Новое дыхание Бурана от Борисова

Автор Victor123, 26.04.2023 18:42:06

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

Шестопер239

#1120
Цитата: Дмитрий В. от 20.06.2023 14:42:35
Цитата: Павел73 от 20.06.2023 14:34:19А вот тут и должна начать работать гибкость предоставления услуг. Да, 900 человек, по 1 млн. за минимальный орбитальный полёт. Один-два витка. Меня бы устроил, вполне. А теперь мысленно добавим возможность недельного полёта на орбитальную станцию. За 10 млн. И тогда по вашему графику мы видим, что 850 человек слетают по минимуму за 1 млн., а 50 - по максимуму за 10 млн.

Итого, за те же 90 запусков получается выручка уже не 900 млн., а 1350 млн.

Добавляем другие варианты, допустим суточный полёт без стыковки с ОС, за 2 млн., или трёхсуточный за 5 млн.

За ваши деньги любой каприз! Хотите "Гагаринский виток"? Пожалуйста, 1 млн. Хотите два "Бурановских витка"? Пожалуйста, 1,5 млн. Хотите сутки, как Титов? Пожалуйста, 2 млн. Хотите неделю на орбитальной станции? Пожалуйста, 10 млн.

И так далее. Клиентоориентированность.

Ну как? ;)
Никак. Жизнеспособный отраслевой бизнес не просматривается. 1,5 млрд $ в год, при общем объёме космического рынка примерно в 400 млрд - это объедки с барского стола, которых хватит, чтобы прокормить одного-двух игроков этого сегмента.
Поэтому космический туризм заиграет при стоимости билета 1 (одна) тысяча долларов, и пассажиропотоке 10 миллионов в год. И это только побочный суборбитальный извоз — прогулка в лифте на высоту 100 км по опоре петли Лофстрома по цене авиабилета.
Плюс 10 ГВт лепестричества с орбиты — это 100 кт на ГСО. Это 90 миллиардов кВт*ч в год. По 10 центов — это 9 миллиардов долларов.
При цене разгона килограмма 10 долларов выведение 100 кт — это миллиард. Окупается даже выведение по 100 долларов — срок службы СБ далеко не один год.

Это не так много на фоне стоимости передачи информации через космос, зато это технологии выведения десятков тысяч тонн в год на орбиту, и суборбитального подъема миллионов тонн. И эти технологии относительно несложно масштабируются для выведения на отлетные траектории миллиардов тонн к концу века (когда будет отработана для космоса автоматизированная промышленность и замкнутые биосферы).

В случае многоразовых ракет СКЭС тоже можно начинать разворачивать, но сверхдешевый туризм на ракетах не развернуть — ракетный суборбитальный прыжок займет несколько минут с перегрузками, что куда менее привлекательно, чем комфортная экскурсия на лифте продолжительностью несколько часов.
И на ракетных технологиях даже с самым экологичным топливом миллиарда тонн в год и через 100 лет не выведешь, а миллиона тонн для полномасштабной экспансии мало.
Нужно плотнее заниматься электрическим выведением.

Павел73

Цитата: Dulevo от 20.06.2023 16:49:54И еще добавьте конкуренцию с суборбитальными полетами - которые практически доставляют все те же самые впечатления - но дешевле, и с меньшими рисками.
За наши деньги любой каприз. Суборбитал - 100 тыс. Одновитковый орбитал - 1 млн. Неделя на орбите - 10 млн. Услуги на любой вкус и кошелёк.
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Шестопер239

Цитата: Павел73 от 20.06.2023 17:53:18
Цитата: Dulevo от 20.06.2023 16:49:54И еще добавьте конкуренцию с суборбитальными полетами - которые практически доставляют все те же самые впечатления - но дешевле, и с меньшими рисками.
За наши деньги любой каприз. Суборбитал - 100 тыс. Одновитковый орбитал - 1 млн. Неделя на орбите - 10 млн. Услуги на любой вкус и кошелёк.
Медленная поездка вверх-вниз на 100 км по опорному тросу пусковой петли — 500-1000 долларов за 3-4 часа экскурсии. Техническая сложность кабины лифта и воздействие на нее среды — примерно на уровне дозвукового самолета.
Но вначале нужно найти 100 миллиардов на строительство петли.

