Ядерный двигатель

Автор Lev, 29.05.2011 05:08:55

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 2 гостей просматривают эту тему.

Юрий Темников

Цитата: Shin от 26.02.2021 13:39:02
Цитата: Alex_II от 26.02.2021 13:21:37У мегаватника совсем нечеловеческий размер радиаторов получался?

видимо подгоняли проект под носитель
Блин!А мухи отдельно нельзя? Два блока;Реактор с энергоустановкой и теплообменником;радиатор,ДУ в другом.Стыковку -то вроде не запретили.Зато сколько гемора пропадет.
Вначале было СЛОВО!И Такое......что все галактики покраснели и разбежались.

Просто Василий

Жаль что с droplet радиатором не получилось.
Пока мы говорим, уходит завистливое время: лови момент, как можно меньше верь будущему.

Zhilinsky Valerij

Цитата: Юрий   Темников от 26.02.2021 13:54:47
Цитата: Shin от 26.02.2021 13:39:02
Цитата: Alex_II от 26.02.2021 13:21:37У мегаватника совсем нечеловеческий размер радиаторов получался?
видимо подгоняли проект под носитель
Блин!А мухи отдельно нельзя? Два блока; Реактор с энергоустановкой и теплообменником; радиатор,ДУ в другом. Стыковку -то вроде не запретили. Зато сколько гемора пропадет.
Проблема в том, что если нужны огромные пластинчатые теплообменники, то конечная масса ТЭМ будет слишком большой, и ТЭМ не "завязывается". Остаётся только делать хорошее лицо при плохой игре. То, что ТЭМ с пластинчатыми радиаторами не "завяжется" было известно ещё в 2011-2012 году, а капельный холодильник у них не получился.
   
Спорить с Дремучим Ламёром всё равно, что играть в шахматы с голубем. Он насрёт на доску, разбросает фигуры, и улетит к другим хвастаться, как он "тебя сделал" бегая кругами по манежу.

Tomacco

Цитата: Shin от 26.02.2021 13:39:02
Цитата: Alex_II от 26.02.2021 13:21:37У мегаватника совсем нечеловеческий размер радиаторов получался?

видимо подгоняли проект под носитель
После 2028 или 2032 г проблем с носителем уже быть не должно. На то и готовятся плазменные двигатели по 1 МВт. Интересно, 140-тонный супертяж максимум какой мощности ТЭМ может выводить?

Tomacco

У арсеналовского ТЭМ какой сухой вес?

Alex_II

Цитата: Юрий Темников от 26.02.2021 13:54:47Блин!А мухи отдельно нельзя? Два блока;Реактор с энергоустановкой и теплообменником;радиатор,ДУ в другом.Стыковку -то вроде не запретили.Зато сколько гемора пропадет.
Да можно наверное... Только размер орбитального аппарата будет уж шибко велик... И тяжел... За счет того, что к каждому надо будет служебный борт слепить, способный стыковаться...
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

Юрий Темников

Цитата: Alex_II от 26.02.2021 17:18:50
Цитата: Юрий Темников от 26.02.2021 13:54:47Блин!А мухи отдельно нельзя? Два блока;Реактор с энергоустановкой и теплообменником;радиатор,ДУ в другом.Стыковку -то вроде не запретили.Зато сколько гемора пропадет.
Да можно наверное... Только размер орбитального аппарата будет уж шибко велик... И тяжел... За счет того, что к каждому надо будет служебный борт слепить, способный стыковаться...
Масса блоков будет раза в полтора меньше цельного.Можно  сразу по РБ прицепить ,всё равно поднимать до 800 км нужно, чтобы запустить реактор.Учитывая стоимость  и возможность упростить конструкцию самого буксира на то же и выйдет.Да и в случае НС потеря только 50% ПН.
Вначале было СЛОВО!И Такое......что все галактики покраснели и разбежались.

Евгений Кравченко

Цитата: Alex_II от 24.02.2021 10:30:24Это можно - но УИ снизится примерно до 550-600с Вместо 900 у водорода...
"Весьма  приятный  сюрприз  таили  в   себе   топливные  баки:   там
сохранилось около девяноста процентов топлива, взятого на обратный путь.
Аммиак,  выбранный вместо водорода в качестве рабочей жидкости, оправдал
доверие.  Конечно,  водород  был  эффективнее,  но  он  уже  годы  назад
испарился бы в космос, несмотря даже на холод за бортом. А вот сжиженный
аммиак остался почти целиком,  и  его  вполне хватит для  возвращения на
околоземную орбиту. Или, по крайней мере, на окололунную."

Ах, классика...

Ber

Цитата: Serge3leo от 25.02.2021 02:11:17
Цитата: Ber от 24.02.2021 23:39:35Ну ведь гугл то под рукой...  До  64 процентов, это известная вещь. Сименс впереди планеты всей штампует такие установки.
Хм, да кто их только не штампует ;) Но, есть нюансы, спросите о них у Яндекс ;) Парогазовая установка - две тепловые машины: газовая турбина (рабочее тело, грубо говоря, воздух) и паровая турбина (рабочее тело - пар), обе завязаны на вполне конкретные земные вещи: природный газ/дизтопливо, воздушное охлаждение, водоёмы, градирни. ;) Но даже среди здесь, на Земле, паровые турбины маленькими не бывают, точнее бывают, но КПД у них тот ещё ;)

В общем, аналогия хромает на обе ноги. Тогда уж, хотя бы смотрите на АЭС, что ли, что б хромать, хотя бы, на одну ногу.

Для цикла Ренкина можно использовать органический теплоноситель. Да хотя бы тот же толуол, при температуре кипения 110°C, он имеет температуру замерзания -95°C. В этом случае при КПД порядка 24 процентов получается очень малонапряженная  турбина, при этом достаточно малого размера.
Цитата: Zhilinsky Valerij от 25.02.2021 02:25:48ИМХО, при такой температуре появляется возможность использовать капельный радиатор, так как должны быть "вакуумные жидкости", то есть жидкости, которые не испаряются в космическом вакууме при температуре 300-350К. Капельный радиатор может иметь огромную эффективную площадь при малом весе.
Интересно, промышленные вакуумные жидкости подойдут?
"Too much of anything is bad, but too much good whiskey is barely enough."  Mark Twain (C)

Ber

ЗЫ Кстати КПД современных паровых турбин давно уже превысил 30 процентов.
"Too much of anything is bad, but too much good whiskey is barely enough."  Mark Twain (C)

Ber

27.02.2021 07:37:56 #10810 Последнее редактирование: 27.02.2021 08:01:02 от Ber
А вот интересно, если сообщать капелькам радиатора заряд, их наверное можно пускать по дуге и потом улавливать электродом.

Просто отстреливаем их перпендикулярно корпусу, они летят в сторону от корабля, постепенно замедляются из за счет работы двигателей слегка смещаются в корму и потом падают на заряженный кольцевой электрод.


ЗЫ А может быть в таком варианте можно будет заменить капельки на маленькие металлические шарики? Тогда проблема испарения решится.

ЗЫ ЗЫ Не, наверно не прокатит они же друг от друга тоже отталкиваться будут.
ЗЫ ЗЫ ЗЫ И все таки идея использовать электромагнитные силы интересная, что то в этом есть.
"Too much of anything is bad, but too much good whiskey is barely enough."  Mark Twain (C)

Просто Василий

Не получилось с капельным радиатором, значит надо использовать тепловые трубки и углеродное полотно, это все описано в диссертации Брианы Тумбулян, в интернете есть, про капельные хорошо описано на сайте http://www.projectrho.com/public_html/rocket/heatrad.php
Пока мы говорим, уходит завистливое время: лови момент, как можно меньше верь будущему.

/Иван/

Цитата: кукушка от 26.03.2019 11:42:18Финансирование проекта ROAR (Reactor On A Rocket) прописано в бюджетном запросе на 2020-й финансовый год в размере десяти миллионов долларов.

Цитата: N+1 / 15 апреля 2021 / https://nplus1.ru/news/2021/04/15/nuclear-DRACOАмериканцы приступили к разработке космического аппарата на ядерной тяге


DARPA

Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США (DARPA) приступило к реализации программы DRACO. Ранее известная как ROAR, она подразумевает разработку и испытание космического аппарата с тепловым ядерным ракетным двигателем к 2025 году. О выборе исполнителей для программы рассказывается на сайте DARPA.

