История Н1-Л3

Автор Шамс, 25.02.2022 15:19:52

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Feol

И по 4 пуску - в какую величину оценивался возмущающий момент по крену?
Всем пользователям нравится это сообщение.

Старый

Цитата: Feol от 22.11.2022 23:35:28Там у Чертока, помнится, по ТМИ якобы видели распространение ударной волны от двигателя к двигателю по пропаданию данных с них. А имхо, наиболее вероятно, что из-за продольных колебаний начало садить топливо из всех труб и щелей, создалась взрывоопасная концентрация и хвостовой отсек мгновенно взорвался.
Естественно! И объёмный взрыв действительно начался в районе четвёртого двигателя. 
Да, и не продольные колебания а гидроудар. 
1. Ангара - единственная в истории новая РН которая хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Главное назначение Ангары и Восточного - выкачать из бюджета максимум денег.
3. Фалкон-9 длиннее и толще чем  УРМ-1
4. Зато у Роскосмоса тоннели длиннее и толще чем у Маска
5. Было стыдно и весело (с) Hiroo

Штуцер

#62
По крену проблемы были в 3 пуске.
" Проведенное в ОКБ 1 математическое моделирование показало, что этот момент достигал 40 тс·м."
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Штуцер

Цитата: Старый от 22.11.2022 18:57:14Однако сам якобы взорвавшийся двигатель так и не был подвергнут исследованию,
Откуда это известно?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей


rgantd.ru

Последняя Н-1. Из истории советской лунной пилотируемой программы.


Программой Н1-Л3, которая осуществлялась в СССР в 1964–1974 гг., предусматривался полет двух космонавтов к Луне на борту пилотируемого комплекса Л-3. После выхода на окололунную орбиту один космонавт должен был оставаться на борту Лунного орбитального корабля (ЛОК; 11Ф93), а второму предстояло выполнить посадку на поверхность Луны в Лунном корабле (ЛК; 11Ф94).
В 1969 г. начались летно-конструкторские испытания (ЛКИ) ракеты-носителя Н-1, предназначенной для выведения комплекса Л-3 к Луне. В 1969–1971 гг. были выполнены пуски трех ракет Н-1 № 3Л, 5Л, 6Л, которые, к сожалению, оказались аварийными. После этого на следующей ракете № 7Л были внесены усовершенствования, направленные на устранение выявленных недостатков и увеличение массы выводимого полезного груза. Управление полетом стал осуществлять новый бортовой вычислительный комплекс «Бисер». В состав двигательных установок были введены рулевые двигатели, система пожаротушения, улучшена механическая и тепловая защита приборов и бортовой кабельной сети. На ракете Н-1 № 7Л в общей сложности было установлено более 13 тысяч различных датчиков.
  • Шлядинский А.Г. Модель ракеты Н-1, выполненная в программе Autocad (внешний вид); первые три ступени (вид снизу и сверху). РГАНТД. Личный фонд А.Г. Шлядинского.

    Шлядинский А.Г. Модель ракеты Н-1, выполненная в программе Autocad (внешний вид); первые три ступени (вид снизу и сверху). РГАНТД. Личный фонд А.Г. Шлядинского.

    1/4
  • Шлядинский А.Г. Модели ракет «Восток» и

    Шлядинский А.Г. Модели ракет «Восток» и Н-1, выполненные в программе Autocad (в одном масштабе). РГАНТД. Личный фонд А.Г. Шлядинского.

    2/4
  • <p Шлядинский А.Г. Модель ракеты Н-1, выполненная в программе Autocad (в разрезе). РГАНТД. Личный фонд А.Г. Шлядинского.
    ">

    Шлядинский А.Г. Модель ракеты Н-1, выполненная в программе Autocad (в разрезе). РГАНТД. Личный фонд А.Г. Шлядинского.

    3/4
  • Шлядинский А.Г. Модель головного блока Н-1 с комплексом Л-3, выполненная в программе Autocad (в разрезе). РГАНТД. Личный фонд А.Г. Шлядинского.

    Шлядинский А.Г. Модель головного блока Н-1 с комплексом Л-3, выполненная в программе Autocad (в разрезе). РГАНТД. Личный фонд А.Г. Шлядинского.

