Vega, Vega-C,...

Автор Разъём, 10.09.2004 18:35:34

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

zandr

#520
https://tass.ru/kosmos/18891883
ЦитироватьЗапуски европейской ракеты-носителя Vega-C возобновятся не раньше 2024 года
ПАРИЖ, 2 октября. /ТАСС/. Европейское космическое агентство (ЕКА) сообщило, что рассчитывает возобновить запуски новой ракеты-носителя Vega-C не раньше 2024 года после дополнительных тестов двигателя Zefiro40 второй ступени.
Цитировать"После неудачного запуска ракеты Vega-C (VV22) в декабре 2022 года независимая комиссия по расследованию сделала ряд выводов и дала рекомендации по обеспечению надежного возвращения в полет и надежной эксплуатации. <...> Ожидается, что Vega-C, в которой будут внесены изменения в конструкцию сопла Zefiro40 и проведены технические обзоры, а также два огневых испытания, вернется в полет в четвертом квартале 2024 года", - говорится в заявлении агентства.
Согласно выводам независимой комиссии, причиной аварии, произошедшей в конце 2022 года, стало повреждение горловины сопла. В компании отметили, что эта деталь "была закуплена итальянской компанией Avio на Украине". В ходе огневого испытания с использованием сопла из нового материала, проведенного 28 июня 2023 года на стенде в Сальто-ди-Квирра в Италии, сопло двигателя получило сильные повреждения. После этого эксперты пришли к выводу, что проблема заключается в геометрии углерод-углеродной вставки сопла и термомеханических свойствах нового материала. Впереди ожидается проведение новых испытаний модифицированного двигателя Zefiro40.

В мае 2023 года сообщалось, что компания-оператор космических запусков Arianespace запустит в декабре 2024 года ракету Vega-C c южнокорейским спутником Kompsat-6 на борту. В будущем ЕКА планирует осуществлять по 4-5 запусков с использованием этих ракет ежегодно.

При этом гендиректор ЕКА Йозеф Ашбахер сообщил на брифинге после публикации коммюнике, что миссия VV23, запланированная на 6 октября 2023 года с космодрома Куру во Французской Гвиане (в ночь на 7 октября по московскому времени), не отменяется, поскольку в ней будет использована ракета Vega предыдущего поколения. Она выведет на орбиту таиландский спутник для наблюдения за поверхностью Земли Theos-2 и метеорологический спутник Formosat-7R/Triton Тайваньского космического агентства (TASA). Кроме того, в начале 2024 года планируется еще одна миссия с использованием ракеты Vega.

Arzach

В общем, с Vega-C всё весьма печально:

Цитата: https://spaceref.com/science-and-exploration/vega-c-zefiro40-test-independent-enquiry-commission-announces-conclusions/ИСПЫТАНИЕ СТУПЕНИ Zefiro40 РН Vega-C: ВЫВОДЫ НЕЗАВИСИМОЙ КОМИССИИ ПО РАССЛЕДОВАНИЮ
Пресс-релиз ЕКА, автор: Кит Кауинг
2 октября 2023 года

После неудачного запуска Vega-C (VV22) в декабре 2022 года Независимая комиссия по расследованию сделала несколько выводов и дала рекомендации по обеспечению надежного возвращения к полетам и стабильной эксплуатации.

Одна из рекомендаций заключалась в том, чтобы провести (дельта-)квалификацию сопла, использующего новый материал углерод-углеродной вставки горловины, отличающийся от того, который использовался на этой ступени ранее. 28 июня 2023 года на испытательном стенде в Сальто-ди-Квирра в Италии состоялись статические огневые испытания модифицированного двигателя Zefiro40. Во время испытания сопло двигателя получило значительные повреждения.

Генеральный директор ЕКА Йозеф Ашбахер создал независимую комиссию по расследованию под председательством генерального инспектора ЕКА Джованни Коланджело, в состав которой вошли эксперты из CNES, ASI, ESA, Arianespace и научных кругов, чтобы понять причину отклонения в ходе испытаний и предложить рекомендации.

Независимая комиссия по расследованию пришла к выводу, что в нынешней конструкции сопла сочетание геометрии углерод-углеродной вставки в горловине и различных термомеханических свойств нового материала привело к постепенному повреждению других прилегающих частей сопла и их постепенной деградации, в конечном итоге приведшей к выходу сопла из строя. Это явление не связано с теми, которые наблюдались на VV22 с предыдущим углерод-углеродным материалом.

