Китайские двигатели

Автор Salo, 18.01.2012 01:34:20

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

salto

ЦитироватьSalo пишет:
Цитироватьhttp://russian.people.com.cn/31517/7846622.html

Хочется услышать комментарии Перегрева и других компетентных товарищей. Чего это китайцы "придумали" и обоснованно ли встали в ряд государств.
Особенно интересуют "сверхнадежностью" и что такого в замкнутой схеме для жидкого кислорода и керосина.
Очень интересно! И очень показательно... Эта информация крайне наглядно характеризует реальное отставание Китая от нас, в данном случае, в области ракетного двигателестроения. Дело вот в чем - в 90х Энергомашевцы, продали в Китай комплект КД на движок второй ступени Зенита - 11Д123 (кислород-керосиновую переделку двигателя на штатных компонентах тягой в сто с небольшим тонн). Движок неплохой, но прямо скажем - не шедевр. Тогда были далеко идущие планы, однако, в силу того что двигатель изготавливается на Украине, китайцам не досталась технологическая документация.
Никаких специальных мероприятий в том числе и схемных решений  по обеспечению "сверхнадежности" в этом двигателе не реализовано. Просто "до звона", с китайским трудолюбием и тщательностью проведена его  отработка.  Плюс прекрасное технологическое и испытательное оборудование.  Что касается продажи китайцам "Энергомашем" комплекта конструкторской документации на 11Д123, то я в этом сомневаюсь. Железо продавали, а китайцы  обмеряли его  с точностью до микрона и пытались кое-что сделать, но у них не все получилось.Если бы в их распоряжении был комплект КД, то эти процедуры не потребовались бы. Можно только поздравить китайских разработчиков ЖРД с заслуженным успехом.

vissarion

YF-130
Тяга вак/земная: 500/480 тс
УИ 309, масса: 6.25 т

Просто Василий

Точная копия рд-180 >:(
Думаю если это так то диаметр камеры 430мм, критика - 267-270мм при давление 25-26МПа как раз 240-250 тонн на камеру.
Пока мы говорим, уходит завистливое время: лови момент, как можно меньше верь будущему.

Просто Василий

Интересно было бы узнать про водородный движок для верхней ступени на 200 тонн, вроде изначально планировали открытой схемы, но потом видать передумали или с Байконура получили экземпляр 11д122, все таки ССМЕ сложнее с двумя тна и гг.
Пока мы говорим, уходит завистливое время: лови момент, как можно меньше верь будущему.

Цитата: ronatu от 04.03.2012 14:27:50
Цитата: undefined....1 сентября 1960 г. с полигона Цзюцюань стартовала первая ракета Р-2, поставленная из СССР. А через два месяца, 5 ноября, впервые совершила полет уже «Дун Фэн-1» (Dong Feng-1, DF-1, «Ветер с востока-1») — освоенная китайцами копия Р-2 («модель 1059»)...
Через 2 месяца??? Вот это скорость....

А МБ там как со Starship в Бока-Чике. Привезли Р-2, пока китайцы с ней разбирались, параллельно копировали её, и к моменту готовности Р-2 у них уже в ангаре была почти готовая РН.

Георгий

https://3dnews.ru/1041117/v-kitae-tayno-ispitivayut-ionnie-dvigateli-dlya-polyotov-k-marsu-i-dalshe

Опытный 50-кВт двигатель HET-3000 проработал на номинальной мощности более 11 месяцев... 

Строящаяся Китаем орбитальная станция Тяньгун будет удерживаться на заданной орбите благодаря четырём ионным двигателям на эффекте Холла — это двигатели LHT-100 с тягой 80 мН.... 

разрабатываются перспективные ионные двигатели на эффекте Холла мощностью от 5 МВт до 500 МВт. ... 

Просто Василий

Пока мы говорим, уходит завистливое время: лови момент, как можно меньше верь будущему.

Старый

Цитата: Георгий от 03.06.2021 13:59:35Строящаяся Китаем орбитальная станция Тяньгун будет удерживаться на заданной орбите благодаря четырём ионным двигателям на эффекте Холла -- это двигатели LHT-100 с тягой 80 мН....
Опять СПД-100?
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Георгий

Цитата: Старый от 03.06.2021 14:27:35
Цитата: Георгий от 03.06.2021 13:59:35Строящаяся Китаем орбитальная станция Тяньгун будет удерживаться на заданной орбите благодаря четырём ионным двигателям на эффекте Холла -- это двигатели LHT-100 с тягой 80 мН....
Опять СПД-100?
Судя по тяге, он. 
Возможно наши их продали готовыми. 
LargeHallThrusters-100?
Цитата: Просто Василий от 03.06.2021 14:01:11Мегаватт? :o
Вряд ли милливатт. 

