Super Heavy/Starship, подведение итогов третьего пуска.

Автор gans3, 18.03.2024 08:24:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

nonconvex

Цитата: strat от 22.03.2024 01:47:52«Колхозники» сами разработали сплав для окислительного газового тракта и ни одного возгорания насколько я знаю  не было в отличии от РД 170
Кто разрабатывал первым, у того и горело.

simple

Цитата: Feol от 22.03.2024 02:31:11Нее, ну про это не написано...
все правильно, тут выжимка, можно просто почитать подробности, например
Raptor 1 vs Raptor 2: What did SpaceX change? (everydayastronaut.com)

Feol

Цитата: strat от 22.03.2024 01:47:52...
«Колхозники» сами разработали сплав для окислительного газового тракта и ни одного возгорания насколько я знаю  не было в отличии от РД 170
Читал (тут на форуме), что там кислородный тракт значительно менее напряжённый из-за того, что полная потребная мощность для насосов распределена на работу двух газовых трактов - окислительного и восстановительного. В РД-170 и клонах один окислительный тракт должен приводить весь ТНА целиком. На вопросы мне объясняют, что по аналогии керосиновый газовый тракт сделать не получится. Сажа засорит форсунки при подаче в основную камеру.
Всем пользователям нравится это сообщение.

strat

все верно, менее напряженный и на керосине действительно не получится. У схемы газ-газ только одни преимущества и был только один недостаток, необходимость в точном согласовании работы двух газогенераторов во избежание пульсаций давления, которое было невозможно без быстродействующего компьютера и из-за чего РД 270 не мог быть реализован в то время..

Santey

#244
Цитата: strat от 22.03.2024 01:47:52«Колхозники» сами разработали сплав для окислительного газового тракта и ни одного возгорания насколько я знаю  не было в отличии от РД 170

Только вот полная технологическая документация на производство РД-180 была передана американцам еще в 90-х.
В эту документацию, очевидно, входили и сведения о технологических тонкостях производства упомянутого сплава.
На руках у американцев оказались результаты опыта тяжелейшего процесса по созданию РД-170.
Так что насчет "сами разработали" я бы не торопился (хотя, конечно, в компетенциях спейсиксовских двигателистов сомнений нет)

Santey

#245
Цитата: strat от 22.03.2024 03:29:12все верно, менее напряженный и на керосине действительно не получится. У схемы газ-газ только одни преимущества и был только один недостаток, необходимость в точном согласовании работы двух газогенераторов во избежание пульсаций давления, которое было невозможно без быстродействующего компьютера и из-за чего РД 270 не мог быть реализован в то время..
Не первый раз слышу эту мысль про "быстродействующий компьютер", без которого невозможно согласование работы двух ТНА. Ранее такое говорилось про SSME и РД-0120, который, мол, из-за отсутствия такого компьютера был выполнен по одновальной схеме, теперь вот про РД-270 что-то подобное.
Хотя никаких конкретных сведений о "быстродействующем компьютере" на SSME я не встречал. В текстах с описанием конструкции SSME я не видел упоминаний о неком быстродействующем ЦП, который являлся бы одним из ключевых элементов.
Конечно, общеизвестно, что СУ там цифровая, но нет никаких доказательство того, что с регулировкой работы двух ТНА не справилась бы аналоговая система (ну или цифровая на логике). В необходимости наличия "быстродействующего компьютера" есть сомнения, т.к. этот компьютер управляет гораздо более медленными исполнительными устройствами, с учетом чего заоблачное быстродействие будет избыточным.

Дем

Цитата: strat от 22.03.2024 01:47:52А РД 253 является лучшим в мире на своей топливной паре толку то. Будущее это криогенные компоненты, а тут не шмогли. «Колхозники» сами разработали сплав для окислительного газового тракта и ни одного возгорания насколько я знаю  не было в отличии от РД 170
Ну вообще говоря в прошлых запусках похоже горели только так.
Просто окислительный ТНА расположен так, что прогар не наружу а внутрь камеры сгорания сквозь форсунки.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

fagot

Цитата: Feol от 22.03.2024 01:02:34Слова понимаю, а их логические связи,  извините, нет :( Причём, речь не только о русском переводе.
Пятый пункт конечно совсем режет глаз, по-русски будет "Самым фундаментальным изменением было увеличение критического сечения камеры"

fagot

Цитата: strat от 22.03.2024 01:50:15А что вам непонятно? сварные соединения позволят поднять давления в трактах, ведь слабое место фланец 
Фланец можно рассчитать на любое разумное давление, сварка просто легче и технологичнее.

