Союз-5

Автор Salo, 28.03.2013 14:18:15

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Павел73

Интересно, а всё-таки возможно ли на базе Союза-5 создание ракеты с многоразовой первой ступенью?

Ведь двигатели 170-го семейства изначально создавались как многоразовые. Если упростить конструкцию, убрав качание камер, превратить его в чисто маршевый двигатель, то его можно дефорсировать на 100 тс тяги (повысив тем самым ресурс и надёжность, а также уменьшив массу), а управление обеспечить при помощи четырехкамерного рулевика, расположив его камеры подобно тому, как это реализовано в РД-108.

Кстати, камеры для этого рулевика можно взять от того же 108-го (основные). По тяге как раз подойдут. Они обеспечат и управление, и посадку, и недостающую тягу деформированного РД-171.

А посадка будет даже более аккуратной, чем у Фалкона  :) . Четыре камеры будут при посадке направлены крестообразно, в разные стороны. Тем самым будет уменьшено воздействие реактивных струй, отражённых от посадочной площадки на саму ракетную ступень, и на её маршевый двигатель.

Внешне вся двигательная установка будет выглядеть, как увеличенный РД-108. Только в качестве основных камер маршевого двигателя будут неподвижные камеры РД-171, а в качестве рулевых - основные камеры от РД-108. Всё выпускается серийно, и летает много лет.

Вот и шанс сделать Союз рентабельным. :)
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Павел73

ДефорСированного РД-171, опять телефонина поправила!  :)
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Павел73

И тогда сама процедура пуска ракеты станет более надёжной. Вначале запускается рулевик, проверяется его работа, а затем запуск маршевого двигателя и подъём ракеты. :)
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Павел73

В принципе для такого варианта наверно можно РД-108 взять целиком. Только разнести камеры, поставить их в карданы... ну и многоразовость как-то обеспечить.  :)
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

C-300-2

Цитата: Павел73 от 18.08.2021 12:42:23В принципе для такого варианта наверно можно РД-108 взять целиком. Только разнести камеры, поставить их в карданы... ну и многоразовость как-то обеспечить.  :)
Нееее. И тащить с собой бак перекиси?  :o

Про многоразовость запуска в полёте я тактично умолчу. :)

George

Цитата: Павел73 от 18.08.2021 12:27:20Интересно, а всё-таки возможно ли на базе Союза-5 создание ракеты с многоразовой первой ступенью?
Создать на его основе "Союз-СПГ". Проект уже заказан. Оный идет как развитие "С-5", причем как "С-5" так и "С-СПГ" могут летать с одного СК.

Андрюха

Цитата: George от 18.08.2021 14:26:54
Цитата: Павел73 от 18.08.2021 12:27:20Интересно, а всё-таки возможно ли на базе Союза-5 создание ракеты с многоразовой первой ступенью?
Создать на его основе "Союз-СПГ". Проект уже заказан. Оный идет как развитие "С-5", причем как "С-5" так и "С-СПГ" могут летать с одного СК.
Только двигатели там не от С-5, а тут выше  предлагался керосиновый многоразовый вариант РН

Цитата: Павел73 от 18.08.2021 12:38:58И тогда сама процедура пуска ракеты станет более надёжной. Вначале запускается рулевик, проверяется его работа, а затем запуск маршевого двигателя и подъём ракеты. :)

И как это увеличит надёжность?

Цитата: Павел73 от 18.08.2021 12:42:23В принципе для такого варианта наверно можно РД-108 взять целиком. Только разнести камеры, поставить их в карданы... ну и многоразовость как-то обеспечить.  :)

А тормозной импульс для входа в атмосферу? Посадка идёт на 1 задросселированном Merlin'е, а импульс для входа даётся 3-мя Merlin'ами на полной тяге.

Ну и сам СОюз-5 весьма маленький в плане ПН. Полученная РН будет переразмерена для НОО, в сравнении с Союзом, но недостаточна по нагрузке на ГПО для конкурирования с Ангарой.

