Последние сообщения

#1
Отечественный космос / Новости Энергомаша
Последний ответ от zandr - Сегодня в 22:04:58
https://www.roscosmos.ru/40543/
ЦитироватьНПО Энергомаш отмечает 95-летие

Научно-производственное объединение Энергомаш имени академика В.П. Глушко (входит в Госкорпорацию «Роскосмос») является старейшим предприятием ракетной двигателестроительной отрасли и ведет отсчет своей работы с 15 мая 1929 года.
История предприятия начинается с первого рабочего дня будущего академика Валентина Петровича Глушко в качестве руководителя небольшой группы по разработке ракет и двигателей в составе Газодинамической лаборатории в Ленинграде.
За свою историю НПО Энергомаш создало около 60 модификаций жидкостных ракетных двигателей как для космических ракет-носителей, так и боевых баллистических ракет, ставших надежным ракетно-ядерным щитом нашей Родины.
Диапазон тяг от 80 до 800 тс позволяет проектировать с их использованием практически любую ракету-носитель от легкого до тяжелого и сверхтяжелого классов.
Всего было изготовлено около 18 тысяч ЖРД, разработанных НПО Энергомаш. Около 5 тысяч из них использованы в ходе отработки элементов конструкций и других испытаний двигателей. 13 тысяч ЖРД успешно отработали в составе первых и вторых ступеней космических ракет. Это значительно выше, чем у какой-либо иной фирмы в мире по разработке и производству ЖРД.
Технические решения 50-х годов XX века сделали возможным создать двигатели РД-107 и РД-108 для первой в мире межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которая 4 октября 1957 года вывела первый рукотворный спутник на околоземную орбиту. Эти же двигатели обеспечили успешный полет 12 апреля 1961 года первого космонавта Земли Ю.А. Гагарина. Модификации этих двигателей и сегодня обеспечивают успешное выполнение отечественной пилотируемой программы.
Фундаментальная конструкторская школа, созданная академиком В.П. Глушко, позволила добиться уникальных результатов в области создания мощных высоконадежных кислородно-керосиновых ЖРД, опережающих на многие годы по своим техническим характеристикам американские и европейские разработки.
Одной из важнейших разработок НПО Энергомаш являются двигатели РД-170 и РД-171 для первых ступеней ракетно-космического комплекса «Энергия — Буран» и ракеты «Зенит», соответственно. Их разработка стала качественно новым шагом в создании ЖРД. Это самые мощные в мире четырехкамерные ЖРД с наивысшим уровнем параметров и характеристик для двигателей данного класса, работающие на жидком кислороде и керосине. Здесь были заложены решения по многоразовости использования ЖРД.
Первый пуск ракеты «Зенит» с двигателем РД-171 состоялся в апреле 1985 года. В 1987 и 1988 годах выполнено два пуска ракеты «Энергия» с двигателями РД-170. Эксплуатация двигателя РД-171 продолжилась в пусках «Зенита» с плавучего космодрома на экваторе в Тихом океане (программа «Морской старт»). Первый пуск ракеты «Зенит-3SL» с двигателем РД-171 по программе «Морской старт» состоялся 28 марта 1999 года. Работы по модернизации двигателя РД-171 были продолжены в 2003-2004 годах, результатом которых стало появление двигателя РД-171М. Первый пуск «Зенита-3SL» с модернизированным двигателем РД-171М по программе «Морской старт» был выполнен в феврале 2006 года.
В середине 90-х годов предприятие вышло на международный рынок. В начале 1996 года проект двухкамерного двигателя РД-180, предложенный НПО Энергомаш, был признан победителем конкурса на разработку и поставку двигателя первой ступени для американской модернизированной ракеты Atlas.
Первый полет ракеты Atlas-III с российским двигателем РД-180 состоялся 24 мая 2000 года, а первый пуск ракеты Atlas-V также с двигателем РД-180 — 21 августа 2002 года. В США поставлено более 120 товарных ЖРД, успешно осуществлено 105 пусков ракет Atlas с РД-180. Это уникальный пример закупки российской высокотехнологичной продукции американскими компаниями.
Разработка кислородно-керосинового ЖРД РД-191 началась в НПО Энергомаш в конце 1998 года. Этот двигатель предназначен для универсального ракетного модуля первой ступени (УРМ-1) нового семейства российских ракет «Ангара». В мае 2001 года собран первый доводочный двигатель РД-191. Первое огневое испытание двигателя РД-191 проведено в июле 2001 года. Осенью 2009 года успешно проведено три огневых испытания РД-191 в составе УРМ-1 — первой ступени ракеты «Ангара» в Научно-испытательном центре ракетно-космической промышленности (входит в Роскосмос). В 2014 году были успешно выполнены первые пуски ракет легкого класса «Ангара-1.2»  и тяжелого класса «Ангара-А5».
На базе ЖРД РД-191 в НПО Энергомаш в очень короткие сроки был разработан и сертифицирован ЖРД РД-181. Контракт был заключен в декабре 2014 году, а уже в мае 2015 года завершена сертификация ЖРД, с поставкой первых товарных двигателей в июне 2015 года. Успешно выполнено 13 полетов американских ракет Antares-230 с РД-181.
НПО Энергомаш является активным игроком на рынке космических услуг. Идет изготовление ЖРД РД-191 по контракту с Государственным космическим научно-производственным центром имени М.В. Хруничева (входит в Роскосмос), выполняются огневые испытания ЖРД и автономные испытания узлов и агрегатов перспективных двигателей, ведутся научно-исследовательские работы по освоению новых технологий проектирования и изготовления ЖРД.
В настоящее время идут работы по созданию новой ракеты среднего класса «Союз-5» с использованием на первой ступени ЖРД РД-171МВ. Это модификация ЖРД РД-171М, усовершенствованная под требования использования в «Союзе-5». Впервые конструкторская и технологическая документация двигателя были разработаны в цифровом формате. Уже в 2019 году проведены первые огневые испытания ЖРД. В середине 2022 года завершен цикл наземной отработки двигателя, включая огневые испытания и завершающие доводочные испытания.
Семейство кислородно-керосиновых ЖРД разработки НПО Энергомаш, созданных на основе двигателя РД-170, охватывает диапазон тяг от 80 до 1000 тс, что позволяет в минимальные сроки удовлетворить потребности разработчиков любых перспективных ракет: от легких до сверхтяжелых. Примером тому является разработка ЖРД РД-191М. Этот двигатель представляет собой форсированную на 10% версию ЖРД РД-191 и предназначен для повышения грузоподъемности ракеты «Ангара», а также запусков нового пилотируемого транспортного корабля с космодрома Восточный.
Большое внимание в НПО Энергомаш уделяется обеспечению качества продукции. Для этого действует современная сертифицированная система менеджмента качества, организована постоянная работа с поставщиками материалов и комплектующих, проводится авторское сопровождение серийного изготовления продукции на других предприятиях. В НПО Энергомаш внедряется система контроля качества на основе современных IT-технологий.
Подводя итоги, можно с гордостью сказать: НПО Энергомаш накоплен многолетний опыт создания ЖРД, применения уникальных технологий, организовано и поддерживается эффективное взаимодействие с предприятиями отрасли, научными организациями страны. Предприятие по праву находится в авангарде мировой ракетно-космической промышленности, продолжая выпуск высокосовершенных ЖРД, активно разрабатывая новые конкурентноспособные решения по широкой гамме новой продукции.
#2
Если стандартной 18650 при таких низких температурах хватит на 20 лет это будет достижение века.
#3
Пилотируемые полеты / Dream Chaser - NASA коммерческ...
Последний ответ от Arzach - Сегодня в 21:45:31
Цитата: simple от Сегодня в 21:43:12
Цитата: Arzach от Сегодня в 21:40:10Туда б старпёров всех с ФНК согнать
не старперы с фнк не стали бы с плиткой связываться, капризное и тупиковое решение
Ага, лучше в бинокль посмотреть. ;D ;D
#4
Пилотируемые полеты / Dream Chaser - NASA коммерческ...
Последний ответ от Arzach - Сегодня в 21:43:49
Цитата: simple от Сегодня в 19:40:08
Цитата: Arzach от Сегодня в 15:25:45Передние двигатели
затычки...
Это, кстати, похоже на ремувки скрученные, А затычки - внутре, нормальные.
#5
Пилотируемые полеты / Dream Chaser - NASA коммерческ...
Последний ответ от simple - Сегодня в 21:43:12
Цитата: Arzach от Сегодня в 21:40:10Туда б старпёров всех с ФНК согнать
не старперы с фнк не стали бы с плиткой связываться, капризное и тупиковое решение
#6
Пилотируемые полеты / Dream Chaser - NASA коммерческ...
Последний ответ от Arzach - Сегодня в 21:40:10
Цитата: simple от Сегодня в 19:42:13плитку на двухсторонний скотч клеят, не соблюдают правило острых углов - никаких острых углов
Да, неумехи... И вообще жизни не знают. Туда б старпёров всех с ФНК согнать - враз бы построили им звёздный крейсер, с плиткой, изолентой примотанной и вдобавок намертво проволокой прикрученной. ;D
#7
Цитата: Димитър от Сегодня в 17:06:13
Цитата: Arzach от 14.05.2024 20:27:24другая ПН - лишь лишняя головная боль и потенциальный риск новых задержек.
А запуск на свои деньги не проблем? Или военные оплатят?
Думаю, не особая проблема, с учётом ситуации. Тем более, что военныхправительственных заказчиков, которые стоят уже длинной очередью, они будут запускать (уже с третьего пуска) ну никак не по себестоимости.
#8
Цитата: Бертикъ от 09.05.2024 06:46:16Хорошо Глушко поработал)
Работали первые отделы. Уничтожали секретные плёнки с истекшим сроком хранения.
Каждый СК имел от двух до шести точек съёмки.
Где эти плёнки.? Удобрили золой землю  Байконура.
#9
Эх! Мне-бы один лимон деревянных на поиск людей способных поднять российскую космонавтику из руин.
Ежели  кто- то-что-то  понимает,одна тема:Крылья для КОРОНы это прорыв, типа китайского автопрома  супротив Маска  и  его компании с его СШ.
  Темников Юрий.
Запускать практически где угодно, что угодно,кому угодно.Это солидная альтернатива Маску.Ну  не 100-200т но блоками тысячи тонн.А уж что водород животворящий сможет,энто отдельная песня!.
#10
Статья о выступлении шефа проекта марсианского вертолета Ingenuity Тедди Тзанетоса