 Читать далее:
Конструкторам космических аппаратов при выборе способа передвижения приходится выбирать из двух вариантов -- химических и электрических ракетных двигателей. Первые обладают высокой тягой, что позволяет быстро выполнять маневры, но сравнительно низкой скоростью истечения газов рабочего тела. Это означает, что они очень быстро и неэкономично расходуют топливо. Поэтому космическому аппарату с химическими ракетными двигателями приходится брать в полет много топлива, чтобы запаса характерестической скорости (то есть максимальной скорости, которую космический аппарат сможет достичь, израсходовав все топливо) хватало для перелета к цели. Вторые обладают превосходными показателями скорости истечения рабочего тела (в профессиональной среде вместо этого используется удельный импульс, то есть отношение создаваемого двигателем импульса к секундному расходу рабочего тела), но настолько малой тягой, что космическому аппарату с электрическими ракетными двигателями на выполнение маневра требуются недели и месяцы.

Тепловые ядерные ракетные двигатели выглядят как золотая середина. Теоретически не уступая в тяге химическим ракетам, они обладают большей скоростью истечения рабочего тела, хотя и уступают по этому показателю электрическим. Ядерные ракетные двигатели позволяет гораздо эффективнее выполнять быстрые орбитальные маневры и отправлять в межпланетные перелеты намного более массивные корабли, при этом используя меньшие по массе запасы топлива.


Ядерный ракетный двигатель NERVANASA


Ядерный ракетный двигатель РД-0410 КБХА

Проекты тепловых ядерных ракетных двигателей уже создавались и испытывались в прошлом. Это американские NERVA и советские РД-0410, которые разрабатывались в 50-х -- 80-х годах. Американский проект уже на стадии готовности к применению на космических кораблях был свернут в 1972 году решением администрации президента Никсона из-за сокращения финансирования космических программ. Разработка советского двигателя продолжалась на воронежском КБХА до 1988 года, когда тяжелая финансовая обстановка перестройки и последствия аварии на Чернобыльской АЭС привели к остановке всех работ по проекту. Единственный изготовленный РД-0410 до сих пор хранится на предприятии. Однако интерес к технологии не исчез.

В марте 2019 года в США объявили о планах разработки нового ядерного ракетного двигателя под названием ROAR (Reactor On A Rocket). В следующем году программа получила дополнительное финансирование, и была переименована в DRACO (Demonstration Rocket for Agile Cislunar Operations). Интерес к ядерному ракетному двигателю проявляет американское Министерство обороны, которое намерено расширить свою деятельность за пределы околоземной орбиты.

DARPA рассказало 12 апреля о переходе проекта DRACO в стадию технического проектирования, которое продлится ближайшие 18 месяцев. За это время компания General Atomics должна разработать ядерный реактор для двигателя, а корпорации Blue Origin и Lockheed Martin -- создать конкурирующие проекты демонстрационных и рабочих космических аппаратов, на которых будут использоваться новые двигатели. Победивший проект будет реализовываться на следующем этапе. Цель программы -- продемонстрировать в 2025 году работоспособность теплового ядерного ракетного двигателя на космическом корабле.

Согласно техническому заданию, реактор двигателя будет работать на низкообогащенном урановом топливе с содержанием изотопа U-235 от пяти до 20 процентов. Схожее обогащение предполагается использовать и в аналогичном проекте, который разрабатывает NASA. В сравнении, топливо для легководных реакторов АЭС содержит от трех до пяти процентов изотопа U-235, а у энергетических установок, которые используются на американском флоте -- до 90 процентов.