Павел73

Цитироватькак это увеличит надёжность?
Запустив на старте рулевик и проверив его работу, мы убедимся, что по крайней мере с управляемостью проблем не будет. И тогда можно запускать маршевый двигатель.


Если же с работой рулевика возникнут проблемы, он будет остановлен, и пуск ракеты отменён.
Будет не до космонавтики (С) Ронату.

Цитата: Павел73 от 18.08.2021 17:15:11
Цитата: undefinedкак это увеличит надёжность?
Запустив на старте рулевик и проверив его работу, мы убедимся, что по крайней мере с управляемостью проблем не будет. И тогда можно запускать маршевый двигатель.

Если же с работой рулевика возникнут проблемы, он будет остановлен, и пуск ракеты отменён.

При повороте маршевым ЖРД, его систему поворота можно проверить до запуска.

azvoz

#12491
Цитата: C-300-2 от 18.08.2021 14:21:23
Цитата: Павел73 от 18.08.2021 12:42:23В принципе для такого варианта наверно можно РД-108 взять целиком. Только разнести камеры, поставить их в карданы... ну и многоразовость как-то обеспечить.  :)
Нееее. И тащить с собой бак перекиси?  :o

Про многоразовость запуска в полёте я тактично умолчу. :)
А насколько можно увеличить характеристики РД-108
при использовании электро ТНА?
Очень много хороших плюшек по идее получается помимо отказа от перекиси.
И это без изменений в камерах.

Я не призываю к этому - вопрос чисто теоретический.

George

Цитата: Андрюха от 18.08.2021 16:36:25Только двигатели там не от С-5, а тут выше  предлагался керосиновый многоразовый вариант РН
В этом смысла нет, так как РД-171 не может применятся на первой многоразовой ступени. На нем не получится реактивная посадка. Если же применять крылатый вариант или парашютный, то это тоже мало что даст, потому что у семейства РД-170 ресурс мал. Вот если довести его до 100 включений на всю циклограмму, то смысл появится.

РД-171мв вообще предназначен только для одного полета. Иные варианты двигателей означают, что они новые.

В этом плане "С-СПГ" как развитие "С-5" куда перспективнее. Там есть преемственность технологий и по СК.

Андрюха

Цитата: George от 18.08.2021 17:39:50
Цитата: Андрюха от 18.08.2021 16:36:25Только двигатели там не от С-5, а тут выше  предлагался керосиновый многоразовый вариант РН
В этом смысла нет, так как РД-171 не может применятся на первой многоразовой ступени. На нем не получится реактивная посадка. Если же применять крылатый вариант или парашютный, то это тоже мало что даст, потому что у семейства РД-170 ресурс мал. Вот если довести его до 100 включений на всю циклограмму, то смысл появится.

РД-171мв вообще предназначен только для одного полета. Иные варианты двигателей означают, что они новые.

В этом плане "С-СПГ" как развитие "С-5" куда перспективнее. Там есть преемственность технологий и по СК.
Так в чем развитие от С-5 то?
 Двигатели другие, топливо другое, даже габариты другие (кроме диаметра). С-СПГ это уже другая РН.

C-300-2

Цитата: azvoz от 18.08.2021 17:31:17А насколько можно увеличить характеристики РД-108
при использовании электро ТНА?
Из преимуществ я вижу:

- отказ от перекиси и соответствующее упрощение системы подачи;
- обеспечение многократного запуска (необходимо внедрить систему химического зажигания, но это проверялось уже на огне);
- простая схема управления тягой путём изменения оборотов электродвигателя.
ИМХО, для предложенной Павлом схемы РД-108 с ЭНА не смотрится - нет как-то желания тащить с собой аккумуляторы. 
А вот для проекта РН Ладога Технократа... Почему бы и нет? :)
Можно, конечно, поискать какие-нибудь двигуны, которые бы подошли по размерности. Но это чисто упражнение для воображения. Главное, что Союз-5 разрабатывается под зенитовский старт и там просто нет места под камеры рулевых двигателей :)

George

Цитата: Андрюха от 18.08.2021 17:51:16Двигатели другие, топливо другое, даже габариты другие (кроме диаметра). С-СПГ это уже другая РН.
Да. Также, как другие варианты развития "С-5".