Независимая комиссия по расследованию сформулировала ряд рекомендаций, включая необходимость улучшения конструкции сопла двигателя Zefiro40, калибровки численных моделей для прогнозирования поведения и проведения еще двух огневых испытаний для проверки эксплуатационных характеристик с целью обеспечения надежного возврата к полетам и стабильной коммерческой эксплуатации Vega-C.

Была создана целевая группа под руководством ESA и Avio, которая немедленно приступит к выполнению рекомендаций, предложенных IEC. Ожидается, что после изменений в конструкции сопла Zefiro40 и технических экспертиз, а также двух огневых испытаний, Vega-C вернется к полетам в четвертом квартале 2024 года. Тем временем, еще один полет Vega состоится во втором квартале 2024 года. 2 октября в 12:30 (CEST) ЕКА, Avio и Arianespace проведут брифинг для СМИ, чтобы подробно рассказать о результатах и ответить на вопросы.

ЕКА считает возвращение к полетам Vega-C стратегическим приоритетом для обеспечения независимого доступа Европы к космосу и будет поддерживать необходимые усилия, используя уже имеющиеся ресурсы.
Avio в своей роли проектировщика обязуется полностью выполнить рекомендации Независимой комиссии по расследованию и несет ответственность за возвращение Vega-C в полет.

ЕКА, как орган по сертификации систем запуска, Avio, как сторона, ответственная за проектирование, и генеральный подрядчик по РН Vega, и Arianespace, как поставщик пусковых услуг, продолжат свои совместные усилия по достижению общей цели надежной эксплуатации системы запуска Vega на благо своих институциональных и коммерческих заказчиков.

nonconvex

Цитата: Arzach от 03.10.2023 15:25:56
Цитата: https://spaceref.com/science-and-exploration/vega-c-zefiro40-test-independent-enquiry-commission-announces-conclusions/Независимая комиссия по расследованию сформулировала ряд рекомендаций, включая необходимость улучшения конструкции сопла двигателя Zefiro40, калибровки численных моделей для прогнозирования поведения и проведения еще двух огневых испытаний для проверки эксплуатационных характеристик с целью обеспечения надежного возврата к полетам и стабильной коммерческой эксплуатации Vega-C.
Как тебе такое, Илон Маск?

C-300-2

Цитата: nonconvex от 06.10.2023 03:01:40Как тебе такое, Илон Маск?
Да нормальная формулировка. Там выше написано, что материал новый.
Вообще, это называется "доигрались". На заре космической эры (Минитмен-1 и т. п.) количество испытаний РДТТ измерялось десятками. Потом уменьшилось до 10-15, со временем 5...12. Сейчас РДТТ выпихивают в лёт после буквально нескольких (3...5) ОСИ. С одной стороны - это экономия средств на отработку. С другой - не набирается та самая статистика, на которой корректируются модели (в т. ч. эрозионного уноса), и не выявляются "плавающие" дефекты.
Моё ИМХО: скупой платит дважды. В данном случае - трижды: деньгами, временем и репутацией (имеющей вполне материальное выражение в виде повышения сумм страховки).

zandr

https://tass.ru/kosmos/19215363
ЦитироватьПАРИЖ, 6 ноября. /ТАСС/.
Спойлер
Профильные министры стран Европейского космического агентства (ЕКА) на встрече в Севилье договорились выделить до €340 млн на поддержку запусков готовящейся к вводу в эксплуатацию ракеты-носителя Ariane 6. Об этом сообщила французская газета Les Echos.

Соответствующее соглашение было заключено между Францией, Италией и ФРГ, которые являются основными участниками проекта разработки ракеты-носителя. Речь идет о поддержке с 16-го по 42-й запуск, который ожидается до 2030 года. При этом в соглашении прописано, что государственные заказы позволят обеспечивать не менее четырех запусков в год. Сумма финансирования пока предварительная - от €290 млн до €340 млн. Она будет точнее определена после того, как агентство завершит внутренние финансовые проверки до конференции по бюджету, намеченной на 2025 год.

Предыдущий пакет финансовой поддержки, одобренный в 2021 году, подразумевал выделение €140 млн на обеспечение со 2-го до 15-го полета, ожидавшегося в конце 2026 года. При этом уже тогда проект выбивался из графика (первый запуск планировался в 2020 году), но соглашение подразумевало начало полетов в 2024 году.

Изначально одним из условий было достижение выхода на самоокупаемость запусков. "По этому пункту приходится констатировать провал, - признал на пресс-конференции в понедельник гендиректор ЕКА Йозеф Ашбахер. - Однако мы обеспечим себе в долгосрочной перспективе автономный доступ в космос". "Эксплуатация Ariane 6 гарантирована, и это очень хорошая новость", - добавил он.
[свернуть]
Легкая ракета Vega-C также получит господдержку, но более скромную - максимум €21 млн ежегодно. Как и в случае с Ariane 6, все задействованные в их производстве компании должны будут регулярно отчитываться о приложенных ими усилиях по снижению расходов.