В прошлом году сообщалось, что в США стартовали работы над мобильным ядерным реактором для нужд Министерства обороны. Подробнее узнать о способах генерации электричества в космосе можно в нашем материале «Энергетика в космосе».

moon

Как-то Нуклонный двигатель интересней берилиевые сопла лазеры. Прям звездные войны
:НУКЛОННЫЙ ФОТОЯДЕРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ
Ты видишь нечто  и говоришь: "Почему?"
 А я воображаю  нечто не бывшее и говорю: "Почему бы и нет?" Бернард Шоу

Space books

https://vk.com/wall-22468706_116997


ЦитатаNASA заключило три контракта на разработку концепций ядерных тепловых двигателей
 
Три группы компаний получили от NASA контракты примерно по 5 миллионов долларов со сроком исполнения на год на разработку концепции ядерных тепловых двигателей (NTP) для развития дальних космических миссий.

Один контракт получили BWX Technologies и Lockheed Martin, второй - General Atomics Electromagnetic Systems, X-energy и Aerojet Rocketdyne, а третий - Ultra Safe Nuclear Technologies, Blue Origin, General Electric Hitachi Nuclear Energy, General Electric Research, Framatome и Materion.

Все три группы будут работать именно над ядерными тепловыми двигателями, в которых планируется использовать жидкий водород для создания тяги. Каждая группа должна показать осуществимость проекта, стоимость и график строительства прототипа. Также должны быть разработаны основные эксплуатационные требования и запросы для подсистем установки.

Но не только NASA работает над этими концепциями. Аналогичную работу в рамках программы Demonstration Rocket for Agile Cislunar Operations (DRACO) ведет DARPA. В апреле был заключен контракт на 22 миллиона долларов с General Atomics на проектирование двигателя, а Blue Origin и Lockheed Martin получили контракты на разработку космических кораблей с использованием NTP для программы DRACO. При этом NASA и DARPA обмениваются информацией и сотрудничают в этой сфере.

К работе над ядерными тепловыми двигателями NASA подталкивает и Конгресс, который готов выделить NASA в бюджет на 2022 год 110 миллионов долларов на работы по NTP, хотя агентство не запрашивало деньги на эти цели.

Просто Василий

Если Конгресс дает бабки, а НАСА даже и не просит, значит ли это что ЦРУ получили данные что КНР ковыряется в этом направлении?
Пока мы говорим, уходит завистливое время: лови момент, как можно меньше верь будущему.

Arzach

Цитата: Просто Василий от 15.07.2021 12:35:48Если Конгресс дает бабки, а НАСА даже и не просит, значит ли это что ЦРУ получили данные что КНР ковыряется в этом направлении?
То что Конгресс готов выделить средства, означает, что он считает это направление важным для развития страны. А чтобы понять, что Китай "ковыряется в этом направлении", ЦРУ не требуется. Достаточно "газеты читать":

Китайские ядерные космические корабли будут "добывать полезные ископаемые на астероидах и катать туристов".

И это 2017 год.

Бертикъ

Цитата: Просто Василий от 15.07.2021 12:35:48Если Конгресс дает бабки, а НАСА даже и не просит, значит ли это что ЦРУ получили данные что КНР ковыряется в этом направлении?
Вообще-то всё это больше напоминает проверенный американский финт ушами а-ля "звёздные войны" (80-90-е гг.). В том смысле, чтобы затянуть нас в какую-нибудь марсианскую или лунную-2 гонку. И что самое обидное - мы ведь вполне можем опять повестись((
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн

Alexandr_A

ЦитатаИ что самое обидное - мы ведь вполне можем опять повестись((
А на что вестись, на устаревшие технологии и концепты, бредовые космобомбёры или попытки нарисовать что-то похожее на новые виды оружия российской армии? Может скоростью сокращения своего ядерного потенциала хотят соблазнить?

Бертикъ

Цитата: Alexandr_A от 15.07.2021 14:42:30
Цитата: undefinedИ что самое обидное - мы ведь вполне можем опять повестись((
А на что вестись, на устаревшие технологии и концепты, бредовые космобомбёры или попытки нарисовать что-то похожее на новые виды оружия российской армии? Может скоростью сокращения своего ядерного потенциала хотят соблазнить?
"Звездные войны" я помянул как пример. А сейчас мы можем повестись на вполне мирное освоение Луны и Марса. Которое безумно дорого и никому не нужно.
Как много мы знаем, и как мало мы понимаем. © А.Эйнштейн