Деградация группировки "Экспрессов".

Автор X, 14.04.2004 10:02:29

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

X

ЦитироватьМгм. Списки неисправностей от разных безымянных гостей я комментировать не стану, но противоречий с процитированным мною заявлением -- "Все три Экспресса-А эксплуатируются без ограничений" -- не вижу. Наклонение все три держат в пределах 0.05 градуса, в точке стоят и не шевелятся.

Вот когда кто-нибудь из них прекратит коррекции по наклонению, как прекратил в сентябре 2003 г. "Ямал-100", тогда и вернемся к перечню отказов.

Всех с успешным запуском Экспресса АМ11!

Забавно. Гость, который подписывается "Гость" - разный безымянный, а который подписывается "DoNaLD DuCk", "ДУХ КОПТЕВА" или "Молодой" - совсем другое дело, с ним и поспорить незазорно.
А можно поподробней о происшествии с Ямалом-100 в сентябре 2003.
Подписываюсь: "Эксперт с бугра"
П.С. Также всех с удачным пуском!

Liss

ЦитироватьЗабавно. Гость, который подписывается "Гость" - разный безымянный, а который подписывается "DoNaLD DuCk", "ДУХ КОПТЕВА" или "Молодой" - совсем другое дело, с ним и поспорить незазорно.

:-) Слово "Гость" не идентифицирует конкретного посетителя форума, а "ДУХ КОПТЕВА" -- это чье-то личное имя, пусть даже и странненькое.

ЦитироватьА можно поподробней о происшествии с Ямалом-100 в сентябре 2003.
Подписываюсь: "Эксперт с бугра"
П.С. Также всех с удачным пуском!
Э-э-э, где это я говорил о происшествии?
Объект 25897 в каталоге NORAD/КК США/СК США (выберите любимое название), он же тот "Ямал-100" из двух, который живой, весь 2003 год до первых чисел сентября вкючительно аккуратно держал наклонение орбиты не выше 0.05 градуса. Однако приблизительно с 7 сентября и по настоящее время регистрируется медленный, почти линейный рост наклонения, которое к 21 апреля 2004 г. достигло 0.61 градуса. Из чего логично сделать вывод о том, что средства коррекции по широте на борту "Ямала-100" перестали работать. Было ли это результатом происшествия, выхода из строя двигателей, исчерпания запаса ксенона или еще какой причины, из орбитальных элементов на объект 25897 не видно.
(Следует заметить, однако, что похожее поведение аппарат уже демонстрировал. Точно так же начался рост наклонения в ноябре 2000 г. и к апрелю 2001 г. достиг 0.25 градуса. Однако в этот момент рост сменился на уменьшение, и к июлю наклонение "Ямала-100" было возвращено к нулю.)
Сейчас аппарат продолжает находиться в точке стояния 90 градусов в.д. Следует сделать вывод, что коррекции по долготе проводятся успешно.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

X

ЦитироватьЭ-э-э, где это я говорил о происшествии?
Объект 25897 в каталоге NORAD/КК США/СК США (выберите любимое название), он же тот "Ямал-100" из двух, который живой, весь 2003 год до первых чисел сентября вкючительно аккуратно держал наклонение орбиты не выше 0.05 градуса. Однако приблизительно с 7 сентября и по настоящее время регистрируется медленный, почти линейный рост наклонения, которое к 21 апреля 2004 г. достигло 0.61 градуса. Из чего логично сделать вывод о том, что средства коррекции по широте на борту "Ямала-100" перестали работать. Было ли это результатом происшествия, выхода из строя двигателей, исчерпания запаса ксенона или еще какой причины, из орбитальных элементов на объект 25897 не видно.
(Следует заметить, однако, что похожее поведение аппарат уже демонстрировал. Точно так же начался рост наклонения в ноябре 2000 г. и к апрелю 2001 г. достиг 0.25 градуса. Однако в этот момент рост сменился на уменьшение, и к июлю наклонение "Ямала-100" было возвращено к нулю.)
Сейчас аппарат продолжает находиться в точке стояния 90 градусов в.д. Следует сделать вывод, что коррекции по долготе проводятся успешно.
Дорогой г-н Liss,
научите как Вы это делаете, всмысле определяете кто-какой объект и как проверяете рост наклонения. Где публикуются такие данные? Они открыты? Есть там данные на другие российские КА? Не сочтите за труд пояснить. PLS.

Liss

ЦитироватьДорогой г-н Liss,
научите как Вы это делаете, всмысле определяете кто-какой объект и как проверяете рост наклонения. Где публикуются такие данные? Они открыты? Есть там данные на другие российские КА? Не сочтите за труд пояснить. PLS.
Данные доступны через сайт Группы орбитальной информации Центра космических полетов имени Годдарда NASA США http://oig1.gsfc.nasa.gov/scripts/foxweb.exe/app01?. На второй странице регистрируетесь (Disclaimer: за исход регистрации я ответственности не несу!). Далее в пункте Satellite Situation Report или Satellite Situation Report (zipped) получаете доступ к каталогу космических объектов, находящихся на орбите и сошедших с орбиты. Обновляется ежемесячно около 10 числа. В пункте Satellite Catalog Action Report можете узнать, что зарегистрировано за последние 7 или 30 суток. В пункте TLE Query можете получить орбитальные элементы (пять последних наборов) на любой из примерно 9000 объектов на орбите, кроме тех, элементы которых американцы засекретили. Это их разведывательные аппараты и два японских (по блату). Если есть лишняя неделя, можно заказать комплект орбитальных элементов на любой объект хоть за 40 лет зараз.
При пользовании данными следует убедиться в отсутствии глюков. Наиболее частый глюк -- это обмен обозначениями между двумя и более объектами. Те же объекты 25896 и 25897, два "Ямала-100", меняли местами раза три :-). Спасает логика: один мертвый и бредет себе вдоль геостационара с постоянной скоростью, а второй стоит в точке и корректирует параметры. Переход из одного состояния в другое с одновременным взаимным перелетом говорит об очередной смене обозначений.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Новый

ЦитироватьДанные доступны через сайт Группы орбитальной информации Центра космических полетов имени Годдарда NASA США http://oig1.gsfc.nasa.gov/scripts/foxweb.exe/app01?...
Если Вы профи - то Вам на сайт НАСы.
Хотя они доступ могут и не дать (такое бывало).
Если просто интересующийся - тогда свежие двухстрочные наборы орбитальных элементов для ГСО-спутников лежат на CELESTRAK'е http://celestrak.com/NORAD/elements/geo.txt.
Там есть и все Ямалы и, кстати, Экспрессы. И Бонум с Сесатом.

А если хотите чтоб еще и красиво было - тогда так:
1. Идем на сайт WXTrack'а http://www.david-taylor.pwp.blueyonder.co.uk/software/wxtrack.htm
2. Качаем бесплатную прогу http://www.david-taylor.pwp.blueyonder.co.uk/software/wxtrack342.zip
3. Не забываем скачать рантайм библиотеки http://www.david-taylor.pwp.blueyonder.co.uk/software/runtimes-setup-100.zip
4. Раззиповываем все это добро в удобную директорию.
5. Запускаем, настраиваем и наслаждаемся положением LEO и GSO - спутников в разных проекциях, цвете и, главное, ДИНАМИКЕ.
Кстати даннный софт умеет делать аптейт свежих двухстрочных наборов. Забавно следить за ISS.

