много времени, чтобы найти причину происшествия с «Прогрессом» и определиться с датой старта «Союза МС-23».
— 9 февраля корабль уже заправили компонентами топлива — амином и гептилом, — поделился своим мнением первый источник «Известий». — Это необратимая операция, полностью слить данное топливо невозможно, так как в системах корабля есть полости, откуда давлением топливо не выдавить. Срок наземного хранения корабля после заправки около полутора месяцев, поэтому теоретический крайний срок пуска «Союза» — конец марта.
13 февраля, после заседания аварийной комиссии, работы на Байконуре по подготовке «Союза МС-23» к старту были приостановлены.
[свернуть]
[свернуть]

Забавно. Все "неназванные источники" в отрасли, походу, форумчане, которые отписывались в этой теме, судя по по дословному изложению постов, что можно прочитать несколько страниц назад :)
Да, странно. Почему фамилии этих женщин до сих пор неизвестны...

Старый

Цитата: Штуцер от 14.02.2023 11:07:51На Аполлоне 13 наоборот был колотун.
На Аполлоне-13 всё выключилось.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер