Многоразовость как бизнес кейс

Автор Salo, 03.01.2016 16:13:07

« назад - далее »

0 Пользователи и 4 гостей просматривают эту тему.

Плейшнер

Ловите момент! Нам повезло.
Сейчас как раз тот недолгий период когда многоразовые системы "думают" что они имеют неоспоримое преимущество.

А победят одноразовые, простые по конструкции, технологичные, а самое главное требующие по-минимуму дорогого ручного труда как в производстве, так и в эксплуатации .Автоматические производственные линии рулят.

А многоразовые как раз наоборот требуют больших трудозатрат на послеполетную дефектацию, ремонт и обслуживание, т.е. как раз необходимо выполнять те работы которые слабо поддаются автоматизации.
МОЁМХО. :)
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

Seerndv

Цитата: Плейшнер от 06.02.2021 23:05:04Ловите момент! Нам повезло.
Сейчас как раз тот недолгий период когда многоразовые системы "думают" что они имеют неоспоримое преимущество.

А победят одноразовые, простые по конструкции, технологичные, а самое главное требующие по-минимуму дорогого ручного труда как в производстве, так и в эксплуатации .Автоматические производственные линии рулят.

А многоразовые как раз наоборот требуют больших трудозатрат на послеполетную дефектацию, ремонт и обслуживание, т.е. как раз необходимо выполнять те работы которые слабо поддаются автоматизации.
МОЁМХО. :)
- аха ... а теперь донесите это всё до "Энергии" и "Энергомаша" ...   :-\
Свободу слова Старому !!!
Но намордник не снимать и поводок укоротить!
Все могло быть еще  хуже (С)

Bell

#1102
Цитата: Seerndv от 06.02.2021 20:15:37- у гл. ув. тов. "перегрева" несколько другое мнение:
Не совсем... Просто тов. Перегрев там говорит в целом несколько о другом.

Многоразовость блоков А Энергии действительно была изначально предусмотрена и заложена в конструкцию. Абсолютно очевидно и естественно, что при этом должна была обеспечиваться многоразовость самой дорогой и во всех отношения ценнейшей части блока - маршевого двигателя.
Но одно дело, что планировалось обеспечить, а другое - что успели обеспечить фактически.
Поэтому Перегрев правильно пишет, что реальная многоразовость РД-170 не подтверждена в должной степени.

Однако, однако...
Я уже не раз писал... Допустим мы каким-то образом вернем первую ступень Союза-5/Иртыша на землю, причем без повреждения конструкции или хотя бы двигателя. Будет ли его, двигателя, состояние аналогично состоянию после равного по времени испытания на стенде? А если будет отличаться, то чем?
Многократные запуски на стенде без съема и переборки - объективная реальность, пусть и не оформленная официально каким-то "сертификатами" и "аттестатами". И сколько же стоила подготовка к повторному запуску во всех этих случаях? Примерно них..я, да?
Вот от этого и надо отталкиваться при оценке экономики многоразовых систем.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Наперстянка

Цитата: Bell от 07.02.2021 11:36:03Поэтому Перегрев правильно пишет, что реальная многоразовость РД-170 не подтверждена в должной степени.
Но ничего ведь не мешает взять и снизить подачу топлива на форсунки процентов на 30%, много-разовость, глядишь, и появится. При этом можно наверно еще и стоимость двигателя уменьшить, добавив в сплавы побольше никеля для лучшей свариваемости и механической обрабатываемости. Под этим делом, еще и супер надежность можно сочинить, раз температуры опушены, например, горячий кислородный тракт взять, да и покрыть никель-золотым сплавом, который, кстати можно многократно восстанавливать.

Цитата: Плейшнер от 06.02.2021 23:05:04А многоразовые как раз наоборот требуют больших трудозатрат на послеполетную дефектацию, ремонт и обслуживание, т.е. как раз необходимо выполнять те работы которые слабо поддаются автоматизации.


Всегда поражали кадры "одноразовые ракеты круче, потому что им не нужна дефектация!". Дефектация в космонавтике нужна ВЕЗДЕ, абсолютно ВЕЗДЕ. Никто не доверит ракете дорогой спутник, если ракеты не будет проверена вдоль и поперёк.

Да и почему не поддаются автоматизации? Сделал прожиг, посмотрел телеметрию и вуаля, большая часть работы сделана.

Цитата: Ber от 06.02.2021 21:07:02Значит Раптор с его 300 бар, заведомо негоден для многоразовых систем?

Да. Весьма сложный, пусть и многообещающий мотор.

Цитата: Наперстянка от 07.02.2021 12:11:27
Цитата: Bell от 07.02.2021 11:36:03Поэтому Перегрев правильно пишет, что реальная многоразовость РД-170 не подтверждена в должной степени.
Но ничего ведь не мешает взять и снизить подачу топлива на форсунки процентов на 30%, много-разовость, глядишь, и появится. При этом можно наверно еще и стоимость двигателя уменьшить, добавив в сплавы побольше никеля для лучшей свариваемости и механической обрабатываемости. Под этим делом, еще и супер надежность можно сочинить, раз температуры опушены, например, горячий кислородный тракт взять, да и покрыть никель-золотым сплавом, который, кстати можно многократно восстанавливать.

Но это уже не РД-170 будет.

Цитата: Bell от 07.02.2021 11:36:03
Цитата: Seerndv от 06.02.2021 20:15:37- у гл. ув. тов. "перегрева" несколько другое мнение:
Не совсем... Просто тов. Перегрев там говорит в целом несколько о другом.

Многоразовость блоков А Энергии действительно была изначально предусмотрена и заложена в конструкцию. Абсолютно очевидно и естественно, что при этом должна была обеспечиваться многоразовость самой дорогой и во всех отношения ценнейшей части блока - маршевого двигателя.
Но одно дело, что планировалось обеспечить, а другое - что успели обеспечить фактически.
Поэтому Перегрев правильно пишет, что реальная многоразовость РД-170 не подтверждена в должной степени.

Однако, однако...
Я уже не раз писал... Допустим мы каким-то образом вернем первую ступень Союза-5/Иртыша на землю, причем без повреждения конструкции или хотя бы двигателя. Будет ли его, двигателя, состояние аналогично состоянию после равного по времени испытания на стенде? А если будет отличаться, то чем?
Многократные запуски на стенде без съема и переборки - объективная реальность, пусть и не оформленная официально каким-то "сертификатами" и "аттестатами". И сколько же стоила подготовка к повторному запуску во всех этих случаях? Примерно них..я, да?
Вот от этого и надо отталкиваться при оценке экономики многоразовых систем.


А тут подробнее можно? Это ведь риторический вопрос?

Наперстянка

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 07.02.2021 12:21:55
Цитата: Наперстянка от 07.02.2021 12:11:27
Цитата: Bell от 07.02.2021 11:36:03Поэтому Перегрев правильно пишет, что реальная многоразовость РД-170 не подтверждена в должной степени.
Но ничего ведь не мешает взять и снизить подачу топлива на форсунки процентов на 30%, много-разовость, глядишь, и появится. При этом можно наверно еще и стоимость двигателя уменьшить, добавив в сплавы побольше никеля для лучшей свариваемости и механической обрабатываемости. Под этим делом, еще и супер надежность можно сочинить, раз температуры опушены, например, горячий кислородный тракт взять, да и покрыть никель-золотым сплавом, который, кстати можно многократно восстанавливать.

Но это уже не РД-170 будет.
Да, это будет чертовски дешевый и надежный, многоразовый двигатель!

Плейшнер

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 07.02.2021 12:21:08
Цитата: Плейшнер от 06.02.2021 23:05:04А многоразовые как раз наоборот требуют больших трудозатрат на послеполетную дефектацию, ремонт и обслуживание, т.е. как раз необходимо выполнять те работы которые слабо поддаются автоматизации.


Всегда поражали кадры "одноразовые ракеты круче, потому что им не нужна дефектация!". Дефектация в космонавтике нужна ВЕЗДЕ, абсолютно ВЕЗДЕ. 
ПОСЛЕПОЛЁТНАЯ , Кадр  ;) . Не нужна, да.
Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 07.02.2021 12:21:08Никто не доверит ракете дорогой спутник, если ракеты не будет проверена вдоль и поперёк.