ааа

Скачал. Поигрался. Спасибо.
А не дадите ли пару полезных советов по этой штуке, как ее применять с максимальной эффективностью?
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

Новый

Да я упомянул данную прогу лишь потому что она полу-бесплатная, с нормальным понятным интерфейсом, весит немного, регулярно обновляется и сама выкачивает свежие двухстрочники по и-нету. На том-же Celesrtak'e есть ссылки на кучу подобного софта - платного и халявного: http://celestrak.com/software/satellite/sat-trak.shtml. Даже для Palm'ов.
Кстати, возвращаясь к теме данной ветки, глядя в Wxtrack хорошо видно, что из 11 ГПКС'овских спутников не "болтаются" только три.

А, ну и Бонум-1 стоит. Как мертвый.  :roll:

X

ЦитироватьЭ-э-э, где это я говорил о происшествии?
Объект 25897 в каталоге NORAD/КК США/СК США (выберите любимое название), он же тот "Ямал-100" из двух, который живой, весь 2003 год до первых чисел сентября вкючительно аккуратно держал наклонение орбиты не выше 0.05 градуса. Однако приблизительно с 7 сентября и по настоящее время регистрируется медленный, почти линейный рост наклонения, которое к 21 апреля 2004 г. достигло 0.61 градуса. Из чего логично сделать вывод о том, что средства коррекции по широте на борту "Ямала-100" перестали работать. Было ли это результатом происшествия, выхода из строя двигателей, исчерпания запаса ксенона или еще какой причины, из орбитальных элементов на объект 25897 не видно.
В связи с ростом потребностей клиентов КА «Ямал-100» в спутниковой емкости ОАО «Газком» приняло решение о постепенном переводе их на «Ямал-200» №1, который был помещен в ту же орбитальную позицию, где в настоящее время работает «Ямал-100» (90

Stargazer

Было бы крайне любопытно узнать причины отказа (по крайней мере предполагаемые) ЭРДУ на Экспрессе-А4.  Может, у кого есть инфа? Также буду безгранично благодарен за информацию по любым отклонениям в работе СПД от номинального режима. Кто-то писал, что упала тяга - насколько, сколько часов они проработали до этого, в чем причина - падение расхода, деградация катода?
Заранее благодарен :)

Mekhatronik

Горизонт - аппарат с  системой управления, построенной на "жесткой аппаратной логике".
Поток и ЛУчи - предшественники, первые КА с ПОЛНОСТЬЮ ЦИФРОВОЙ системой управления,  потом были :
Галс, Экспресс и Экспресс-А  и   это всё -- на  одном  и том же модуле служебных систем.
Отличия только  в составе полезной нагрузки.
САС 5 и 7 лет - обеспечен наличием соответствующих протоколов согласования применения комплектующих.

СЕСат и Экспрессы-АМ - это уже совершенно другая платформа. Отличия  между собой -  в БЦВМ, в остальном состав платформ практически идентичен.
Хороших людей больше, но плохие лучше организованы

VA

ЦитироватьГоризонт - аппарат с  системой управления, построенной на "жесткой аппаратной логике".
Поток и ЛУчи - предшественники, первые КА с ПОЛНОСТЬЮ ЦИФРОВОЙ системой управления,  потом были :
Галс, Экспресс и Экспресс-А  и   это всё -- на  одном  и том же модуле служебных систем.
Отличия только  в составе полезной нагрузки.
САС 5 и 7 лет - обеспечен наличием соответствующих протоколов согласования применения комплектующих.

СЕСат и Экспрессы-АМ - это уже совершенно другая платформа. Отличия  между собой -  в БЦВМ, в остальном состав платформ практически идентичен.

Спасибо, интересно.
А чем все-таки отличаются друг от друга 11Ф663 "Поток/Гейзер" и 11Ф669 "Луч/Альтаир"? Последний применялся для связи с орбитальной станцией, а первый, насколько я знаю, для связи с военными спутниками оптической разведки (Янтарь-4КС1, видимо, может, еще что-нибудь).
VA

X

"11Ф669 "Луч/Альтаир"? Последний применялся для связи с орбитальной станцией."  

данный аппарат  похож на амовский TDRS, есть фотографии в НК.

