Звуки при старте РН

Автор zeaman, 04.06.2010 11:51:57

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

zeaman

Вот уже не первый раз слышу, что при старте ракет слышен  очень специфический звук/рокот. Но записи, якобы,  не поддается. (Вспомнил даже что Гилмор из Пинк-Флойда приезжал на Байконур на запуск с одним из первых цифровых магнитофонов, чтобы записать звук старта. Не знаю что вышло). Судя по всему это не просто инфразвук. Никто не может поделиться впечатлениями?

Инженер проекта

ЦитироватьНикто не может поделится впечатлениями?

Обалденные.

Непередаваемое ощущение.

Мой коллега на пуске Протона сказал: "Сколько раз на пусках был, не очень интересно, но звук...     ... впечатляет!"
«И каждый мнит себя стратегом,
Смотря на бой со стороны»

ЛюдмилаЛ

Супер-звук, очень объемный, запись его не передает.
Чудеса на свете случаются, но над этим надо много работать... /М. Задорнов/

LRV_75

А я в живую никогда не слышал, в бункер запихивали  :(
Только отдаленный гул
Главное не наличие проблем, главное способность их решать.
У каждой ошибки есть Имя и Фамилия

Вадим Лукашевич

Я сам в оригинале не слышал, но думаю (по аналогии с ревом большого водопада), что в данном случае при запуске на восприятие звука влияет то, что сильный низкий шум воспринимается не только ушами, но и резонирующей грудной клеткой.

Petrovich

ЦитироватьПервый запуск ракеты-носителя «Сатурн-5»

9 ноября 1967 г. в Центре космических полетов им. Кеннеди состоялся запуск ракеты-носителя «Сатурн-5» с тремя ступенями и находящегося на самом верху космического корабля «Аполлон» массой 20,4 т. От незаглушенного рева двигателей находящиеся поблизости здания заколебались, как при землетрясении. В пяти километрах от стартового комплекса рухнула крыша павильона телевизионной компании «Колумбиа бродкастинг системе». Возникший грохот по уровню шума был сравним с извержением в 1883 г. вулкана Кракатау в Зондском проливе. Вызванная работой двигателей первой ступени воздушная ударная волна была зарегистрирована Геологической обсерваторией Ламон-Доэрти в Палисейдсе, шт. Нью-Йорк, расположенном в 1770 км от места старта.
http://epizodsspace.no-ip.org/bibl/getlend/11a.html
Про Кракатау канешна загнули :) , кто ж его мог слышать для
сравнения...
Супертяж наверно не скоро услышим :cry:
Вот интересно, чем отличается звук от Сатурна-5 и Шаттла ?
И вообще, что звучит мощнее ЖРД или РДТТ при примерно одинаковой
тяге ?
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

Штуцер

Начнем с того, что,  когда обычные наблюдатели смотрят пуск в в обычных условиях никакого звука ВООБЩЕ НЕТ, полная тишина. Дальность эвакуаци на пусках Протона около 5000м, делим на скорость звука 330 м/с, получаем первые 15 с полета в тишине. Посчитайте до 15 - это много. У Протона за это время видно вспышку при запуске двигателей, начало движения, затем ракета полностью скрывается в дыму, который вырывается вверх из газоводов. Приблизительно в тот момент, когда Протон выходит выше облака дыма, появляется рокот, гул двигателей. Он усиливается и переходит в то что не могут передать аудиозапись. Рокот начинает дробиться и превращается в треск разрываемой материи или треск мотоцикла без глушитеся, только в тысячу раз мощнее и с низкочастотной составляющей, от которой вибрирует грудная клетка и все вокруг. Появляется страх, точнее не страх, а какая то внутренняя подсознательная тревога. Мощность этого разрываемого звука все время нарастает и достигает максимума, когда ракета начинает программный разворот, то есть поворачивается соплами в сторону наблюдателей. Дальше интенсивность звука снижается, но все равно затихающий рокот слышен еше достаточно долго.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

joint831

На пусках Протона люди спокойно смотрят с расстояния 3.4 км - таково расстояние от НП 182 до ПУ 39, например.
Это норма. Президентов туда возят смотреть и т.п.
Никаких особых ужасов, расписанных в предыдущем посте, не наблюдается :) Маленькие дети нормально смотрят.
Эвакуация далее 5 км - это не из-за того что опасен просмотр с меньшего расстояния, а подстраховка на случай нештатных ситуаций.