Да и почему не поддаются автоматизации? Сделал прожиг, посмотрел телеметрию и вуаля, большая часть работы сделана.
Противоречие, Кадр.
"Вдоль и поперёк" или же раз и "вуаля"?
Трещина в лопатке. 
Или трещина в кронштейне, который держит бак гелия.
Помните?
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

Плейшнер

Цитата: Верный Союзник с Окинавы от 07.02.2021 12:21:08Сделал прожиг, посмотрел телеметрию и вуаля, большая часть работы сделана.
Наверное, так у Спейсов и происходит.

За час всё делают, а остальной месяц просто радуются и говорят друг другу "Вуаля!"
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

Плейшнер

Цитата: Bell от 07.02.2021 11:36:03Вот от этого и надо отталкиваться при оценке экономики многоразовых систем.
Прежде надо бы посчитать, во сколько ( все затраты в год ) обходится производство например одного многоразового блока и 10 одноразовых.

Раза в 2, не больше?
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

sychbird

Цитата: Плейшнер от 07.02.2021 13:21:26
Цитата: Bell от 07.02.2021 11:36:03Вот от этого и надо отталкиваться при оценке экономики многоразовых систем.
Прежде надо бы посчитать, во сколько ( все затраты в год ) обходится производство например одного многоразового блока и 10 одноразовых.

Раза в 2, не больше?
Надо считать стоимость пуска( стоимость производства входит)  с учетом обратной доставки и технологических проверок
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

Цитата: Плейшнер от 07.02.2021 12:58:27ПОСЛЕПОЛЁТНАЯ , Кадр  ;) . Не нужна, да.


А дефектовке не так уж и важно, до полёта она или перед ним.


Цитата: Плейшнер от 07.02.2021 12:58:27Противоречие, Кадр.
"Вдоль и поперёк" или же раз и "вуаля"?
Трещина в лопатке. 
Или трещина в кронштейне, который держит бак гелия.
Помните?


Сначала перебрал вдоль и поперёк, а потом вуаля и прожиг).

Alex-DX

#1113
Цитата: Плейшнер от 06.02.2021 23:05:04Ловите момент! Нам повезло.
Сейчас как раз тот недолгий период когда многоразовые системы "думают" что они имеют неоспоримое преимущество.

А победят одноразовые, простые по конструкции, технологичные, а самое главное требующие по-минимуму дорогого ручного труда как в производстве, так и в эксплуатации .Автоматические производственные линии рулят.

А многоразовые как раз наоборот требуют больших трудозатрат на послеполетную дефектацию, ремонт и обслуживание, т.е. как раз необходимо выполнять те работы которые слабо поддаются автоматизации.
МОЁМХО. :)
Ловим. :)

На первый взгляд кажется, что одноразовые дешевле, но это не так.
Требование прохождения полной дефектовки, дает исчерпывающую информацию о РН, тем самым улучшается параметры и надежность от старта к старту.
У одноразовых кроме отработки в лабораторных условиях и телеметрии такой возможности нет.
Смотрим F9.
Разборка и сборка двигателя все таки дешевле чем производство нового двигателя. :)

Плейшнер

Цитата: Alex-DX от 07.02.2021 16:18:34На первый взгляд кажется, что одноразовые дешевле, но это не так.
Как раз на первый взгляд кажется что многоразовые вмногораз дешевле, пока не начинаешь вникать глубже


Цитата: Alex-DX от 07.02.2021 16:18:34Требование прохождения полной дефектовки, дает исчерпывающую информацию о РН, тем самым улучшается параметры и надежность от старта к старта.
Ну конечно ??? :-\ . Наверное поэтому у самолетов например, по мере старения, мероприятия по продлению ресурса, все объемнее и дороже. Пока его не становится проще списать чем продлять ;)


Цитата: Alex-DX от 07.02.2021 16:18:34Разборка и сборка двигателя все таки дешевле чем производство нового двигателя. :)
Пока их производят так как сейчас призводят, да.
А если не будет требования многоразовости да и еще и современные технологии типа 3Д-печати,
то или разборке вообще не будет подлежать или стоимость разборки-сборки превысит стоимость нового.

Пример: телефон стоимостью 1000 рублей (достаточно сложное если вдуматься устройство) никому в голову не придет ремонтировать, потому что ремонтник за полдня-день что  с ним провозится, возьмет 2000 только за работу. 