    4/4
23 ноября 1972 г. был произведен пуск Н-1 № 7Л. Ракета нормально ушла со стартовой позиции, пролетела без замечаний 107 секунд. Однако, за семь секунд до расчетного времени разделения первой и второй ступеней произошло мгновенное разрушение насоса окислителя (жидкий кислород) двигателя № 4 первой ступени. В результате этого последовал мощнейший взрыв всей ракеты.
Б.Е. Черток вспоминает: «Четвертым пуском мы по существу начинаем летные испытания новой ракеты. Все три предыдущих пуска ракет были аварийными. Первые два пуска фактически были огневыми испытаниями 30 двигательных установок первой ступени. Только на третьем пуске Н-1 № 6Л мы впервые могли проверить динамику управления при исправно работающих всех двигателях первой ступени. И тут же нарвались на неустойчивость по крену. На 14-й секунде ракета закрутилась и после 50-й секунды ,,ушла за бугор". Для устранения этого принципиального недостатка ракеты начиная с № 7Л для управления по крену (относительно продольной оси) были установлены четыре управляющих двигателя...
23 ноября в 9 часов — пуск [Н-1 № 7Л]. Время московское. Отчетливо слышны доклады с ИП-1:
— 50 секунд! Тангаж, рыскание, вращение в норме. Полет нормальный.
— 95 секунд! Двигатели центра выключены. Полет нормальный.
— 100 секунд! Полет нормальный.
Так и должно быть. На 94,5 секундах по программе выключаются шесть центральных двигателей блока ,,А". Неужели проскочили? Все внутри сжимается в ожидании доклада о разделении и запуске блока ,,Б". Это должно произойти на 113-й секунде.
— 110 секунд... сбои! Сбой информации. Потеря информации по всем каналам!
Информация с борта после доклада о сбоях так и не восстановилась. Уже ясно. Не проскочили! Авария на первой ступени. Теперь авария всего за несколько секунд до включения двигателей блока ,,Б" и разделения...».
В РГАНТД в фонде Межведомственного научно-технического совета по космическим исследованиям при Академии наук СССР хранятся рассекреченные документы, существенно дополняющие воспоминания Б.Е. Чертока.
В выписке из протокола № 30 заседания Госкомиссии по подготовке и проведению летных испытаний комплекса Н1-Л3 № 7Л от 4 апреля 1972 г. (Ф. 213. Оп. 6-6. Д.226) приведены данные по аварии Н-1 № 6Л, а также перечислены мероприятия, проведенные на ракете Н-1 № 7Л для повышения ее надежности. Кроме того, в протоколе имеется важная историческая информация по составу комплекса Л-3 и его программе полета.
  • Выписка из протокола № 30 заседания Госкомиссии по ЛКИ комплекса Н1-Л3 № 7Л. 4 апреля 1972 г. РГАНТД. Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 226. Л. 39-44.

    Выписка из протокола № 30 заседания Госкомиссии по ЛКИ комплекса Н1-Л3 № 7Л. 4 апреля 1972 г. РГАНТД. Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 226. Л. 39-44.

    1/6
  • Выписка из протокола № 30 заседания Госкомиссии по ЛКИ комплекса Н1-Л3 № 7Л. 4 апреля 1972 г. РГАНТД. Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 226. Л. 39-44.

    Выписка из протокола № 30 заседания Госкомиссии по ЛКИ комплекса Н1-Л3 № 7Л. 4 апреля 1972 г. РГАНТД. Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 226. Л. 39-44.

    2/6
  • Выписка из протокола № 30 заседания Госкомиссии по ЛКИ комплекса Н1-Л3 № 7Л. 4 апреля 1972 г. РГАНТД. Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 226. Л. 39-44.

    Выписка из протокола № 30 заседания Госкомиссии по ЛКИ комплекса Н1-Л3 № 7Л. 4 апреля 1972 г. РГАНТД. Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 226. Л. 39-44.

    3/6
  • Выписка из протокола № 30 заседания Госкомиссии по ЛКИ комплекса Н1-Л3 № 7Л. 4 апреля 1972 г. РГАНТД. Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 226. Л. 39-44.

    Выписка из протокола № 30 заседания Госкомиссии по ЛКИ комплекса Н1-Л3 № 7Л. 4 апреля 1972 г. РГАНТД. Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 226. Л. 39-44.

    4/6
  • Выписка из протокола № 30 заседания Госкомиссии по ЛКИ комплекса Н1-Л3 № 7Л. 4 апреля 1972 г. РГАНТД. Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 226. Л. 39-44.

