Чёртов 40-тонник, окончательная версия

Автор Зомби. Просто Зомби, 05.10.2009 23:22:18

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

pkl

Давно собирался поднять тему, но вчера как раз повод хороший появился. Короче, я думаю, самое время нам начать думать о новой тяжёлой ракете. 
И я предлагаю ещё раз обсудить вариант, с которым ношусь здесь много лет: моноблочная ракета с диаметром баков 5,5 - 6,5 м с двигателями РД-193 на обеих ступенях и с возможностью запуска со стартового комплекса Ангары. Вообще, диаметр баков должен быть максимально возможным для ПУ Ангары. Тяжёлый вариант ракеты - с удлинёнными баками и навесными жидкостными ускорителями на РД-171МВ. Какие будут возражения?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Кот Бегемот

#361
Цитата: pkl от 12.04.2024 23:48:57Какие будут возражения?
проще сделать водородную ступень для ангары, чем городить новую ракету. ::)
К тому же Водродный движок и КВТК так же лишними не будут в отличии от... их можно применять в качестве верхних ступеней в особых случаях (для супертяжа например)
Ваша ракета это "бег на месте общеукрепляющий" все то же семейство рд 170 от которого нужно уходить в сторону метановх двигателей.Правильный вариант это что-то типа дейтрон-м.А вообще нужно не перекраивать ракеты, а заниматся производством ПН.Пусть хоть на союзе хоть на протоне - лишь бы запускали побольше нужных спутников и АМС.В общем как-то так.

Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не бывать

Demir_Binici

Да, фантазировать про новые ракеты уместнее здесь, чем в теме Башня обслуживания Ангары. Я там потёр большую часть своих постов. Думаю, что и остальным участникам стоит последовать моему примеру и писать здесь.

Трилобит

Цитата: Кот Бегемот от 13.04.2024 04:05:35от которого нужно уходить в сторону метановх двигателей.
А почему не посмотреть в сторону смеси пропан-пропилен 50/50?
https://patentimages.storage.googleapis.com/b6/1b/07/95fd1356bc6205/US20170137338A1.pdf
По Isp чуть хуже метана, по плотности лучше керосина, по температурам совместим с кислородом.

pkl

Цитата: Кот Бегемот от 13.04.2024 04:05:35
Цитата: pkl от 12.04.2024 23:48:57Какие будут возражения?
проще сделать водородную ступень для ангары, чем городить новую ракету. ::)

Проще? Надо будет оснащать стартовый комплекс водородной инфраструктурой, переделывать башню обслуживания. И ради чего? Чтобы по-прежнему иметь ракету, которая может летать от силы два раза в год?

При этом стартовый комплекс Ангары позволяет, в теории, запускать оттуда ракеты до 8 м диаметром:
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl


Цитата: Трилобит от 13.04.2024 12:33:18А почему не посмотреть в сторону смеси пропан-пропилен 50/50?
https://patentimages.storage.googleapis.com/b6/1b/07/95fd1356bc6205/US20170137338A1.pdf
По Isp чуть хуже метана, по плотности лучше керосина, по температурам совместим с кислородом.
Для такого горючего придётся делать новые двигатели.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

sychbird

Цитата: pkl от 16.04.2024 20:51:14
Цитировать
ЦитироватьКакие будут возражения?
проще сделать водородную ступень для ангары, чем городить новую ракету. ::)

Проще? Надо будет оснащать стартовый комплекс водородной инфраструктурой, переделывать башню обслуживания. И ради чего? Чтобы по-прежнему иметь ракету, которая может летать от силы два раза в год?И
Из чего следует ограничение на два полета в год? 
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

pkl


Цитата: sychbird от 16.04.2024 21:45:24Из чего следует ограничение на два полета в год?
Из сложности ракеты и реальных сроков её подготовки к полёту.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

sychbird

Цитата: pkl от 17.04.2024 02:09:26
Цитата: sychbird от 16.04.2024 21:45:24Из чего следует ограничение на два полета в год?
Из сложности ракеты и реальных сроков её подготовки к полёту.
При обученном персонале и отлаженных процессах подготовки полтора месяца достаточно для подготовки к старту ракеты любой сложности.

