ОС для ремонта спутников - целесообразна ли?

Автор Fakir, 24.10.2005 21:56:11

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Fakir

Старый
ЦитироватьА содержание самой станции?

Станция все равно уже есть, и содержать её, видимо, придется. А так она еще будет окупаться - по крайней мере, частично.

ЦитироватьЭто чего, и шаттл,

Какой шаттл, откуда взялся шаттл, зачем? Нету его, отлетался, болезный! :(  Да и в данной ситуации не нужен он совершенно. "Союзы", "Прогрессы", "Клиперы", "Паромы", ATV и все в том же духе - более чем достаточно.

Цитироватьи станция и буксиры всякие в сумме будут дешевле чем один только шаттл?

Сколько там запуск шаттла стоит? 500 млн. вроде? И это всего один полет! А нам нужно запустить один ангар (возможно, бак от того же шаттла) - это разовые капитальные вложения, со сроком амортизации минимум 10 лет, даже суммарные затраты явно меньше полумиллиарда. Дальше - разработка и запуск двух-трех буксиров, тоже явно меньше 500 лимонов. Дальше, на каждый ремонт - вывести порядка тонны криптона и запчасти в пределах 100 кг. Вряд ли сильно дорого.

Старый

ЦитироватьСколько там запуск шаттла стоит? 500 млн. вроде? И это всего один полет! А нам нужно запустить один ангар (возможно, бак от того же шаттла) - это разовые капитальные вложения, со сроком амортизации минимум 10 лет, даже суммарные затраты явно меньше полумиллиарда. Дальше - разработка и запуск двух-трех буксиров, тоже явно меньше 500 лимонов. Дальше, на каждый ремонт - вывести порядка тонны криптона и запчасти в пределах 100 кг. Вряд ли сильно дорого.
Ясненько. И сколько спутников вы рассчитываете отремонтировать за 10 лет? Ну вот взгляните на 10 лет назад. Сколько спутников за эти 10 лет потребовали ремонта?
 И не забудьте ещё что каждый спутник вам прийдётся изготавливать в ремонтопригодном виде, независимо от того потребуется фактически ремонт или нет. Блочная схема, люки, разъёмный крепёж, складнве СБ... А это тоже потребует расходов. И просто поддержание на орбите "ангара из шаттловского бака" сколько потребует топлива на корреккции орбиты? И т.д. и т.п.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Fakir

Старый
ЦитироватьИ сколько спутников вы рассчитываете отремонтировать за 10 лет? Ну вот взгляните на 10 лет назад. Сколько спутников за эти 10 лет потребовали ремонта?

Не знаю. Этот вопрос как раз и нуждается в рассмотрении.
Но даже если в год придется чинить 1-2 спутника - это вполне приемлимо в том случае, если ремонтная система является лишь довеском к МКС.

ЦитироватьИ не забудьте ещё что каждый спутник вам прийдётся изготавливать в ремонтопригодном виде, независимо от того потребуется фактически ремонт или нет. Блочная схема, люки, разъёмный крепёж, складнве СБ... А это тоже потребует расходов.

Сколько? В граммах? И точно ли понадобятся принципиальные изменения?

ЦитироватьИ просто поддержание на орбите "ангара из шаттловского бака" сколько потребует топлива на корреккции орбиты? И т.д. и т.п.

Не думаю, что потребуется на порядок больше топлива, чем для поддержания орбиты МКС. К тому же ангар из бака - лишь один из вариантов, лично мне больше нравится надувной ангар а-ля ТрансХаб (вроде так этот несостоявшийся модуль для МКС назывался?).

Fakir

К вопросу об изготовлении "ремонтопригодных" спутников: когда предполагали использовать для починки шаттлы - разве это повлекло за собой радикальные изменения в конструкции спутников? Вроде бы нет. И ничего, справлялись. Значит, можно предположить, что радикальное изменение для ремонта в практически курортных условиях ОС тоже не потребуются. Стоимость ремонта по сравнению с шаттлами многократно снизится - вероятно, она будет порядка одного-двух пусков "Союза".

Вадим Семенов

Время буксировки туда-обратно может занять порядка года. И все это время клиенты не получают сервиса от спутника. Одним из важнейших преимуществ ремонта на орбите помимо экономии может быть быстрое возвращение спутника в строй. Приходится содержать достаточно большой резерв для бесперебойной работы.  Поэтому время транспортировки нужно сократить. Конечно, для ремонта геостационарных спутников желательно иметь станцию на ГСО. Ну на худой конец на низкой экваториальной орбите, чтобы плоскость не поворачивать, и менять орбиту не отжельными импкльсами, а на постоянно включенных ЭРД по простой спирали. Что вполне возможно, когда Союз залетает из Куру.