How NASA's Ingenuity helicopter opened the Mars skies to exploration
News
By Leonard David published 5 hours ago
NASA is working on bigger and more capable flying follow-ons.

Как вертолет НАСА Ingenuity открыл небо Марса для исследований
Новости
Автор: Леонард Дэвид Опубликовано 5 часов назад
НАСА работает над созданием более крупных и совершенных летающих аппаратов.
https://www.space.com/mars-helicopter-ingenuity-opened-red-planet-skies-exploration


Марсианский вертолет НАСА Ingenuity, сфотографированный марсоходом Perseverance 16 апреля 2023 года. Марсоход сделал это цветное изображение с помощью своего прибора Mastcam-Z. (Изображение предоставлено NASA/JPL-Caltech/ASU/MSSS)

ЦитироватьМарсианский вертолет НАСА Ingenuity за 72 полета на Красной планете успел пройти множество этапов.

Как демонстратор технологий, Ingenuity должен был совершить до пяти полетов в течение 30 земных дней. Но с момента первого полета, который был отмечен 19 апреля 2021 года, и до последнего полета 18 января 2024 года Ingenuity продолжал  наращивать свои собственные показатели по высоте, пройденному расстоянию и скорости, достигнутые за эти почти три года.

Дни полетов Ingenuity закончились - во время последнего полета он сильно ударился о марсианский грунт, повредив лопасти ротора, - но его влияние будет ощущаться далеко в будущем. Достижения 4-фунтового (1,8 кг) винтокрылого аппарата открыли дверь для последующих летательных аппаратов, которые смогут летать в дружелюбном, но тонком атмосферном небе Красной планеты.

Марсоход НАСА "Персеверанс" обнаружил марсоход Ingenuity Mars helicopter со сломанным несущим винтом (в центре), запечатленный на этой мозаике, которая показывает последний аэродром мини-вертолета. (Фото предоставлено НАСА/JPL-Caltech/ASU/MSSS)

Место последнего упокоения
По словам Тедди Тзанетоса (Teddy Tzanetos), руководителя проекта Ingenuity в Лаборатории реактивного движения НАСА (JPL) в Южной Калифорнии, выдающиеся характеристики Ingenuity закладывают основу для создания следующего поколения летательных аппаратов для разведки Красной планеты. В конце прошлого месяца Тзанетос выступил перед аналитической группой программы исследования Марса, рассказав о множестве подвигов маленького коптера, чьи внеземные подвиги превзошли все ожидания.

По словам Тзанетоса, место последнего пристанища Ingenuity называется "Холмы Валинора" - название, взятое из трилогии "Властелин колец", означает "бессмертная земля".

"Это уместно, потому что, несмотря на то, что миссия Ingenuity подошла к концу, она все еще жива. Помимо нашей несущей системы, сам аппарат на самом деле довольно экологичен [для полета] по всем параметрам. Машина по-прежнему готова к движению", - сказал Тзанетос. Она может слегка двигать лопастями и управлять некоторыми приводами.

Не катастрофа
Тзанетос сказал, что мини-вертолет совершил жесткую посадку во время своего последнего полета, но не разбился. "Мы все еще стоим на четвереньках", — добавил он, то есть опираемся на полный комплект посадочных опор. Однако снимки, сделанные Ingenuity, указывают на потерю примерно трети каждой из трех лопастей несущего винта из углеродного волокна, которые все еще крепятся, в то время как четвертая лопасть, похоже, полностью отсутствует.

Предполагается, что эта оторванная лопасть несущего винта находится примерно в 165 футах (50 метрах) к западу от места последней посадки самолета. "Лопасть несущего винта выглядит так, как будто она отломилась у основания", - сказал Тзанетос.

Несмотря на то, что в настоящее время аппарат находится в стационарном состоянии, Ingenuity продолжает собирать данные о поверхности Марса. А бортового хранилища у маленького вертолета хватит примерно на 20 лет. "Надеюсь, однажды либо будущие астронавты, либо другой марсоход, другой набор летательных аппаратов смогут отправить эти данные по нисходящей линии", - сказал Тзанетос. (Ingenuity не может напрямую связываться с Землей; для передачи сообщений она полагалась на марсоход Perseverance, а Perseverance не может просто вечно находиться рядом с вертолетом.)

Что пошло не так?
Во время последних трех полетов Ingenuity испытала трудности с "отслеживанием особенностей" — следить за местностью, над которой она пролетала, оказалось сложной задачей из-за однообразия ландшафта.

Жесткая посадка во время последнего полета не вызывает особого удивления, учитывая разрешение камеры Ingenuity, безликую местность и то, как высоко над Марсом пролетал летательный аппарат. "Это действительно был самый верхний предел возможностей этого оборудования", - сказал Тзанетос.

