Опознавательные знаки, государственные знаки и вымпелы.

Автор Олег Колесников, 16.11.2011 20:33:10

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Олег Колесников

Здравствуйте.
У нас, на форуме коллекционеров, завязалась дискуссия на тему отличия между вымпелами и государственными знаками, находившимися на советских космических аппаратах. Об этих объектах говорится, например, следующим образом:

"На автоматической станции «Луна-16» были установлены вымпел и знак с изображением Государственного герба Советского Союза.
Вымпел, выполненный в виде тонкой прямоугольной металлической пластины, был установлен на посадочной ступени. На лицевой стороне пластины имеется надпись: «Союз Советских Социалистических Республик», а также Герб Советского Союза; на оборотной стороне — по правому полю надпись: «Луна-16» сентябрь 1970», а на основном поле изображены старт ракеты с поверхности Луны, трасса Луна — Земля, земной шар с очертаниями территории Советского Союза и обозначением места посадки возвращаемого аппарата.
Государственный знак, имеющий форму пятиугольника, был установлен на возвращаемом аппарате. На его лицевой стороне — надпись «СССР» и Герб Советского Союза; на оборотной стороне — в центре пятиугольника — изображение станции «Луна-16», выполняющей по программе забор лунного грунта. На этой же стороне — обрамляющая надпись: «Луна-16» сентябрь 1970 Земля — Луна — Земля»".

Одна дискутирующая сторона полагает, что вымпел и государственный знак – это одно и то же.
Другая предполагает, что вымпел – это факультативный (необязательный) элемент, а термином «государственный знак» обозначался опознавательный знак космического аппарата.  

С содержанием дискуссии можно ознакомиться по ссылке http://forum.faleristika.info/viewtopic.php?f=584&t=17310&start=60

Наличествующей в интернете информации для разрешения затронутого вопроса маловато. Поэтому заранее благодарю за любые вразумительные и достоверные сведения об официальных (формально-правовых) статусах вымпелов и государственных знаков, а также об опознавательных знаках космических аппаратов СССР.

Кроме того, был бы признателен за предоставление информации об опознавательных знаках зарубежных космических аппаратов.

Полагаю, что ознакомление с такой информацией будет небезынтересно и участникам этого форума.

Pavel

Собственно, думаю правы именно те, кто считает что гос знак это и есть вымпел. Отдельные надписи на АМС, насколько я в курсе, не наносились. Все равно их не видно, да и обгореть могут. Кроме, конечно, разных серийных номеров.

Правда были и несколько другие символы. Например в ранних ФТУ (вроде Марса-1) в качестве тестовой картинки использовалось изображение герба СССР, а Луна-10 транслировала Интернационал.



Кстати, вымпела можно посмотреть здесь.
http://mentallandscape.com/V_Pennants.htm

В зарубежных станциях порой тоже была идеологическая нагрузка, но какой-то общей логике в ней не было.

Например, в одну из полых трубок в конструкции Сурвеора был засунут американский флаг, а на Викинге флаг был изображен на станции таким образом, чтобы как можно чаще попадать в поле зрения камеры..

Также можно вспомнить послания другим цивилизациям на Пионерах-10/11 и Вояджерах..  

Как то так, надеюсь достаточно развернутый ответ.  :)

Старый

Я думаю государственные знаки ставили на спускаемые аппараты чтобы обозначить их государственную принадлежность на случай попадания в посторонние руки.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Sаlyutman

"Союз" с нанесённой на него государственной символикой.


"Звезда" с триколором
"...Зато мы делаем ракеты..."
"Уважаю Салютмана и Штуцера - грамотные человеки.Остальное сброд! Нет грамотной аргументации..."(с) algol57

LG

В официальной документации на космические корабли Союз и Прогресс есть специальная книга в которой прописано как какие  и каким образом наносятся внешние надписи на корабли. Состав, размер, цвет - все определено.


Leroy

ЦитироватьНу например:
Интересно, спасибо!

Олег Колесников

ЦитироватьСобственно, думаю правы именно те, кто считает что гос знак это и есть вымпел.
В том-то все и дело, что если вдуматься, то обоснованность такого отождествления неочевидна.
Вымпел действительно несет идеологическую нагрузку, его предназначение - быть доставленным куда-то (на вершину горы, на другую планету) и там оставленным.
С государственным же знаком – пока не ясно, поэтому изложу имеющиеся факты.

1.   Как следует из международных соглашений («Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» и ряда других), государство-собственник космического аппарата по требованию страны, нашедшей этот аппарат, должно предоставить некие «опознавательные данные» («identifying data»).

2.   Согласно решению Международной спортивной комиссии ФАИ на 53-й Генеральной конференции в октябре 1960 года, в каждом Деле о космических рекордах должны быть указаны «опознавательные знаки космического корабля».

3.   Известно из воспоминаний спортивного комиссара Борисенко, что у спускаемого аппарата Гагарина был опознавательный знак «СССР - Восток». Подобные опознавательные знаки, согласно воспоминаниями того же Борисенко, а также согласно Актам составленным им, были и у аппаратов других  космонавтов (Терешковой, Быковского...) http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/baykal/borisenko2.html

"Корабль-спутник, имеющий опознавательный знак «СССР-Восток-6» приземлился в 11 часов 15 минут 55 секунд в этом же районе.
Корабль-спутник, имеющий опознавательный знак «СССР-Восток-5» приземлился в 13 часов 59 минут 59 секунд в этом же районе".


4.   Как выглядели «опознавательные знаки» упомянутых, а также иных, космических аппаратов мне пока не известно. Но вот цитата об «опознавательных знаках» воздушных судов (самолетов, вертолетов...) из учебника 1965 года http://www.aerohelp.ru/law/info/369

«Опознавательный знак состоит из двух частей – знака государства и знака судна. [17]
Знак государства – Союза Советских Социалистических Республик состоит из четырех букв русского алфавита «СССР».
Регистрационный знак состоит из пяти арабских цифр. [18]
Знак государства и регистрационный знак разделяются тире. При этом государственный знак должен предшествовать регистрационному знаку.
Например: «СССР – 42516»

[17]. Опознавательный знак служит для того, чтобы узнать по каким-нибудь признакам, приметам воздушное судно. В качестве опознавательных знаков воздушных судов применяются два вида знаков: знак государства – государственный знак; знак судна – регистрационный знак. Отсюда термин государственно-регистрационный опознавательный знак, употребляемый ВК СССР (ст.13)

[18]. До 1958 г. регистрационный знак состоял из знака-литера и цифрового знака судна, которые изображались слитно. Знак-литера означал принадлежность воздушного судна определенному ведомству или организации и изображался в виде буквы русского алфавита. Например: знак-литер «Л» обозначал транспортные самолеты ГУ ГВФ, «Н» – самолеты Главсевморпути, «Ш» – самолеты летных училищ, учебно-летных отрядов и т.д. Цифровой знак индивидуализировал воздушное судно. Он состоял из четырех арабских цифр. При этом сочетание цифр могло повторяться у разных владельцев воздушных судов».


Как видим, описание опознавательных знаков космических аппаратов, приведенное Борисенко, соответствует государственно-регистрационному опознавательному знаку воздушного судна, описанному в учебнике:
СССР – знак государства - государственный знак;
Восток, Восток-5, Восток-6 – регистрационные знаки.

(Здесь небольшое соображение. С одной стороны, присваивать первым космическим кораблям регистрационные знаки только из пяти цифр, типа 59687, - пожалуй, глупо, а более солидные сочетания, вроде 00001, уже, наверное, были заняты. С другой стороны – регистрационные знаки до 1958 года содержали и буквы и цифры. Почему бы для космических аппаратов тоже не использовать буквенно-цифровой регистрационный знак, например «Восток-5»).

Далее. В процитированном мною в первом посте сообщении ТАСС упоминаются:
- вымпел, оставшийся на Луне;
- государственный знак, вернувшийся на Землю в возвращаемом аппарате.

Итак, внутри космического аппарата:
- мог быть вымпел, факультативный (необязательный) аксессуар, несущий исключительно идеологическую нагрузку;
- обязательно был опознавательный знак, состоящий, по-видимому, из двух знаков:
а) регистрационного знака;
б) знака государства – государственного знака.

При таких условиях, допустить то, что мог быть еще и третий объект – «государственный знак», эквивалентный вымпелу, иначе говоря: допустить то, что государственный знак и вымпел - это одно и то же, я, пока, не способен.
То есть, международные термины «опознавательный знак космического корабля», «опознавательные данные» и, похоже, эквивалентный им отечественный термин «государственно-регистрационный опознавательной знак», были синонимированы более благозвучным и солидным (солидным, скажем, для сообщений ТАСС) словосочетанием: «государственный знак».

Я, как и Pavel, исхожу из того, что опознавательный знак космического корабля (спускаемого аппарата) не мог быть нанесен снаружи – он бы действительно обгорел. Поэтому предполагаю, что этот опознавательный знак представлял собой металлический предмет, размещавшийся внутри.
Пятиугольник «Луны-16» из ссылки, данной  Pavelом, я воспринимаю не как вымпел, а именно как «опознавательный знак космического аппарата». То же я думаю и, например, о пятиугольнике «Луны-17» в той же ссылке.

/////////////
Основные мои цели при создании данной темы:

- как можно достовернее прояснить ситуацию с опознавательными знаками (опознавательными данными) как пилотируемых космических аппаратов (вот что конкретно представляли собой опознавательные знаки у Гагарина, Терешковой или Быковского?), так и непилотируемых;
- выяснить: не является ли «опознавательный знак» и «государственный знак» одним и тем же.

ЦитироватьЯ думаю государственные знаки ставили на спускаемые аппараты чтобы обозначить их государственную принадлежность на случай попадания в посторонние руки.
Вот и я так думаю, и полагаю, что «государственный знак» и вымпел совсем не одно и то же. Только не «ставили на», а помещали вовнутрь.

///////////
ЦитироватьВ официальной документации на космические корабли Союз и Прогресс есть специальная книга в которой прописано как какие  и каким образом наносятся внешние надписи на корабли. Состав, размер, цвет - все определено.
Вот! Уже начитает появляться какая-то информация. Оказывается, где-то что-то официально пишут.

/////////////
Я поискал в интернете форумы о космической тематике, но только этот представился мне достаточно серьезным для постановки интересующих меня вопросов. Никоим образом не сомневаясь в радужных перспективах прояснения ситуации с опознавательными знаками на этом форуме, все-таки попрошу (если, разумеется, позволят модераторы) порекомендовать и другие респектабельные форумы – «заброшу информационные удочки» и там: один форум (голова) – хорошо, а несколько – лучше.

Олег Колесников

ЦитироватьВ зарубежных станциях порой тоже была идеологическая нагрузка, но какой-то общей логике в ней не было.

Например, в одну из полых трубок в конструкции Сурвеора был засунут американский флаг, а на Викинге флаг был изображен на станции таким образом, чтобы как можно чаще попадать в поле зрения камеры..

Также можно вспомнить послания другим цивилизациям на Пионерах-10/11 и Вояджерах..  

Как то так, надеюсь достаточно развернутый ответ.  :)
Благодарю Вас и ВСЕХ ДРУГИХ УЧАСТНИКОВ уже подключившихся к теме. О "конструкции Сурвеора", и тем более о флаге в ней, равно как и о книге, упомянутой LG, я и понятия не имел.

В идеологической нагрузке система, конечно, вряд ли была.
В опознавательных же знаках (Identification Plate) "Аполлонов" (по крайней мере я, пока, воспринимаю эти таблички как опознавательные знаки космических аппаратов) система прослеживается: http://images.goldbergauctions.com/php/lot_auc.php?site=1&sale=58&lot=439

и




Кроме того, полагаю, что советские "государственные знаки" тяготели к пятиугольной форме.

Pavel

Давайте начнем с того, что разделим КК и АМС. На тех же спускаеммых аппаратах того же Союзе еще много разных надписей есть. От предупредительных, до объясняющих как помочь космонавтам вылезти из него.

С АМС несколько другая история. К возвращению на землю предназначались только Е-8-5 и Л1, причем последние по сути и представляли из себя космические корабли.

Кстати, по объяснению

Цитировать"На автоматической станции «Луна-16» были установлены вымпел и знак с изображением Государственного герба Советского Союза.
Вымпел, выполненный в виде тонкой прямоугольной металлической пластины, был установлен на посадочной ступени. На лицевой стороне пластины имеется надпись: «Союз Советских Социалистических Республик», а также Герб Советского Союза; на оборотной стороне — по правому полю надпись: «Луна-16» сентябрь 1970», а на основном поле изображены старт ракеты с поверхности Луны, трасса Луна — Земля, земной шар с очертаниями территории Советского Союза и обозначением места посадки возвращаемого аппарата.
Государственный знак, имеющий форму пятиугольника, был установлен на возвращаемом аппарате. На его лицевой стороне — надпись «СССР» и Герб Советского Союза; на оборотной стороне — в центре пятиугольника — изображение станции «Луна-16», выполняющей по программе забор лунного грунта. На этой же стороне — обрамляющая надпись: «Луна-16» сентябрь 1970 Земля — Луна — Земля»"

Хорошо ясно что здесь вымпел, а что гос знак.


Потом нужно и несколько разделить их по времени.Из-за высокой аварийности РН начала эры даже было не ясно какой ТАССовский номер они получат. Если посмотрите на ранние вымпелы, то хорошо видно, что там написана только цель миссии, герб и приблизительное время старта.  Из-за чего один и тот же набор опознавательных знаков был на разных аппаратах. Кому то повезло выйти на траекторию, а кому-то и нет..

Впрочем такое использование вымпела и госзнака вовсе не противоречит договоренностям.

Цитироватьгосударство-собственник космического аппарата по требованию страны, нашедшей этот аппарат, должно предоставить некие «опознавательные данные» («identifying data»).

Таких знаков на аппарате будет достаточно. Ведь кроме вымпелов  на АМС также есть и внутризаводская нумерация на многих элементах. Вроде Е-6М №202 или 3МВ-4 №3.

Да и нужно помнить, что изучение космоса тогда только зарождалось и подход к вымпелам. В частности если посмотрите на вымпелы Луны-2, то такой подход к форме был выбран исключительно из желания сохранить хоть часть вымпелов после посадки на Луну, причем для подстраховки были реализованы два разных способа этой задачи. Из-за чего и были созданы как пяти-шестиугольники, так и полоски с датой. Кстати, эти вымпелы вообще были изготовлены не на заводе  в ОКБ-1,  это про следующие подчеркивалось, что их изготовляли на гознаке.

Pavel

#10
[quote:677f3c4f1b="Олег Колесников"]

[/quote:677f3c4f1b]

Вот нечто вроде такого серийного номера. Правда на наших аппаратах они выглядели не так официально.  :)  


Приблизительно вот так
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_054/images/IMG_8864.jpg
http://88.210.62.157/content/photogallery/gallery_054/images/IMG_8864.jpg

Старый

ЦитироватьХорошо ясно что здесь вымпел, а что гос знак.

Ясно и по логике и по тексту.
 Вымпел - прямоугольная табличка со схемой полёта. Госзнак - пятиугольник с гербом и надписью "СССР"

 Повторяю ещё раз:
-Вымпел несёт идеологическую нагрузку и символизируеет достижение
-Государственный знак указывает на государственную принадлежность аппарата.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Олег Колесников

ЦитироватьДавайте начнем с того, что разделим КК и АМС.
Согласен. Мы тоже, на форуме коллекционеров, обратили внимание на следующее:

1. «Опознавательный знак космического корабля» упоминается в материалах Генеральной конференции 1960 года, которая решила в качестве абсолютных мировых рекордов полета ЧЕЛОВЕКА в космическое пространство признавать и регистрировать рекорды.
2. «Опознавательные данные космического объекта» впервые всплывают в Договоре 1966 года. В договоре, правда, говорится и об «экипаже космического объекта».

То есть, не исключено, что собственно «опознавательный знак» мог быть непременно присущ только пилотируемым объектам. В «Аполлонах» тоже полно табличек (внутризаводской нумерации) на оборудовании, и эти таблички похожи на представленные мною в предыдущем посте. Но представленные мною таблички – это явно «опознавательный знак всего космического корабля». И у Гагарина, Терешковой и других тоже были КОНКРЕТНО «опознавательные знаки космического корабля».

Ситуация с АМС – действительно пока не ясна. Вы, Pavel, вполне резонно отмечаете, что «опознавательными данными» может быть и внутризаводская нумерация – я тоже обратил внимание на расплывчатость термина «опознавательные данные».

Согласно Договору 1966 года:

«Государство - участник Договора, в регистр которого занесен объект, запущенный в космическое пространство, сохраняет юрисдикцию и контроль над таким объектом и над любым экипажем этого объекта во время их нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле. Права собственности на космические объекты, запущенные в космическое пространство, включая объекты, доставленные или сооруженные на небесном теле, и на их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве или на небесном теле, или по возвращении на Землю».
То есть, юрисдикция сохраняется и в космическом пространстве, но для тех объектов, спуск которых не планируется, «опознавательными данными» (не «опознавательными знаками», которые на непилотируемых аппаратах, вроде как необязательны) может служить и внутризаводская нумерация – таблички на оборудовании.

ЦитироватьС АМС несколько другая история. К возвращению на землю предназначались только Е-8-5 и Л1, причем последние по сути и представляли из себя космические корабли.
Ну не зря я обратился на этот форум, предварительный вывод: из непилотирумых аппаратов «государственные знаки», - служившие, пока предположительно, опознавательными - изготавливались преимущественно для Е-8-5 и, возможно, Л1.

Е-8-5, как я понял, «Луна-16» и «Луна-17», пятиугольные знаки которых известны. Поэтому укрепляюсь во мнении, что и пятиугольник «Луны-17» - государственный (опознавательный) знак.
Интересно – а было ли что-то подобное на Л1, которыми, как я понял, являлись некоторые из «Зондов»?

В принципе, судя по содержанию надписей, на опознавательный знак, похожи и «спасские башни» на Лунах-11, 12. Зачем на одном аппарате два вымпела – и «спасская башня» и «звезда»? Хотя, с другой стороны, ни пятиугольник, ни треугольник на «Луне-9» не подпадают под используемое мною понятие «опознавательный знак» - не имеют явно выраженного регистрационного знака: надписи «Луна-9». По-видимому, оба этих предмета на «Луне-9» - все-таки вымпелы.

Олег Колесников

ЦитироватьПовторяю ещё раз:
-Вымпел несёт идеологическую нагрузку и символизируеет достижение
-Государственный знак указывает на государственную принадлежность аппарата.
Повторяю еще раз: я с Вами категорически согласен!!!  :)

Олег Колесников

ЦитироватьВот нечто вроде такого серийного номера. Правда на наших аппаратах они выглядели не так официально. :)


Приблизительно вот так
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/photogallery/gallery_054/images/IMG_8864.jpg
:)
Ну, думаю, что на оборудовании было и что-нибудь посолиднее.

Pavel

ЦитироватьВ принципе, судя по содержанию надписей, на опознавательный знак, похожи и «спасские башни» на Лунах-11, 12. Зачем на одном аппарате два вымпела – и «спасская башня» и «звезда»? Хотя, с другой стороны, ни пятиугольник, ни треугольник на «Луне-9» не подпадают под используемое мною понятие «опознавательный знак» - не имеют явно выраженного регистрационного знака: надписи «Луна-9». По-видимому, оба этих предмета на «Луне-9» - все-таки вымпелы.

Пятиугольник скорей всего и был гос знаком. Я же объяснил. Тогда из-за ненадежности ракеты совершенно было не ясно какой аппарат выйдет, а какой нет. И соответственно получит ли он официальное обозначение Луна-...  или нет. Причем аппараты изготавливались серией. В частности хоть станция и называется Луной-9, ей предшествовали пуски 11 аппаратов этой серии.

Чтоб потом не объяснять  странные номера, их просто решили не писать. А после того, как надежность ракет стала достаточной уже стали вносить в вымпел.

Старый

Дело в том что государственный знак указывает на государственную принадлежность объекта, а регистрационный - на конкретный объект из множества принадлежащих этому государству.
 Допустим красные звёзды на крыльях и киле указывают что это военный самолёт принадлежащий СССР, а уж бортовой номер показывает какой именно это самолёт.
 Так же красный флаг с серпом и молотом на киле и буквы "СССР" на крыльях указывают что это советский гражданский самолёт, а уж цифры после "СССР" - какой именно это самолёт.
 Так же и на космических аппаратах. Знак с гербом и надписью "СССР" указывает что это советский космический аппарат, а табличка с названием, датой и схемой полёта указывает какой именно из множества советских КА.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Pavel

Кстати, вот интересно, а для Зонда-3 отдельный вымпел делали? Или на этой лунной станции так и лежит вымпел обозначающий полет к Марсу? :roll:

Олег Колесников

Цитировать
ЦитироватьВ принципе, судя по содержанию надписей, на опознавательный знак, похожи и «спасские башни» на Лунах-11, 12. Зачем на одном аппарате два вымпела – и «спасская башня» и «звезда»? Хотя, с другой стороны, ни пятиугольник, ни треугольник на «Луне-9» не подпадают под используемое мною понятие «опознавательный знак» - не имеют явно выраженного регистрационного знака: надписи «Луна-9». По-видимому, оба этих предмета на «Луне-9» - все-таки вымпелы.