No-Vice

Два из четырёх топливных бака для ракеты Vega по ошибке выбросили на свалку.

https://europeanspaceflight.com/the-case-of-the-missing-vega-avum-propellant-tanks/

opinion

Цитата: No-Vice от 05.12.2023 22:04:37Два из четырёх топливных бака для ракеты Vega по ошибке выбросили на свалку.

https://europeanspaceflight.com/the-case-of-the-missing-vega-avum-propellant-tanks/

Наверно, кто-то из местных экономистов таки доказал им, что не только одноразовые баки гораздо дешевле многоразовых, но и ниразовые баки настолько же дешевле одноразовых.
There are four lights

C-300-2

Я в своё время был удивлён, узнав, что баки АВУМа изготовлены НПО Лавочкина. :) Так что теперь достать эти баки им невозможно, да и произвести - никак. Слишком дорого обойдётся разработка и производство лишь двух баков.

GolLem

Цитата: zandr от 07.11.2023 07:03:47https://tass.ru/kosmos/19215363
ЦитироватьПАРИЖ, 6 ноября. /ТАСС/.
Спойлер
Профильные министры стран Европейского космического агентства (ЕКА) на встрече в Севилье договорились выделить до €340 млн на поддержку запусков готовящейся к вводу в эксплуатацию ракеты-носителя Ariane 6. Об этом сообщила французская газета Les Echos.

Спойлер
Соответствующее соглашение было заключено между Францией, Италией и ФРГ, которые являются основными участниками проекта разработки ракеты-носителя. Речь идет о поддержке с 16-го по 42-й запуск, который ожидается до 2030 года. При этом в соглашении прописано, что государственные заказы позволят обеспечивать не менее четырех запусков в год. Сумма финансирования пока предварительная - от €290 млн до €340 млн. Она будет точнее определена после того, как агентство завершит внутренние финансовые проверки до конференции по бюджету, намеченной на 2025 год.

Предыдущий пакет финансовой поддержки, одобренный в 2021 году, подразумевал выделение €140 млн на обеспечение со 2-го до 15-го полета, ожидавшегося в конце 2026 года. При этом уже тогда проект выбивался из графика (первый запуск планировался в 2020 году), но соглашение подразумевало начало полетов в 2024 году.

Изначально одним из условий было достижение выхода на самоокупаемость запусков. "По этому пункту приходится констатировать провал, - признал на пресс-конференции в понедельник гендиректор ЕКА Йозеф Ашбахер. - Однако мы обеспечим себе в долгосрочной перспективе автономный доступ в космос". "Эксплуатация Ariane 6 гарантирована, и это очень хорошая новость", - добавил он.
[свернуть]
[свернуть]
Легкая ракета Vega-C также получит господдержку, но более скромную - максимум €21 млн ежегодно.
Как и в случае с Ariane 6, все задействованные в их производстве компании должны будут регулярно отчитываться о приложенных ими усилиях по снижению расходов.
И находятся люди которые удивляются почему всё так медленно.
А ещё есть люди на этом форуме которые считают что это правильно - многочисленное переплетение бюрократических шестерней вводит их в экстаз и дает надежду поучаствовать в чём то подобном.

A.E

Цитата: C-300-2 от 06.12.2023 03:20:03Я в своё время был удивлён, узнав, что баки АВУМа изготовлены НПО Лавочкина. :) Так что теперь достать эти баки им невозможно, да и произвести - никак. Слишком дорого обойдётся разработка и производство лишь двух баков.
А ведь они очень тщательно проверяли эти баки и даже нашли, что улучшить, вроде.
https://www.esa.int/Enabling_Support/Space_Engineering_Technology/Vega_-_facing_a_corrosive_environment

C-300-2

Цитата: A.E от 06.12.2023 05:52:19А ведь они очень тщательно проверяли эти баки и даже нашли, что улучшить, вроде.
https://www.esa.int/Enabling_Support/Space_Engineering_Technology/Vega_-_facing_a_corrosive_environment
Спасибо, интересно! Но, как я понял, речь идёт только об исследованиях баков российского производства, но не их замене на баки европейского производства, верно?..