АСГ и менты стоят еще ближе, в районе 2.5 - 3 км.
Хотя ближе 3 км смотреть - удовольствие на любителя. Я как-то смотрел с 3 км ровно, плюс ветер был со старта, протрясло так, что за сердечко стремно было (большие НЧ вибрации отшибают диафрагму, стараешься стоять на цыпочках чтобы смягчить их).
Экстремалы могут и ближе, мне рассказывали про одного майора, который любил смотреть от двери бункера, это примерно километр.

Прикольный эффект, когда смотришь с расстояния 3-3.5 км из здания.
Когда я первый раз в 1996 году наблюдал пуск Протона с 3 этажа здания  (3.4 км. до старта), то поразило как ходят ходуном стекла - как огромные мыльные пузыри, изгибаясь с амплитудой в несколько сантиметров. По крайней мере, таково было ощущение :)

Пуск воспринимается так: сначала десяток секунд после вспышки тишина, потом бьет в диафрагму инфразвук (если открыты двери в помещении, то захлопывает волной как мощным порывом ветра), потом начинает накрывать сверху рокотом как огромным колпаком, чувствуешь себя муравьем. Потом звук становится громче и высокочастотней, как огромный мотоцикл без глушака.

Жалкий перделочный стрекот на видеосъемках - это, конечно, позор операторов.
Я на цифромыльницу с 8 км как-то записал, звук получился лучше и натуральнее, чем у всяких "студий роскосмоса" :)
Просто никто звуком не озабочивается, все внимание уделяют картинке.

Штуцер

А никаких ужасов я и не описывал. :(
А сейчас 95пл. перед пуском не эвакуируют?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Бродяга

ЦитироватьПрикольный эффект, когда смотришь с расстояния 3-3.5 км из здания.
Когда я первый раз в 1996 году наблюдал пуск Протона с 3 этажа здания  (3.4 км. до старта), то поразило как ходят ходуном стекла - как огромные мыльные пузыри, изгибаясь с амплитудой в несколько сантиметров. По крайней мере, таково было ощущение :)
Очень интересно. ;)

 А то тут один космокрылый дибилушко давно и долго утверждает, что двигатель тягой в 400 тонн можно запустить "на спине" летящего самолёта. ;) :lol:
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

MikeP

У меня было ощущение, что ракета "уходит" рывками.. Рокот как бы складывается из взрывов с определенной частотой.. Взрыв - рывок - взрыв - рывок...

Вован

При наличии тумана звук усиливается в 2 раза примерно.
Байконур надолго - навсегда

joint831

Кто хочет получить ощущений от пуска, но не может - не особо расстраивайтесь.
Схожий эффект достигается в большом кинотеатре с системой Dolby Surround (или Digital - не разбираюсь в них) на просмотре какого-нибудь крутого фильма со спецэффектами.

Помню, смотрел в 1998 году новую серию "Звездных Войн" в кинотеатре "Пушкинский" (бывшая "Россия"). Если не ошибаюсь, эпизод 1, Fantom Menace.
В некоторых местах типа посадки имперских крейсеров на планету, живо вспоминался пуск "Протона": те же могучие удары инфразвуком в диафрагму, тот же мощный рокот, уровень громкости похожий.

P.S. Именно поэтому считаю что записать звук ракеты "один в один" можно. Понятно, что нужна специальная аппаратура и микрофоны. Просто никому это не надо. Воспроизвести сложнее, но мощные колонки с усилком вполне могут дать близкое к полному впечатление.