Пятиугольник скорей всего и был гос знаком.
Я же объяснил. Тогда из-за ненадежности ракеты совершенно было не ясно какой аппарат выйдет, а какой нет. И соответственно получит ли он официальное обозначение Луна-...  или нет. Причем аппараты изготавливались серией. В частности хоть станция и называется Луной-9, ей предшествовали пуски 11 аппаратов этой серии.
Шикарная версия! Зачем на одном аппарате (кроме "Луны-2", где один из вымпелов взрывался) два вымпела?!

ЦитироватьА после того, как надежность ракет стала достаточной уже стали вносить в вымпел.
Pavel, предлагаю в дальнейшем различать термины "вымпел" и "государственный знак".
Вымпел, как Вы абсолютно верно сформулировали, - для идеологической нагрузки.
Государственный знак, по моему и Старого мнению, - для опознания.

Надеюсь, Вы готовы присоединиться к нашей со Старым компании.
Если нет - то почему? Почему нет разницы между вымпелом и государственным знаком?

Pavel

А я уже присоединился. :) Дело в том, что на ранних аппаратах похоже не было такого различия. Кстати, этот договор когда был принят?

Pavel

Ага. 19 декабря 1966 года. Луна-9 же полетела вообще в январе.

Олег Колесников

ЦитироватьКстати, вот интересно, а для Зонда-3 отдельный вымпел делали? Или на этой лунной станции так и лежит вымпел обозначающий полет к Марсу? :roll:
Так вообще интересно - что и для чего делали. Зная - что и для чего делали, можно приблизиться к пониманию проблемы "государственных (опознавательных) знаков".

Часть "Зондов", как я понял, была Л1, то есть, как Вы пояснили, - возвращаемыми. По логике, для них, как и для возвращаемых "Лун" должны были быть опознавательные знаки.

Олег Колесников

ЦитироватьА я уже присоединился. :)
Во! А на форуме коллекционеров люди десятилетиями коллекционируют вымпелы и полагают, как и Вы в первом ответе, что вымпелы и государственные знаки - одно и то же. Я там уже поскандалил - можете почитать, я в первом сообщении дал ссылку на форум коллекционеров. Там уже две с половиной страницы моего скандала.

Pavel

Цитировать
ЦитироватьКстати, вот интересно, а для Зонда-3 отдельный вымпел делали? Или на этой лунной станции так и лежит вымпел обозначающий полет к Марсу? :roll:
Так вообще интересно - что и для чего делали. Зная - что и для чего делали, можно приблизиться к пониманию проблемы "государственных (опознавательных) знаков".

Часть "Зондов", как я понял, была Л1, то есть, как Вы пояснили, - возвращаемыми. По логике, для них, как и для возвращаемых "Лун" должны были быть опознавательные знаки.

Возвращаемые зонды это Зонды-4-8 (из известных). На них наверняка что-то подобное было. Хотя сказать, что конкретно я навскидку не могу.

Зонд-3 - это марсианская станция. Окно пуска к Марсу закрылась, а ее пустить не успели. В результате, решили несколько изменить и ее приборный состав и запустить к Луне. Она успешно отсняла обратную сторону, и после комбинирования со снимками с Луны-3 получили карту обратной стороны и соответственно первый детальный глобус Луны. :)

Олег Колесников

ЦитироватьАга. 19 декабря 1966 года. Луна-9 же полетела вообще в январе.
Ну так наши могли делать государственные (опознавательные) знаки для непилотируемых аппаратов и безо всяких международных договоров. По аналогии с опознавательными знаками для пилотируемых кораблей, оговоренными еще в 1960 году.

Pavel

Мысль про Зонды-Л1. Учитывая, что все наши беспилотные корабли не могли попасть в чужие руки, на них была система аварийного подрыва объекта, возможно, никаких спец знаков на них и не было. По крайней мере почему-то никто не упоминает о каком-либо специфическом грузе кроме черепашек.

Хотя почему тогда упустили такой политический ход, ума не приложу.


Можно было бы, например поместить туда флаг СССР, а потом вывесить его на ВДНХ как первый флаг вернувшейся с Луны. Впрочем, тогда все было в такой спешке, могли и не вспомнить о подобной ерунде.

Олег Колесников

http://www.federalspace.ru/main.php?id=2&nid=15856

"Среди экспонатов уникальными являются те, которые побывали в космических просторах – это знамя, вымпел и кусок фольгированной части обшивки со спускаемого аппарата, который приземлился 9 марта 1961 года возле села Старый Токмак Заинского района".


То есть, и с собакой Чернушкой был какой-то вымпел. А может и не вымпел вовсе, а опознавательный знак. И флаг был. В теме надо продолжать неторопливо разбираться. О "вскидке" никто и не говорит.

Коллекционеры не различали вымпел и государственный знак, а я просто высказал свои соображения о различиях. Одни начали оппонировать, а другим очень понравилось - оказывается, эта тема никогда и никем не осмысливалась.

Таким образом, мы можем установить более-менее полную и по возможности достоверную картину с вымпелами и знаками. Может, помогут и на других солидных "космических форумах", если таковые имеются.

ЦитироватьМысль про Зонды-Л1. Учитывая, что все наши беспилотные корабли не могли попасть в чужие руки, на них была система аварийного подрыва объекта, возможно, никаких спец знаков на них и не было.
А на случай несрабатывания системы подрыва?  Со знаком - хоть какой-то шанс, что отдадут.

Pavel

Цитировать
ЦитироватьМысль про Зонды-Л1. Учитывая, что все наши беспилотные корабли не могли попасть в чужие руки, на них была система аварийного подрыва объекта, возможно, никаких спец знаков на них и не было.
А на случай несрабатывания системы подрыва?  Со знаком - хоть какой-то шанс, что отдадут.

У нас была хорошая система АПО. К сожалению.. :(

Олег Колесников

Когда есть что-то хорошее - уже неплохо.  :D

Для удобства читателей темы даю  ссылку на более-менее упорядоченные изображения вымпелов-знаков, хотя хозяин сайта с изображениями не отличает вымпелы от знаков - все у него "pennant" ("вымпел"): http://www.ussr-airspace.com/index.php?main_page=index&cPath=24_54_72

Примечательна вырезка, имеющаяся на этом сайте, в которой и вовсе использован термин "жетоны" ("tokens").

Pavel

А ведь, действительно, крайне занятный вымпел!



Перенос пуска скорей всего был вызван взрывом на стартовом столе, в середине 1968 года, блока Д под одним из зондов-Л1

Chilik

ЦитироватьВ опознавательных же знаках (Identification Plate) "Аполлонов" (по крайней мере я, пока, воспринимаю эти таблички как опознавательные знаки космических аппаратов) система прослеживается:
Позвольте немного повредничать.
Мне эта табличка категорически не нравится. По идее, она должна устанавливаться на изделии до того момента, как его передадут заказчику. И производитель уж никоим боком не имеет отношения ни к составу экипажа, ни к дате старта (и уж тем более - дате приводнения).
Возможно, я совсем неправ. Но пока - "не верю" (C). Похоже на более позднее украшательство, хотя бы для целей инвентаризации.