ExDi

#249
Цитата: fagot от 22.03.2024 12:21:17Фланец можно рассчитать на любое разумное давление, сварка просто легче и технологичнее.
между первым и вторым полетами маск говорил, что они борются с вызвавшими пожар в двигательном отсеке утечками увеличивая усилие затяжки, но при температурах и давлениях горячего тракта фланцы всегда текут
ради читаемости и содержательности форума в настройках аккаунта отключено отображение всего, что можно отключить; я не вижу ваши (и свои) юзерпики, подписи, посты персонажей из блеклиста  ("старый", "бендер","аникей", "nonconvex" "alexandru" "streamflow" etc ) и т.п. бесполезности

fagot

В любом случае, дело не в разности давления между Раптором-2 и 2,5.

Boris Mekler

Цитата: Feol от 22.03.2024 02:40:13
Цитата: strat от 22.03.2024 01:47:52...
«Колхозники» сами разработали сплав для окислительного газового тракта и ни одного возгорания насколько я знаю  не было в отличии от РД 170
Читал (тут на форуме), что там кислородный тракт значительно менее напряжённый из-за того, что полная потребная мощность для насосов распределена на работу двух газовых трактов - окислительного и восстановительного. В РД-170 и клонах один окислительный тракт должен приводить весь ТНА целиком. На вопросы мне объясняют, что по аналогии керосиновый газовый тракт сделать не получится. Сажа засорит форсунки при подаче в основную камеру.
Насколько я понимаю, там ещё тот фактор что в РД-170 и производных горячий кислородный тракт длинный и сложный, с изгибами и сильфонами, а на Рапторе он нахлобучен прямо на камеру сгорания - абсолютно минимальная длина, никаких изгибов, качается вместе с камерой поэтому вся конструкция статична. В кислородный системах одна из главных опасностей - что в каком-нибудь закоулке затаится потенциально горючий мусор который зажжёт всё изделие, и в Рапторе этот риск сведен к минимуму. 

strat

#252
Цитата: Santey от 22.03.2024 07:51:36
Цитата: strat от 22.03.2024 03:29:12все верно, менее напряженный и на керосине действительно не получится. У схемы газ-газ только одни преимущества и был только один недостаток, необходимость в точном согласовании работы двух газогенераторов во избежание пульсаций давления, которое было невозможно без быстродействующего компьютера и из-за чего РД 270 не мог быть реализован в то время..
Не первый раз слышу эту мысль про "быстродействующий компьютер", без которого невозможно согласование работы двух ТНА. Ранее такое говорилось про SSME и РД-0120, который, мол, из-за отсутствия такого компьютера был выполнен по одновальной схеме, теперь вот про РД-270 что-то подобное.
Хотя никаких конкретных сведений о "быстродействующем компьютере" на SSME я не встречал. В текстах с описанием конструкции SSME я не видел упоминаний о неком быстродействующем ЦП, который являлся бы одним из ключевых элементов.
Конечно, общеизвестно, что СУ там цифровая, но нет никаких доказательство того, что с регулировкой работы двух ТНА не справилась бы аналоговая система (ну или цифровая на логике). В необходимости наличия "быстродействующего компьютера" есть сомнения, т.к. этот компьютер управляет гораздо более медленными исполнительными устройствами, с учетом чего заоблачное быстродействие будет избыточным.

Сейчас не могу найти где я это прочитал по РД 270... там емнип говорилось про то, что ТНА пытаются «передавить» друг-друга из-за чего возникают низкочастотные пульсации..в большинстве источников везде пишут что де все шло хорошо, и если бы не отмена УР 700 его бы довели))
А по РД 0120 вот «В КБХА долго обсуждался вопрос о количестве ТНА. При двух ТНА каждый из насосов для компонентов с очень разными физическими свойствами может работать на оптимальных для перекачиваемого компонента оборотах. Однако при такой схеме сложно синхронизировать работу двух ТНА, особенно на переходных режимах - запуске и дросселировании. В итоге, учитывая отсутствие опыта в разработке двигателей с двумя ТНА и имея сомнения в способности отечественной электроники обеспечить синхронизацию насосов, было решено делать один одновальный агрегат (на маршевом двигателе американского шаттла SSME стоят два ТНА).»

Dulevo

Еще один итог 3-го полета:

A Starship Monopoly? - SATELLITE 2024 - SpaceNews (deal.town)

>>>Старший вице-президент Arianespace Марино Фрагнито предупреждает, что Starship может дать SpaceX монополию
>>>"Starship наверняка еще больше изменит пусковой бизнес и космический бизнес в целом», — сказал Марино Фрагнито, старший вице-президент и руководитель бизнес-подразделения Vega в Arianespace, во время дискуссии на конференции Satellite 2024 20 марта. «Один из сценариев заключается в том, что [Генеральный директор SpaceX Илон] Маск действительно может монополизировать все пуски.

До них начало доходить...


strat

А вот по РД 270
«Из-за наличия двух газогенераторов (камер предварительного сгорания) и 2 ТНА которые шли в одну камеру и работали параллельно, наблюдались низкочастотные пульсации в газогенераторе и камере. Основная проблема в синхронизации совместной работы двух ТНА. ТНА пытались пересилить друг друга, стабилизировать их без помощи БЦВМне удалось. Данную проблему смогли решить только через 10 лет в двигателе RS-25 используя БЦВМ.»

algol5720

Цитата: Dulevo от 22.03.2024 16:32:08Еще один итог 3-го полета:

A Starship Monopoly? - SATELLITE 2024 - SpaceNews (deal.town)

>>>Старший вице-президент Arianespace Марино Фрагнито предупреждает, что Starship может дать SpaceX монополию
>>>"Starship наверняка еще больше изменит пусковой бизнес и космический бизнес в целом», — сказал Марино Фрагнито, старший вице-президент и руководитель бизнес-подразделения Vega в Arianespace, во время дискуссии на конференции Satellite 2024 20 марта. «Один из сценариев заключается в том, что [Генеральный директор SpaceX Илон] Маск действительно может монополизировать все пуски.

До них начало доходить...


Для заказчика главное бабки ,т.е.стоимость вывода кг полезной нагрузки.А здесь Маск вне конкуренции... ;)

Boris Mekler

Цитата: algol5720 от 22.03.2024 17:36:31Для заказчика главное бабки ,т.е.стоимость вывода кг полезной нагрузки.А здесь Маск вне конкуренции... ;)
Это смотря для какого заказчика. Для бюрократов из ЕКА и Арианспейс важнее трудоустройство.

amster

Успех/неудача любого испытания, в первую очередь, определяется изменением перспектив.
Если сроки дальнейших целей приближаются - полный успех, неизменны - умеренный успех.
Если удаляются - неудача.

Приблизились ли ожидаемые сроки орбитальной пилотажки на Старшипе?
Сравнивая результаты опроса лета 2023 с сегодняшнями ожиданиями,
(https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?topic=22525.0
срок пилотажки Старшипа - у оптимистов лидирует  2025 год)
очевидно - сроки удалились и старые кажутся даже не наивностью, а абсурдом.


Следовательно, результаты 2го и 3го испытаний СХ/СШ следует признать провальными.

Santey

#258
Цитата: strat от 22.03.2024 16:31:09Сейчас не могу найти где я это прочитал по РД 270... там емнип говорилось про то, что ТНА пытаются «передавить» друг-друга из-за чего возникают низкочастотные пульсации..
Вы могли прочитать об этом в Википедии. Но ссылок на источник сего утверждения там нет.

Цитата: strat от 22.03.2024 16:31:09А по РД 0120 вот

Спасибо, пользоваться поиском я тоже умею :)
Эту статью легко найти. Но ни в одном из материалов, на которые она ссылается, нет ничего про отказ от схемы с двумя ТНА из-за "сомнений в способности отечественной электроники обеспечить синхронизацию насосов".

При этом, повторюсь, в материалах с описанием конструкции SSME я не встречал ничего о некоем быстродействующем контроллере, благодаря которому только и удалось синхронизировать работы двух ТНА. А ведь, казалось бы, это один из ключевых элементов, если дело обстояло именно так.
Поэтому и создается впечатление, что речь идет о периодически всплывающей байке, источник которой сомнителен

p.s.: прошу извинить за офтопик, но, с другой стороны, он здесь в порядке вещей)

fagot

Для США к моменту создания SSME подобная электроника уже была рутиной, поэтому ее особо и не выделяют. А вот почему все советские водородники вплоть до РД-0120 одновальные надо как-то объяснить.