От "С-5" на ее развитие идет диаметр, окислитель, СК и производственные мощности,  которые строятся в рамках проекта "С-5". То есть, многое уже будет и с большим заделом.

azvoz

Цитата: C-300-2 от 18.08.2021 17:54:15
Цитата: azvoz от 18.08.2021 17:31:17А насколько можно увеличить характеристики РД-108
при использовании электро ТНА?
Из преимуществ я вижу:

- отказ от перекиси и соответствующее упрощение системы подачи;
- обеспечение многократного запуска (необходимо внедрить систему химического зажигания, но это проверялось уже на огне);
- простая схема управления тягой путём изменения оборотов электродвигателя.

Это то понятно по определению.
А я спрашивал вас как специалиста -  насколько можно увеличить характеристики?
Получится ли увеличить Тягу, УИ и тому подобное.

Цитата: George от 18.08.2021 17:39:50
Цитата: Андрюха от 18.08.2021 16:36:25Только двигатели там не от С-5, а тут выше  предлагался керосиновый многоразовый вариант РН
В этом смысла нет, так как РД-171 не может применятся на первой многоразовой ступени. На нем не получится реактивная посадка. Если же применять крылатый вариант или парашютный, то это тоже мало что даст, потому что у семейства РД-170 ресурс мал. Вот если довести его до 100 включений на всю циклограмму, то смысл появится.

РД-171мв вообще предназначен только для одного полета. Иные варианты двигателей означают, что они новые.

В этом плане "С-СПГ" как развитие "С-5" куда перспективнее. Там есть преемственность технологий и по СК.

Многоразовая РН, могущая в переохлаждённое метановое топливо и многоразовость будет отличаться от С-5 конструкцией бака.

Ещё какой-то чел из Роскосмоса говорил, что там совсем иные материалы, рассчитанные под дешевизну, типа только тупые илоны маски используют такие металлы, и вообще чё вы лезете на факт того, что наша ракета с большей сухой массой при меньшей ПН и это-то при БХГ!

С другой стороны, с такой тяжеленной ступенью многоразовость не так крута.

Цитата: azvoz от 18.08.2021 18:29:07
Цитата: C-300-2 от 18.08.2021 17:54:15
Цитата: azvoz от 18.08.2021 17:31:17А насколько можно увеличить характеристики РД-108
при использовании электро ТНА?
Из преимуществ я вижу:

- отказ от перекиси и соответствующее упрощение системы подачи;
- обеспечение многократного запуска (необходимо внедрить систему химического зажигания, но это проверялось уже на огне);
- простая схема управления тягой путём изменения оборотов электродвигателя.
Это то понятно по определению.
А я спрашивал вас как специалиста -  насколько можно увеличить характеристики?
Получится ли увеличить Тягу, УИ и тому подобное.

Да хоть БХГ в миниатюре делай! Вопрос лишь в массе.

Другое дело, зачем это, если ЖРД чисто посадочный/рулевой и его УИ не сильно влияет на грузоподъёмность ракеты.

Цитата: George от 18.08.2021 18:03:53
Цитата: Андрюха от 18.08.2021 17:51:16Двигатели другие, топливо другое, даже габариты другие (кроме диаметра). С-СПГ это уже другая РН.
Да. Также, как другие варианты развития "С-5".

От "С-5" на ее развитие идет диаметр, окислитель, СК и производственные мощности,  которые строятся в рамках проекта "С-5". То есть, многое уже будет и с большим заделом.

СК один фиг переделывать.

Производственные мощи тоже.

РД-170 - опыт и технологии ненужные, т.к. сверхтяж же тоже многоразовый, на метане.

Союз-5 не шибко-то облегчает путь с нуля до Союза-СПГ, а вот гемора доставляет, и в итоге даёт лишь сложную и дорогу РН, конкурирующую с Ангарой-А3.