ЛюдмилаЛ

ЦитироватьПри наличии тумана звук усиливается в 2 раза примерно.
Значит, есть смысл еще осенний старт в тумане посмотреть. :roll:
А что никто здесь старт "Союза" не описывает? Хочется сравнить со своими ощущениями.
Чудеса на свете случаются, но над этим надо много работать... /М. Задорнов/

Вован

Цитировать
ЦитироватьПри наличии тумана звук усиливается в 2 раза примерно.
Значит, есть смысл еще осенний старт в тумане посмотреть. :roll:
А что никто здесь старт "Союза" не описывает? Хочется сравнить со своими ощущениями.

Я бывал гораздо ближе к стартующему Союзу, чем 1400 метров. Ощущения такие: страх, потому что уши заложило, фотоаппарат вырывало из рук, от вибраций все внутренности срывались со своих мест, сверху был обсыпан песком и пылью, какими-то лопухами и травой, вдыхал запах сгоревшего и несгоревшего керосина, по земле ходили всполохи от пламени двигателей. Была одна мысль: а вдруг рванет, спрятаться негде, кругом голая степь.
Байконур надолго - навсегда

ЛюдмилаЛ

ЦитироватьЯ бывал гораздо ближе к стартующему Союзу, чем 1400 метров. Ощущения такие: страх, потому что уши заложило, фотоаппарат вырывало из рук, от вибраций все внутренности срывались со своих мест, сверху был обсыпан песком и пылью, какими-то лопухами и травой, вдыхал запах сгоревшего и несгоревшего керосина, по земле ходили всполохи от пламени двигателей. Была одна мысль: а вдруг рванет, спрятаться негде, кругом голая степь.
Да... Это явно другие ощущения. :)
Чудеса на свете случаются, но над этим надо много работать... /М. Задорнов/

Petrovich

ЦитироватьКто хочет получить ощущений от пуска, но не может - не особо расстраивайтесь.
Схожий эффект достигается в большом кинотеатре с системой Dolby Surround (или Digital - не разбираюсь в них) на просмотре какого-нибудь крутого фильма со спецэффектами.

Помню, смотрел в 1998 году новую серию "Звездных Войн" в кинотеатре "Пушкинский" (бывшая "Россия"). Если не ошибаюсь, эпизод 1, Fantom Menace.
В некоторых местах типа посадки имперских крейсеров на планету, живо вспоминался пуск "Протона": те же могучие удары инфразвуком в диафрагму, тот же мощный рокот, уровень громкости похожий.

P.S. Именно поэтому считаю что записать звук ракеты "один в один" можно. Понятно, что нужна специальная аппаратура и микрофоны. Просто никому это не надо. Воспроизвести сложнее, но мощные колонки с усилком вполне могут дать близкое к полному впечатление.
Кино оно конечно кино :) , но самый мощный звук пережил во время
концерта вокалиста Led Zeppelin - Роберта Планта..., находясь в 10 м
от диффузора :shock:  Резонанс не только в животе..., но и в мозгах... :shock:
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

zeaman

Цитировать
ЦитироватьКто хочет получить ощущений от пуска, но не может - не особо расстраивайтесь.
Схожий эффект достигается в большом кинотеатре с системой Dolby Surround (или Digital - не разбираюсь в них) на просмотре какого-нибудь крутого фильма со спецэффектами.

Помню, смотрел в 1998 году новую серию "Звездных Войн" в кинотеатре "Пушкинский" (бывшая "Россия"). Если не ошибаюсь, эпизод 1, Fantom Menace.
В некоторых местах типа посадки имперских крейсеров на планету, живо вспоминался пуск "Протона": те же могучие удары инфразвуком в диафрагму, тот же мощный рокот, уровень громкости похожий.

P.S. Именно поэтому считаю что записать звук ракеты "один в один" можно. Понятно, что нужна специальная аппаратура и микрофоны. Просто никому это не надо. Воспроизвести сложнее, но мощные колонки с усилком вполне могут дать близкое к полному впечатление.
Кино оно конечно кино :) , но самый мощный звук пережил во время
концерта вокалиста Led Zeppelin - Роберта Планта..., находясь в 10 м
от диффузора :shock:  Резонанс не только в животе..., но и в мозгах... :shock:

В каком году?  Я в питере по моему в 2002 Планта слушал (но было не супер громко).