Сроки подготовки в чужом МИКе для старта с абсолютно новой ПУ к делу отношения не имеют.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

pkl


Цитата: sychbird от 17.04.2024 10:57:04
Цитата: pkl от 17.04.2024 02:09:26
Цитата: sychbird от 16.04.2024 21:45:24Из чего следует ограничение на два полета в год?
Из сложности ракеты и реальных сроков её подготовки к полёту.
При обученном персонале и отлаженных процессах подготовки полтора месяца достаточно для подготовки к старту ракеты любой сложности.
Это всё равно слишком много, если пускать надо каждый месяц или каждую неделю.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Трилобит

Цитата: pkl от 16.04.2024 20:53:04
Цитата: Трилобит от 13.04.2024 12:33:18А почему не посмотреть в сторону смеси пропан-пропилен 50/50?
https://patentimages.storage.googleapis.com/b6/1b/07/95fd1356bc6205/US20170137338A1.pdf
По Isp чуть хуже метана, по плотности лучше керосина, по температурам совместим с кислородом.
Для такого горючего придётся делать новые двигатели.

Ну да, но новые двигатели в любом случае нужно делать, хоть для метана, хоть для водорода, да и для керосина тоже неплохо бы. Тем более что это все еще обычные ракетные двигатели, это же не Алькубьерре-драйв и даже не NTP.

Видел я какие-то упоминания что у пропана проблема с коксованием и полимеризацией, но я не думаю что там что-то принципиально неразрешимое.

Вообще на мой взгляд не обязательно именно пропан\пропилен, это просто пример уже известной смеси, но мне кажется можно найти что-то лучше метана, проще водорода и без компромиссов относительно керосина, если хорошо поискать.

sychbird

Цитата: pkl от 17.04.2024 15:45:01
Цитата: sychbird от 17.04.2024 10:57:04
Цитата: pkl от 17.04.2024 02:09:26
Цитата: sychbird от 16.04.2024 21:45:24Из чего следует ограничение на два полета в год?
Из сложности ракеты и реальных сроков её подготовки к полёту.
При обученном персонале и отлаженных процессах подготовки полтора месяца достаточно для подготовки к старту ракеты любой сложности.
Это всё равно слишком много, если пускать надо каждый месяц или каждую неделю.

Пускать каждую неделю тяжелый носитель с ПН в 27 тонн - это нонсенс. Нет, и в ближайшей перспективе не будет таких потребностей .

Для частых пусков будет Ангара 1.2. Возможно, в варианте Байкала. Для нашей географии он подходит.

Но пока Роскосмос не избавиться от долгов, никаких инновационных проектов не будет. Из тришкина кафтана ничего путного не сошьешь.

Долги Роскосмоса имеют источник в грубых прогнозных ошибках на уровне кабмина во времена Медведева. 
И, по моему мнению, на уровне кабмина и должны решаться. 
Это имеет отношение к устойчивости банковской системы - так просто такие объемы не списываются.

Но проблему придется решать, если нет желания отстать в космической отрасли навсегда!  

Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

pkl


Цитата: Трилобит от 18.04.2024 08:38:50
Цитата: pkl от 16.04.2024 20:53:04
Цитата: Трилобит от 13.04.2024 12:33:18А почему не посмотреть в сторону смеси пропан-пропилен 50/50?
https://patentimages.storage.googleapis.com/b6/1b/07/95fd1356bc6205/US20170137338A1.pdf
По Isp чуть хуже метана, по плотности лучше керосина, по температурам совместим с кислородом.
Для такого горючего придётся делать новые двигатели.

Ну да, но новые двигатели в любом случае нужно делать, хоть для метана, хоть для водорода, да и для керосина тоже неплохо бы. Тем более что это все еще обычные ракетные двигатели, это же не Алькубьерре-драйв и даже не NTP.

Нужно, но... Это долго. Надо ещё выбрать топливную пару и я не знаю, какая из них будет оптимальным решением. А двигатели семейства РД-170 уже есть. А обсуждаемая здесь ракета нужна была ещё вчера. Что будет дальше, вообще непонятно. Может, одни только переделанные МБР, может, действительно ЯРД.
ЦитироватьВидел я какие-то упоминания что у пропана проблема с коксованием и полимеризацией, но я не думаю что там что-то принципиально неразрешимое.