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

A.E

#532
Цитата: C-300-2 от 06.12.2023 06:09:13Спасибо, интересно! Но, как я понял, речь идёт только об исследованиях баков российского производства, но не их замене на баки европейского производства, верно?..
Так понял, что в 2012 г было не только  исследование баков, но и рекомендации по их улучшению, которое было осуществлено, в металле. Только вот кем, в 2020 это не стали уточнять  :-X
https://phys.org/news/2020-03-image-vega-titanium-propellant-tank.html

C-300-2

Цитата: A.E от 06.12.2023 07:37:06Только вот кем, в 2020 это не стали уточнять
Это вопрос :)
П. С. по Веге накопилось довольно материалов, но сюда оно точно не влезет - ограничения по 3 Мб. И как сюда вставлять материалы?.. 

A.E

Цитата: C-300-2 от 06.12.2023 08:10:13Это вопрос :)
или большой буржуинский секрет Полишинеля  :-[
Кмк, они похвастались бы, если бы импортозаместили

П.с. А вы напишите статью, а здесь вставьте ссылку  :)

C-300-2

Цитата: A.E от 06.12.2023 08:41:21П.с. А вы напишите статью, а здесь вставьте ссылку  :)
А я её хочу вставить. :) Ибо получена она, скажем так, неконвенциональным способом. :) Пытался ужать - не ужимается(((
Да и вообще. Сколько есть добрых материалов - а ограничение 3 Мб. Не всё влезает.

A.E

Цитата: C-300-2 от 06.12.2023 08:48:12А я её хочу вставить. :) Ибо получена она, скажем так, неконвенциональным способом. :)
Опубликовать X-files это прикольно  8)
Таки напишите статью в Дзен или ВК, а сюда ссылку. Здешние люди такое читают, проверял ;)

Разъём

Дело о пропавших топливных баках Vega AVUM
By Andrew Parsonson -December 4, 2023, European spaceflight

Два из четырех баков, необходимых для работы четвертой ступени последней ракеты Vega, исчезли несколько месяцев назад, и компания Avio была вынуждена искать альтернативное решение.
Четвертая ступень Vega AVUM имеет высоту 1,74 метра при диаметре 1,9 метра. Ступень оснащена украинским жидкостным двигателем РД-869 УДМХ/НТО. Топливо для двигателя хранится в четырех сферических баках.
В начале октября источник в компании European Spaceflight сообщил, что два из четырех баков под топливо для последнего полета Vega пропали. На прошлой неделе второй источник независимо подтвердил эту информацию.
По состоянию на конец 2022 года последним полетом Vega должен был стать спутник Европейского космического агентства для оценки состояния лесов Biomass, контракт на запуск которого был подписан в октябре 2019 года. Однако в начале 2023 года агентство пришло к выводу, что запуск миссии наблюдения Земли Sentinel 2C является более срочным. Решение о замене "Биомассы" на Sentinel 2C было официально принято летом. Контракт на создание Sentinel 2C и 2D был заключен с компанией Airbus Defence and Space в январе 2016 года. Стоимость контракта составила более 280 миллионов евро.
Два пропавших топливных бака находились в производственном цехе Avio в Коллеферро, где проводились ремонтные работы. В какой-то момент после завершения ремонтных работ обнаружилось, что оба бака пропали.
По словам первоисточника, баки не были внесены в общекорпоративную систему управления активами, которая отслеживала местонахождение всех жизненно важных компонентов Avio. Это привело к тому, что группам, которым было поручено расследовать пропажу, было практически не на что ориентироваться, когда они начали поиски пропавших баков.
Несмотря на тщетность поисков, баки в конце концов были найдены. Однако это была не та хорошая новость, на которую надеялся Авио. Баки, к сожалению, оказались непригодны для использования. Они были смяты и найдены вместе с металлическими обломками на свалке.
На данный момент у Avio нет возможности приобрести новые баки для миссии, поскольку все производственные линии Vega были остановлены. В связи с этим Avio рассматривает два варианта действий, пытаясь спасти запуск.
Первое потенциальное решение - использование четырех баков, которые использовались на этапе квалификации аппарата перед его первым полетом в 2012 году. Компания надеется использовать два бака для проведения повторных квалификационных испытаний, а два других оставить для самого полета. Однако это решение не лишено сложностей. Эти баки пролежали без дела более десяти лет, и гарантировать целостность нескольких элементов, проверить которые будет невероятно сложно, практически невозможно. Хотя этот вариант все еще рассматривается, существует и альтернативный сценарий.
В качестве последней попытки спасти последнюю миссию Vega компания Avio рассматривает вариант использования модифицированной верхней ступени AVUM. Это "франкенштейновское" решение, в котором будут использованы элементы ступени Vega C AVUM+, будет совершенно непроверенным. Поэтому доверять критически важную полезную нагрузку в рамках, по сути, испытательного полета - задача не из легких.
Независимо от того, какое решение примет Avio, компания вряд ли сможет выполнить свое обязательство по финальному запуску Vega в первой половине 2024 года.
European Spaceflight обратился к ESA, Avio и Arianespace с просьбой прокомментировать эту историю, но все они отказались.