АниКей

Личные впечатления
Звук ракеты, вылетающей из шахты (вблизи, по  молодости, по глупости): впечатление ужаса, пронзающего весь  организм, как бы непрерывная последовательность  взрывов. Причем умом понимаешь, что все нормально, что это воздействие на организм инфразвука, резонанс там с печенкой или сердцем, но все равно хочется спрятаться. Да еще когда ракета выходит из шахты, зрительно кажется, что она летит не вверх, а так, будто траектория проходит прямо над тобой...
Звук ракеты из помещения: вибрируют стекла, дрожат стены, здесь хочется наоборот, выбежать на открытое пространство.
Звук «Союза» со смотровой площадки – мирный добрый рокот. Потому что издали.
Но самый незабываемое впечатление – двигатель (или ступень) на испытаниях.  Привыкнуть невозможно. Когда ракета взлетает, источник шума удаляется, шум постепенно стихает. А на испытательном стенде двигатель закреплен и работает по полной программе.  И хотя для снижения шума при ОСИ (огневых стендовых испытаниях) в определенное место факела ЖРД система шумогашения  и охлаждения лотка впрыскивает тонны воды, до конца шум погасить не удается. Даже метровые бетонные стены бункера управления вибрируют.
Вот как описывают журналисты испытания на маленьком (по сравнению с  теми, что в НИЦ РКП г.Пересвет) воронежском испытательном стенде двигателя небольшой тяги http://newspaper.moe-online.ru/view/218023.html
Цитировать...«Откройте рот или закройте уши!»

Корреспонденты «МОЁ!» побывалина испытаниях ракетного двигателя.

Жители Советского района частенько слышат непонятный гул, продолжающийся от одной до нескольких минут. Многие связывают этот гул с полётами реактивных самолётов. Однако это звук испытываемых ракетных двигателей.

На прошлой неделе мы стали свидетелями испытаний жидкостного ракетного двигателя ЖРД-0110, стоящего на третьей ступени ракеты-носителя «Союз», — на огневом стенде в Шилово. За 40 лет эксплуатации этого двигателя было более 1700 успешных запусков ракеты, которая выводила в космос почти все отечественные пилотируемые аппараты и полезные грузы для МКС.

Само испытание длилось 60 секунд, но впечатлений МОЁшникам хватило на всю жизнь.
— Откройте рот или закройте уши! — только и успел крикнуть нам наш провожатый.

После этого послышался хлопок. Это вылетели специальные заглушки — металлические гайки величиной с кулак. А дальше начался такой звук, от которого завибрировала земля под ногами и как будто зашевелился воздух! Мы находились на расстоянии около 100 метров — ближе к двигателю находиться просто опасно для здоровья.

— Этот двигатель мощностью 30 тонн, — рассказал нам сотрудник предприятия. — А представьте, что бывает, когда мы испытываем 200-тонный! На таком расстоянии на открытом воздухе он бы вас просто убил!

Большинство современных ракетных двигателей, производимых на КБХА, в качестве топлива используют кислород с керосином. За минуту испытания нашего двигателя сгорело две тонны керосина и 18 тонн кислорода!

Честно признаться, после увиденного желание стать космонавтами у нас отпало полностью. Как нам рассказали, у пилотов, которые выходят в космос, такой двигатель работает в пяти (!) метрах от их «пятых точек»!

При испытаниях особо мощных двигателей от жара сопел иногда загораются деревья, растущие поблизости.  На этот случай во время пуска на стенде обязательно находятся пожарные. Снимать испытания ближе чем в 100 метрах можно лишь автоматической камерой без фотографа.