    Выписка из протокола № 30 заседания Госкомиссии по ЛКИ комплекса Н1-Л3 № 7Л. 4 апреля 1972 г. РГАНТД. Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 226. Л. 39-44.

    5/6
  • Выписка из протокола № 30 заседания Госкомиссии по ЛКИ комплекса Н1-Л3 № 7Л. 4 апреля 1972 г. РГАНТД. Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 226. Л. 39-44.

    Выписка из протокола № 30 заседания Госкомиссии по ЛКИ комплекса Н1-Л3 № 7Л. 4 апреля 1972 г. РГАНТД. Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 226. Л. 39-44.

    6/6
В состав головного блока Л-3 для Н-1 № 7Л входили: ракетные блоки «Г» и «Д», лунный орбитальный корабль, макет лунного корабля и головной обтекатель, изготовленные в штатной комплектации варианта 6А. Госкомиссией было принято решение провести ЛКИ комплекса Н1-Л3 № 7Л с осуществлением полета Л-3 к Луне, выходом его на экваториальную орбиту искусственного спутника Луны (ИСЛ) и возвращением спускаемого аппарата в акваторию Индийского океана.
В выписке из протокола № 38 заседания Госкомиссии по подготовке и проведению летных испытаний комплекса Н1-Л3 от 3 июля 1973 г. (Ф. 213. Оп. 6-6. Д. 237) приведены результаты анализа и заключение о причине аварии Н1-Л3 № 7Л. В документе говорится, что «авария Н1-Л3 № 7Л произошла в результате повреждений в хвостовом отсеке блока ,,А", вызванных разрушением двигателя 11Д51 № 4. Причиной разрушения этого двигателя явился разгар насоса окислителя. Предположительной причиной разгара насоса окислителя могло быть разрушение радиально-упорного подшипника вследствие отрыва головок заклепок его сепаратора или нарушение баланса осевых сил ротора турбонасосного агрегата (ТНА) при износе элементов узлов уплотнения, или разрушение шнека БДО». Версию о том, что причиной аварийного исхода испытания явились сильные продольные колебания, возникшие после резкого одновременного отключения на времени 94,45 секунд шести центральных двигателей с общей тягой более 900 тонн, Госкомиссия отклонила, как неподтвержденную результатами исследований.
Вопрос повышения надежности комплекса Н1-Л3 обсуждался еще 16 октября 1970 г. на заседании Госкомиссии по ЛКИ комплекса Н1-Л3 (Ф. 213. Оп. 6-6. Д.212). Тогда был составлен план мероприятий по дальнейшему повышению надежности комплекса Н1-Л3 на изделиях №№ 7Л-14Л. А именно:
№ 7Л: отработка аппаратуры на комплексных стендах;
№ 8Л и 9Л: введение модифицированных двигателей 11Д111 (блок «А»), 11Д112 (блок «Б»), 11Д113 (блок «В») и 11Д114 (блок «Г») с многоразовым запуском без переборки двигателя, выключение двигательной установки блока «Г» от системы КОРД (контроль работы двигателей) со снятием КСДУ, введение дублирования гамма-высотомера механическими датчиками касания лунной поверхности, резервирование электрогидравлического магистрального клапана ДОЛК (двигателей ориентации лунного корабля), проведение огневых испытаний стендовых блоков «Б», «В» и «Г»;
№ 10Л: использование модернизированного блока «Д», обеспечение повторного запуска блока «Д» в аварийной ситуации, введение гарантированного увода блока «Д» при посадке из зоны излучения посадочного радиолокатора, переход на штатную посадку спускаемого аппарата в акваторию Индийского океана;
№ 11Л: дублирование блока логики АФУ (антенно-фидерное устройство) типа «решетки» системы ДРС (дальняя радиосвязь) на лунном орбитальном корабле (ЛОК);
№ 12Л: увеличение маневра лунного корабля (ЛК) перед посадкой на Луну;
№ 4Л и 13Л: дублирование контура ручной ориентации ЛОК автоматической системой.
Одновременно с ЛКИ комплекса Н1-Л3 проводились работы по подготовке его пилотируемых полетов. В РГАНТД в фонде ЦПК им. Ю.А. Гагарина хранится «Заключение по результатам летных испытаний на самолетах-лабораториях ЛЛТу-104» (Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69). В этом документе говорится, что в период с 30 октября 1969 г. по 20 апреля 1970 г. на аэродроме Чкаловская были выполнены 44 испытательных полета на двух самолетах ЛЛТу-104 (летающая лаборатория). Целью испытаний являлась отработка в условиях кратковременной невесомости конструкций и компоновки ЛОК и ЛК, а также эксплуатационных характеристик скафандров «Кречет» (для командира ЛК) и «Орлан» (для командира ЛОК).
Для этого в салонах самолетов ЛЛТу-104 были размещены макеты бытового отсека ЛОК, отсека лунной кабины и поверхности верхнего переходника между ЛОК и ЛК. Отработку проводили семь испытателей — сотрудников ЦПК им. Ю.А. Гагарина и завода «Звезда» (разработчик скафандров). Испытатели полностью отработали всю программу: одевание скафандров, шлюзование и переход из корабля в корабль по внешней поверхности переходника между ЛОК и ЛК.
По результатам летных испытаний на ЛЛТу-104 были разработаны методики действий экипажа комплекса Л-3 для штатной программы полета и в особых случаях. Таким случаем могла быть потеря работоспособности одним из космонавтов.
В 1973–1974 гг. на Байконуре к старту готовился комплекс Н1-Л3 № 8Л. Пуск планировался на август 1974 г. Однако, в мае 1974 г. все работы по программе Н1-Л3 были приостановлены. В 1976 г. эта программа была окончательно закрыта.
С.Х. Шамсутдинов
  • Макет бытового отсека ЛОК. 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 139.