Dulevo

Круизный туристический лайнер 1.5 миллиарда.
Ну и какая туристическая компания выложит стоимость 70-ти кораблей?


Кстати о туризме. Как раз сейчас пропал батискаф нырнувший к Титанику.
пропали 3 туриста  заплатившие по 250 тысяч за экскурсию.

Павел73

Если что, то я предпочёл бы в космосе.
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Astro Cat

#1125
Цитата: ядерная лапка от 20.06.2023 14:01:0416 год выпускаем 1 ракету (считаем ступень служит 10 раз) = завод загружен
23 год выпускаем 6-8 ракет = завод загружен
1 ракета или 8 в год = завод все равно загружен(!!!)

Именно так. Завод может выпускать и другую продукцию. Может сократить персонал, за счет перехода нормочасов уволенных к оставшимся. Они будут делать меньше ракет за счет более долгого цикла. Ракеты б/у с удовольствием купят куча стран с допами постройки ПУ, ЦУП, обслуживанием.

nonconvex

Цитата: Павел73 от 20.06.2023 18:45:09Если что, то я предпочёл бы в космосе.
В батискафе быстро: хлоп и кожа прилипла к костям, даже взвизгнуть не успеешь перед переходом в астрал. В космосе же медленно и противно.

ядерная лапка

Цитата: Astro Cat от 20.06.2023 22:38:28Именно так. Завод может выпускать и другую продукцию. Может сократить персонал, за счет перехода нормочасов уволенных к оставшимся. Они будут делать меньше ракет за счет более долгого цикла.
Завод выпускающий условно 10 ракет в год выпускает их массово.Завод выпускающий одну ракету и 1000 кастрюль (условоно) выпускает ракеты ШТУЧНО.Штучный товар всегда дороже массового.Подрядчиков тоже переведете на выпуск кастрюль?Персонал пол беды.У вас есть производственные линии, станки, оборудование, помещения.Простой этого всего стоит кучу денег.Переориентировать это вы не можете потому что 1 ракета в год вам все же нужна.И рабочие на этой линии нужны.Они будут 10 месяцев балду пинать и 2 месяца делать 1 ракету.А зарплату они хотят такую, как если бы производили 10 ракет.Долгий цикл?Ну ок они 6 мес будут одну ракету клепать, но зарплату все равно захотят такую же как рабочие производящие на такой же линии 10 ракет в месяц.Сократить?Кого именно?На каждом условном станке свой специалист.А если у вас один дядя вася мастер на все руки будет ракету делать то такая ракета равнет на старте.

Искандер

Если один и тот же завод производит ракету и её обслуживает, то
1) Люди загружены постоянно.
2) На одном производстве и специалистах замыкается технологический цикл эксплуатации РН => виден весь брак, места возможных оптимизаций/улучшений/"вылизывания" конструкции.
Предполагаю что F9|FH живет свой жизненный цикл именно в такой среде.

По сути это мелкосерийное производство со всеми преимуществами и недостатками. Хороший пример малые автомобильные компании (кит-кары и т.п.), которые сами и обслуживают свои авто, которые как правило производят продукцию под заказ. Со временем конструкция оптимизируется, расходы на производство уменьшаются, машинка становится лучшеЕ и лучшеЕ...