Огневой лоток представляет собой огромный резервуар наподобие пустого бассейна с обожжённой поверхностью. Сюда должны направляться языки пламени из сопел.
Схема огневого стенда

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитировать"Со старта ... слышно, когда разводят фермы, получаются какие-то немного мягкие удары, но прикосновение, чувствую, по конструкции, по ракете идет. Чувствуется, ракета немного покачивается. Потом началась продувка, захлопали клапаны. Запуск. На предварительную ступень выход. Дали зажигание, заработали двигатели, шум. Затем промежуточная ступень, шум был такой приблизительно, как в самолете. Во всяком случае, я готов был к большему шуму. Ну и так плавно, мягко она снялась с места, что я не заметил, когда она пошла. Потом чувствую, как мелкая вибрация по ней идет. Примерно в районе 70 секунд плавно меняется характер вибрации. Частота вибрации падает, а амплитуда растет. Тряска больше получается в это время. Потом постепенно эта тряска затихает, и к концу работы первой ступени вибрация становится как в начале работы. Перегрузка плавно растет, но нормально переносится, как на обычных самолетах. В этой перегрузке я вел связь со стартом. Даже при таких пробах немного трудно разговаривать: стягивает все мышцы лица.
         Потом перегрузка растет, примерно достигает своего пика и начинает плавно вроде уменьшаться, и затем резкий спад этих перегрузок, как будто вот что-то такое отрывается сразу от ракеты... Ну и потом начинает эта перегрузка расти, начинает прижимать, уровень шума уже меньше так, значительно меньше. На 150-й секунде слетел головной обтекатель..."
http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/gagarin/index.shtml?bl4.html изнутри, впечатления Гагарина
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!


Petrovich

ЦитироватьВ каком году?  Я в питере по моему в 2002 Планта слушал (но было не супер громко).
В 2003-ем , приезжал второй раз в замок Хаапсалу :wink:
И прикатило посмотреть, по моему пол Скандинавии :D
на входе отбирали все, но одну мыльницу мы протащили...

 
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

Saul

В Днепропетровске тоже стенды работали, по пятницам вроде, в четыре вечера. Давно было, воспоминания детства. Потом, по экологии, прекратили.
 В соседних ветках старт на шлангах обсуждают, а интересно, не пробовали, при старте, просто фонтан воды снизу в дюзы дать.
Личн. изобр. ректификация и др. http://inventions.at.ua/publ/

ЛюдмилаЛ

ЦитироватьВ 2003-ем , приезжал второй раз в замок Хаапсалу :wink:
И прикатило посмотреть, по моему пол Скандинавии :D
на входе отбирали все, но одну мыльницу мы протащили...
Завидую...  :)
Чудеса на свете случаются, но над этим надо много работать... /М. Задорнов/

АниКей

Для исследования влияния в т.ч. акустических нагрузок на старт и ракету создавали специальные стенды, например для Энергии-Бурана
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

http://www.buran.ru/htm/21-3.htm



Крупномасштабная модель (М 1:10) комплекса "Энергия-Буран" на стенде СОМ-1 (НИИХиммаш)


Испытание системы создания водяной завесы на стенде СОМ-1 (НИИХиммаш)
ЦитироватьАнализ результатов проведенных крупномасштабных и маломасштабных модельных исследований показал, что при штатном подъеме ракеты над стартом на высоту до 20-30 м уровни пульсаций давления на поверхности ракеты остаются практически постоянными, а при нештатных ситуациях могут возрастать на 2-3 дБ.
     Подача воды приводит к снижению уровней пульсации давления только на участке до 20 м, влияние подачи воды уменьшается по мере подъема ракеты и практически прекращается при достижении высоты 15-20 м.
     По результатам совокупности всех видов исследований сделан вывод, что подача воды в факел работающих двигателей создает щадящий режим для ракеты при воздействии нестационарных газодинамических потоков, но при выходе из строя системы подачи воды нагрузки не превысят допустимых для ракеты. Снижение акустических нагрузок важно для орбитального корабля и может быть необходимо для полезного груза ракеты.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьКомплекс вакуумно-динамических и акустических испытаний.