Pavel

А здесь мы, думаю, слукавили. На том аппарате что носит название Марс-2 вот этого знака не было



Он явно относится к станции М-71С потерянной  5 мая 1971.

На Марсе-2 должен был быть этот



Ну а на Марсе-3 боюсь аналогичный, но с надписью Марс-4.  :roll:

Олег Колесников

Цитировать
ЦитироватьВ опознавательных же знаках (Identification Plate) "Аполлонов" (по крайней мере я, пока, воспринимаю эти таблички как опознавательные знаки космических аппаратов) система прослеживается:
Позвольте немного повредничать.
Мне эта табличка категорически не нравится. По идее, она должна устанавливаться на изделии до того момента, как его передадут заказчику. И производитель уж никоим боком не имеет отношения ни к составу экипажа, ни к дате старта (и уж тем более - дате приводнения).
Возможно, я совсем неправ. Но пока - "не верю" (C). Похоже на более позднее украшательство, хотя бы для целей инвентаризации.
Да я тоже не очень понял об этих табличках, но они все время позиционируются на аукционах как "опознавательные таблички". Американцы сами развернули дискуссию по поводу их http://www.collectspace.com/ubb/Forum24/HTML/008888.html

В интернете есть еще и такие "Spacecraft ID Plate" http://www.liveauctioneers.com/item/5685764

Тут с нашими знаками пока разобраться не можем, а с ихними и подавно...

Pavel

На Аполло самых разнообразных табличек что можно считать вымпелами было очень много. В частности вот такие. Моя любимая :D


Олег Колесников

Так а где и в каком виде эта табличка была?

Я совершенно некомпетентен в космической тематике, в тему вымпелов-знаков попал случайно. Хочу разобраться и представить "материалы расследования" коллекционерам. Только что попросил разрешения у модератора форума коллекционеров пригласить коллекционеров сюда. Так что, Pavel, Вы, пожалуйста, рассказывайте для непросвещенных (в первую очередь для непросвещенного меня :oops:) поподробнее.

Pavel

На лестнице лунных модулей Аполонов распологались подобные таблички. На каждой был написан какой-нибудь лозунг.  Плюс схемы Луны и Земли и подписи.

Эта табличка с Аполлона-17. В вольном переводе написанно: "Здесь человек завершил первое исследование Луны. Пусть тот дух мира, с которым мы пришли, станет духом всего человечества."

Сама табличка выглядела вот так





Вот так распологалась (эта, как видно, с Аполло-11). Мы пришли с миром от всего человечества.


Здесь табличку  можно различить на более более обзорном снимке с Луны (тоже с А-17)



Эти таблички были основными, но ими дело не ограничивалось. Там еще, порой, были разные диски с именами конструкторов, еще какая-то мелочевка. Со всеми даже сложно разобраться.

Pavel

Хотя нет, ошибся. Лозунги были только на 11 и 17. На остальных было просто номер аппарата и его имя. Пример


Олег Колесников

Опять - спасибо! Опять - впервые узнаю!
А наши (коллекционеры) писали: "Похоже, что вымпелы и гос. знаки в красочном исполнении характерны только для советской космонавтики. Ну и российской".

Оказывается, американцы - вообще изощрялись. Они никакую из этих табличек, случаем, на Луне не оставили? Такая оставленная табличка точно была бы вымпелом: доставили и оставили.

Игорь1984

Цитировать... Хозяин сайта с изображениями не отличает вымпелы от знаков - все у него "pennant" ("вымпел"): http://www.ussr-airspace.com/index.php?main_page=index&cPath=24_54_72
Примечательна вырезка, имеющаяся на этом сайте, в которой и вовсе использован термин "жетоны" ("tokens").
В "красной" энциклопедии космонавтики не различают вымпелы и госзнаки. На иллюстрациях всё вымпелы. Хотя в статье "Нумизматика космическая" говорится о вымпелах и палетах, установленных на борту станций.

Олег Колесников

А в альбомах НПО Лавочкина вообще - то различают, то не различают http://forum.faleristika.info/viewtopic.php?f=584&t=17310&start=100

Вот и источники путаницы. Наша цель - разобраться как можно доскональнее. Внесем свою лепту в изучение истории отечественной космонавтики!
Может, и в истории зарубежной заодно разберемся - какие там знаки да вымпелы.
В соседней теме оживленно обсуждается филателия - а здесь вопрос более для истории космонавтики существенный и совершенно неисследованный.

Игорь1984

ЦитироватьОни никакую из этих табличек, случаем, на Луне не оставили?
Если я ничего не путаю, эти таблички были установлены на посадочных модулях, которые так и остались на Луне. Естественно, вместе с табличками. Еще там были оставлены оливковая ветвь (А-11) и табличка с именами погибших астронавтов и космонавтов (А-15).

Олег Колесников

Действительно - Аполлоны 11-17 (кроме 13) оставляли эти пластины http://en.wikipedia.org/wiki/Lunar_plaque

Получается, все это - американские вымпелы. Не менее красочные и, в некотором смысле, более изысканные нежели наши.
Так, со временем, глядишь, и до опознавательного знака Гагарина доберемся. А это - фактически исторический объект!
Вообще - очень странно, что нет его изображения. Где-то же он должен храниться.

Олег Колесников

Уж и сам не знаю - в тему ли?
Вспомнил - регистрационный знак был у лунного автомобиля http://www.pl8s.com/m/moon.htm


Lesobaza

Про порядок (вернее, его отсутствие) нанесения официальной символики на современные российские КА можно почитать здесь:
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=12139
цитата:
Ad astra per rectum!!

Дмитрий Виницкий

С тех пор в закон внесена куча изменений

ЦитироватьВ редакции Федеральных конституционных законов Российской Федерации
 1. «О внесении дополнения в статью 4 Федерального конституционного закона
«О Государственном флаге Российской Федерации»
( от 9 июля 2002 года № 3-ФКЗ )
 2. «О внесении изменения и дополнений в Федеральный конституционный закон
«О Государственном флаге Российской Федерации»
( от 9 июля 2002 года № 4-ФКЗ )
 3. «О внесении изменений в федеральные конституционные законы
«О Государственном флаге Российской Федерации» и «О чрезвычайном положении»
 ( от 30 июня 2003 года № 2-ФКЗ )
 4. «О внесении изменения в Федеральный конституционный закон
«О Государственном флаге Российской Федерации»
( от 08 ноября 2008 года № 4-ФКЗ )

Последнее из которых самое важное в идиотской редакции оригинала

 
Цитировать«Допускается использование Государственного флага Российской Федерации, в том числе его изображения, гражданами, общественными объединениями, предприятиями, учреждениями и организациями в иных случаях, если такое использование не является надругательством над Государственным флагом Российской Федерации.».
+35797748398

Олег Колесников

Для РН опознавательные знаки, в том числе и флаг, представляют собой, естественно, наружные изображения - не пластины же в них помещать. Наружные изображения опознавательных знаков приемлемы также для Шаттлов и Буранов. Для спускаемых аппаратов наружные изображения явно не подходят.
Так что каждый из элементов начального комплекса "РН + спускаемый аппарат" имел по своему опознавательному знаку. Подобно тому, как по своему опознавательному знаку имел начальный комплекс "самолет-камикадзе + бомбардировщик, его доставляющий" или "планер + буксировщик".

Дмитрий Виницкий

Подходят. каждый СА должен иметь маркировки государственной принадлежности и знаки безопасного вскрытия и подхода. За терминологию не ручаюсь, но такова суть соглашения, подписанного всеми заинтересованными сторонами.

+35797748398

Олег Колесников

А как называется это соглашение? Хорошо бы его почитать - может еще что-то прояснится.

Старый

ЦитироватьОни никакую из этих табличек, случаем, на Луне не оставили?
:) :) :)
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Sаlyutman

ЦитироватьС точки зрения отечественного гражданского права космические объекты относятся к категории недвижимости (статья 130 Гражданского кодекса РФ). Так что космические аппараты являются самой быстрой недвижимостью в мире. Это решение законодателя лишь на первый взгляд кажется странным. Дело в том, что с юридической точки зрения недвижимость характеризуется не столько механической неподвижностью, сколько необходимостью государственной регистрации права собственности на нее. Применение этих требований к космическим объектам продиктовано их высокой стоимостью. Кстати, статусом недвижимости российский закон наделяет еще воздушные и морские суда, а также суда внутреннего плавания. В первые годы освоения космоса бывали случаи, когда капсулы с фотопленкой, отснятой американскими спутниками-шпионами, случайно приземлялись на территории СССР. Они могли бы стать лакомой добычей для советской разведки, да только местные жители успевали растащить по домам спускаемые капсулы вместе с их содержимым, не догадываясь о значении своей находки. Была и опасность, что пилотируемый корабль совершит вынужденную посадку на территории потенциального противника. Как отнесутся местные власти к незваным гостям с чужими флагами на скафандрах? Чтобы раз и навсегда снять подобные вопросы, был принят еще один важнейший международный договор — Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, вступившее в силу в 1968 году. Оно было заключено как раз на случай нештатной посадки на территории других государств и касается как космонавтов, так и космических аппаратов. Соглашение обязывает незамедлительно возвращать экипаж космического корабля государству, осуществившему запуск. Также необходимо возвращать приземлившиеся пилотируемые или беспилотные объекты и их составные части, при этом расходы по обнаружению и возвращению должны быть компенсированы запустившим объект государством.
    Любопытно, но права собственника космического аппарата в течение всех этих «приключений» не претерпят никаких изменений: это также закреплено в международном праве, так что вопросы собственности на космические объекты не следует смешивать с вопросами юрисдикции. Например, космический аппарат, зарегистрированный в Российской Федерации и подчиняющийся ее юрисдикции, может находиться в государственной собственности самой России, в частной собственности юридических или физических лиц, включая иностранных, в собственности иностранного государства либо межправительственной организации.

http://galspace.spb.ru/orbita/10.htm
"...Зато мы делаем ракеты..."
"Уважаю Салютмана и Штуцера - грамотные человеки.Остальное сброд! Нет грамотной аргументации..."(с) algol57

Дмитрий Виницкий

http://www.federalspace.ru/main.php?id=280&did=1133

Текст соглашения.


А по поводу маркировок, видимо, дело закончилось внесением предложений, выработанных в процессе подготовки ЭПАС в Комитет по использованию космического пространства в мирных целях.
Надо рыться тут http://www.unoosa.org/oosa/en/SpaceLaw/index.html
+35797748398

Олег Колесников

Спасибо. Я просмотрел все международные конвенции, но об опознавательных (государственных) знаках ничего достоверного, за исключением того, что они должны быть на пилотируемых кораблях, не узнал. Казалось, что они, по аналогии с государственным знаком "Луны-16", представляют собой некий металлический предмет, но Вы показали, что эти знаки могут быть нанесены и просто в виде надписи - так, как на Вашей фотографии.
LG указал на существование книги о нанесении надписей. Будем надеяться, что со временем ситуация прояснится.
ЦитироватьНадо рыться тут http://www.unoosa.org/oosa/en/SpaceLaw/index.html
Попробую.

Pavel

Добавьте в коллекцию





http://history.nasa.gov/ap11-35ann/goodwill/Apollo_11_material.pdf

http://en.wikipedia.org/wiki/Apollo_11_goodwill_messages


ЦитироватьA small disc carrying statements by Presidents Eisenhower,Kennedy,. Johnson and Nixon and messages of goodwill from leaders of 73 countries around the world will be left on the Moon
by the Apollo 11 astronauts.
The disc also carries a listing of the leadership of the Congress and a listing of members of the four committees of the House and Senate responsible for the National Aeronautics and .
Space Administration legislation. Additionally, the names of NASA's top management, including past Administrators and Deputy Administrators, and the present NASA management are included.
These include NASA's first Administrator, D r . T. Keith Glennan; i t s long-time Deputy Administrator, the late Dr. Hugh L. Dryden; former Administr>ator James E. Webb; and former Deputy Administrator, Dr. Robert C. Seamans, Jr., present
Secretary of the Air Force.

The disc, about the size of a 50-cent piece, is made of silicon -- ,a non-metallic chemical element found abundantly in nature and used widely im modern electronics.
Through a process used to make microminiature electronic circuits, the statements, the messages, and names were etched (sn the grey-colored disc. Each message was reduced 200 times to a size rnuch smaller than the head of a !)in (0.0425 x 0.055 inches) and appears on the disc as a barely visible dot.
NASA':; Electronics Research Center at Cambridge, Mass., was assisted by the Sprague Electric Company's Serci-Conductor Division, Worcester, Mass., in preparing the historic disc.
..
In addition to the disc, Astronauts Neil A . Armstrong and Edwin E. Aldrin, Jr., will also leave on the lunar surface an American flag and a plaque inscribed "Here men from the plafiet Earth/First set foot upon the Moon/July 1969 A.D./We came in peace for all mankind."
Armstrong, Aldrin, the third Apollo astronaut,Michael Collins, and President Nixon, and will be attached to a leg of the descent The plaque will bear the names of stage of the lunar module.

Pavel

Фотоснимок из дела о рекорде



Причем у меня есть подозрение, что металлических вымпелов и гос знаков на корабле не было.

Не было же тогда же конкретных требований к нему. И вместо него использовалось что-нибудь другое. Например, бортжурнал






Олег Колесников

ЦитироватьДобавьте в коллекцию
О-о-о!!! Спасибо!
/////////////
ЦитироватьПричем у меня есть подозрение, что металлических вымпелов и гос знаков на корабле не было.

Не было же тогда же конкретных требований к нему.
Да и я уже - в еще большей "непонятке" нежели вначале.
А тут еще и D.Vinitski показал, что могут быть надписи "несгораемые" - как бы и не снаружи, но как бы и не внутри.

