Популяризаторы космонавтики - прогрессоры человечества

Автор АниКей, 20.06.2018 12:09:18

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Разъём

Простых слов нет только матерные. Откуда эти "прогрессоры" берутся. Хотя бы литературу почитали прежде чем что-то писать. А Телеграм Роскосмоса уважительно это перепечатывает!!!!

ЦитироватьНа наших прямых эфирах часто можно услышать некоторые команды, которые отдают сотрудники космодрома перед и во время пуска. Сегодня разберёмся что они означают.
За 30, 15, 10 и 5 минут до старта диктор произносит «готовность к пуску 30 минут» и в другие временные промежутки соответственно. Затем «минутная готовность» — минута до команды «ключ на старт», где подготовка переводится в автоматический режим.
«Дренаж» — закрываются дренажные клапаны в кислородных баках. После — «наддув», при котором увеличивается давление в камере сгорания. При команде «земля-борт» от ракеты отходит заправочная кабель-мачта. И наконец, звучит долгожданный «пуск» — в ракету поступают компоненты топлива. В «зажигании» они воспламеняются в камерах сгорания. «Предварительная, промежуточная, главная, подъем» — этапы набора тяги двигателей. Следом срабатывает датчик, фиксирующий начало движения и формируется сигнал «контакт подъема» — с этого момента  начинается отсчет времени полета. 
О других командах расскажем в следующем посте. Следите за каналом!
Вы не можете просматривать это вложение.

Это называется ДЕГРАДАЦИЯ

АниКей

#981
Цитироватьolejka.livejournal.com

Ключ на занудство. Пуск!

Сижу, пересматриваю британский сериал "Битва за космос". Сериал добротный, хотя и не без клюквы. Но чтобы клюкву найти, необходимо занудство и интерес. Поскольку мне выпала честь работать с бывшими сотрудниками "Энергии", тему космоса, любимую с детства, теперь воспринимаю куда более осязаемо. А тут как раз надысь Вован рассказывал о типичном "киношном" восприятии старта, так что воспоминания еще были свежи. Плюс, удалось его привлечь к написанию этого текста, так что жжом!
Так вот, последовательность команд при запуске ракет в сериале выглядит вполне ожидаемо: "ключ на старт", "протяжка-2" и "пуск".
Проблема же в главном киношном мифе, насчет "протяжки" (хотя он, кажется, тянется еще с "Укрощения огня", когда многие вещи специально запутывали для соблюдения режима секретности). Многие ошибочно считают это некоей протяжкой двигателя (от слова "тяга"), что подкрепляется красочными струями огня под двигателями на киноэкране. На же самом деле пламя появляется лишь после команды "зажигание", которая отдается после "пуска". Двигатели "продувают", а не "протягивают", причем как раз во избежание пламени. Кроме того, есть еще "наддувка", но ни в коем случае не двигателей, а топливных баки. А пресловутая "протяжка" же имеет банальное компьютерное происхождение.
Дело все заключалось в необходимости вести детальную посекундную запись параметров ракеты и двигателей. При этом моментом "ноль", точкой отсчета запуска, является команда "пуск", после которой вся техника обязана вести себя согласно расчетному графику.
Соответственно, по такой временной шкале параметры записывались относительно запуска по математическим правилам - до запуска со знаком "минус" (как года до нашей эры), а после - со знаком "плюс". Однако такая система появилась не сразу, и все первые запуски (включая Р7 с "Востоком") контролировались по абсолютной временной шкале, т.е. записывалось точное текущее время.
Так или иначе, но данные нужно было и записывать и выдавать сразу на контроль. А самым простым и естественным способом такой регистрации является телетайпная печать на бумаге. Но поскольку данные выдаются в техническом формате (требующем последующей расшифровки) для наглядности разделения фаз на бумаге ввели команду "протяжка" - обычное протягивание бумажной ленты вперед, своего рода "новый абзац". Допускается он два раза - после поворота каждого из двух ключей, которые в те времена действительно были механическими поворотными ключами для избежания случайного срабатывания. Позже их заменили на так любимые киношниками кнопки с колпачками над ними.
Многие команды циклограммы пуска потеряли свое изначальное значение, но по-прежнему используются для обозначения фаз процесса. А реальная циклограмма пуска первых запусков, записаная Я. Головановым "со слов знающего специалиста", с комментариями Вована в качестве специалиста, выглядит так:
  • "Внимание" - внимание "стреляющему на пуск" (был один "стреляюший" и один руководитель пуска, при первых пусках Руководителем почти всегда был С.П. Королев, а "стреляюшим" офицер из космодромного расчета).
  • "Минутная готовность" - 1 минута до команды "Ключ на старт", но никак не до запуска ракеты
  • "Сброс ШО" - Отключается "Штепсель Отрывной", который связывает космический корабль и ракету с землей. Это — необратимая операция, подсоединить его обратно снова уже нельзя.
  • "Ключ на старт" - поворот первого ключа, перевод системы в автоматический режим, прервать который можно только в аварийном режиме
  • "Протяжка-1" - бумажная лента самописца протягивается вперед и начинается запись параметров бортовых систем.
  • "Продувка" - продувка элементов двигатели азотом для освобождения их от паров окислителя в целях противопожарной безопасности. Ни о каком пламени здесь и речи не может идти.
    Цитата: "Немаловажную роль при запуске двигателей имела защитная продувка полостей горючего от кислорода. Окончательно выбранная продувка стала состоять из двух этапов: "вялая", с начала заправки кислородом, и кратковременная интенсивная, непосредственно перед запуском. В штатной системе запуска ракеты были предусмотрены и средства контроля нормального протекания продувок."
  • "Ключ на дренаж" - второй механический ключ закрывает дренажные клапаны, через которые шёл отвод испаряющегося жидкого кислорода в атмосферу.
    Комментарий Вована: Только не от ракеты, а из баков окислителя, коих было 6 штук. Все время от начала заправки окислителя до закрытия дренажных клапанов перед стартом шла непрерывная подпитка баков жидким кислородом для компенсации его испарения. Газообразную фазу надо сбрасывать в атмосферу для поддержания расчетного внутрибакового давления..
    Визуально это проявлялось в белых облачках окутывающих ракету (это при открытых клапанах, а при закрытых клапанах парение прекращается), но опять же никакого пламени. Дренаж шёл одновременно с возмещением испарившегося кислорода в баках с окислителем, которое по этой команде также прекращается.
  • "Протяжка-2" - бумажная лента протягивается дальше, начинается запись информации о самом стартовом комплексе. Включаются автоматические кинокамеры, снимающие старт.
  • "Наддув" - включается наддув баков ракеты. Комментарий Вована: "Тут имеется ввиду принудительный наддув азотом для поддержания расчетного давления в процессы выработки компонентов топлива". Цитата: "В связи с отсутствием в те годы достаточно надежных агрегатов и систем наддува с использованием основных компонентов топлива было принято совместное решение наддувать все баки газообразным азотом. При этом для уменьшения массы было предложено разработать систему, состоящую из бака с жидким азотом, азотного насоса и испарителя азота с обеспечением на его выходе требуемых параметров по расходу, давлению и температуре.. "
    Согласно Голованову, "избыточное давление должно вытеснять из них компоненты топлива". Комментарий Вована: "Ни в коем случае! На Р-7 использовалась не вытеснительная, а более совершенная турбонасосная схема подачи компонентов топлива. Наддув нужен, что бы при выработке топлива и падении внутреннего давления баки не схлопнились под действием веса конструкции и внешних нагрузок."
  • "Земля — борт" - отходит кабель-мачта с многоканальным штекером. Прекращается соединение 3-й ступени с землёй, ракета начинает работать автономно от бортовых источников питания. Это еще одна необратимая операция, поскольку снова вставить штекер, не выходя из командного бункера, нельзя. На оценку ситуации «стреляющему» даётся 13 секунд, это считается кульминацей старта.
  • "Предварительная" - сложная команда, которая поступает от стартового временного механизма. Именно в этот момент начинается так любимый киношниками обратный отсчет, от 10 до 0. За это время механизм дает команду на пирозажигательные устройства, которые вставлены в сопла ракетных двигателей. В зале зажигается транспарант: "Предварительная!", а "стреляющий" должен убедиться, что "поджог" произошёл во всех 32 камерах сгорания. При запуске двигателей на основной резким, во избежание "заваливания" ракеты на старте или для исключения нежелательных возмущений на ракету, сначала запускаются только боковые блоки, и то только на первую промежуточную ступень тяги, с тем чтобы суммарная тяга всех этих блоков оставалась меньше массы ракеты; двигатель центрального блока пока остается на предварительной ступени. Затем, после подтверждения выхода всех боковых блоков на заданную тягу, подается команда на вывод центрального блока на главную ступень. Одновременно подается команда на перевод боковых блоков на вторую промежуточную ступень тяги. Эта ступень, по величине средняя между первой и главной, вводилась для того, чтобы, в случае возможной разновременности перехода двигателей боковых блоков со ступени на ступень, не могли появиться опрокидывающие моменты, способные опасно покачнуть ракету. Последний переход тяги боковых блоков со второй ступени на главную был задуман по времени после получения подтверждения о выходе центрального блока на основной режим.
    Иногда эта команда также называется "Зажигание".
    Во время "ноль" ракета должна зависнуть над столом, а двигатели перейти в рабочий режим.
  • "Промежуточная" - ракета начинает очень медленно подниматься. Поднявшись на 30 см, она отрывается от опор. "Сброс схемы" допустим до того момента, когда поднимающаяся ракета вырвет находящийся внизу "Штепсель Разрывной" (ШР), т.е. произойдет "отрыв".
  • "Подъём" (иногда "Отрыв") - неофициальная фаза. Это просто эмоциональный возглас, основанный, скорее, на визуальном контроле.
Заключительный комментарий Вована:
"В дальнейшем, когда при запусках различных космических кораблей и объектов потребовалось обеспечивать старт ракет с точностью до долей секунды, стало возможно разработать жестко привязанную ко времени шкалу подачи команд: они стали подаваться несразу же после суммы сигналов о нормальном прохождении предыдущей операции, а в строго зафиксированные в циклограмме подачи пусковых команд моменты времени, но с сохранением требования получения разрешающего сигнала к этому моменту. Разумеется, при этом несколько увеличился промежуток времени от команды на зажигание ПЗУ до отрыва ракеты от стартового сооружения (до двух секунд)."
А вот и регистрационная карточка пуска корабля "Восток":
ЦитироватьВот что пишет В. А. Кудряшов в книге "Измерительному комплексу космодрома Байконур - 50 лет": "...После первого запуска межконтинентальной баллистической ракеты (МБР) Р-7 8К71 (15 мая 1957 г. ) в работу полигонного измерительного комплекса (ПИК) было внедрено нововведение - стали передаваться и выполняться команды "Протяжка один" и "Протяжка два". Это было вызвано тем, что МБР 8К71 запускалась из сложного стартового сооружения, фермы которого расходились под действием стартующей ракеты. Для контроля работы стартового сооружения использовался проводной телеметрический многоканальный наземный регистратор (МНР-1), в котором информация регистрировалась на кинопленку. Стартовое сооружение начинало работать еще до отрыва ракеты, поэтому лентопротяжные механизмы фотоблоков только системы МНР-1 включались за несколько минут до старта ракеты по команде "Протяжка один". Для экономии кинопленки только за минуту до старта ракеты передавалась команды "Протяжка два", по которой включались лентопротяжные механизмы регистраторов на всех траекторных и телеметрических станциях ПИК. Инициатором введения этих команд был В. Б. Краскин. Его инициатива была поддержана представителями МЭИ и ОКБ-1. С тех пор команды "Протяжка один" и "Протяжка два" вошли в графики подготовки ракет к пуску... "
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Разъём

@АниКей. Если вы разбираетесь немного в технике, сопровождайте пожалуйста ваше копирование от «Я сказал «Поехали»!» комментариями что они дилетантские и не соответствуют действительности. Уровень этой информации не соответствует этому форуму. Чтобы молодые читатели не подумали, что это правда.

Iv-v

Цитата: Разъём от 28.07.2023 12:10:58Если вы разбираетесь немного в технике, сопровождайте пожалуйста ваше копирование от «Я сказал «Поехали»!» комментариями что они дилетантские и не соответствуют действительности.
Отличная идея! Я бы тогда еще и вас с вашими дружками призвал сопровождать свои посты примечанием, что эти посты политически предвзяты и пропитаны злобой и ненавистью к России.
73!

Veganin

Цитата: Iv-v от 28.07.2023 12:19:21Отличная идея! Я бы тогда еще и вас с вашими дружками призвал сопровождать свои посты примечанием, что эти посты политически предвзяты и пропитаны злобой и ненавистью к России. .

Вы же на техническом форуме, поэтому должны были попросить Разъема аргументировать свое высказывание. 

Выход двигателя на главную ступень тяги всегда ли означает его работу на номинальной мощности? Может, он работает в первые секунды на 105-108% номинала?
"Мы не осмеливаемся на многие вещи, потому что они тяжелые, но тяжелые, потому что мы не осмеливаемся сделать их." Сенека
"У нас как-то с грузовиками не очень хорошо, а космонавты кушать хотят", - подчеркнул Соловьев.

Разъём

#986
Я уже аргументировал своё высказывание и привёл все правильные циклограммы касающиеся пуска РН Союз в теме «Семерка». Надо ли мне аргументировать такие фразы как ««наддув», при котором увеличивается давление в камере сгорания», «При команде «земля-борт» от ракеты отходит заправочная кабель-мачта», «в ракету поступают компоненты топлива», «В «зажигании» они воспламеняются в камерах сгорания», «...подъем» — этапы набора тяги двигателей», «на 120-й секунде отходит первая ступень», «По тем же командам отделяется вторая и третья ступени», «ракета движется по необходимым осям», и т.д.
Уважаемый Модератор, я уже стал сомневаться неужели мне одному этот текст кажется чушью? И я повторюсь, если кто-то желает запостить копию этого на форуме – пожалуйста, но нужно добавлять комментарий, что представления автора очень дилетантские и не соответствуют действительности для того чтобы не сбить с толку увлечённых космонавтикой и пытающихся разобраться в деталях.

спец

Выше я прочитал аргументированный (профессионально) ответ уважаемого Разъема. Могу ли я услышать не менее аргументированный ответ неуважаемого (уж простите) ответ господина Иванова?

Iv-v

Цитата: спец от 28.07.2023 20:52:19Могу ли я услышать не менее аргументированный ответ неуважаемого (уж простите) ответ господина Иванова?
"Ага, и вы приходите!" (С)
На что ответ-то?
73!

спец

Veganin, Вы удовлетворены этим "аргументированным" ответом? Лично я - да.


АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Inti

От Конаныхина:

Сегодня на стриме, видео от разработчиков многоразового двигателя с центральным телом (Корона, Миасс, макеевцы). Спасибо разработчикам за внимание к моему скромному Ютуб-каналу:

https://youtube.com/shorts/PBHUlIQK8zY

@user-js5fj3tr8s
4 часа назад
Это двигатель с универсальным соплом, которое может эффективно работать как в плотных слоях атмосферы так и в космосе, грубо говоря можно летать на одноступенчатой ракете. Союз ракета многоступенчатая не только потому, что нужно при взлете избавляться от лишнего веса отработавших ступеней но и переключаться на двигатели которые более эффективны  на определённом этапе полёта.






Новая Чёрная Дыра с полит-модерацией: https://blackhole.su/index.php?board=16.0
Новая Чёрная Дыра без полит-модерации: http://www.forum--x.ru/index.php?board=1.0

АниКей


m24.ru

Внеземные проблемы: с какими испытаниями сталкивается организм в космосе


Ученые из Университета Южного Иллинойса в Карбондейле опубликовали исследование эффектов, которое оказывает на человеческий организм длительное пребывание на борту космического корабля. С подробностями – научный обозреватель Николай Гринько.

Фото: depositphotos/cookelma
Было время, когда в космосе мог оказаться только человек, прошедший длительную и очень тяжелую подготовку. Космонавтов было мало, их имена знал каждый. В наши дни словосочетанием "космический туризм" уже никого не удивишь. Ведущие агентства и частные компании отправляют на орбиту самых обычных людей. Но пока только тех, кто способен заплатить за билет внушительную сумму.
Готовиться к путешествию они тоже должны, но тренировки на их долю выпадают уже не такие изнурительные, да и длятся намного меньше. Из-за этого кажется, что пройдет пара-тройка десятилетий, и посетить орбитальную станцию можно будет так же просто, как сегодня прокатиться на метро. Вероятно, так оно и будет, но не стоит забывать о том, что космос – это не Земля.
Жизнь на нашей планете эволюционировала миллиарды лет, и все это время она приспосабливалась к сложившимся на ней условиям. Поэтому наши организмы рассчитаны на азотно-кислородную атмосферу, силу тяжести в 1g, постоянную смену дня и ночи с интервалом в 24 часа, наличие магнитного поля, защищающего от радиации и так далее. Ничего из вышеперечисленного в космосе нет, а потому эта среда способна оказывать на человека (даже защищенного космическим кораблем) самое неожиданное и довольно сильное влияние.
Начнем с очень простого – синдрома космической адаптации, который также называют "космической болезнью". Это название возникло по аналогии с морской болезнью, поскольку симптомы очень похожи: тошнота, головокружение, общая дезориентация и так далее. Человек, оказавшийся в невесомости, теряет почти все привычные ориентиры – верха и низа больше не существует. Информация, которую мозг получает от глаз, не соответствует тому, что ощущает внутреннее ухо: и это приводит к вышеперечисленным симптомам.
Встречаются счастливцы, не подверженные космической болезни, но примерно 80% астронавтов не входят в их число. К счастью, организм со временем привыкает, и недомогание проходит через пару дней. Но есть и обратная сторона медали – по возвращении на Землю система ориентиров вновь меняется, и возникает "гравитационная болезнь" – снова с тошнотой и головокружением.
Еще одна беда называется "космическим нейроокулярным синдромом". Как мы помним, человек на 80% состоит из воды (хотя по последним данным – примерно на 60%), а на Земле вся эта жидкость имеет вес. Организм эволюционно приучен это компенсировать, постоянно поднимая кровь, лимфу, желчь и все остальное. В невесомости все это больше не стремится книзу, но "системы накачки" продолжают работать. Жидкие составляющие организма поднимаются к голове, и ничем хорошим это не заканчивается. Увеличивается глазное давление, зрительные нервы сдавливаются. Чем дольше длится полет, тем к более серьезным последствиям это может привести. Медики до сих пор не понимают, как бороться с этим синдромом и можно ли вообще что-нибудь сделать.

Фото: depositphotos/vampy1
И это еще не все испытания, которые выпадают на астронавтов. Земля постоянно подвергается бомбардировке излучением как от Солнца, так и от источников за его пределами. Но от большей его части нас защищают озоновый слой и магнитное поле планеты. Ни того ни другого космический корабль не имеет.
Орбитальные станции находятся относительно близко к Земле и по крайней мере частично защищены магнитосферой. Но стоит подняться повыше или отправиться к Марсу или хотя бы к Луне, как на экипаж обрушится ничем не фильтруемый поток частиц высокой энергии. А они, как известно, способны повреждать ДНК клеток. Последствия могут быть самыми печальными, и радиационная защита – один из главных приоритетов для космической отрасли.
Все видели, как астронавты на орбите занимаются спортом на специальных тренажерах. Делается это не просто так. В невесомости вы не способны ни стоять, ни сидеть, ни лежать – можете только "плавать". Мышцы и кости не получают почти никакой нагрузки, и это, как ни странно, очень плохо.
Дело в том, что в нормальных условиях работа этих органов побуждает наше тело постоянно восстанавливать и укреплять эти ткани. Без использования костей они теряют плотность, а мышцы – массу. Физические нагрузки на специально сконструированном оборудовании – единственный известный метод, способный хоть немного снизить этот эффект.
Последние десятилетия космической медицины принесли неожиданное открытие: оказывается, полеты к звездам приводят к удлинению теломер – концевых участков цепочек ДНК. Каждый раз, когда клетка делится, они становятся короче. Достигая своего предела, она умирает. Представьте себе удивление ученых, когда выяснилось, что у космонавтов, которые провели на орбите больше года, теломеры удлиняются! Казалось бы – открыт секрет вечной молодости, но, к сожалению, уже через месяц после возвращения на Землю эти цепочки ДНК вновь возвращаются к прежнему размеру.
На самом деле перемен, которые вызывает в наших организмах космос, намного больше, мы рассказали только о пяти самых известных. Надеемся, что со временем медицина найдет эффективные средства борьбы с ними, космический туризм станет общедоступным, а проездной билет на МКС можно будет купить в любом киоске.
Хотя...
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Inti

Новая Чёрная Дыра с полит-модерацией: https://blackhole.su/index.php?board=16.0
Новая Чёрная Дыра без полит-модерации: http://www.forum--x.ru/index.php?board=1.0


спец

Не забудьте сообщить, когда Конаныхин прожгет двигатели на метане.