Что до массового пилотируемого "освояния" космоса... туризм и т.п. Не-а, не верю!
Рост будет, но медленный.
А суборбитальные полеты я к космосу не отношу - это просто атракцион.
Aures habent et non audient, oculos habent et non videbunt

mik73

#1129
Цитата: ядерная лапка от 20.06.2023 05:42:58Маск создал для фалькона большой трафик старлинками.Иначе бы многоразовость бы вышла дороже одноразовой ракеты т.к убила бы массовость, усложнила констуркцию и уменьшила ПН.
Сдаётся мне, что не в одних старлинках дело.
Берём этот год (прошедшие скоро полгода на сегодняшний день - завтра статистика чуть измениться). За это время слетало 39 фальконов 9 и две хеви. Всего 41.
При этом было использовано 12 блоков первых ступеней, включая 5 безвозвратно истраченных в пусках Хеви (из только два летали первый раз) и один использованный в последний (15-й) раз.
Т.е. по итогам текущего полгода один блок летает чуть больше трёх раз (экстраполируя - 6 раз в год при нынешних темпах по меньшей мере).

При этом запусков старлинков из них на сегодня 19. То есть примерно треть половина. А остальные 22 - те самые коммерческие запуски самого разного назначения (от пилотируемых, которые для Маска тоже коммерческие до чего угодно). Если посмотреть внимательно, какие ступени с чем запускали - то без старлинков ступень летает пару раз за полгода и с массовостью  всё не так плохо.
У всех остальных - с "массововостью"много хуже.  Китайцы, конечно, за это время на одноразовых носителя сделали 25 запусков, но  на полном зоопарке из уже 14 разных типов (включая модификации чанжэней одного семейства). Но это все китайцы вместе - и государственные запуски, и частные разными компаниями.
Причем такие вещи, как Transporter rideshare (как маршрутка заполнится - так поедем), которые Маск пускает с завидной уже регулярностью, без многоразового (хотя бы частично) носителя вообще вряд ли бы были возможны. Так что вот еще и новый рынок, порожденный той самой многоразовостью и увеличивающий количество пусков.

Евгений Б.

Цитата: mik73 от 21.06.2023 12:44:1141...запусков старлинков из них на сегодня 19. То есть примерно треть.
Не треть, а половина если "примерно".

mik73

Цитата: Евгений Б. от 21.06.2023 14:04:03
Цитата: mik73 от 21.06.2023 12:44:1141...запусков старлинков из них на сегодня 19. То есть примерно треть.
Не треть, а половина если "примерно".
Да, конечно. "А 90 градусов - это прямой угол".

ядерная лапка

Цитата: mik73 от 21.06.2023 14:11:19Да, конечно. "А 90 градусов - это прямой угол".
19 от 41 = 46.34%.Куда ближе к 50 или к 33.3333? Матемаику не помнили или забыли? ;D ;D ;D

ядерная лапка

Цитата: mik73 от 21.06.2023 12:44:11Так что вот еще и новый рынок, порожденный той самой многоразовостью и увеличивающий количество пусков.
А китаю и РФ можно на этот рынок?Или это рынок кого надо рынок?
Ах да....Нельзя запускать на русских\китайских ракетах западные спутники...санкции...
А так да рынок ;D ;D ;D

mik73

Цитата: ядерная лапка от 21.06.2023 19:38:35Матемаику не помнили или забыли?
Вы, наверное, не знаете этого анекдота. "Преподаватель:Вода кипит при 90 градусах. - Студент:Вы ошиблись, вода кипит при 100 градусах - Преподаватель:Да нет При 90. На следующей лекции, преподаватель:"вы были правы, а я перепутал. Вода кипит пи 100 градусах, а 90 градусов - это прямой угол". Вот и я перепутал. Бывает. Поскольку половина запусков Старлинка даёт увеличение повторного использования ступеней на треть по итогам текущего полугода.

Цитата: ядерная лапка от 21.06.2023 19:43:50А китаю и РФ можно на этот рынок
А кто мешает? Только вот возник он тогда, когда кто-то (Маск) стал специально пдля этого  планировать и предлагать пуски под заказчиков. А не заказчики пусков бегать и искать к кому в попутчики можно будет когда-нибудь напроситься. До того, даже в лучшие времена, никто почему-то такой услуги не придумал. Ни РФ, ни Китай, ни кто-то еще из США.  Наверное потому, что лишней носитель  в нужный момент под рукой иметь не получалось без "многоразовости".

ядерная лапка

Цитата: mik73 от 21.06.2023 22:23:12Вы, наверное, не знаете этого анекдота.
Не знал.
Цитата: mik73 от 21.06.2023 22:23:12А кто мешает?
Санкции же.Запрещено запускать спутники с запдными комплектующими на РН РФ\китая

vlad7308

Цитата: Искандер от 21.06.2023 11:27:37Если один и тот же завод производит ракету и её обслуживает, то
1) Люди загружены постоянно.
2) На одном производстве и специалистах замыкается технологический цикл эксплуатации РН => виден весь брак, места возможных оптимизаций/улучшений/"вылизывания" конструкции.
Всё даже еще смешнее.
Завод, выпускающий ф9, изначально предназначался для выпуска 12-16 рн в год (Шотвелл говорила - "можем и 20", но предположим это был некоторый оверхед, условно "в три смены"). То есть 12-16 первых ступеней и 12-16 вторых при полной загрузке.
Сейчас тот же завод (!) выпускает 3-4-5 первых ступени и 60-80 вторых. Не забываем, что 2ст в три раза меньше 1ст и скорее всего проще. Загрузка по-прежнему полная.
Вот и получается, что перманент кост завода раньше распределялся на 12-16 пусков, а сейчас - на 60-80.
Без всяких чудес.
это оценочное суждение

mik73

#1137
Цитата: ядерная лапка от 21.06.2023 22:26:51Санкции же.Запрещено запускать спутники с запдными комплектующими на РН РФ\китая
" Вали на серого, серый всё свезёт."
Арабский да малазийский спутники, которые собираются запустить вместе с Метеором вот скоро - они, конечно, без западных комплектующих (но это в скобках). Ну и в 21-м году, когда Маск начал запускать свою маршрутку, тех же одновебов Союзом было запущено агромадное количество. Кто мешал в том 21-м году (а то раньше) начать этим же заниматься?

Для этого рынка надо просто постоянно иметь в запасе свободные носители  и продавать на них билеты.  Как наберётся достаточно "пассажиров" (всяких мелкосатов разнообразного происхождения в большом количестве)  - сажать и пускать. Найдётся клиент на носитель раньше, чем наберётся на него мелочи - запустить для этого клиента, а пассажиров, которыми билеты уже проданы - перенести на следующий. Для пассажиров получается гораздо удобнее, чем бегать и искать у кого на запланированных запусках более серьёзных аппаратов вдруг может быть свободное место найдётся. Тем более, что требования у большинства потенциальных пассажиров нынче примерно похожие - куда-нибудь на ССО. Худо-бедно, а по три таки пусках в год c сотнями суммарно "пассажиров" уже происходит, глядишь дальше - больше будет (или не будет - на то и рынок).

До Маска с его "частично многоразовым носителем" (который как раз можно иметь в заначке, если не весь, то бОльшую часть), никто такого не придумал почему-то. Нигде, не только в РФ и Китае.

vlad7308

Цитата: mik73 от 22.06.2023 13:16:53
ЦитироватьСанкции же.Запрещено запускать спутники с запдными комплектующими на РН РФ\китая
" Вали на серого, серый всё свезёт."
а это старая мода
между тем, Протон (и частично Союз), бывший много лет одним из основных коммерческих носителей в мире, потерял свой рынок в основном вовсе не из-за санкций, а из-за самой обычной конкуренции, а также чьей-то жадности и разгильдяйства.
это оценочное суждение

ядерная лапка

Цитата: vlad7308 от 22.06.2023 14:02:49вовсе не из-за санкций
Ван веб из-за чего потеряли?Из-за конкуренции?В розовых пони верите?Что там с экзомарсом?А про скандал со спктром-РГ уже забыли?Что с ULA?Через конгресс запретили движки продвать.Нету никакого честного рынка и конкуренции.Они есть только в ваших влажных мечтах.