Вообще на мой взгляд не обязательно именно пропан\пропилен, это просто пример уже известной смеси, но мне кажется можно найти что-то лучше метана, проще водорода и без компромиссов относительно керосина, если хорошо поискать.

Главная проблема пропана - для него нет двигателей. И я не уверен, что пропану подходит кислород как оптимальный окислитель. Вот тут обсуждались более интересные варианты:
https://forum.novosti-kosmonavtiki.ru/index.php?topic=22519.msg2554603#msg2554603
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl


Цитата: sychbird от 18.04.2024 10:30:42Пускать каждую неделю тяжелый носитель с ПН в 27 тонн - это нонсенс. Нет, и в ближайшей перспективе не будет таких потребностей .

Для частых пусков будет Ангара 1.2. Возможно, в варианте Байкала. Для нашей географии он подходит.

Мы пока не знаем, как и в какую сторону будет развиваться космонавтика в этом веке как таковая. Если у И. Маска выгорит его дело, можно будет, то можно ожидать расширения космической деятельности. Тогда и нам придётся делать многоразовый супертяж. Впрочем, не исключено и такое, что Ангара в варианте Байкала будет избыточной и для всего хватит модифицированных Ярсов и Сарматов. К чему это я? Из предложенной мною ракеты можно вырастить и супертяж, и многоразовый носитель.
ЦитироватьНо пока Роскосмос не избавиться от долгов, никаких инновационных проектов не будет. Из тришкина кафтана ничего путного не сошьешь.

Долги Роскосмоса имеют источник в грубых прогнозных ошибках на уровне кабмина во времена Медведева.
И, по моему мнению, на уровне кабмина и должны решаться.
Это имеет отношение к устойчивости банковской системы - так просто такие объемы не списываются.

Но проблему придется решать, если нет желания отстать в космической отрасли навсегда! 

Никаких инновационных проектов не будет, пока будет существовать Роскосмос в его нынешнем виде - как госкорпорация, что есть ни что иное, как попытка привить южнокорейские чеболи /от которых сами корейцы отказались/ на русскую почву. Короче, нужно нормальное аэрокосмическое агентство и конкурентная среда.

Но какое отношение это всё имеет к обсуждаемой здесь ракете?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

simple

Цитата: pkl от 20.04.2024 00:36:01Никаких инновационных проектов не будет, пока будет существовать Роскосмос в его нынешнем виде - как госкорпорация
а в чем проблема?
Цитата: pkl от 20.04.2024 00:36:01чеболи
этож финансово-промышленная группа

Трилобит

Цитата: pkl от 20.04.2024 00:27:02А двигатели семейства РД-170 уже есть. А обсуждаемая здесь ракета нужна была ещё вчера.
И хорошая рабочая ракета с двигателями этого семейства уже есть - Ангара, с двумя стартовыми площадками и известными вариантами достижения на ее основе ~40т - либо водород, либо А7. А вот чего "еще вчера" не было, так это ПН под такую ракету. Тут остаток Протонов то не знают с чем запустить и А5 летает с макетами.

Так что вместо ракет "еще вчера" нужно было думать либо над независимым производством современных станков, материалов и микроэлектроники, либо над внешней политикой не компрометирующей доступ к ним в рамках глобализации. Для современной России в обозримом будущем Союз-2 и Ангара обеспечивают независимый доступ в космос со скромными объемами и возможностями ПН, а большее это уже мечтания несовместимые с реальностью.