Liss

ЦитироватьБыло бы крайне любопытно узнать причины отказа (по крайней мере предполагаемые) ЭРДУ на Экспрессе-А4.
Не знаю, и разбираться сейчас не ко времени. А вообще вокруг группировки "Экспрессов" все очень странно.
Американцы, которым на наши внутренние войны (ГПКС супротив РТРС и т.д.) глубоко по барабану, свидетельствуют, что аппараты продолжают занимать свои места:

Экспресс А4 -- 14°з.д.
Экспресс А3 -- 11°з.д.
Экспресс АМ1 -- 40°в.д.
Экспресс АМ22 -- 53°в.д.
Экспресс А2 -- 80°в.д.
Экспресс АМ2 -- 80°в.д.
Экспресс АМ11 -- 96.5°в.д. (был)
Экспресс АМ3 -- 140°в.д.
 
ФГУП "Космическая связь" заявляет 29 марта ( http://www.gpks.ru/ru/news/news/2006.03.29.html ), что каналы связи с АМ11 переведены "на космические аппараты «Экспресс-А» №2 (103 градуса восточной долготы), «Экспресс-АМ2» (80 градусов восточной долготы) и «Экспресс-АМ3» (140 градусов восточной долготы)", да и в последующие дни неоднократно говорит об "Экспрессе А2" в 103°в.д.

В точке 103°в.д., по американским данным, с ноября 2004 г. живет аппарат "Горизонт 28", у нас известный как "Горизонт" №40Л.

Перепутать их никак невозможно, так как "Экспресс А2" вплоть до ноября 2005 г. имел наклонение не более 0.1° (был выброс до 0.15° на рубеже 2004-2005 гг., но это сейчас неважно), а "Горизонт" №40Л переводили из 96.5 в 103°в.д. при наклонении почти 7.0°, а сейчас оно уже превысило 8°.

Что же касается "Экспрессов А", то по состоянию на 31.03.2006:

Экспресс А2 окончательно утратил возможность коррекции по наклонению в конце февраля 2006 г., после чего его наклонение выросло по линейному закону с 0.14° до 0.23°, а к 17.04.2006 достигло 0.29. Долготу точки аппарат продолжает удерживать с точностью не хуже 0.1°.

Экспресс А3 за весь период эксплуатации имеет наклонение не выше 0.1° и почти все время - не выше 0.05°. Долготу точки аппарат удерживает с точностью не хуже 0.1°.

Экспресс А4 за весь период эксплуатации имеет наклонение не выше 0.1°, причем лишь иногда оно поднимается до 0.06-0.07°. Долготу точки аппарат удерживает с точностью не хуже 0.1°.

Выводы:
1. Полный отказ системы коррекции по наклонению произошел на "Экспрессе А2" через шесть лет после запуска.
2. Нет, второй вывод я подожду формулировать. Еще посмотрю, не наврал ли где.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

Старый

ЦитироватьВыводы:
1. Полный отказ системы коррекции по наклонению произошел на "Экспрессе А2" через шесть лет после запуска.
Возможно это не отказ а поняли что аппарат переживёт гарантийный ресурс и начали экономить топливо прекратив коррекции по широте.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

Liss

ЦитироватьЭкспресс А4 -- 14°з.д.
Экспресс А3 -- 11°з.д.
Экспресс АМ1 -- 40°в.д.
Экспресс АМ22 -- 53°в.д.
Экспресс А2 -- 80°в.д.
Экспресс АМ2 -- 80°в.д.
Экспресс АМ11 -- 96.5°в.д. (был)
Экспресс АМ3 -- 140°в.д.
 
В точке 103°в.д., по американским данным, с ноября 2004 г. живет аппарат "Горизонт 28", у нас известный как "Горизонт" №40Л.

Перепутать их никак невозможно, так как "Экспресс А2" вплоть до ноября 2005 г. имел наклонение не более 0.1° (был выброс до 0.15° на рубеже 2004-2005 гг., но это сейчас неважно), а "Горизонт" №40Л переводили из 96.5 в 103°в.д. при наклонении почти 7.0°, а сейчас оно уже превысило 8°.

Выводы:
2. Нет, второй вывод я подожду формулировать. Еще посмотрю, не наврал ли где.
И хорошо, что подождал. Именно что наврал. Фантастический глюк Excel'а -- и точка стояния "Экспресса А2" определена неверно!
Он действительно был переведен в 103°в.д. осенью 2005 г., как и объявляло ГПКС. Уфф!
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

X

Цитировать
ЦитироватьВыводы:
1. Полный отказ системы коррекции по наклонению произошел на "Экспрессе А2" через шесть лет после запуска.
Возможно это не отказ а поняли что аппарат переживёт гарантийный ресурс и начали экономить топливо прекратив коррекции по широте.
Маловероятно, так уже не бывает - сейчас для потребителя нужены аппараты, стоящие в точке, если их надо сопровождать - он сбегает...
Да и у "негражданских" товарищей предложений от таких неуправляемых по i хватает вполне...

Старый

ЦитироватьМаловероятно, так уже не бывает
У нас всё бывает. Насчёт Ямала-101 это объявлено официально. Станции ГПКС рассчитанные на работу с Горизонтами вполне смогут работать с таким аппаратом.
1. Ангара - единственная в мире новая РН которая хуже старой (с) Старый Ламер
2. Назначение Роскосмоса - не летать в космос а выкачивать из бюджета деньги
3. У Маска ракета длиннее и толще чем у Роскосмоса
4. Чем мрачнее реальность тем ярче бред (с) Старый Ламер

X

А посмотрите на www.lyngsat.com (или еще где-нибудь) на коммерческую (открытую) загрузку аппаратов с большим наклонением...

Федор Евсеев

Привет!


ЦитироватьЧто же касается "Экспрессов А", то по состоянию на 31.03.2006:

Экспресс А2 окончательно утратил возможность коррекции по наклонению в конце февраля 2006 г., после чего его наклонение выросло по линейному закону с 0.14° до 0.23°, а к 17.04.2006 достигло 0.29. Долготу точки аппарат продолжает удерживать с точностью не хуже 0.1°.

...

Выводы:
1. Полный отказ системы коррекции по наклонению произошел на "Экспрессе А2" через шесть лет после запуска.
Похоже, что ситуация с Экспрессом А2 (103Е) продолжает ухудшаться.

Судя по http://www.lyngsat.com/tracker/ea2.html, максимальное отклонение на сегодня составляет 0.38 градуса. Коллеги, получающие с него сигнал в Ku-band, периодически начали терять картинку.

Вопрос к тем, кто хорошо разбирается в технологии эксплуатации геостационарных спутников: как будет развиваться ситуация дальше?

Для РТРС ситуация совсем безрадостная - Ямал-201 (90Е) хорошо загружен, а для перехода на Экспресс АМ3 (140Е) "простым поворотом антенн на 6 градусов" не обойдешься...


С уважением,
 Федор Евсеев

mare

Ух ты ... были слухи по этому  поводу .. А теперь? Это что официально?
 Вот это да ...
 По словам источника, ГПКС планирует поставить W2 в точку 80 градусов в.д., а отслуживший "Экспресс-А3" заменить спутником "Экспресс-АМ44", который должен быть запущен до конца этого года. "Если ГПКС включит W2 в свою группировку, он будет считаться российским спутником и на него будут распространяться условия упрощенной регистрации для VSAT-операторов
  http://www.comnews.ru/index.cfm?id=39736
 
 Если смотреть на стволы этого спутника , не ужели она покроет (про дублирует) карту покрытие Экспресса АМ 2? Это возможно или ..  можно ожидать с этого спутника изменение карту покрытие ?