Во всяком случае, 50 кВт близок к спд-290

Просто Василий

Судя по картинке, YF-90 все таки не копия рд-0120, больше похож на LE-7:

Но надо еще подождать, а то вдруг это дезинформация  :D
Интересно почему в КБХА при создании РД-0120 не применили схему с одним ГГ и двумя раздельными ТНА, по типу LE-7.
Пока мы говорим, уходит завистливое время: лови момент, как можно меньше верь будущему.

Дмитрий В.

Цитата: Просто Василий от 08.06.2021 06:40:23Судя по картинке, YF-90 все таки не копия рд-0120, больше похож на LE-7:

Но надо еще подождать, а то вдруг это дезинформация  :D
Интересно почему в КБХА при создании РД-0120 не применили схему с одним ГГ и двумя раздельными ТНА, по типу LE-7.
Делали, как дешевле и проще.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Просто Василий

#51
Цитата: Дмитрий В. от 08.06.2021 08:42:53
Цитата: Просто Василий от 08.06.2021 06:40:23Судя по картинке, YF-90 все таки не копия рд-0120, больше похож на LE-7:

Но надо еще подождать, а то вдруг это дезинформация  :D
Интересно почему в КБХА при создании РД-0120 не применили схему с одним ГГ и двумя раздельными ТНА, по типу LE-7.
Делали, как дешевле и проще.
И получилось очень хорошо.
Пока мы говорим, уходит завистливое время: лови момент, как можно меньше верь будущему.

Просто Василий

ПРО РД-0120 

Были исследованы различные варианты принципиальных схем с дожиганием: 

вариант I – с двумя газогенераторами и двумя раздельными турбонасосными агрегатами (ТНА) для подачи окислителя и горючего; SSME
вариант 2 – с одним газогенератором и параллельным питанием турбин двух ТНА;  LE-7, YF-90.
вариант 3 – с одним газогенератором и последовательным питанием турбин двух ТНА; J-2
вариант 4 – с одним газогенератором и одним (одновальным) ТНА. РД-0120

Схемы с двумя ТНА энергетически более выгодны, так как позволяют для каждого насоса выбрать оптимальные числа оборотов. С точки зрения регулирования определенными преимуществами обладает первый вариант, так как он позволяет изменять режимы по тяге и соотношению компонентов тремя дросселями в магистралях малых расходов окислителя и горючего газогенератора ТНА окислителя и в магистрали окислителя газогенератора ТНА горючего. 

Схемы с одним генератором и двумя ТНА по вариантам 2 и 3 различаются между собой тем, что в третьей схеме можно уменьшить число ступеней турбины ТНА окислителя при одинаковых КПД. Однако при последовательном расположении турбин может быть значительным их взаимное влияние. 

Все три первые схемы имеют общий недостаток – усложнена синхронизация оборотов ТНА окислителя и горючего на запуске и переходных режимах, поскольку валы насосов окислителя и горючего не связаны механически и для согласования частот вращения роторов необходимы специальные синхронизирующие устройства, включающие в себя чувствительные элементы, преобразующие устройства и регулирующие органы. Кроме того, при двух генераторах возникает необходимость смешения «мятого» газа с различной температурой, что приводит к снижению удельного импульса тяги. 

Последняя схема с одновальным ТНА, несколько уступая предыдущим по оптимальности энергетических характеристик системы подачи, позволяет существенно облегчить решение проблемы запуска двигателя. Эта схема также обеспечивает более надежное разделение компонентов (отсутствует уплотнение между восстановительным газом турбины и кислородным насосом высокого давления) с меньшим расходом гелия для этого и имеет лучшие массовые характеристики.(А SSME все равно легче получился)
Пока мы говорим, уходит завистливое время: лови момент, как можно меньше верь будущему.

C-300-2

Цитата: Разъём от 07.10.2022 15:46:14В их номенклатуре сам черт запутается. Вот например:
ЦитироватьThis is the success of China Aerospace after the successful landing on the back of the moon. The 500-ton liquid-oxygen kerosene rocket engine YF-480 was tested with a fuel-turbine pump. The part involved in this test actually became a rocket. The core part of the engine is also the most difficult place in the technology. Once a breakthrough is made, the entire engine can be assembled. The main development work is coming to an end and the final test and commissioning phase begins.
Don't underestimate this achievement. The high-thrust liquid rocket engine is a very sophisticated product. Any technology used is not simple. It is mostly cutting-edge technology. No one spends money on it. There are only two countries in the world. It has produced more than 500 tons of products, one is the American F1 engine, but unfortunately it was discontinued decades ago, and the other is the Russian RD170 engine, so we can make it out, it is quite simple.

From <https://www.ericcointernational.com/news/chinese-rocket-engine-21889548.html>

Обзорная статья по китаёсским двигунам.

Разъём

Хотел бы для себя прояснить вопрос. Долгое время шли разговоры о сотрудничестве Китая и России по ракетным двигателям. Китай ещё с середины 90-х пытался скопировать официально или не официально ряд советских разработок. Так по разным источникам YF-100 создан на основе РД-120 где КБЮ поставил/продал КД и участвовал в отработке. По YF-430, 500-тонник для первой ступени, такие же слухи, что информация по РД-180 утекла/была скопирована. Тем не менее в отношении последнего его разработка длиться уже почти 10 лет и китайцы пока даже не вышли на доводочные испытания.

Разговоры о сотрудничестве в этой области поднимались в российско-китайской комиссии по сотрудничеству начиная с 2012, там, где началось обсуждение пакетного обмена - электронику на двигатели. Но помешало отсутствие договора о защите интеллектуальной собственности, который был ратифицирован только в конце 2017.
Последнее упоминание о таком сотрудничестве я нашёл в решениях 19 заседания российско-китайской комиссии (2018) где Рогозин тогда ещё в должности вице-премьера подписался, что стороны будут пытаться работать по трём направлениям:
- «проведение инспекции по тем конструкторским и инженерным решениям, которые они реализуют в своём 480-тонном двигателе»
- «совместное создание метанового двигателя» (я так понимаю, что Энергомаш хотел дать развитие своим проработкам по РД-182)
- «сотрудничество по созданию водородного двигателя для верхних ступеней» (здесь скорее понятен интерес российской стороны - чтобы ускориться по РД-0146)
«... До конца 2018 года китайская сторона направит в АО «НПО Энергомаш» технические требования по составу работ, а в январе 2019 года стороны проведут окончательные консультации для формирования финального варианта технических требований. Затем АО «НПО Энергомаш» подготовит и передаст в Роскосмос пакет документов для выпуска распоряжения правительства РФ о возможности сотрудничества по данным направлениям...»

С тех пор следов межправительственного соглашения не находятся (даже в новостях Аникей ;D ).
Встаёт вопрос. Тему полностью забросили? И по какой причине?

Разъём


C-300-2

Статья про двигуны YF-73 и YF-75 от Исследовательского института ЖРД Китайской академии технологий ракет-носителей.
П. С. Кстааати!.. А ведь YF тоже как-то расшифровывается, по аналогии с CZ/LM?.. Какой-нибудь там огнедышащий дракон  ;D

C-300-2

Коллеги! Я вот всё хочу задать вопрос.
Вот есть двигун Лонгюнь компании JiuZhou Yunjian Space Technology Co http://en.jzyjspace.com/product/27.html

Ground thrust: 686.5kN
Vacuum thrust: 770.2kN
Ground specific impulse: 290s
Vacuum version specific impact: 350s
Engine weight : ≯880kg
The maximum swing angle of the engine: ± 8 °
Thrust adjustment range: 110% -30%
Ability to start multiple times in a single task: ≥3
Single working time: ≥200s
Repeated use times: ≥30

Есть двигун TQ-12 компании Ладнспэйс: http://web.archive.org/web/20210517091305/http://landspace.com/engine/show.php?id=127
Вы не можете просматривать это вложение.
Тяга: 80 тс
Удельный импульс: 350 с

Возникает вопрос... А точно ZQ-12 - это разработка Ландспэйс, а не лонгюнь, закупленный у  JiuZhou Yunjian Space Technology Co?.. А то даже внешний вид у них один в один.

Разъём

У вас вопросы еще сложней чем мои.  :)

azvoz

Цитата: vissarion от 02.06.2021 08:01:08YF-130
Тяга вак/земная: 500/480 тс
УИ 309, масса: 6.25 т
Propellant Liquid oxygen / Kerosene
Mixture ratio 2.62
Cycle Staged combustion
Pumps 1
Chamber 2
Thrust, sea-level ~5,000 kilonewtons (1,100,000 lbf)
Thrust-to-weight ratio ≥73
Chamber pressure 22 MPa (3,200 psi)
Specific impulse 308
Dry weight ≤6,984 kg (15,397 lb)
==
it will power the super heavy Long March 9 rocket.
 Chinese researchers completed a "half-system on full working condition" test of a YF-130 engine in March 2021, and expect to finish a whole-system test verification by the end of the year.
==
https://en.wikipedia.org/wiki/YF-130