Алюминиево-литиевые сплавы и сплавы с криоупрочнением

Автор Salo, 20.05.2007 17:29:13

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

freinir

Видимо Грабин давно не был на производстве....

Хим травление характеризуется большим временем процесаа, большими сооружениями и т.д. После окончания процесса выплачивается штраф за нанесение вреда окружающей среде.

Точность обеспечить можно, проверяя толщины каждые 5 минут, но тут набегает трудоёмкость.

dan14444

Химимческое/электрохимическое "фрезерование" (читай-травление) можно делать быстро, экологически чисто и на компактном оборудовании. С автоматическим мониторингом толщины.

Но если придти на "производство" позапрошлого века - тогда да, все упомянутые проблемы появляются, а специалисты "не бывают на производстве"... :wink:

З.Ы. Куда интереснее разработать систему переосаждения металла из ячеек на рёбра жёсткости, да ещё с желаемой кристаллической структурой... Вот это - не просто.

Дмитрий В.

ЦитироватьЗ.Ы. Куда интереснее разработать систему переосаждения металла из ячеек на рёбра жёсткости, да ещё с желаемой кристаллической структурой... Вот это - не просто.

Задача для "Роснанотеха"! :D
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

freinir

ЦитироватьХимимческое/электрохимическое "фрезерование" (читай-травление) можно делать быстро, экологически чисто и на компактном оборудовании. С автоматическим мониторингом толщины.

Но если придти на "производство" позапрошлого века - тогда да, все упомянутые проблемы появляются, а специалисты "не бывают на производстве"... :wink:

З.Ы. Куда интереснее разработать систему переосаждения металла из ячеек на рёбра жёсткости, да ещё с желаемой кристаллической структурой... Вот это - не просто.

Ну и как быстро, экологически чисто и компактно? Нарисуйте хоть на бумажке

Бродяга

ЦитироватьАл23 не являетя алюминий-литиевым сплавом:
http://splav.kharkov.com/mat_start.php?name_id=1518

Al-Li сплавы, по крайней мере 01420, отличаются от Д16 и иже с ним, повышенной коррозионной стойкостью, вследствие чего 01420 планировался основным для самолетов палубной авиации.
Я не уверен, что марка была Ал23, но в том, что эти болванки были сплавом алюминия с литием уверен на 100% и вот почему. :)

 Я собирался купить их как лом и перепродать.
 Но мой покупатель отказался их брать узнав марку сплава, отказался по той причине, что при переплаве литий начинает гореть и создаёт этим "некоторые трудности". ;) :D

 Что касается коррозионной стойкости сплавов с литием...
 Я, мягко говоря, в этом "сильно сомневаюсь". ;) :D
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Бродяга

ЦитироватьБродяга, пока проблем с избытком грузоподъемности гораздо меньше, чем с его недостатком :), для того же шаттла прибавка оказалась весьма полезной при строительстве МКС. Касательно "все сделано", так имелся ввиду выигрыш при прочих равных. К композитам в конструкции сухих отсеков вовсю переходят, в частности, на Протоне-М, ну а композитные ГО вообще классика.
А я и не спорю. :)

 Я просто говорю, что нет смысла возиться с этим, прошу прощения, "алюмолитевым дерьмом" ради незначительной прибавки полезной нагрузки.
 Комозиты имеют удельную прочность в разы больше, чем алюминий, надо заниматься композитными конструкциями. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Дмитрий В.

ЦитироватьЧто касается коррозионной стойкости сплавов с литием...
 Я, мягко говоря, в этом "сильно сомневаюсь". ;) :D

http://www.airwar.ru/enc/fighter/yak141.html

"Конструкция планера самолёта на 26% (по массе) выполнена из КМ, включая углепластиковые поверхности хвостового оперения, закрылки, наплывы и носки крыла , причём остальная конструкция выполнена главным образом из коррозионностойких алюминево-литиевых сплавов, чтобы уменьшить массу".
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьБродяга, пока проблем с избытком грузоподъемности гораздо меньше, чем с его недостатком :), для того же шаттла прибавка оказалась весьма полезной при строительстве МКС. Касательно "все сделано", так имелся ввиду выигрыш при прочих равных. К композитам в конструкции сухих отсеков вовсю переходят, в частности, на Протоне-М, ну а композитные ГО вообще классика.
А я и не спорю. :)

 Я просто говорю, что нет смысла возиться с этим, прошу прощения, "алюмолитевым дерьмом" ради незначительной прибавки полезной нагрузки.
 Комозиты имеют удельную прочность в разы больше, чем алюминий, надо заниматься композитными конструкциями. :)

Применение сплава Weldalite 2195 снизило массу ВТБ на 3,6 т. Примерно на столько же увеличилась масса ПГ (т.е, примерно, на 12,5% от номинальных 29т, а учитывая, что реальная масса ПГ Шаттла не превышала 20 т, то и на все 18%). При этом стоимость пуска увеличилась на 3,5 млн. долларов (стоимость ВТБ возрасла с 30 до 33,5 млн. долларов), т.е., примерно на 0,6% от номинальных 500 млн. долларов. Таким образом, "возиться с этим, прошу прощения, "алюмолитевым дерьмом"  для Шаттла имело полный смысл :D
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Бродяга

Цитироватьhttp://www.airwar.ru/enc/fighter/yak141.html

"Конструкция планера самолёта на 26% (по массе) выполнена из КМ, включая углепластиковые поверхности хвостового оперения, закрылки, наплывы и носки крыла , причём остальная конструкция выполнена главным образом из коррозионностойких алюминево-литиевых сплавов, чтобы уменьшить массу".
А сколько в этих сплавах лития и какая плотность сплава? ;)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Бродяга

ЦитироватьПрименение сплава Weldalite 2195 снизило массу ВТБ на 3,6 т. Примерно на столько же увеличилась масса ПГ (т.е, примерно, на 12,5% от номинальных 29т, а учитывая, что реальная масса ПГ Шаттла не превышала 20 т, то и на все 18%). При этом стоимость пуска увеличилась на 3,5 млн. долларов (стоимость ВТБ возрасла с 30 до 33,5 млн. долларов), т.е., примерно на 0,6% от номинальных 500 млн. долларов. Таким образом, "возиться с этим, прошу прощения, "алюмолитевым дерьмом"  для Шаттла имело полный смысл :D
Кое-кто в некой другой теме утверждал, что нет смысла возиться с третьей ступенью ради бОльшей прибавки массы ПН. ;)

 Какая реализация этих "3,6 тонн прибавки" для второй ступени с массой 800 тонн? Что дополнительно было выведено на орбиту? ;)

 Можно было просто увеличить бак и всё. :P
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Бродяга

Относительно прибавки массы ПН. :)

 Например, на керосиновых ракетах давно можно сделать композитные керосиновые баки, криогенность тут не мешает.
 Никто этого не делает, потому что возня эта даже за стотни килограммов ПН никому не нужна. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Дмитрий В.

Цитировать
Цитироватьhttp://www.airwar.ru/enc/fighter/yak141.html

"Конструкция планера самолёта на 26% (по массе) выполнена из КМ, включая углепластиковые поверхности хвостового оперения, закрылки, наплывы и носки крыла , причём остальная конструкция выполнена главным образом из коррозионностойких алюминево-литиевых сплавов, чтобы уменьшить массу".
А сколько в этих сплавах лития и какая плотность сплава? ;)

Для 01420 содержание лития 1,9-2,3% по массе. Плотность - примерно 2,4-2,5 г/см^3
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Бродяга

ЦитироватьДля 01420 содержание лития 1,9-2,3% по массе. Плотность - примерно 2,4-2,5 г/см^3
А, так речь идёт о "сплавах легированных литием". :D

 Это "две большие разницы". :D
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьПрименение сплава Weldalite 2195 снизило массу ВТБ на 3,6 т. Примерно на столько же увеличилась масса ПГ (т.е, примерно, на 12,5% от номинальных 29т, а учитывая, что реальная масса ПГ Шаттла не превышала 20 т, то и на все 18%). При этом стоимость пуска увеличилась на 3,5 млн. долларов (стоимость ВТБ возрасла с 30 до 33,5 млн. долларов), т.е., примерно на 0,6% от номинальных 500 млн. долларов. Таким образом, "возиться с этим, прошу прощения, "алюмолитевым дерьмом"  для Шаттла имело полный смысл :D
Кое-кто в некой другой теме утверждал, что нет смысла возиться с третьей ступенью ради бОльшей прибавки массы ПН. ;)