Порылся  в рекомендованной D.Vinitski ссылке. Нашел пока, что, мол, маркировка, согласно Конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, не обязательна:

 
ЦитироватьMissing from the Registration Convention is the obligation found for other modes of transport, such as aircraft or ships, i.e., a registration mark on the body of the vehicle. Discussions  at UNCOPUOS on this possible requirement took a long time. In the end, the Scientific and Technical Subcommittee supported the position of the United States of America that this requirement was neither technically feasible nor necessary (apart from being costly and impractical). Marking the space object is not a requirement under the Convention, but if a State decides to put a mark on the object, the U.N. Register should be informed accordingly.
 
  In practice, a more important aspect affects the completeness and reliability of the registration system of the Convention, i.e., the fact that States feel free not to register satellites with highly sensitive national security tasks and functions. Although the Convention makes no distinction based on  – civil or mi litary – purposes (article 2, paragraph 1: "When a space object is launched...the launching State shall register..."), article 2, paragraph 3 provides that "[t]he contents of each registry and the conditions under which it is maintained shall be determined by the State of registry concerned".  

В конце концов, Научно-технический подкомитет поддержал позицию Соединенных Штатов Америки, что это требование не было ни технически возможным, ни необходимым (помимо того, что дорого и непрактично). Маркировка космического объекта не является обязательной в соответствии с Конвенцией, но если государство принимает решение поставить метку на объект, Регистр ООН должен быть об этом информирован.
Ну и везде там (в ссылке D.Vinitski) стенания на всяких конференциях по поводу того, что регистрация никак не регламентирована и каждое государство регистрирует - как хочет.

//////////////
ЦитироватьФотоснимок из дела о рекорде
Ну да. С Вашей подачи заглянул и в карточку общих сведений Дела о рекордах Гагарина.
Тот же загадочный текст: "Опознавательные знаки (краткое описание): "СССР - ВОСТОК"". Что за "краткое описание"? А какое не краткое?

///////////////
ЦитироватьПричем у меня есть подозрение, что металлических вымпелов и гос знаков на корабле не было.

использовалось что-нибудь другое. Например, бортжурнал
Хорошо, что Вы предложили:  
ЦитироватьДавайте разделим КК и АМС.
На АМС журналов точно не было, а государственные знаки ("Луна-16") точно были.

Pavel

Цитировать
ЦитироватьПричем у меня есть подозрение, что металлических вымпелов и гос знаков на корабле не было.

использовалось что-нибудь другое. Например, бортжурнал
Хорошо, что Вы предложили:  
ЦитироватьДавайте разделим КК и АМС.
На АМС журналов точно не было, а государственные знаки ("Луна-16") точно были.


А что не так? Для АМС одно, для кораблей другое. Но здесь речь не об этом. По ссылкам есть знак Салюта-6, так он у уже очень похож на пятиугольники Луны-16, Венер-9, Вег и т д. Думаю, дело с ними обстоит несколько сложнее. Если посмотреть и на знаки АМС конца 50х-начала 60х то видно, что никакой общей схемы пока не выработано. Все знаки разные.

Очень похоже, все относительно устаканилось только к середине 60х. Если не к 70м. Причем как для АМС, так и для пилотируемой космонавтики.

Причем тогда же, имхо, и был выбран подход к обозначениям. Гос знак - пятиугольник, на одной стороне которого герб, на другой имя или цель миссии. Вымпел - жетон более свободной формы на котором приведено немного больше дополнительной информации.

Но это не более чем мысли в слух. Так как и тогда превосходно понимали, что все это больше выпускается ради политических и сувенирных целей. :)



Кстати, если вы внимательно посмотрите на дело о рекорде, то видно что под кораблем там вообще понимается вся связка корабль+ракета.

Олег Колесников

ЦитироватьА что не так? Для АМС одно, для кораблей другое.
Да все - ТАК!!!
Хорошо, что хоть точно можно обоснованно интересоваться государственными (опознавательными) знаками АМС.
Может, по материалам нашего "расследования" здесь на форуме, кто-нибудь статью напишет об опознавательных знаках хотя бы АМС.
Благо - журнал "рядом". Пока в "Новостях космонавтики" нашел только статью о нашивках на скафандрах.

Старый

По моему у американцев на пилотируемых кораблях в качестве опознавательного знака обязательны флаг и надпись "Юнайтед стейтс оф Америка". На макетах же и прочем что не полетит в космос пишут только "NASA".
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Pavel

ЦитироватьДа все - ТАК!!!
Хорошо, что хоть точно можно обоснованно интересоваться государственными (опознавательными) знаками АМС.
Может, по материалам нашего "расследования" здесь на форуме, кто-нибудь статью напишет об опознавательных знаках хотя бы АМС.
Благо - журнал "рядом". Пока в "Новостях космонавтики" нашел только статью о нашивках на скафандрах.

Я там прошлый ответ немного расширил. Кстати, логотипы миссий тоже вполне себе способ обозначения.  :roll:

Pavel

ЦитироватьПо моему у американцев на пилотируемых кораблях в качестве опознавательного знака обязательны флаг и надпись "Юнайтед стейтс оф Америка". На макетах же и прочем что не полетит в космос пишут только "NASA".
Кстати, а на том Драконе что летал в космос, это было реализовано?


Олег Колесников

ЦитироватьКстати, если вы внимательно посмотрите на дело о рекорде, то видно что под кораблем там вообще понимается вся связка корабль+ракета.
Но об опознавательном знаке (знаках?) речь идет только для "корабля-спутника".

///////////
ЦитироватьКстати, логотипы миссий тоже вполне себе способ обозначения.  :roll:
Как там у них не знаю - я там не была (из "Бриллиантовой руки"), но у нас, похоже, следовали авиационным опознавательным знакам.
Опознавательный знак = государственный знак (СССР) + регистрационный знак (типа "ВОСТОК-№").

/////////////

ЦитироватьПо моему у американцев на пилотируемых кораблях в качестве опознавательного знака обязательны флаг и надпись "Юнайтед стейтс оф Америка". На макетах же и прочем что не полетит в космос пишут только "NASA".
Тоже неплохо бы - для истории космонавтики - разобраться. Мы же - в разделе "Космонавтика - ее история...".

Pavel

ЦитироватьНо об опознавательном знаке (знаках?) речь идет только для "корабля-спутника".

Неа. Там явно написано, что все это дано для летального аппарата. Который и состоит из корабля-спутника и ракето-носителя.

ЦитироватьКак там у них не знаю - я там не была (из "Бриллиантовой руки"), но у нас, похоже, следовали авиационным опознавательным знакам.
Опознавательный знак = государственный знак (СССР) + регистрационный знак (типа "ВОСТОК-№").

Этот отчет был сформирован для ФАИ. Из-за чего и подход максимально авиационный. Это видно уже по весьма стрнному подходу к описания корабля. А так как такой подход слабо подходил под космические корабли, порой пришлось выкручиваться и подменять некоторые факты. Просто конструкторы как раз авиационным подходом не заморачивались.

Олег Колесников

Цитировать
ЦитироватьНо об опознавательном знаке (знаках?) речь идет только для "корабля-спутника".

Неа. Там явно написано, что все это дано для летального аппарата. Который и состоит из корабля-спутника и ракето-носителя.

Ну из этого я вижу, что опознавательные знаки имел только корабль-спутник:


А из чего сделали свой вывод Вы :?:

Pavel

ЦитироватьА из чего сделали свой вывод Вы :?:

Из этого  :)


Олег Колесников

Документ Титова можно, конечно, и так воспринять, но гагаринское Дело мне понравилось больше. Зачем ракете опознавательные знаки, если ее удел - быть уничтоженной.

Дмитрий Виницкий

Я, тут, решил сначала, что на Dragon не было государственной символики, потому, что это частный аппарат. Нет же американских флагов на пассажирских самолётах?
Но тут попалась фотография Джима Восса на фоне макета Дрим Чазера, и всё окончательно запуталось.



Хотя, с другой стороны, Dream Chaser должен запускаться на государственной РН...

О на рендеринге Фалконов нигде символики США не видно.
+35797748398

Pavel

ЦитироватьО на рендеринге Фалконов нигде символики США не видно.

На макете Дракона флаг как раз был. А вот полетел в космос он что-то без флага.





Подозреваю, что флаги есть только на тех аппаратах, заказчиками которых выступало государство.

Старый

Кстати. Вспоминается что на Союзах тоже не было никакой символики даже в период начала полётов на МКС пока ктото на форуме не спросил почему РККЭ и Роскосмос не выполняют закон о государственном флаге.
 Никто не напомнит снимки первых Союзов к МКС?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Олег Колесников

Нашел такое об identification marks or numbers первого КК США. Вроде тоже - для Дела о рекорде ФАИ.

Олег Колесников

Да уж. Налепили на аппараты - чего не попадя. Здесь же, если кому надо, и красочная книга о Шаттле http://theneteconomy.wordpress.com/2011/07/18/
Щелкните по второй фотографии на ссылке - а то в форум не влезает, такая огромная.

Потусторонний

ЦитироватьДа уж. Налепили на аппараты - чего не попадя. Здесь же, если кому надо, и красочная книга о Шаттле http://theneteconomy.wordpress.com/2011/07/18/
Щелкните по второй фотографии на ссылке - а то в форум не влезает, такая огромная.

Petrovich

В коллекцию:
Первая фотка реальная ЛМ А-11 на Луне
Вторая -щелкнул  Макет ЛМ А-11 в Музее Науки в Лондоне
и третья как иллюстрация, что до А-17 лозунгов не было (с А-12)



может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

Pavel

Цитировать

Со звездной ориентацией, похоже, летит. Красиво..

Игорь1984

по поводу "Востоков"
Я бы не очень доверял сведениям из дел о рекордов в том, что касается корабля и ракеты. Как никак была строгая секретность, и внешний вид корабля долгое время скрывался. К тому же в первых Делах было полно откровенной дезинформации.
На наружной поверхности Востоков не было никаких опознавательных знаков, по той простой причине, что они весьма и весьма неплохо обгорали, а металлизированная пленка обтрепывалась.
Внутри никаких опознавательных знаков типа "СССР-Восток" тоже нет (сужу по СА Восток-5).
Скорее всего байка про такие опознавательные знаки пошла с известной фотографии, где показан головной обтекатель с надписью СССР и Восток.
Лично я склонен считать, что все опознавательные знаки были при космонавте: Скафандр с надписью СССР на шлеме, удостоверение и бортжурнал.

Дмитрий Виницкий

Какая плёнка? а где свидетельства об отсутствии каких либо знаков госпринадлежности внутри СА? И где точные свидетельства наличия букв на гермошлеме?
+35797748398

Игорь1984

Какая пленка? да вот эта самая теплозащитная (серебристая сверху)

по поводу букв на шлеме, то эти буквы были уже у Гагарина (хоть их и нанесли уже на космодроме перед стартом).

Быковский в автобусе.

J.G.

Цитировать"На автоматической станции «Луна-16» были установлены вымпел и знак с изображением Государственного герба Советского Союза.
Вымпел, выполненный в виде тонкой прямоугольной металлической пластины, был установлен на посадочной ступени. На лицевой стороне пластины имеется надпись: «Союз Советских Социалистических Республик», а также Герб Советского Союза; на оборотной стороне — по правому полю надпись: «Луна-16» сентябрь 1970», а на основном поле изображены старт ракеты с поверхности Луны, трасса Луна — Земля, земной шар с очертаниями территории Советского Союза и обозначением места посадки возвращаемого аппарата.
Государственный знак, имеющий форму пятиугольника, был установлен на возвращаемом аппарате. На его лицевой стороне — надпись «СССР» и Герб Советского Союза; на оборотной стороне — в центре пятиугольника — изображение станции «Луна-16», выполняющей по программе забор лунного грунта. На этой же стороне — обрамляющая надпись: «Луна-16» сентябрь 1970 Земля — Луна — Земля»".

По-моему разница между вымпелом и знаком (во всяком случае АМС Е-8-5 и Е-8-5М с ГЗУ) в том, что вымпел оставался на месте посадки, в данном случае на Луне, а госзнак возвращался на Землю и был в первую очередь свидетельством государственной принадлежности.

Олег Колесников

Решил почитать решение Международной спортивной комиссии ФАИ на 53-й Генеральной конференции в октябре 1960 года о том, что в каждом Деле о космических рекордах должны быть указаны «опознавательные знаки космического корабля".
Естественно – не нашел. Пришлось ограничиться Спортивным кодексом ФАИ. Структура его оказалась таковой: общий кодекс, а к нему - кодексы по классам аппаратов.
Выяснил следующее.

Первое.
В кодексе для классов К (космические корабли) и Р (аэрокосмические корабли) имеется норма, что в Деле о рекорде должны быть:

8.2.3 The number and date of the FAI Sporting Licence of the pilot-in-command and of any
astronaut attempting to set world records.
8.2.4 The name and brief description of the spaceship and its identification marks.

Перевод подчеркнутого: Название и краткое описание космического корабля и его опознавательных знаков.

8.2.9 A report by an appointed official giving the date, time (to the nearest second), place of termination of the performance (in coordinates of latitude, longitude, to the nearest minute), or evidence as required by the FAI Sporting Code if landing took place where no Official was present, and proof оf identification of the spaceship and its Commander.

Термин «proof of identification», как я понимаю, неоднозначен: может быть - «документ», а может быть - некое «свидетельство того, из чего может быть установлена истина».

Получается, что если официальный представитель (комиссар) не присутствовал в месте приземления, то нужно какое-то «proof of identification of the spaceship», а если присутствовал – то «identification marks».

Второе.
В кодексе для класса U (беспилотные корабли) вообще никаких указаний на опознавательные знаки нет. Но в общем кодексе есть требование:

6.8.3 The claim statement shall include, as applicable: type of aircraft and registration or identification marks.
Перевод: Заявка должна содержать, насколько это применимо: тип самолета и регистрационные или опознавательные знаки.

Поскольку это ОБЩЕЕ требование, то - хоть фигурирует только «aircraft» - скорее всего, оно распространяется и на беспилотные аппараты.

Дела о рекордах АМС тоже составлялись, но мне пока не удалось найти страничку из этих Дел с термином «опознавательные знаки».

////////
Ситуацию приведенная мною информация не проясняет, но привожу ее для полноты картины. Кодексы хоть и свежие, однако, похоже, такие же тексты действовали и начиная с 1960 года.