"Это то, для чего она была создана, - добавил он, - найти это преимущество и попытаться продвинуться дальше, чтобы следующее поколение [аппаратов] могло развить его. Так что это был невероятный успех".

16 апреля 2024 года команда Ingenuity завершила свою последнюю смену, работая с приземленным марсианским вертолетом. Группа собралась, чтобы оценить передачу с вертолета, подтверждающую работу программного обеспечения аппарата.

Это дополнительное программное обеспечение позволяет Ingenuity служить стационарным испытательным стендом и собирать данные, которые, возможно, пригодятся для будущих экспедиций на Марс.


Предлагаемый вертолет для сбора образцов может быть задействован в амбициозной программе по возвращению образцов с Марса, которая в настоящее время разрабатывается. (Фото предоставлено НАСА/JPL-Caltech/Теодором Тзанетосом)

Блуждающие взгляды
Тзанетос рассказал о разработке гораздо более крупного и способного летательного аппарата, который мог бы летать в будущих научных миссиях на Марсе, - гексакоптера. По его словам, этот летательный аппарат размером с два ровера Perseverance, припаркованных бок о бок, сможет доставлять полезную нагрузку в любую точку Марса, будь то полюса, экваториальные районы или другие желаемые зоны исследования.

"Летательные аппараты будут потрясающими на Марсе", - сказал Тзанетос. "Самая большая проблема - это посадка". По его словам, эту проблему можно решить, заранее определив посадочные полосы или создав шасси, способные справиться со скалами, галькой, валунами или неожиданными изменениями свойств грунта, не погружаясь носом в марсианскую грязь, если вы наступите носком на камень.

"На Марсе будут летать самолеты, я в этом уверен. На Марсе будут и винтокрылые аппараты, - добавил Тзанетос. Такие аппараты смогут совершать полеты на большие расстояния и смогут летать над отдельными участками - например, над обширной системой каньонов Валлес Маринерис.

Сейчас рассматривается проект гексакоптера под названием "Чоппер", который сможет летать прямо над марсианской поверхностью и подниматься в небо на высоту сотен метров.Также ведется работа над предложенным вертолетом для возвращения образцов, в значительной степени основанным на конструкции Ingenuity и предполагаемым способом забрать пробирки с образцами, которые сейчас собирает и хранит Perseverance.

Однако проект НАСА по возвращению образцов с Марса в настоящее время находится на стадии программного пересмотра, и технические детали того, как осуществить этот проект, находятся в подвешенном состоянии.


Ingenuity использовала коммерческое, готовое (COTS) высокотехнологичное оборудование. (Изображение предоставлено: NASA/JPL-Caltech/Theodore Tzanetos)

Исследование Марса с помощью готовых технологий
Команда Ingenuity использовала большое количество коммерческого, готового оборудования (COTS), такого как радио, крошечные датчики, адаптированные из технологии сотовых телефонов, солнечные батареи и устройства, переносимые легкими дронами.

Команда миссии пошла на определенный риск, учитывая относительно низкий бюджет вертолета (80 миллионов долларов) и короткое время разработки.

"Все сводится к тому, как управлять рисками, каков приемлемый уровень риска и кто решает, что является приемлемым", - советует Тзанетос. "Это не значит, что мы не проводили испытаний".

Команда вертолетчиков стала самым продолжительным арендатором большого космического симулятора JPL, чтобы подготовить Ingenuity к работе на Марсе, подвергнув его моделированию межпланетных условий - сверхнизких температур, высокого вакуума и жестокой солнечной радиации.

"Если бы вертолет прожил всего три дня, я был бы в лагере счастливчиков. Но три года на Марсе, купание в радиационной среде - думаю, это последний гвоздь в крышку гроба для всех сомневающихся в том, что COTS может работать на Марсе", - отметил Тзанетос.

"COTS останется здесь", - сказал Тзанетос. "Он будет становиться все более распространенным на Марсе и во всей Солнечной системе".