Блог Уэйна Хейла

Автор DAP, 12.09.2008 10:50:07

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Dude

Спасибо, DAP. Тогда давайте следующий про "радиационный контроль". :) Там тоже очень интересный взгляд внутрь шаттловской кухни.

Petrovich

Здорово ( и текст, и перевод)  :D !
Хорошо бы суммировать и выложить, чтоб на ветке не
затерялся :wink: . Я Хлынину ссылочку уже скинул :wink: ,
думаю никто не против ?
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

hlynin

Я с самого начала читаю и был бы рад иметь у себя перевод.

mescalito

Очень интересно!!
Но особую гордость вызывает тот факт что наш Буран сел в автоматическом режиме да и еще при неблагоприятных условиях.
Информация должна быть доступна!

А.Коваленко

Цитировать
ЦитироватьЮрий уловил самую суть того, на что мне потребовалось 12 страниц текста через один интервал, и изложил это на карточке 7.5 на 12.5 см.

Ну кто скажет, что мне не преподали урок в тот день?


 :lol:   спасибо, давно так не смеялся
Юрий Б. - мастер на преподнесение уроков :-) У него много чему можно научиться.

DAP

Блог за 24 сентября совсем неинтересный (на примере урагана и кучи умных изречений подчеркивается важность позитивного мышления в любой трудной ситуации).

Вот за 26 сентября. Тоже не особо интересно, но явно подкидывает дров в топку сторонников пилотируемой космонавтики...

ЦитироватьFriday Flight Director Story Posted on Sep 26, 2008 04:18:59 PM | Wayne Hale

Пятничная история Руководителя полетами. 26 сентября 2008 года.

STS-37 везла одну из «Великих обсерваторий» НАСА. Если вы забыли, то космический телескоп «Хаббл» там наверху не одинок. Пока Хаббл разглядывает пространство в видимом диапазоне, огромный объем информации может быть собран обсерваториями, работающими в невидимой для человеческого глаза  части электромагнитного спектра. Рентгеновский телескоп «Чандра» работает, как нетрудно догадаться, в рентгеновском диапазоне. Инфракрасный телескоп «Спитцер» получает температурные снимки вселенной, а телескоп Комптон работает с гамма-излучением для получения снимков высокой энергии. К сожалению, Комптон единственный из великих обсерваторий, который сейчас не с нами (еще один повод для истории как-нибудь в другой раз), но сын Комптона обсерватория GLAST Ферми продолжает наблюдения в этой странной части спектра.

Комптон был прорывным и очень большим научным прибором. Но как и для любой другой полезной нагрузки,  масса это главное, когда ты пытаешься вырваться из лап земного тяготения. В попытке предоставить максимум возможной массы для научных инструментов, масса самой платформы была уменьшена до предела. В частности, солнечные батареи, критически важные для обеспечения обсерватории энергией, были какими-то хлипкими, особенно механизм их раскрытия.

Ведущий руководитель полетов (Lead Flight Director) Чак Шоу довольно рано почувствовал потенциальную проблему и поручил своей команде разработать набор процедур и инструментов для работы в открытом космосе, позволяющих обеспечить ручное раскрытие батарей в случае неисправности базового механизма. Долгие часы в бассейне были посвящены отработке этих действий. Ну и вдогонку, команда также изучила другие части Комптона, которые могут потребовать небольшой человеческой помощи, разработала процедуры и провела обучение экипажа для того, чтобы при случае можно было с ними справиться.

Как руководитель подъема/спуска (Ascent/Entry Flight Director) во время миссии STS-37 я сидел рядом с Чаком во время работ по извлечению спутника (deploy operations). Руководителю подъема/спуска всегда интересно знать, главный помощник менеджера по балансировке веса (ака, основная полезная нагрузка) действительно вышел из грузового отсека, или нет.