Спойлер
The Case of the Missing Vega AVUM Propellant Tanks
By Andrew Parsonson -December 4, 2023
Two of the four tanks necessary to power the fourth stage of the final Vega flight disappeared several months ago, leaving Avio scrambling to find an alternate solution.
The Vega AVUM fourth stage stands at 1.74 meters tall with a diameter of 1.9 meters. The stage is equipped with the Ukrainian RD-869 UDMH/NTO liquid-fueled engine. The propellant for the engine is stored across four spherical tanks.
A source talking to European Spaceflight revealed in early October that two of the four propellant tanks for the final Vega flight had gone missing. Last week, a second source independently verified the story.
As of late 2022, the final flight of Vega was to have been the European Space Agency's Biomass forest measuring satellite, the launch contract of which had been signed in October 2019. However, in early 2023, the agency began to consider that the launch of its Sentinel 2C Earth observation mission was more urgent. The decision to swap out Biomass for Sentinel 2C was officially made during the summer. The contract to build Sentinel 2C and 2D was awarded to Airbus Defence and Space in January 2016. The contract was worth more than €280 million.
The two propellant tanks that went missing were housed in an Avio production department in Colleferro that had undergone renovation work. At some point following the completion of the renovations, the two tanks were found to be missing.
According to the initial source, the tanks had not been entered into a company-wide asset management system that tracked the location of all vital Avio components. This ensured that the teams tasked with investigating the disappearance had very little to go on when beginning their search for the missing tanks.
Despite the futility of the search, the tanks were eventually found. This was, however, not the good news Avio had hoped for. The tanks are, unfortunately, not in a usable state. They had been crushed and were found alongside metal scraps in a landfill.
At the moment, Avio does not have any way of acquiring new tanks for the mission, with all Vega production lines having been shut down. Avio is, as a result, exploring two options in an attempt to salvage the mission.
The first potential solution is using the four tanks that were used during the vehicle's qualification phase before its maiden flight in 2012. The company hoped to utilize two of the tanks to perform re-qualification tests, leaving the other two for the flight itself. However, this solution is not without its challenges. These tanks have been sitting around for over a decade, and the integrity of several elements that would be incredibly difficult to inspect would be next to impossible to guarantee. While this route is still being considered, there is also an alternate plan in the works.
As a last-ditch effort to save the final Vega mission, Avio is now looking at modifying the AVUM upper stage for use aboard Vega. This Frankenstein solution, which would use elements of a Vega C AVUM+ stage, would be completely unproven. This makes trusting a critical payload with what is essentially a test flight a challenging ask.
Regardless of which solution Avio goes with, the company is unlikely to be able to fulfill its commitment to launch the final Vega flight in the first half of 2024.
European Spaceflight asked ESA, Avio, and Arianespace if they would like to comment on this story, but all declined.
[свернуть]

Разъём

И добавление из Ciel&Espace
ЦитироватьСреди "основных событий ЕКА в 2024 году", о которых было объявлено в прессе 1 декабря 2023 года, последний полет Vega не значится. Кроме Ariane 6, которая должна появиться летом 2024 года, Vega и Vega-C в настоящее время являются единственными европейскими ракетами, находящимися в эксплуатации. Если услуги Ariane 6 будет предлагать компания Arianespace, то на космическом саммите в Севилье было решено, что услуги Vega-C больше не будут предоставляться французской коммерческой компанией, как ранее запуски РН Vega.
Спойлер
Parmi « les temps forts de l'ESA en 2024 » transmis à la presse le 1er décembre 2023, le dernier vol de Vega n'apparait pas. Outre Ariane 6, dont l'arrivée est annoncée à l'été 2024, Vega et Vega-C sont actuellement les seules fusées européennes en fonctionnement. Si Arianespace commercialisera bien les services d'Ariane 6, il a en revanche été décidé au sommet spatial de Séville que ceux de Vega-C ne seront plus sous le giron de la société commerciale française, comme l'étaient les vols de Vega.
[свернуть]

С ними (итальянцами) было и раньше трудно, а теперь они сами будут демонстрировать свое рас-во.

Arzach

Цитата: Разъём от 06.12.2023 17:08:29Vega et Vega-C sont actuellement les seules fusées européennes en fonctionnement
Какие, к чёрту, "действующие" - одна без баков, другая без сопла.

PS: Кстати, интересное словообразование - ракеты = фузеи. :D