    Макет бытового отсека ЛОК. 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 139.

    1/10
  • Макет лунной кабины и части верхнего переходника с люком. 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 161.

    Макет лунной кабины и части верхнего переходника с люком. 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 161.

    2/10
  • Лунная кабина со стороны аварийного люка. 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 160.

    Лунная кабина со стороны аварийного люка. 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 160.

    3/10
  • Макет лунной кабины (внутренний вид). 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 162.

    Макет лунной кабины (внутренний вид). 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 162.

    4/10
  • Левый борт лунной кабины. 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 165.

    Левый борт лунной кабины. 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 165.

    5/10
  • Выход испытателя из лунной кабины в скафандре «Кречет». 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 166.

    Выход испытателя из лунной кабины в скафандре «Кречет». 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 166.

    6/10
  • Макет верхнего переходника (вид со стороны агрегатного отсека ЛОК). 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 151.

    Макет верхнего переходника (вид со стороны агрегатного отсека ЛОК). 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 151.

    7/10
  • Проход испытателя по поручням верхнего переходника. 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 154.

    Проход испытателя по поручням верхнего переходника. 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 154.

    8/10
  • Скафандр «Кречет» с защитным фартуком. 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 157.

    Скафандр «Кречет» с защитным фартуком. 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 157.

    9/10
  • Скафандр «Орлан». 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 159.

    Скафандр «Орлан». 1970. РГАНТД. Ф. 1. Оп. 13-1. Д. 69. Л. 159.

    10/10
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Шамс

Для меня было открытием, что у ЛК был аварийный люк (фото 2/10). Он располагался напротив основного люка.

Бертикъ

Цитата: Шамс от 23.11.2022 14:47:26Для меня было открытием, что у ЛК был аварийный люк (фото 2/10). Он располагался напротив основного люка.
Потому что ни у одного из пяти сохранившихся ЛК такого люка нет. Но разговоры про него на форуме раньше были. Вероятно, он был задуман уже на излёте программы.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Старый

Цитата: Штуцер от 23.11.2022 11:29:22
Цитата: Старый от 22.11.2022 18:57:14Однако сам якобы взорвавшийся двигатель так и не был подвергнут исследованию,
Откуда это известно?
Из мемуаров Чёртова и опубликованого документа. Ни в мемуарах ни в документе об этом ничего нет.
1. Ангара - единственная в истории новая РН которая хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Главное назначение Ангары и Восточного - выкачать из бюджета максимум денег.
3. Фалкон-9 длиннее и толще чем  УРМ-1
4. Зато у Роскосмоса тоннели длиннее и толще чем у Маска
5. Было стыдно и весело (с) Hiroo

Шамс

Для тех, кому интересно, что там внутри ЛК.

Шамс

Цитата: Бертикъ от 23.11.2022 15:19:16
Цитата: Шамс от 23.11.2022 14:47:26Для меня было открытием, что у ЛК был аварийный люк (фото 2/10). Он располагался напротив основного люка.
Потому что ни у одного из пяти сохранившихся ЛК такого люка нет. Но разговоры про него на форуме раньше были. Вероятно, он был задуман уже на излёте программы.
Да, видимо так. Испытатели отрабатывали транспортировку командиром ЛОК неработоспособного командира ЛК через этот аварийный люк. Это есть в документе. Через основной люк у них никак не получалось - не хватало свободного места внутри. По результатам этой отработки было решено установить поручень над аварийным люком.

Шамс

#71
Всего в документе 25 фото.
Для полноты картины, вот еще две, которые в статью не вошли.
Через аварийный люк видны кресла в салоне самолета.

Шамс

У одного из испытателей фамилия Киселёв.
Они в документе перечислены, но без инициалов.
Это явно муж космонавта И.Б. Соловьевой.
И он вроде еще здравствует.
Надо подумать. Может чего спросить его?

Шамс

В документе указан бортовой номер одного из ЛЛТу-104 - 46.
Поискал, получается он теперь в музее в Монино.
https://vk.com/tu104ak?ysclid=latqsnetrx200239842

Шамс


Вован

Как-то на Байконуре читал протокол заседания Госкомиссии, где решали - какую причину аварии выдать за главную. Решили все свалить на двигатель, чтобы продолжить пуски РН. Реальная причина аварии РН осталась не установленной.
Байконур надолго - навсегда

Дмитрий В.

Цитата: АниКей от 23.11.2022 11:52:22Главная → Публикации → Новости
Новости
#Роскосмос#Н-1#Русский космос
23.11.2022 10:00
.....
После определения задач возник спор: какое топливо должно быть применено в ракете? Главный авторитет в области жидкостных ракетных двигателей в стране Валентин Глушко встал в оппозицию к Сергею Королёву. ....

"Не так всё было". Опять этот миф. За гептил с амилом (или с азоткой) на Н-1 и Исаев был, и много, кто ещё. И споры о компонентах были даже на экспертной комиссии по рассмотрению ЭП Н-1 даже в 1962 г.  Кстати, и сам СП особо не возражал  против "вонючки". Поначалу, по крайней мере.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Feol

Тем более, что на следующей ракете уже должны были быть новые НК-33.
Всем пользователям нравится это сообщение.

Штуцер

#78
Цитата: Старый от 23.11.2022 15:23:05
Цитата: Штуцер от 23.11.2022 11:29:22
Цитата: Старый от 22.11.2022 18:57:14Однако сам якобы взорвавшийся двигатель так и не был подвергнут исследованию,
Откуда это известно?
Из мемуаров Чёртова и опубликованного документа. Ни в мемуарах ни в документе об этом ничего нет.
Нет - не значит не было поиска обломков.
Прочесывание степи с постановкой задачи личному составу было.
По крайней мере бронекассета с ТМИ по этому двигателю найдена была.
Естественно , и задача поисков определенных частей двигателей ставилась.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Шамс

Из протокола № 38 заседания Госкомиссии по ЛКИ Н1-Л3 от 3 июля 1973 г.:
С заключением технической комиссии и решением Совета главных конструкторов по аварии Н1-Л3 № 7Л представители Куйбышевского моторного завода (тт. Кузнецов, Танаев) и ЦИАМ (т. Левин) Минавиапрома не согласились и изложили свое особое мнение. Если коротко, то - продольные колебания и сопутствующие им поперечные из-за резкого отключения центр-х двигателей. Оказывается, есть доклад Кузнецова об этом - исх. № 1388сс от 21 марта 1973. Но в этом деле, которое у меня сейчас на руках, его нет. В общем, эти товарищи оказались в меньшинстве, и причиной признали двигатель № 4.
В этом же протоколе по поводу мероприятий, которые нужно провести на Н-1 начиная с № 8Л, значатся и такие пункты (там много всего):
- проработка и реализация наиболее рациональной схемы выключения ДУ ракетных блоков А и Б с целью уменьшения динамических возмущений при разделении ступеней;
- исключение разъемных стыков трубопроводов ракеты с заменой их на сварные.

Оппочки! Версию Кузнецова отклонили, но доработать все-таки решили.