Операции по извлечению полезной нагрузки всегда очень напряженные, тут нет никаких исключений. У Комптона были очень ограниченные возможности солнечных батарей, которые позволяли обеспечить работоспособность аппарата после отключения питания шаттла до момента, когда он будет поднят на руке манипулятора и сможет раскрыть свои солнечные батареи, дающие возможность автономного питания. Специалисты по внекорабельной деятельности Джерри Росс и Джей Апт находились в своих костюмах в шлюзовом отсеке с закрытым люком и ждали команды на выход для ручного раскрытия батарей или на отмену выхода и снятие скафандров.

Мы затаили дыхание, когда центр управления полезной нагрузкой Годдарда дал команду на раскрытие первой панели. Со скоростью света эта команда прошла путь по наземному сегменту Т1 от Мэриленда в Хьюстон, где превратилась в пакет электронных и голосовых сигналов командного пакета, по другому сегменту Т1 ушла на антенны станции в Вайт Сэндс (Нью Мексико), которые переслали ее на спутники TDRS, болтающиеся на геостационарной орбите над экватором, которые уже передали ее на околоземную орбиту на шаттл, которые послал ее на сам спутник, на котором маленькие замки и моторчики были в полной готовности к работе. Все этом в долю секунды, а мы замерли в ожидании раскрытия батареи. Не дыша.

Удача! Первая батарея, а затем и вторая раскрылись и закрепились в полетной конфигурации, энергия стала поступать на спутник. Мы снова смогли дышать. Экипаж, готовящийся к выходу в открытый космос, уже начал ощущать разочарование, так как на сегодня выход, похоже, отменялся. Но не совсем. Пришло время для раскрытия высокоэнергетической антенны (high gain antenna), которая должна была передавать научную информацию с Комптона на землю. Это был надежный механизм, и мы не особо волновались, когда центр управления полезной нагрузкой Годдарда подал команду на раскрытие этой антенны.

И ничего. Упссс. Проверка предохранителей, проверка правильности формата команды, проверка состояния всех сегментов системы связи, повторная команда. Ничего.

Эй, ребята, похоже вам сегодня все-таки предстоит выход. Чарующие звуки для ушей астронавтов. Джерри и Джей выходят из люка и в течение нескольких минут раскрывают антенну. Жизнь прекрасна.

Как я уже говорил, меня, прежде всего, интересовало, удастся им убрать эту здоровую бандуру из моего отсека полезной нагрузки, или нет. Но не только. Нам удалось ужасно многому научиться на примере Комптона. И эту обсерваторию-робота, и шаттл во время STS-37 ждало еще много приключений, о них в другой раз.

Чему же мы научились (ну, эти истории всегда должны заканчиваться моралью).

1. Хорошо быть подготовленным. Инструменты были готовы, экипаж бы обучен, процедуры были тщательно проанализированы, все прошло гладко. Я не раз был в ситуациях, когда все разваливалось на части (there was a lot of "broken field running"), и это малоприятно.

2. Когда твоя сложная железяка (complex gizmo) ломается, полезно иметь рядом крепкого рукастого парня (fixit man handy). Я не помню, сколько стоил Комптон, все затраты на него с лихвой окупились за счет полученных научных результатов и лучшего понимания устройства Вселенной. Мы много узнали о источниках гамма-излучения (Gamma Ray bursters) и местах их расположения (а также о местах, где их нет). Но все усилия пошли бы прахом, если бы эта антенна не раскрылась. И в этом весь смысл космических полетов. Все, или ничего, крайне редко что-либо лежит посередине.
 


Petrovich

Очень даже хорошо для плюсов ,,человеческого фактора,, , но правда
есть еще и минусы оного :) .
Ждем продолжения :wink:
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

Liss

Весьма интересные воспоминания об STS-53, о несостоявшемся испытании системы автоматической посадки и о том, как Уэйн Хейл и Дэвид Уолкер почти угробили "Дискавери" при приземлении в Калифорнии:

http://waynehale.wordpress.com/2011/03/11/breaking-through/

Совершенно случайно опубликованные в день запуска NRO L-27 :-)
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации