Новая РН на технологиях Н-1

Автор Ивгениуш, 22.10.2023 17:16:06

« назад - далее »

Владимир и 1 гость просматривают эту тему.

Дмитрий В.

Цитата: Владимир   Шпирько от 16.05.2024 01:17:35
Цитата: Ивгениуш от 14.05.2024 07:03:52Основной вопрос, который меня интересует это потери х.с. при некотором угле к горизонту и величине вектора скорости их можно сделать довольно маленькими, судя по данным из Вики наибольшие потери у первых ступней.
Очень приблизительно гравитационные потери можно оценить Грав.пот.= g*t*sin(тета). g-ускорение свободного падения, t - время полета, тета - угол тангажа.  ...
наклона траектории.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дем

Цитата: Дмитрий В. от 16.05.2024 13:50:00наклона траектории.
При чём тут траектория, если потери результат воздействия силы (тяжести)?
От траектории достаточно того, чтобы ничего не зацепила.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Дмитрий В.

Цитата: Дем от 16.05.2024 15:55:08
Цитата: Дмитрий В. от 16.05.2024 13:50:00наклона траектории.
При чём тут траектория, если потери результат воздействия силы (тяжести)?
От траектории достаточно того, чтобы ничего не зацепила.
При том, что гравпотери вычисляются как интеграл по времени от проекции ускорения силы тяжести на вектор скорсти. А эта проекция определяется синусом угла наклона траектории к местному горизонту, а не синусомугла тангажа.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

WkWk

Цитата: Кот Бегемот от 15.05.2024 23:34:59Элементарно.Не летает и затрат нет.
Н-1 не летала. Но затраты были  ;D

Кот Бегемот

Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать

Ивгениуш

Тем не менее на атласах они работают прекрасно. При использовании 5 ускорителей (непонятно, почему они несимметрично расположены по периметру рН, может кто знает) пн почти удваивается, хотя стартовая масса увеличивается только процентов на 70. Зато из рд-180 выжимается максимум. А может на одном рд-180 атлас-5 может протоновскую массу взять? А может и DH? Хотя это уже, наверное, фантастика. Вообще, что даёт тту? Можно, наверное,  поднять значительно большую массу на достаточно большую высоту, не слишком заботясь о наборе скорости. Так по крайней мере, видимо, работает ариан-5. Я не знаю  каковы в этом случае ограничения по массе. Видимо нельзя отправить 800 (или хотя бы 600 тонн) на 200 км высоту для разгона  на одном рд-180 (может быть он не совсем подходит для такой роли, но тонн 500-550 может потянет. Что касается использования тту на российских рН, стартуют же как то МБР? А схема Н-1 позволяет разместить такие ускорители по периметру центрального блока, изолированно друг от друга, опираясь на жёсткий каркас, диаметр которого существенно больше диаметра центрального блока атлас-5.

Дем

Цитата: Дмитрий В. от 16.05.2024 19:14:43А эта проекция определяется синусом угла наклона траектории к местному горизонту, а не синусом угла тангажа.
Само собой, тангаж тоже ни при чём - если например мы выключим двигло и повернём ракету на 90 - на гравитационных потерях это очевидно никак не скажется ;D
А если не выключим - менее очевидно, но тоже не скажется.
Ну я уже не говорю о том, что ось ракеты и ось движка не обязаны совпадать

Но с траекторией - как же тогда эллиптические орбиты? На них полоброта отрицательные потери, что ли?
Орбита вывода тоже эллиптическая, кстати.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Дем

Цитата: Ивгениуш от 16.05.2024 23:51:09Тем не менее на атласах они работают прекрасно.
Так ведь дело не в "работает - не работает", а в низменном бабле.
Атлас не просто так идёт к завершению эксплуатации - притом уже давно и вне зависимости от политических моментов.
В РФ же в принципе нет "гражданских" РДТТ - а на военные ценник в разы выше.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Владимир Шпирько

Цитата: Дмитрий В. от 16.05.2024 13:50:00
Цитата: Владимир   Шпирько от 16.05.2024 01:17:35
Цитата: Ивгениуш от 14.05.2024 07:03:52Основной вопрос, который меня интересует это потери х.с. при некотором угле к горизонту и величине вектора скорости их можно сделать довольно маленькими, судя по данным из Вики наибольшие потери у первых ступней.
Очень приблизительно гравитационные потери можно оценить Грав.пот.= g*t*sin(тета). g-ускорение свободного падения, t - время полета, тета - угол тангажа.  ...
наклона траектории.
Согласен.  Двумя строчками ниже, я предложил это учесть, как следующее после интегрироания приближение. 

Владимир Шпирько

Цитата: Дем от 16.05.2024 23:54:42Но с траекторией - как же тогда эллиптические орбиты? На них полоброта отрицательные потери, что ли?
Орбита вывода тоже эллиптическая, кстати.
А на эллиптической траектории двигатель работает?   Если нет то и потерь нет....

Вектор тяги, вектор скорости и ось ракеты в общем случае не совпадают.  А если Вы еще начнете учитывать угловую скорость - то вообще запутаетесь.... потому что есть еще и потери на управление. 
Вопрос был как ОЦЕНИТЬ гравпотери.  Я так понимаю с точностью 10...20%. 

Дем

Цитата: Владимир Шпирько от Сегодня в 00:23:06А на эллиптической траектории двигатель работает?   Если нет то и потерь нет....
Потерь нет только когда ракета стоит на грунте. Или летит по орбите. Ибо в полёте каждую секунду ускоряется вниз на 9.8 м/с
Т.е. правильная формула - должна как-то учитывать горизонтальную скорость.

А вот на этапе вертикального полёта - всё просто, просто множим время на 9.8
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Ивгениуш

Цитата: Дем от Сегодня в 00:00:01
Цитата: Ивгениуш от 16.05.2024 23:51:09Тем не менее на атласах они работают прекрасно.
Так ведь дело не в "работает - не работает", а в низменном бабле.
Атлас не просто так идёт к завершению эксплуатации - притом уже давно и вне зависимости от политических моментов.
В РФ же в принципе нет "гражданских" РДТТ - а на военные ценник в разы выше.
А те, что снимаются с боевого дежурства как морально устаревшие? Их что, тоже нельзя использовать?

Владимир Шпирько

Цитата: Дем от Сегодня в 00:00:01
Цитата: Ивгениуш от 16.05.2024 23:51:09Тем не менее на атласах они работают прекрасно.
Так ведь дело не в "работает - не работает", а в низменном бабле.
Атлас не просто так идёт к завершению эксплуатации - притом уже давно и вне зависимости от политических моментов.
В РФ же в принципе нет "гражданских" РДТТ - а на военные ценник в разы выше.
Для РДТТ ступеней есть еще одна особенность - наследство административно-командной системы СССР.  ЖРД и ракеты с ЖРД - космического назначения или военные - проектировали и изготавливали в министерстве общего машиностроения - минобщемаш - МОМ.  А тактические и оперативно-тактические ракеты на РДТТ проектировали и изготавливали на предприятиях Министерства машиностроения - минмаш - ММ.  И они практически не пересекались и были друг от друга закрыты.  Традиция продолжилась и РФ....  А то, что "Пионер" и "Тополь" выросли до средней дальноти и стратегических.... не означает, что МИТ - перешел в другую структуру. 

Владимир Шпирько

Цитата: Дем от Сегодня в 00:29:58
Цитата: Владимир Шпирько от Сегодня в 00:23:06А на эллиптической траектории двигатель работает?  Если нет то и потерь нет....
Потерь нет только когда ракета стоит на грунте. Или летит по орбите. Ибо в полёте каждую секунду ускоряется вниз на 9.8 м/с
Т.е. правильная формула - должна как-то учитывать горизонтальную скорость.

А вот на этапе вертикального полёта - всё просто, просто множим время на 9.8
А разве синус угла наклона траектории не учитывает горизонтальную составляющую скорости?

Дем

Цитата: Владимир Шпирько от Сегодня в 00:38:02А разве синус угла наклона траектории не учитывает горизонтальную составляющую скорости?
Достаточно криво, ибо траектория - путь а не скорость.
Цитата: Ивгениуш от Сегодня в 00:34:13А те, что снимаются с боевого дежурства как морально устаревшие? Их что, тоже нельзя использовать?
Можно, и даже использовали. Старт-1 с места нынешнего Восточного.
Но это была МБР как есть, просто с альтернативной ПН. Как-то переделать не осилили
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Ивгениуш

Цитата: Дем от Сегодня в 13:32:01
Цитата: Владимир Шпирько от Сегодня в 00:38:02А разве синус угла наклона траектории не учитывает горизонтальную составляющую скорости?
Достаточно криво, ибо траектория - путь а не скорость.
Цитата: Ивгениуш от Сегодня в 00:34:13А те, что снимаются с боевого дежурства как морально устаревшие? Их что, тоже нельзя использовать?
Можно, и даже использовали. Старт-1 с места нынешнего Восточного.
Но это была МБР как есть, просто с альтернативной ПН. Как-то переделать не осилили
А что, пытались? И когда это было и при каких обстоятельствах? Может тогда ещё не горело? Хотелось бы конкретики. В то получается просто переливание из пустого в порожнее.

Дем

Цитата: Ивгениуш от Сегодня в 22:08:04А что, пытались? И когда это было и при каких обстоятельствах?
Ну да, попробовали из ступеней "Тополя" собрать пятиступенчатую ракету, запустили, авария.
На чём всё и кончилось.
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Ивгениуш

Цитата: Дем от Сегодня в 22:54:47
Цитата: Ивгениуш от Сегодня в 22:08:04А что, пытались? И когда это было и при каких обстоятельствах?
Ну да, попробовали из ступеней "Тополя" собрать пятиступенчатую ракету, запустили, авария.
На чём всё и кончилось.
Цитата: Дем от Сегодня в 22:54:47
Цитата: Ивгениуш от Сегодня в 22:08:04А что, пытались? И когда это было и при каких обстоятельствах?
Ну да, попробовали из ступеней "Тополя" собрать пятиступенчатую ракету, запустили, авария.
На чём всё и кончилось.
А где можно про это прочитать? Там все ступени были с ттрд? Причина аварии?

Дем

#838
Цитата: Ивгениуш от Сегодня в 23:05:35А где можно про это прочитать? Там все ступени были с ттрд? Причина аварии?
28 марта 1995, Плесецк. Авария при разделении ступеней (не разделились), причина достоверно так и не обьявлена.
Но судя по тому что от дальнейших запусков отказались - превышение реально допустимых нагрузок
ТТРД все кроме последней, которая на базе штатного блока разведения
Летать в космос необходимо. Жить - не необходимо.

Владимир Шпирько

Цитата: Дем от Сегодня в 13:32:01
ЦитироватьА разве синус угла наклона траектории не учитывает горизонтальную составляющую скорости?
Достаточно криво, ибо траектория - путь а не скорость.
Направление вектора скорости это касательная в каждой точке траектории.