 Какая реализация этих "3,6 тонн прибавки" для второй ступени с массой 800 тонн? Что дополнительно было выведено на орбиту? ;)

 Можно было просто увеличить бак и всё. :P
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/phpBB2/viewtopic.php?t=3219&start=0
Позволю процитировать себя, любимого :
"...Сказанное выше не означает «запрета» на использование 3 ступеней вообще. Например, при модернизации существующих РН, когда другие способы исчерпаны или слишком дороги (требуется существенное увеличение емкости баков, переделка производственной оснастки или разработка совершенно нового ЖРД и т.п.), применение 3-х ступеней может быть и оправданным, при условии тщательного обоснования экономической целесообразности."
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Дмитрий В.

Цитировать
ЦитироватьДля 01420 содержание лития 1,9-2,3% по массе. Плотность - примерно 2,4-2,5 г/см^3
А, так речь идёт о "сплавах легированных литием". :D

 Это "две большие разницы". :D
А Вы как думали? :shock:  50 на 50? :D
Лития в Al-Li достаточно мало.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Бродяга

ЦитироватьА Вы как думали? :shock:  50 на 50? :D
Лития в Al-Li достаточно мало.
Ага, а Д16 это "сплав алюминия и меди". :D

 Мне попадался сплав со значительным содержанием лития, могу даже сказать, что из него делалось. Он использовался для изготовления ГЧ ракет.
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

Salo

Цитировать
Цитироватьhttp://www.airwar.ru/enc/fighter/yak141.html

"Конструкция планера самолёта на 26% (по массе) выполнена из КМ, включая углепластиковые поверхности хвостового оперения, закрылки, наплывы и носки крыла , причём остальная конструкция выполнена главным образом из коррозионностойких алюминево-литиевых сплавов, чтобы уменьшить массу".
А сколько в этих сплавах лития и какая плотность сплава? ;)
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Бродяга

Salo а нет таблицы где указаны марки сплавов? :)

 Я может вспомню, было это примерно в 1994—1996 году и эти усечённые конуса из алюмолитиевого сплава всем надоели, их всем предлагали и никто не брал.
 Только мне предлагали раза 3—4, если не больше. :)
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]

dan14444

ЦитироватьНу и как быстро, экологически чисто и компактно? Нарисуйте хоть на бумажке

Самое сложное - компактность. Можно, например, так: электрохимическое травление в картридже с пониженным давлением, ползающем по листу. С простенькой юбкой-уплотнителем - лишь бы электролит не растекался. Туда же добавить игры с поверхностным натяжением.
Для упругих листов - вообще тривиально, протяжкой с минимальным изгибом над ванной.
О скорости - анодное растворение медленным отродясь не было. Да и в обычной солянке Аl/Li расползётся с ограничением только по теплоотводу :).
Экология - вариантов куча. Если делать в воде - то связывая алюминий в фосфат а литий - в регенерируемый ионообменник. Но это дорого - металл теряется. Много лучше в неводной среде с немедленным переосаждением на катод.
Мониторинг толщины - ультразвуком или, как паллиатив - оптикой. В идеале - добавить локализованную кавитацию и прочее поверхностное упрочнение (азот?) в тот же картридж.
Кстати, с кавитацией этот сплав просто в воде травить можно, если не слишком спешить...

Бродяга

Прошу прощения, меня подвела память.  :oops:

 Те усечённые конуса были сплавом магния с литием, а не алюминия.  :oops:

 Но это не меняет дело, возня с материалом, который даёт 10% прибавки ПН это тупиковая затея.
[color=#000000:7a9ea26d56]"В тот день, когда задрожат стерегущие дом, и согнутся мужи силы; и перестанут молоть мелющие, потому что их немного осталось; и помрачатся смотрящие в окно;"[/color]