Посудите сами по фото после пуска 25 июня 2006 года
http://c.foto.radikal.ru/0606/4dad225ab149.jpg :cry:
А в чём заключается убогость? В отсутствии газохода?
Если у "Циклона" - самое убогое, то у какого комплекса менее убогое? У "Космоса"? Или у "Семерки"?
И уж самое "неубогое", конечно, у "Энергии", там такое количество железа в бетон понатыкано - глаз радуется. А тут ровная площадка с "пирамидкой" пускового стола. Фу, как убого!!!
А "пупурышка" - это что, рассекатель для газов?
"Пупурышка" - рассекатель для газов. Простота и автоматизация. Около 100 пусков, но ...
В чем я вижу убогость ПУ Циклона, если сравнивать с Протоном:
1. Отсутствие газоотводных каналов.
2. Разрушение защитной обмазки пускового стола.
3. Разрушение бетона на «0» отметке.
4. Загрязнение воздуха парами топлива из-за отсутствия отвода дренажей.
5. Отсутствие удержания ракеты на столе.
6. Сгорающие кабели.
7. Наличие одноразовых узлов.
8. Необходимость ремонтно-восстановительных работ.
http://d.foto.radikal.ru/0606/793b43a29b20.jpg
http://c.foto.radikal.ru/0606/914eb48376cc.jpg
http://d.foto.radikal.ru/0606/c7e750529408.jpg
http://b.foto.radikal.ru/0606/64c2b326a94e.jpg
http://c.foto.radikal.ru/0606/f2b817d75277.jpg
СК РН "Зенит" - вот совершенство. Посмотрим, чем ответит "Ангара"
Ну, по моему, сам по себе факт отсутствия газоотводов недостатком считать не следует, если от этого РН не плохо.
И интересно, а необходимость ремонтно-восстановительных работ разве не характерна в той или иной мере для всех других стартов?
По последней фото http://c.foto.radikal.ru/0606/f2b817d75277.jpg :
Это и есть, если я правильно понимаю, тот самый сброс избытка наддува прямо в воздух? А на других гептиловых ракетах, где есть дренаж наддува, газы нейтрализуются?
ЦитироватьЭто и есть, если я правильно понимаю, тот самый сброс избытка наддува прямо в воздух? А на других гептиловых ракетах, где есть дренаж наддува, газы нейтрализуются?
Это скорее просто дренаж при заправке. На Протоне он вроде закольцовывается с заправочной емкостью или просто отводится на нейтрализацию.
ЦитироватьЭто скорее просто дренаж при заправке.
Прототип вроде раньше шахтной ракетой был? Интересно, как же этот дренаж делался в шахте?
ЦитироватьВ чем я вижу убогость ПУ Циклона, если сравнивать с Протоном:
1. Отсутствие газоотводных каналов.
2. Разрушение защитной обмазки пускового стола.
3. Разрушение бетона на «0» отметке.
4. Загрязнение воздуха парами топлива из-за отсутствия отвода дренажей.
5. Отсутствие удержания ракеты на столе.
6. Сгорающие кабели.
7. Наличие одноразовых узлов.
8. Необходимость ремонтно-восстановительных работ.
Ваши замечания по первым четырем пунктам были учтены при строительстве аналогичного комплекса на космодроме "Плесецк". :D
Что касается удержания на столе - сто пусков свидетельствуют, что такой необходимости нет.
Пункты 6 и 7, извините, это одно и тоже. Уверен, что у "Протона" одноразовые узлы тоже имеются в большом количестве.
А ремонтно-восстановительных работ требуют все комплексы после пуска, правда, в разном объеме. У "Зенита" этот объём минимален.
ЦитироватьСК РН "Зенит" - вот совершенство. Посмотрим, чем ответит "Ангара"
Ангара, скажу я вам, это будет что-то....
Что-то вроде "Протона". :twisted: По уровню автоматизации. Уровень будет 1965 года. :twisted:
ЦитироватьПрототип вроде раньше шахтной ракетой был? Интересно, как же этот дренаж делался в шахте?
Так и делался - закольцовкой дренажей.
Как пишут в истории КБСМ, в шахтах были проложены магистрали дренажа. Ведь там не надо было быстро заправлять ракету. Ее заправляли перед БД заранее. По этим причинам дренажи стыковали перед заправкой и отстыковывали после, не спеша. На Циклоне, видимо, решили с дренажами не возиться, так как заправка проходит ускоренно. На Протоне дренажи отводятся через дренажные горловины на опорах и дожигаются, так как заправка идет долго.
А закольцовка дренажей - это как?
ЦитироватьА закольцовка дренажей - это как?
Пары из бака ракеты отводятся в резервуар из которого ведется заправка. Помнится так.
ЦитироватьНа Циклоне, видимо, решили с дренажами не возиться, так как заправка проходит ускоренно.
По-моему, на северном "Циклоне" используются агрегаты нейтрализации ("дожигалки"). Даже на "Космосе" такие агрегаты есть. Точно не помню используются ли они при заправке, но остатки в коммуникациях ими сжигают точно.
ЦитироватьКак пишут в истории КБСМ, в шахтах были проложены магистрали дренажа. Ведь там не надо было быстро заправлять ракету. Ее заправляли перед БД заранее. По этим причинам дренажи стыковали перед заправкой и отстыковывали после, не спеша. На Циклоне, видимо, решили с дренажами не возиться, так как заправка проходит ускоренно.
Скорее всего в наземном комплексе на дренажах просто решили сэкономить и упростить комплекс - он же автоматизированный, а шахту нельзя загрязнять, вот они там и стояли.
А вот дожигалки интересно как работают - гептил понятно как сжечь, а тетраксид так просто не горит - значит подают какой-то восстановитель - тот же гептил? Или нейтрализуют раствором соды например?
ЦитироватьЦитироватьПрототип вроде раньше шахтной ракетой был? Интересно, как же этот дренаж делался в шахте?
Так и делался - закольцовкой дренажей.
А что ж они тут то слабину дали? Неэстетично же...
В Плесецке, кстати, этот бурый дым тоже валит в полном объёме.
ЦитироватьА что ж они тут то слабину дали? Неэстетично же...
Так дешево-сердито, все же на открытом воздухе и без участия людей, а шахту нельзя засирать.
ЦитироватьТак дешево-сердито,
Это оно конечно. Но эстетика-то? Опять же что зелёные скажут?
ЦитироватьЭто оно конечно. Но эстетика-то? Опять же что зелёные скажут?
А что, некоторым нравится, когда ракета окутана клубами дыма :) А зеленых 30 лет назад не было. Но вообще, Гудилин пишет, что есть установка для сжигания паров, гептил скорее всего сжигают. А может установка развалилась давно?
В двух "дожигалках" дренажей или паров для обоих компонентов применяют керосин Т-1. На "Протоне" сжигают 6,5 тонны керосина за пуск
Надо подумать – скорее всего самое убогое ПУ у 11К65М ...
http://b.foto.radikal.ru/0607/6a9b2cdc1420.jpg
http://c.foto.radikal.ru/0607/1705781e1505.jpg
ЦитироватьВ двух "дожигалках" дренажей или паров для обоих компонентов применяют керосин Т-1. На "Протоне" сжигают 6,5 тонны керосина за пуск
На керосин я как-то и не подумал. А вот еще давно хотел спросить - через какие клапаны на Протоне испаряются остатки компонентов при падении ступеней?
ЦитироватьНадо подумать – скорее всего самое убогое ПУ у 11К65М ...
С этим нельзя не согласиться. Только я бы сказал не убогое, а простое и незатейливое. Убогим бы оно было бы, если бы с него ракета падала при установке или оно бы разваливалось при заправке ракеты. А так - вы не забывайте когда это всё создавалось. Просто - не значит плохо.
У «Циклона» не предусмотрено дожигание паров амила и гептила, оставшихся на установщике в наполнительных соединениях.
http://d.foto.radikal.ru/0607/d931697312fd.jpg
У "Протона" в полете первой ступени компоненты сбрасываются через двигатель. Это видно на небе после отделения: два огонька долго летят вместе, огонек из первой ступени постепенно снижается и отстает от второй ступени.
История НПО ПМ указывает на случай, когда перед первым пуском в 1964 году пустая РН 11К65 упала с убогой ПУ от ветра
ЦитироватьИстория НПО ПМ указывает на случай, когда перед первым пуском в 1964 году пустая РН 11К65 упала с убогой ПУ от ветра
И что, после этого каждый раз падала когда ее на стол ставили?
Следуя Вашей логике, неудачные пуски "Протона" свидетельствуют о его убогости. И Н1 - убогая ракета - все пуски аварийные.
На этом фото видно, что теперь ракету за хвост держат красные ветровые стяжки
http://c.foto.radikal.ru/0607/1705781e1505.jpg
На этом фото видно, что красные ветровые стяжки держат какое-то ведро. :) Ну и что? Любую ракету, тем более сухую, что-то должно держать.
Это «ведро» очень похоже на ХО-1 ракеты 11К65М.
Вероятная причина исторического падения РН 11К65 – недостаточная прочность хвостового отсека первой ступени на устойчивость после того, как на него догрузили вес второй ступени, и при ветре. Писали, что при сильном ветре ХО-1 «хлопал» от деформаций оболочки. Тем временем на Байконуре на ПУ сделали мачты, к которым и крепили РН при всех 14 пусках в 1964-68 гг.
После испытаний РН 11К65 и 11К65М на Байконуре Янгель и Бармин допускали пребывание заправленной ракеты 11К65 на стартовом сооружении в течение одного часа при прямом воздействии ветра, имеющего скорость 10 м/с.
Значит, если ветер будет больше, то надо крепить ракету ветровыми стяжками и ждать утихания ветра или подводить башню обслуживания. Для Плесецка и КапЯра уже спроектировали башню обслуживания, был даже вариант пуска РН из ствола башни. Уж очень опасались повторного падения РН от ветровых нагрузок :wink:
Цитировать...История НПО ПМ указывает на случай, когда перед первым пуском в 1964 году пустая РН 11К65 упала с убогой ПУ от ветра
А что это был за случай? Я о "хлопунах" при ветре истории от них слышал. А вот о падении ракеты - ничего ни разу. Вполне возможно, естесственно, что стыдно им про это рассказывать. Так что это за случай?
Учите матчасть :) Бурый дым, который валит с "Циклона" - это не гептил, а дым с порохового аккумулятора давления.
ЦитироватьУчите матчасть :) Бурый дым, который валит с "Циклона" - это не гептил, а дым с порохового аккумулятора давления.
:shock: :shock: :shock:
ЦитироватьУчите матчасть :) Бурый дым, который валит с "Циклона" - это не гептил, а дым с порохового аккумулятора давления.
:lol: :lol: :lol: В охумору.
В "ЛУЧШЕ НЕ СКАЖЕШЬ" :lol:
Баки с компонентами ампулизированы у Циклона или только баки третьей ступени? Т.е проще говоря, ступени (1,2) на старте заправляют? Я просто совсем не знаю этой ракеты...
Действительно не гептил - всего лишь АТ :) У гептила пары бесцветные.
ЦитироватьБаки с компонентами ампулизированы у Циклона или только баки третьей ступени? Т.е проще говоря, ступени (1,2) на старте заправляют? Я просто совсем не знаю этой ракеты...
Конечно на старте заправляют, зачем их ампулизировать у ракеты, запускаемой с наземной ПУ? Ампулизируется только третья ступень у Циклона-3.
ЦитироватьЦитироватьБаки с компонентами ампулизированы у Циклона или только баки третьей ступени? Т.е проще говоря, ступени (1,2) на старте заправляют? Я просто совсем не знаю этой ракеты...
Конечно на старте заправляют, зачем их ампулизировать у ракеты, запускаемой с наземной ПУ? Ампулизируется только третья ступень у Циклона-3.
Ну, мало ли... Все-таки бывшая боевая глобальная ракета, если не путаю...
ЦитироватьНу, мало ли... Все-таки бывшая боевая глобальная ракета, если не путаю...
Так глобальная в шахте стояла, залил ее и пусть себе ждет своего часа, а на открытом старте годами только Титаны стоят :)
Перевозка такой ракеты на старт в заправленном виде в горизонтальном положении потребовала бы полного перепроектирования конструкции, ИМХО. И по-любому, вывоз был бы смертельно опасным цирковым номером..
Цитировать"Пупурышка" - рассекатель для газов. Простота и автоматизация. Около 100 пусков, но ...
В чем я вижу убогость ПУ Циклона, если сравнивать с Протоном:
1. Отсутствие газоотводных каналов.