Но сейчас вместо очередного "все побежали и я побежал" с метаном, которое может закончиться очередным Бураном, можно потихоньку искать новое топливо на будущее, которое даст реально ощутимый скачок относительно керосина, когда его перестанет хватать. 
Метан такого скачка на мой взгляд не обеспечивает - без прохладных былин о ISRU на Марсе единственное реальное преимущество метана это наименьший объем нагара из всех углеводородов, что полезно в контексте "rapid reuse", но как показывает Falcon 9 и реальные примеры авиации и даже автотранспорта - ротация большого парка гораздо проще и надежней чем пытаться устраивать формульный пит-стоп между запусками. 
Прирост Isp с учетом прироста массы баков из-за меньшей плотности метана не дает значительного прироста характеристик. Опять таки в контексте России насколько я понимаю планируют не метан высокой степени очистки, а СПГ, в котором присутствуют примеси, что характеристики незначительно, но снижает.
Цитата: pkl от 20.04.2024 00:27:02Главная проблема пропана - для него нет двигателей. И я не уверен, что пропану подходит кислород как оптимальный окислитель. Вот тут обсуждались более интересные варианты:
На метане тоже пока нет двигателей (в России).
По окислителю и для чистого пропана, и для смеси пропан-пропилен одним из преимуществ является температурная совместимость с жидким кислородом (у чистого пропана в отличии от метана тоже точка замерзания ниже точки кипения кислорода, но смесь 50 на 50 с пропиленом снижает точку замерзания еще на несколько градусов). С катализатором можно использовать с N2O, но это уже для маневровых двигателей вариант.
Лучше кислорода пока ничего нет и не предвидится, и у перекиси, и у соединений азота куча недостатков, про наркоманию со фтором и говорить не стоит.
Ну и тема по ссылке все-таки немного с другим контекстом, долгохранимое топливо это совсем другой разговор, более уместный в контексте КА и особенно АМС, а не ракет. Я бы туда добавил перспективные смеси твердого топлива с электрическим зажиганием вроде HIPEP.

pkl


Цитата: simple от 20.04.2024 00:47:29
Цитата: pkl от 20.04.2024 00:36:01Никаких инновационных проектов не будет, пока будет существовать Роскосмос в его нынешнем виде - как госкорпорация
а в чем проблема?
Если вкратце, то в монополизме. А вообще, проблема там явно не одна.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

sychbird

Цитата: pkl от 21.04.2024 15:45:07
Цитата: simple от 20.04.2024 00:47:29
Цитата: pkl от 20.04.2024 00:36:01Никаких инновационных проектов не будет, пока будет существовать Роскосмос в его нынешнем виде - как госкорпорация
а в чем проблема?
Если вкратце, то в монополизме. А вообще, проблема там явно не одна.
Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)

pkl

Цитата: Трилобит от 20.04.2024 07:50:51
Цитата: pkl от 20.04.2024 00:27:02А двигатели семейства РД-170 уже есть. А обсуждаемая здесь ракета нужна была ещё вчера.
И хорошая рабочая ракета с двигателями этого семейства уже есть - Ангара,

Это нехорошая ракета. На тех же двигателях можно сделать лучше. Как - я предложил своё видение.
ЦитироватьНа метане тоже пока нет двигателей (в России).
По окислителю и для чистого пропана, и для смеси пропан-пропилен одним из преимуществ является температурная совместимость с жидким кислородом (у чистого пропана в отличии от метана тоже точка замерзания ниже точки кипения кислорода, но смесь 50 на 50 с пропиленом снижает точку замерзания еще на несколько градусов). С катализатором можно использовать с N2O, но это уже для маневровых двигателей вариант.
Лучше кислорода пока ничего нет и не предвидится, и у перекиси, и у соединений азота куча недостатков, про наркоманию со фтором и говорить не стоит.
Для кислорода лучше другое горуючее, или метан, или водород - они тоже совместимы. А для пропана гораздо интереснее совместимый по температуре окислитель подобрать.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

sychbird

Монопольный Росатом прекрасно себе существует. Монопольная ОСК развивает новые проекты один за другим. Монопольная двигателестроительная корпорация двигает с относительным успехом ПД-8 и ПД-35.

У Росатома есть несколько видов экспортной продукции. ОСК строить суда для различных коммерческих сфер. Двигатели производимые ОДК, имеют спрос и внутри страны и в экспорте.

Проблема Роскосмоса в том, что у него нет коммерческой продукции и висит груз долгов, практически искусственно повешенных на него на правительственном уровне.

Монополизм не имеет к этому никакого отношения. За этим ярлыком в случае Роскосмоса никакого содержания нет. Проблема в отсутствии весомых источников коммерческих доходов.

Ответил со свойственной ему свирепостью (хотя и не преступая ни на дюйм границ учтивости). (C)  :)