Кстати, вполне разумен и плановый ремонт, не дожидаясь пока сдохнут все транспондеры. При этом на ГСО станция сама может быть резервным спутником связи -- находясь в той же точке, она подменяет его своими транспондерами на время ремонта. Что касается запчастей, то спутники строятся на основе стандатрных платформ, так что для оперативного ремонта видимо будет несложно иметь на борту набор стандартных блоков для обслуживаемых платформ, а не дожидаться посылки с Земли.

Разумеется, станция на ГСО должна обладать достаточно большой автономностью, почти как марсианский корабль. Во всяком случае по воде и воздуху СЖО должна быть замкнутой. Подвозить нужно только самое необходимое: в основном запчасти и обезвоженные продукты питания. В некотором смысле она является промежуточной между марсианским кораблем и низкоорбитальной станцией: еще можно быстро вернуться на Землю, но подвоз расходных материалов бьет рублем. Существование такой станции может быть неплохим стимулом для достижения большей автономности СЖО.

Кстати, есть еще одна "вкусная" орбита, где спутников много -- утренне-вечерняя солнечносинхронная, где много спутников ДЗЗ и разведки. В принципе, на ту же орбиту можно без проблем запускать и ДЗЗ и разведку в радиодиапазоне, да вообще и почти все низкоорбитальные спутники (ценой некоторого снижения выводимой массы). В этом случае не нужна высокоорбитальная станция, а летать можно из Плесецка. С такой станцией часть спутников ДЗЗ можно оставить фотопленочными, которую можно перезаряжать в процессе обслуживания и спускать на Землю заодно с обслуживающим персоналом. Для ряда приложений, например картографирования, фотопленка имеет некоторые преимущества -- большая площадь обзора потребовала бы весьма широкого канала связи, а высокая оперативность для картографирования не нужна.

И последнее. Для коммерческой эффективности ремонтной станции была бы желательна кооперация с другими спутниковладельцами для увеличения числа обслуживаемых спутников. Так для станции на ГСО неплохо бы привлечь Европу, раз уж будет Союз с Куру, а станцией ССО вполне могли бы заинтересоваться индусы и китайцы, которые только начинают разворачивать свои системы ДЗЗ, а последние еще и имеют амбиции насчет орбитальной станции. Так почему бы не сделать российско-китайскую (и возможно индийскую) станцию на ССО?
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине".

Старый

ЦитироватьК вопросу об изготовлении "ремонтопригодных" спутников: когда предполагали использовать для починки шаттлы - разве это повлекло за собой радикальные изменения в конструкции спутников? Вроде бы нет. И ничего, справлялись. Значит, можно предположить, что радикальное изменение для ремонта в практически курортных условиях ОС тоже не потребуются. Стоимость ремонта по сравнению с шаттлами многократно снизится - вероятно, она будет порядка одного-двух пусков "Союза".
Радикального увеличеня стоимости и снижения характеристик естественно не будет. Ну пусть удельная стоимость спутника вырастет на 10%. Тогда если будет ремонтироваться каждый десятый спутник то это уже не окупится. Даже если ремонт будет на халяву.
 Вы видели как спутник связи собирают? Как из него вынута двигательная установка и техники занимаются монтажём внутри?Также разбирать спутник прийдётся и космонавтам. Сделать каждый транспондер легкосъёмным это сразу снизить характеристики спутника.
 К КАЖДОМУ полёту с ремонтом спутника космонавты длительное время готовятся специально. Даже к примитивному с заменой специально для этого предназначенных блоков. Полёты для ремонта Хаббла считаются высшим пилотажем ПК. А вы предлагаете столь сложные работы поручить обычному экипажу МКС?
 
 Каждая из причин по отдельности уже делает ремонт экономически нецелесообразным.
Одно только изготовление спутников в ремонтопригодном виде
Одно только создание и содержание на станции "ремонтного цеха"
Одно только создание и запуск буксиров.
 И т.д.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

X

такие умные люди здесь собрались , а говорите такие странные вещи. Сделайте хоть какие-то оценки.  
ХС до ГСО с байконурного наклонения - 4.8-4.9 км/с. Если переход через орбиты с более высокими апогеями - 4.3 где-то. Для РБ малой тяги в силу большей неоптимальности ХС будет не меньше 5 км/с, может быть даже все 6 .  Ну и обратно столько же . То есть в энергетическом смысле затраты превышают ХС полета на низкую окололунную орбиту и при приближаются к ХС полета на Марс и обратно.  Вас это не смущает ?
Вариант  держать станцию на ГСО ,  это  эквивалентно по затратам станции на окололунной орбите со всеми вытекающими. Тоже не сказка.
Спутники ССО.  таскать их к мкс  разумеется тоже смысла нет (ХС>6 км/c). если только вывести отдельную станцию.

Вывод . Технически реализуемым представляется только ремонтная станция на ССО.  Экономическая целесообразность этого весьма сомнительна , о чем тут и пишут.

X

Кроме того для "захвата" буксиром кувыркающегося спутника придется его оборудовать манипулятором и в телеоператорном режиме ловить.А с развернутыми СБ придется кому то здорово попотеть,что бы не доламать спутник до конца. :P

Зомби. Просто Зомби

20- тонные, менее многочисленные но более универсальные и ремонтопригодные посещаемые "алмазоподобные" платформы "для связи", вместо существующих спутников
Плюс - транспорт на базе лунного Союза по ХС достаточный для выхода/схода с ГСО

Тогда смысл в ремонте, возможно ( :!: ), появится
Не копать!

Andy_K64

Цитировать20- тонные, менее многочисленные но более универсальные и ремонтопригодные посещаемые "алмазоподобные" платформы "для связи", вместо существующих спутников
Плюс - транспорт на базе лунного Союза по ХС достаточный для выхода/схода с ГСО

Тогда смысл в ремонте, возможно ( :!: ), появится
И такой проект был. УКП "Глобис". 20 т на ГСО. Велись разработки в 90-х годах прошлого века. Была статья в журнале "Телеспутник". Только не алмазоподобная, а ДОСообразная  :D  . А был еще проет РОС-17К, если мне память не изменяет (надо посомтреть в книге РКК"Э" 1946-1996). Радиотехническая орбитальная станция, правда на LEO.

Зомби. Просто Зомби

ЦитироватьИ такой проект был...
Жалко, что "был" :?
Кстати, "лунная программа" могла бы естественным образом "выделить средства выведения" для, как и "лунный Союз" в качестве транспорта для ремонтников
Не копать!

Andy_K64

Цитировать
ЦитироватьИ такой проект был...
Жалко, что "был" :?
Кстати, "лунная программа" могла бы естественным образом "выделить средства выведения" для, как и "лунный Союз" в качестве транспорта для ремонтников
Проект был. Заказчиков не было.

Зомби. Просто Зомби

И у "Молнии-1" заказчиков не было, Королев сам "внедрял", из-под палки
Насиловать надо, без зазрения стыда
Это у Америки сразу всякие "Бродкастиг Компани" развелись, а у нас - "специфика"
Государство должно, раком, типа, ставить :mrgreen:
Всех, кого надо и не надо
 :mrgreen:  :mrgreen:  :mrgreen:

PS. "Тщательно разобраться и наказать кого попало" (С)...
Во! :wink:
Не копать!

Andy_K64

ЦитироватьИ у "Молнии-1" заказчиков не было, Королев сам "внедрял", из-под палки
Во! :wink:
Вы так думаете?

Дем

А давайте разберёмся - что именно чинить надо? Т.е. нужна ли живая тушка на ГСО или достаточно телеуправляемого манипулятопа - один блок вынуть, другой на его место вставить.
Или топлива залить.
В втором случае ремонтник будет постоянно болтаться на ГСО, и к нему будут лишь необходимые запчасти запускаться.
А неспеша гулять вдоль ГСО - это совсем не туда-сюда мотаться...
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Зомби. Просто Зомби

Цитировать
ЦитироватьИ у "Молнии-1" заказчиков не было, Королев сам "внедрял", из-под палки
Во! :wink:
Вы так думаете?
Читал где-то
Я "сам" - ваще не думаю
Нахрен надо, ваще засудят :roll:  :mrgreen:
Не копать!

frost_ii

ИМХО самый разумнвй способ ремонта спутников - это телеуправляемый робот, имеющий средства для самостоятельного передвижения. И базирующийся на какой-нибудь ОС. Подобный тому, что разрабатывался для Хаббла. К тому же этот робот может иметь и шесть пар рук, чего так не хватает при ремонте

Если спутник не имеет гермоотсека, то он вполне себе ремонтопригоден.

frost_ii

ЦитироватьА давайте разберёмся - что именно чинить надо? Т.е. нужна ли живая тушка на ГСО или достаточно телеуправляемого манипулятопа - один блок вынуть, другой на его место вставить.
Или топлива залить.
В втором случае ремонтник будет постоянно болтаться на ГСО, и к нему будут лишь необходимые запчасти запускаться.
А неспеша гулять вдоль ГСО - это совсем не туда-сюда мотаться...

Во-во и я так думаю, не успел запостить...

Зомби. Просто Зомби

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьИ у "Молнии-1" заказчиков не было, Королев сам "внедрял", из-под палки
Во! :wink:
Вы так думаете?
Читал где-то
И в НК, кстати, каком-то, из недавних, вроде бы
Не копать!

Зомби. Просто Зомби

ЦитироватьИМХО самый разумнвй способ ремонта спутников - это телеуправляемый робот...
Даже янки, даже для Хаббла - отказались от этой идеи
К тому же - "запчасть" полюбому везти
Не преувеличиваете ли вы возможности роботов, даже "будущих"?

Нет, оснастка для ремонта может включать какие-нибудь "манипуляторы", но лучше, как раз, "гермообъем" на специальнозаточенной "посещаемой" станции
Чтоб все было, включая СЖО и санузел :mrgreen:

По-моему :roll:
Чего уж там, если городить огород, то чтоб удобно
Не копать!