2. Разрушение защитной обмазки пускового стола.
3. Разрушение бетона на «0» отметке.
4. Загрязнение воздуха парами топлива из-за отсутствия отвода дренажей.
5. Отсутствие удержания ракеты на столе.
6. Сгорающие кабели.
7. Наличие одноразовых узлов.
8. Необходимость ремонтно-восстановительных работ.
1. Зато дёшево - не надо строить.
2,3 - да и пофиг. Она не на бетоне стоит.
4. Надо понимать, недоработанное топливо менее вредно?
5. Решаемо
6,7 Ракета у нас тоже одноразовая - просто считать кабеля её частью :)
8. А где их нет?
Кстати - на http://c.foto.radikal.ru/0607/1705781e1505.jpg девайс из шахты?
Легкий оффтоп: а чем пахнет гептил? Кто нибудь из тех, кто нюхал, смог рассказать :) ?
Подождите, сейчас понюхаю. Гептил пахнет нашатырным спиртом. Ой, я кажется, отравился... :cry:
ЦитироватьЛегкий оффтоп: а чем пахнет гептил? Кто нибудь из тех, кто нюхал, смог рассказать :) ?
Примерно аммиаком
ЦитироватьПеревозка такой ракеты на старт в заправленном виде в горизонтальном положении потребовала бы полного перепроектирования конструкции, ИМХО. И по-любому, вывоз был бы смертельно опасным цирковым номером..
Ну Р-29 возят же:wink: Но с Циклоном понятное дело заморачиваться смысла нет.
Бурый дым валит - это скорее всего бурые человечки поселились :D
А теперь по поводу падения РН. Цитирую книгу «40 космических лет», гл. редактор Смирнов-Васильев К.Г., Железногорск, 1999, НПО ПМ имени М.Ф. Решетнева.
Глава 2. «В мае 1964 года две ракеты 11К65 были вывезены на Байконур для испытаний. Стартовой площадкой была площадка 41...
Начались предстартовые подготовки РН, но ... незаправленная ракета упала со стола»...
Ремонтно-восстановительных работ нет у "Зенита" на Байконуре
ЦитироватьБурый дым валит - это скорее всего бурые человечки поселились :D
Повеселились. ;)
Космос-3 упал со стола потому что он стоит незакреплённым и когда не заправлен то сила прижимающая его к столу недостаточна. При наклоне восстанавливающий момеент недостаточен. А там поставили вторую ступень, она добавила парусность и увеличила плечо по сравнению с прототипом а учесть это как всегда забыли. После того как упала - учли. Больше не падала.
И еще не учли резонанс собственных колебаний пустой РН с ветровыми колебаниями :(
Разъясните, пожалуйста, чем отличались друг от друга РН 65С3, 11К65 и 11К65М? Все они упоминаются в истории Байконура
ЦитироватьРемонтно-восстановительных работ нет у "Зенита" на Байконуре
После пуска всякое бывает.
Но действительно, стартовый комплекс Зенита задумывался так, чтобы можно было произвести серию пусков без РВР. Только определенное количество пусков. Вообще без РВР обойтись нельзя.
ЦитироватьПосле испытаний РН 11К65 и 11К65М на Байконуре Янгель и Бармин допускали пребывание заправленной ракеты 11К65 на стартовом сооружении в течение одного часа при прямом воздействии ветра, имеющего скорость 10 м/с.
А Вы уверены. что это был Бармин?
ЦитироватьРазъясните, пожалуйста, чем отличались друг от друга РН 65С3, 11К65 и 11К65М? Все они упоминаются в истории Байконура
Насколько я понимаю, 65С3 это первоначальный индекс, после смены системы обозначений он был заменен на 11К65. При этом первые 65С3 запускались без системы малой тяги, а последующие были с СМТ. Чем отличается 11К65М неизвестно, видимо это была незначительная модернизация, возможно двигателя первой ступени.
Что в 65С3 означает буква С и что цифра 3?
ЦитироватьЧто в 65С3 означает буква С и что цифра 3?
65 - это часть индекса исходной БР, С3 - ступень № 3. В КБЮ разрабатывали несколько верхних ступеней для превращения БР в РН, ступень для 8К65 была под третьим номером.
KrioG, я ошибся насчет Бармина и 11К65. Речь действительно идет о нынешнем КБТМ, то есть о Соловьеве В.Н.
А насчет РВР еще могу поспорить. Не секрет, что РВР после пуска ракет с нормальных ПУ – это часто возможность сделать давно назревший ремонт разваливающихся от времени сооружений, замену давно сгоревших ламп освещения, замену краденого кабеля, покраску агрегатов к приезду начальства и т.п.
«Всякое бывает» – редкость, например, когда ветер сильный и сносит струю от ЖРД дальше обычного на незащищенную зону, когда КА тяжелый и РН долго поднимается – струя долго вымывает бетон (один раз в 10 лет), когда номер расчета забыл убрать что-то съемное с агрегата, и это сдуло.
65С3 – это возможно из ряда мечтаний о РН:
63С1 – на базе 8К63, 64С2 – на базе 8К64, 65С3 – на базе 8К65, 66С4 – базе 8К66, 67С5 – на базе 8К67.
Согласен, что когда дело дошло до конкретных РН, то появились индексы 11А и 11К...(1963 год – появилась первая РН с индексом на 11 - 11А510). 18 августа 1964 года был первый пуск 11К65 для обеспечения эллиптических орбит, а 16 июля 1965 года состоялся первый пуск 11К65М. На последней появилась модернизация - СМТ для высоких круговых орбит.
Кстати, что означают индексы, начинающиеся с 8К..., 11А..., 11К..., 15А..., 15Ж... ?
Цитировать... когда КА тяжелый и РН долго поднимается – струя долго вымывает бетон (один раз в 10 лет)...
Вован, ну да Вы что, серьёзно в это верите :wink: ?
Масса КГЧ это максимум процента 3 от стартовой массы РН. Неужели колебания в пределах этих 3-х процентов могут привести к тому, что РН будет "долго подниматься" :) ?
Цитировать65С3 – это возможно из ряда мечтаний о РН:
63С1 – на базе 8К63, 64С2 – на базе 8К64, 65С3 – на базе 8К65, 66С4 – базе 8К66, 67С5 – на базе 8К67.
Ну не совсем мечтаний, 63С1 вполне уже летала и до 63-го года. Да и С3 залетала вскоре.
ЦитироватьСогласен, что когда дело дошло до конкретных РН, то появились индексы 11А и 11К...(1963 год – появилась первая РН с индексом на 11 - 11А510).
Скорее всего переименовали уже существующие ракеты, а новым индексы естественно присваивались сразу.
Цитировать18 августа 1964 года был первый пуск 11К65 для обеспечения эллиптических орбит, а 16 июля 1965 года состоялся первый пуск 11К65М. На последней появилась модернизация - СМТ для высоких круговых орбит.
В августе 64-го пускали еще 65С3, первый пуск 11К65 только в 66-м, а 11К65М - в 67-м. Причем СМТ появилась уже на 65С3.
ЦитироватьКстати, что означают индексы, начинающиеся с 8К..., 11А..., 11К..., 15А..., 15Ж... ?
Это коды ГРАУ, на 8 до середины 60-х начинались индексы всей сухопутной ракетной техники, потом отдельно была выделена космическая - 11 и техника РВСН - 15. А буковки обозначают тип изделия.
Про первый пуск 11К65М в 1965 году написано в истории ПО "Полет".
А вот еще загадка. У многих ракет заводские номера начинаются с букв: у гагаринской РН – с «Е» (Е10316), у первой Н1 – с «В» (В15003) и т.д. Какая здесь система?
ЦитироватьПро первый пуск 11К65М в 1965 году написано в истории ПО "Полет".
Может они напутали чего, туда производство только в 68-м передали. В НК была таблица пусков, на нее я и ориентируюсь.
ЦитироватьА вот еще загадка. У многих ракет заводские номера начинаются с букв: у гагаринской РН – с «Е» (Е10316), у первой Н1 – с «В» (В15003) и т.д. Какая здесь система?
Это не знаю, может каждому заводу соответствует своя буква.
Не похоже, так как один и тот же завод, делал Н1 с буквами В, Ю и Х
ЦитироватьЦитироватьПро первый пуск 11К65М в 1965 году написано в истории ПО "Полет".
Может они напутали чего, туда производство только в 68-м передали.
Вроде бы ракета была передана туда ещё в чертежах и первый экземпляр делали уже в Омске?
ЦитироватьВроде бы ракета была передана туда ещё в чертежах и первый экземпляр делали уже в Омске?
Это в смысле 11К65М ? А как она тогда летала уже в 67-м?
ЦитироватьЦитироватьВроде бы ракета была передана туда ещё в чертежах и первый экземпляр делали уже в Омске?
Это в смысле 11К65М ? А как она тогда летала уже в 67-м?
Нет, в смысле 65С3. Хотя я могу и ошибиться.
Нет, не ошибся.
ЦитироватьВ апреле 61 г был разработан эскизный проект РН 65С3. Выпуск конструкторской документации осуществлялся ОКБ-586 до осени 1962 г. В связи с большой загруженностью ... разработка ракеты 65С3 была передана в ОКБ-10.
А в 1967 г разработка ракеты была передана из ОКБ-10 в ПО Полёт.
Про 65С3 то точно известно, что ее в Красноярске изначально делали. Но вот сами красноярцы утверждают, что в Омск была передана уже готовая 11К65М и только в 68-м году.
В истории ПО "Полет" написано, что 14 РН 11К65 (М) изготовили на Красмаше, а с января 1969 года в производство запустили 11К65М в ПО "Полет". Там же написано, что первый пуск 11К65М был 16 июля 1965 года и впервые на круговые орбиты выведено пять КА
На основании Летописи космической эры, недавно составленной в С-Петербурге, я заметил, что ракеты СССР в заводском номере имели буквы: 1958 год – Б, 1959 год – И, 1960 год – Л, 1961 год – Е, 1962 год – Т. Получается слово БИЛЕТ :D
Дальше еще интересней - получается имя женщины :o
ЦитироватьВ истории ПО "Полет" написано, что 14 РН 11К65 (М) изготовили на Красмаше, а с января 1969 года в производство запустили 11К65М в ПО "Полет". Там же написано, что первый пуск 11К65М был 16 июля 1965 года и впервые на круговые орбиты выведено пять КА
Красноярцы почему-то утверждают, что первый пуск 11К65М был в 67-м году. Так то версия, что 65С3 и 11К65 - два названия одной ракеты, а 11К65М отличается наличием СМТ выглядит логичной, но кто-то из них ошибается.
ЦитироватьСудите сами по фото убогость
У Протона тоже ... равняют ракету на столе ... ломиками
(http://i027.radikal.ru/0711/b8/bfcaf9652a68.jpg)
ЦитироватьУ Протона тоже ... равняют ракету на столе ... ломиками
Какая-то непотребность в картинке. :)
В нарушение всех исторических традиций человек в белой каске что-то делает. Все знают, что в белых касках ходит начальство и заезжие гости. А им в руки вообще ничего давать нельзя. Или на Байконуре другие традиции и другая цветовая кодировка?
"Какой смысл может иметь цивилизация, в которой нет цветовой дифференциации штанов?" (C)
Вы уверены что он ее равняет? Может дырку какую коваряет? :)
Что там вообще можно ломом делать на стоящей ракете весом за 50т?
А не за 700т? :D
ЦитироватьА не за 700т? :D
Ну если заправить :D А перед тем как заправить нужно ломом выровнять. Технология такая.
Без лома и "чьей-то" матери ни одно дело неначиналось.
ЦитироватьБез лома и "чьей-то" матери ни одно дело неначиналось.
Не чьейто а какойто.
у них плече большое
в качалке накачали
Ломиков-то для ровняния ракеты целых пять штук :wink:
Ну да! Конечно! Лом Nr-1, Лом Nr-2, Лом Nr-3, Лом Nr-4, Лом Nr-5 и Лом Nr-6!! :!:
А почему не шесть?
Ломом, водкой и матом мы любое дело можем сдвинуть.
6-ой это резервный :D
ЦитироватьА почему не шесть?
Конечно же должно быть шесть! Вероятно, один потеряли :cry:
(http://www.baikonur-info.ru/Sirius/006.JPG)
(http://www.baikonur-info.ru/Logo_Sirius_4_2.jpg)
(http://www.intercosmos.ru/images/photo/2/37.jpg)
(http://www.intercosmos.ru/images/photo/71/9.jpg)