Предназначен для испытаний в условиях вакуума и невесомости систем разделения ступеней ракет, отделения космических аппаратов, динамических испытаний аппаратуры, акустических испытаний изделий.
http://makeyev.ru/labisp/
ЦитироватьАкустическая реверберационная камера. Объем камеры 120 м3, уровень звукового давления 158 дБ.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Акустическая реверберационная камера РК-1500 http://www.tsagi.ru/rus/base/rk_1500/

ЦитироватьМаксимальный уровень звукового давления   до 164дБ
Объем испытательного бокса    1504 м3
Размеры испытательного бокса   14.6 x 9.2 x 11.2 м
Рабочая полоса частот    45... 10000 Гц
Мощность генераторов звука   до 1200 кВт

ЦитироватьТехнологические преимущества

Акустическая реверберационная камера обеспечивает:

    * испытания крупномасштабных образцов (с линейным размером до 11 м) под действием акустических нагрузок в широкой полосе частот;
    * автоматическое управление спектральной плотностью звука в темпе с экспериментом;
    * возможность местного облучения отдельных зон конструкции;
    * автоматизированное измерение и обработка данных с помощью многоканальной цифровой информационно-измерительной системы в процессе эксперимента.

Установка РК-1500 относится к числу уникальных в мире, т. к. при указанном объеме рабочего бокса, акустическая мощность и, соответственно, уровень звукового воздействия в 3-4 раза превышают аналогичные параметры установок Европы и США подобного класса.
Практическое применение

Испытания крупномасштабных конструктивных элементов и вспомогательного оборудования воздушно-космических летательных аппаратов.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Вован

На СК Зенита применяется система охлаждения ПУ 11Г443: 120 кубов воды выдувается за 15 секунд.



Байконур надолго - навсегда

АниКей

http://www.astronaut.ru/bookcase/books/sharp01/text/09.htm
ЦитироватьДело в том, что человеческое тело и его отдельные органы имеют, к сожалению, собственные резонансные частоты, лежащие в том же диапазоне, что и частоты ракетоносителей. Так, космический корабль «Аполлон» с ракетоносителем «Сатурн-5» имеет основную резонансную частоту около 4,5 гц. После отделения двигателей первой ступени резонансная частота космического корабля с двигателями второй и третьей ступеней составляет примерно 6 гц, а частота третьей ступени ракетоносителя с космическим кораблем будет уже около 9 гц. Это очень важно, так как резонансная частота тела человека в зависимости от его положения и способа фиксации лежит в диапазоне от 3 до 12 гц. А отдельные органы, как это видно из приведенной ниже диаграммы, имеют более высокие собственные резонансные частоты. Когда космический корабль вибрирует на какой-либо из этих частот, вибрация соответствующих органов человека резонансно увеличивается, эти органы деформируются, смещаются или теряют фиксацию, то есть происходит их механическое повреждение. Однако до этого в большинстве случаев возникает ощущение дискомфорта. Пилоты космического корабля «Джеминай» при частоте колебаний 50 гц не могли считывать показания приборов, так как именно при этой частоте начинают вибрировать глазные яблоки и глаза словно застилает пеленой.
О колоссальных уровнях шумов, генерируемых крупными космическими ракетами, дают представление некоторые цифры. Так, ракета «Сатурн-5» при тяге около 3 млн. кг на уровне моря в течение 2 мин генерирует почти 200 млн. вт звуковой энергии. Вообще в звук обычно переходит 0,3—0,8% общей мощности ракеты. Показательно, что количество звуковой энергии, генерируемой реактивным самолетом «Боинг-707», в четыре с лишним тысячи раз меньше. Когда ракета набирает скорость, это вызывает дополнительный шум. После 60 сек полета основную часть шума снаружи корабля вызывает обтекающий его воздушный поток. При максимальном динамическом давлении, когда давление воздуха на носовую часть ракеты «Сатурн» достигает 3593 кг/м2, возникают дополнительные шум и вибрация. Это происходит на 78-й секунде полета на высоте около 13 км. Сравнение уровней шума при запусках больших ракет с шумами, окружающими нас в повседневной жизни, дано на приведенной ниже диаграмме.
Шум в 160 дб может вызывать механические повреждения и необратимую глухоту в результате разрыва барабанной перепонки и смещения слуховых косточек в среднем ухе. При 140 дб человек ощущает сильную боль, а продолжительное воздействие шума в 90—120 дб может привести к повреждению слухового нерва.

Рис. 12. Диаграмма, показывающая, на каких частотах резонируют отдельные части тела человека [в Гц]
ЦитироватьФизиологическое воздействие на человека низкочастотных шумов изучают на специальных установках. Одна из таких установок сооружена в Исследовательском центре НАСА Лэнгли в Хэмптоне (штат Виргиния). Основная ее часть — цилиндрическая камера диаметром 7,3 м и длиной 6,4 м — видна на приведенной фотографии. Один конец камеры оборудован поршнем диаметром 4,3 м, его приводит в движение гидравлический силовой привод, управляемый электронно-вычислительной машиной. Другой конец камеры закрывает подвижная стенка, с помощью которой осуществляют акустическую настройку камеры. В камере можно создавать шум с уровнем до 160 дб при частоте ниже 3 гц.

Рис. 13. Сравнение шума при запуске мощных ракет с шумами других источников
ЦитироватьВ пилотируемом космическом корабле шумы опасны не только тем, что воздействуют на органы слуха космонавта. При уровне шума 120 дб наступают серьезные ухудшения в речевой связи и радиосвязи. Эксперименты показывают, что речь говорящего становится значительно менее разборчивой, если к вибрации в диапазоне 10—30 гц добавляются хаотические шумы. Кроме того, шум в 60 дб и свыше вызывает торможение нормальных сокращений желудка и кишечника, а также уменьшает выделение желудочного сока и слюны. Поэтому при создании космического корабля «Аполлон» стремились снизить шумы настолько, чтобы максимальный их уровень после окончания фазы полета с выключенными двигателями не превышал 55 дб в диапазоне частот 300—3800 гц. В лунном отсеке «Аполлона» уровень шума составляет 80 дб, а в диапазоне частот 600— 4800 гц снижен до 55 дб.

Рис. 14. Звуковая камера для исследования физиологического воздействия низкочастотного шума на человека

Рис. 15. График интенсивности шумов в командном отсеке космического корабля «Аполлон» в первые две минуты активной фазы полета с работающими двигателями [шлемы космонавтов частично заглушают эти шумы]:
1 – снаружи корабля; 2 – в кабине; 3 – на уровне живота космонавта; 4 – на уровне уха космонавта
ЦитироватьШумы иной интенсивности и частотной характеристики также оказывают нежелательное физиологическое воздействие на человека, значительно снижая его работоспособность и мешая сосредоточиться. Например, советская женщина-космонавт В.В. Николаева-Терешкова во время полета на космическом корабле «Восток-6» установила, что ее внимание особенно отвлекал шум вентилятора с интенсивностью 76 дб и частотой 2000 гц. Уровень шума в командном отсеке корабля «Аполлон» на 62-й секунде полета составляет 125 дб. Уровень внешних шумов при прохождении их сквозь обшивку космического корабля снижается до 20—30 дб. Кроме того, они глушатся шлемом скафандра. Интенсивность шумов снаружи и внутри космического корабля в первые две минуты после запуска показана на приведенном здесь графике. Уровень шума сразу после запуска советских кораблей «Восток-5» и «Восток-6» достигал 128 дб, но гасился шлемом космонавта до 18 дб. Принимая во внимание все эти факты, можно сделать вывод, что вибрация и шум не составляют основных проблем при разработке программ пилотируемых космических кораблей. Влияние шума, генерируемого ракетоносителем, невелико, так как корабль быстро отделяется от ступеней с работающими двигателями, и шумы глушатся не только окружающим воздухом, но и обшивкой корабля. Аналогично этому вибрация велика лишь в первые минуты полета корабля с ускорением и во время входа его в плотные слои атмосферы. В эти короткие промежутки времени вибрация не вызывает у человека значительных функциональных сдвигов.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитироватьИнфразвуковое оружие

Инфразвуковое оружие - средство массового поражения, основанное на использованин направленного излучения мощных инфразвуковых колебаний с частотой ниже 16Гц.

По данным иностранных источников, такие колебания могут воздействовать на центральную нервную систему и пищеварительные органы человека, вызывая головную боль и боль во внутренних органах, нарушая ритм дыхания. Инфразвук обладает также психотропным действием на человека, вызывая потерю контроля над собой, чувство страха и паники.

В качестве генераторов инфразвука используются ракетные двигатели, снабженные резонаторами и отражателями звука. Возможно использование двух звуковых генераторов с разностной частотой, воспринимаемой как инфразвук.
http://www.znakcomplect.ru/tehbez6.php
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Petrovich

Цитировать
ЦитироватьВ 2003-ем , приезжал второй раз в замок Хаапсалу :wink:
И прикатило посмотреть, по моему пол Скандинавии :D
на входе отбирали все, но одну мыльницу мы протащили...
Завидую...  :)
А я Вам  :D Вживую пуск увидеть...
Почитав все это эмоциональное :D  произведение... ,
начал денежку собирать :)
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

АниКей

Цитировать19:10 09/04/2009

МОСКВА, 9 апр - РИА Новости. Низкочастотный шум во время извержения вулканов, недоступный человеческому уху, похож на рев реактивных двигателей, что свидетельствует о сходстве характера движения газов, установили ученые из американского Института океанографии имени Скриппса.


Авторы исследования, которое будет опубликовано в журнале Geophysical Research Letters, утверждают, что полученные ими данные помогут уменьшить вред от вулканов, поскольку позволит предсказывать, будет ли извержение связано с выбросами пепла.

Чтобы исследовать "голос" вулкана, ученые ускорили запись инфразвука (колебаний с частотой ниже предела человеческого восприятия - 20 герц), записанного при извержении вулкана Святой Елены в штате Вашингтон и Тунгурауа в Эквадоре - активных вулканов, расположенных близко к густонаселенным территориям.

Ведущий автор работы Робин Матоза (Robin Matoza) из Института Скриппса и его коллеги записывали звук вулканов в то время, когда они извергали газ, насыщенный вулканическим пеплом. Для этого они использовали систему микробарометров, чувствительных к малейшим колебаниям атмосферного давления и низкочастотные инфразвуковые микрофоны.

Они установили, что звук от вулканов порождается теми же механизмами, что и рев реактивных двигателей.


Мы можем "определить, какое извержение будет, вероятнее всего, без выбросов пепла, и следовательно менее опасным, а какое будет с пеплом", - говорит соавтор исследования Майкл Хедлин (Michael Hedlin), директор лаборатории атмосферной акустики Института Скриппса.

Вулканический пепел, помимо угрозы для жителей окрестностей, представляет серьезную опасность для двигателей самолетов.

"В конечном счете это может помочь давать детальную информацию (Центрам предупреждения об опасности вулканического пепла), такую как размер и плотность струй вулканических газов, чтобы можно было строить модели, предсказывающие поведение пепла", - говорит Матоза.
http://eco.rian.ru/discovery/20090409/167684837.html
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

0402

Цитировать
ЦитироватьПрикольный эффект, когда смотришь с расстояния 3-3.5 км из здания.
Когда я первый раз в 1996 году наблюдал пуск Протона с 3 этажа здания  (3.4 км. до старта), то поразило как ходят ходуном стекла - как огромные мыльные пузыри, изгибаясь с амплитудой в несколько сантиметров. По крайней мере, таково было ощущение :)
Очень интересно. ;)

 А то тут один космокрылый дибилушко давно и долго утверждает, что двигатель тягой в 400 тонн можно запустить "на спине" летящего самолёта. ;) :lol:
А в чем проблема-то? :lol:
Конечно, читать про "огромные мыльные пузыри" из стекла ой как страшно, но вот только этому буйному придурку почему-то не пришло в голову, что конструктив "Мрии", рассчитанный на перевозку 250 тонн на внешней подвеске, расположен в десятках метрах от работающего ЖРД тягой всего "400 тонн", что гораздо менее критично (на порядок как минимум, учитывая высоту, скорость и отсутствие отражения от стартового комплекса) , чем для оперения "Бурана" (киль с РН, элевоны), покрытого хрупкой теплозащитой и находившегося всего в нескольких метрах от 20 камер работающих ЖРД суммарной тягой порядка 3000 тонн!