Одноразовые зажигалки рулят
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

Alex-DX

Цитата: Плейшнер от 07.02.2021 17:16:01
Цитата: undefinedТребование прохождения полной дефектовки, дает исчерпывающую информацию о РН, тем самым улучшается параметры и надежность от старта к старта.
Ну конечно ??? :-\ . Наверное поэтому у самолетов например, по мере старения, мероприятия по продлению ресурса, все объемнее и дороже. Пока его не становится проще списать чем продлять ;)
По чему бы и не списать после 30 лет эксплуатации.  :)



Цитата: Плейшнер от 07.02.2021 17:16:01Пример: телефон стоимостью 1000 рублей (достаточно сложное если вдуматься устройство) никому в голову не придет ремонтировать, потому что ремонтник за полдня-день что  с ним провозится, возьмет 2000 только за работу. 
Многоразовый телефон  доводили в режиме постоянной дефектовки. :)

vlad7308

Цитата: Плейшнер от 07.02.2021 17:16:01Одноразовые зажигалки рулят
даже одноразовая зажигалка зажигается не один раз
это оценочное суждение

Наперстянка

Цитата: Плейшнер от 07.02.2021 17:16:01
Цитата: Alex-DX от 07.02.2021 16:18:34На первый взгляд кажется, что одноразовые дешевле, но это не так.
Как раз на первый взгляд кажется что многоразовые во много раз дешевле, пока не начинаешь вникать глубже


  А на первый взгляд,- это как? Если я рассматриваю сплав с молибденом и алюминием, и понимаю, что это для кратковременной работы в горячих условиях, что для многоразовости лучше алюминий заменить на рений, то разве это приводит к мысли о том, что многоразовый двигатель будет дороже одноразового? Складывается впечатление, что современный ЖРД хотят приравнять в сложности к некому микропроцессору, но все это давно уже не есть какое-то откровение.

Плейшнер

Цитата: vlad7308 от 08.02.2021 07:08:38
Цитата: Плейшнер от 07.02.2021 17:16:01Одноразовые зажигалки рулят
даже одноразовая зажигалка зажигается не один раз
Естественно, тем не менее «одноразовая зажигалка» это устойчивое выражение.
И это неспроста. А это значит одноразовость зажигалки не надо понимать так уж буквально.
Могли бы и догадаться.
Дело в следующем, (папаня):
Несмотря на свою кажущуюся элементарность, зажигалка включает в себя:
- систему хранения горючего
-систему регулирования подачи горючего
-систему газификации жидкого горючего
-систему создания горючей смеси с воздухом
-систему поджига
-систему заправки (даже одноразовые один раз заправляют)
Ничего не напоминает? )))
Изначально такую штуковину никому в голову не приходило делать одноразовой- их заправляли повторно, меняли кремний и использовали годами, иногда передавая по наследству.
Соответсвенно они обладали долговечной конструкцией механизмов, изготавливались из износостойких материалов, и т.д. , и обладали соответствующей ценой
Потом появились одноразовые – из дешевых материалов, очень технологичные, не требующие обслуживания и т.д., и тоже с соответствующей ценой.
Помнится поначалу у многих рука не поднималась их выбрасывать, и их заправляли.
Можно этим заняться и сегодня – но работа мастера выйдет дороже чем купить новую
Не надо греть кислород!
Я не против многоразовых ракет, я за одноразовые!

vlad7308

Цитата: Плейшнер от 08.02.2021 19:25:33
Цитата: vlad7308 от 08.02.2021 07:08:38
Цитата: Плейшнер от 07.02.2021 17:16:01Одноразовые зажигалки рулят
даже одноразовая зажигалка зажигается не один раз
Естественно, тем не менее «одноразовая зажигалка» это устойчивое выражение.
И это неспроста. А это значит одноразовость зажигалки не надо понимать так уж буквально.
Могли бы и догадаться.
Дело в следующем, (папаня):

профессор, я чесслово все понимаю.
Фигня в том, что на качественном уровне такие разговоры и споры можно вести бесконечно. Все качественные pro et contra произнесены тут по сотне раз и вызубрены наизусть.
А для количественного уровня у Вас не хватает данных.

С точки зрения косвенных улик :), могу заметить, что прости Господи Илон Маск  выводит свои старлинки многоразовыми пусками по 15т, хотя мог бы одноразовыми по 23т. И не говорите мне, что он выкидывает 20-30млн (причем не только своих) на каждом пуске и 1-5млрд всего исключительно ради пиара, а то я расстроюсь :)
это оценочное суждение