Шесть или семь корпораций Роскосмоса

Автор ааа, 08.06.2010 19:24:31

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

http://www.iss-reshetnev.ru/images/File/magazin/2010/m11-screen.pdf
ЦитироватьРасширение состава интегрированной структуры[/size]

Процесс формирования первоначального состава интегрированной структуры  на базе ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» был завершен в декабре 2009 года. Одновременно Федеральным космическим агентством прорабатывался вопрос о возможности расширения состава ее участников. И в июне 2010 года на заседании Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ было принято решение о вхождении в состав структуры еще семи крупных  предприятий космической отрасли.

В  современном  обществе  термин «интеграция» встречается практически во всех областях. В переводе с латинского он обозначает процесс объединения каких-либо элементов (частей) в целое и  их  тесное  взаимодействие.  Исходя из  этого, интегрированная  структура представляет собой устойчивую группу  кооперационно связанных  между собой юридических лиц (участников), объединенных на основе передачи ими части своих прав центральной (головной) компании  и  подчинения  общим интересам интегрированной структуры в целом. На сегодняшний день именно таким объединениям отведена ключевая роль в формировании современной дееспособной оборонной промышленности России.

Интегрированная  структура ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф. Решетнёва» была образована в рамках реструктуризации оборонно-промышленного комплекса с целью оптимизации системы  управления  предприятиями. В её состав  были  включены  девять предприятий  Роскосмоса, участвующих в производстве космических аппаратов: ОАО «НПП Геофизика-Космос» (г.  Москва), ОАО «НПП «Квант» (г. Москва), ОАО «НПП КП «Квант» (г.  Ростов-на-Дону),  ОАО  «Сибирские приборы и системы» (г. Омск) и ОАО  «НПЦ  «Полюс»  (г.  Томск)  и железногорские фирмы ОАО «НПО ПМ – Развитие», ОАО «ИТЦ – НПО ПМ», ОАО «НПО ПМ МКБ», ОАО «Сибпромпроект».  В  соответствии  с  Указом Президента РФ процесс объединения участников  был  осуществлен  путем их приватизации и внесения пакетов акций в уставный капитал ОАО «ИСС» как головного  предприятия  интегрированной структуры. В результате решетнёвская фирма стала владельцем ста процентов акций каждого упомянутого общества минус одна акция, в соответствии с действующим законодательством,  при  этом  100%  акций самой компании находятся в собственности государства.

Приоритетными  направлениями деятельности интегрированной структуры  ОАО  «Информационные  спутниковые  системы»  имени  академика М.Ф.  Решетнёва»  являются  разработка, модернизация, производство и эксплуатация космических информационных и координатно-метрических систем,  комплексов,  космических аппаратов  различного  назначения.

Высший орган управления - Собрание акционеров. За определение перспектив и приоритетных направлений развития отвечает Совет директоров под председательством  руководителя  Роскосмоса Анатолия Перминова, а непосредственное руководство оперативной деятельностью структуры возложено на генерального конструктора и генерального директора ОАО «ИСС» Николая Тестоедова.  Управление  отдельными открытыми акционерными обществами, вошедшими в состав интегрированной структуры, осуществляется по аналогичной схеме. Сейчас на каждом из этих предприятий действует Совет директоров, в составе которого работают специалисты решетнёвской фирмы.

В июне текущего года на заседании Военно-промышленной комиссии при Правительстве России был утвержден новый план-график формирования интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе. В соответствии  с  ним  в  рамках Федерального космического  агентства  будет  сформировано  11  структур.  В  том  числе планируется  провести  второй  этап интеграции ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М.Ф.Решетнёва». Расширение состава  интегрированной  структуры будет происходить по прежней схеме. Уже  принято  решение  о передаче  в уставный капитал решетнёвской фирмы пакетов акций предприятий Роскосмоса. Среди них крупный холдинг, создаваемый на базе ФГУП «НПП Всероссийский научно-исследовательский институт электромеханики с заводом имени А.Г. Иосифьяна» (после акционирования – ОАО «НПК «КСМИУЭК имени А.Г. Иосифьяна», г. Москва). Данная  структура  также  будет  объединять  в  себе  несколько  предприятий:  ОАО  «НИИЭМ»  (г.  Москва), ОАО «МЗЭМА» (г. Москва), ЗАО «Новатор» (г. Истра), ОАО «НПО «Новатор» (г. Мирный), ОАО «ПКП «ИРИС» (г. Ростов-на-Дону). Ответственность за  деятельность  этих  предприятий также  ляжет  на  руководство  решетнёвской  фирмы.  Помимо  этого,  в ОАО  «ИСС»  войдут  и  отдельные предприятия:  ФГУП  «НПО  имени С.А.  Лавочкина»  (г.  Химки), ФГУП  ОКБ  «Факел»  (г.  Калининград) и ОАО «Главкосмос»  (г. Москва).  Также рассматривается  вопрос о присоединении к интегрированной структуре  еще  одного  холдинга  –  ОАО «НПК «Системы прецизионного приборостроения».  Таким  образом, за  счет  существенного  роста  состава участников  интегрированной  структуры произойдет расширение ее  географии  и  значительное  увеличение численности персонала.

Основная  задача,  которая  сейчас стоит перед предприятием – провести интеграцию до конца 2012 года. В первую очередь, это связано с тем, что в состав структуры будут входить крупные  федеральные  государственные унитарные предприятия, которые необходимо предварительно приватизировать и которые владеют большими имущественно-земельными комплексами,  требующими дополнительного оформления  соответствующих  прав при приватизации. По предварительным оценкам  эта работа  займет весь 2011 год. На данный момент по заказу ОАО  «ИСС»  уже  разработан  системный проект формируемой интегрированной структуры, в котором доказана целесообразность ее формирования в новом облике. Этот документ станет основанием  для  подготовки  проекта Указа  и  Постановления  Правительства о расширении интегрированной структуры. В настоящее время ведется совместная разработка детального графика  мероприятий,  который  необходимо будет реализовать до конца 2012 года.

Столь  значительное  расширение состава  интегрированной  структуры возлагает на головную компанию большие обязанности в части организации управления  предприятиями, прежде всего, в целях обеспечения задач Российской Федерации, что говорит о высокой степени доверия к решетнёвской фирме со стороны Правительства РФ и в очередной раз подтверждает ее ведущую роль в отечественном спутникостроении.

Николай Чернов,
начальник управления корпоротивного развития
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Вадим Лукашевич

ЦитироватьПоследняя авария Союза с человеческими жертвами была 39 лет назад. У шаттла в 2003 году.
Ну и...? "Союз" летает с 1966 -го, шаттл - с 1981-го. Ну и что? Это ведь не мешает журноламеру сравнивать их по безопасности. Кстати, а ведь можно их сравнить, например, по количеству перевезенных грузов (в кг) - корабли-то транспортные - в расчете на одного погибшего, и посмотреть, что получится
ЦитироватьИ кстати челюстей никто не ломал. Корни зубов Волынов сломал при посадке, это да.
Простите мою медицинскую неграмотность - я всегда думал, что корни зубов внутри челюсти, а не снаружи.

АниКей


картинка отсюда
Цитироватьhttp://www.iss-reshetnev.ru/images/File/magazin/2010/m11-screen.pdf
Цитата:
Расширение состава интегрированной структуры
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

ааа

Цитировать
картинка отсюда
Цитироватьhttp://www.iss-reshetnev.ru/images/File/magazin/2010/m11-screen.pdf
Цитата:
Расширение состава интегрированной структуры

На карту разгрома Колчака похоже. :)
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

Lev

Цитировать
Цитировать
- Объединение "Энергомаша" и "Энергии" обещает дать (редкий случай) не просто суммарный арифметический, но синергетический эффект, - утверждает гендиректор ООО "Энергия-Оверсиз" Вячеслав Шеянов. - В НПО сегодня есть развитие, есть понимание того, как должны создаваться новые двигательные системы, в РКК - отработанные технологии производства пилотируемых кораблей. Вместе они смогут, я подчеркну, не монополизировать, а предложить рынку максимально доступный продукт, у которого по соотношению цена-качество просто не будет конкурентов.
]
А и правильно - давно пора оснастить энергиевские космические корабли каким-нибудь РД-171/180, только так можно порвать всех конкурентов
ЦитироватьПростая арифметика: запуск на орбиту "Спейс шаттла" с полезной нагрузкой 6 т обходится в 1300 млн долларов. Наш "Союз", с той же загрузкой - до 240 млн долларов, в пять с лишним раз дешевле. Плюс к тому российские корабли просто надежнее
Мели Емеля, твоя неделя... Только со знанием предмета проблемы: почему у шаттла нагрузка всего в 6 тонн? А стоимость запуска шаттла сопоставима со стоимостью его изготовления?
А уж эта песня про низкую надежность шаттла... У "Союза" на порядка 100 полетов - потеряно два корабля с экипажем, причем первый - в самом начале, второй - на втором десятке. У шаттлов за 130 полетов - тоже два корабля, но первый на 25-м полете, второй - ближе к сотне. А уж количество нештатных ситуаций как на старте, на выведении и на посадке - у "Союзов" несравненно выше, когда возвращались со сломанными челюстями, с критическими отказами ДУ, неразделением отсеков, срабатыванием САС - одним словом, нештаток, когда экипаж выживал "на соплях" - у "Союзов" значительно выше.
Журноламер, причем платный.
Вадим - ну вроде умный чел чего тогда херню нести? :(
Статья - дурацкая и дебильная. И что? Хотите, уважаемый оранжевую революцию?
Не выйдет. :evil:
Всех оранжевых покоцаем  безжалостно :evil:
Делай что должен и будь что будет

Lev

Цитировать
Цитировать
- Объединение "Энергомаша" и "Энергии" обещает дать (редкий случай) не просто суммарный арифметический, но синергетический эффект, - утверждает гендиректор ООО "Энергия-Оверсиз" Вячеслав Шеянов. - В НПО сегодня есть развитие, есть понимание того, как должны создаваться новые двигательные системы, в РКК - отработанные технологии производства пилотируемых кораблей. Вместе они смогут, я подчеркну, не монополизировать, а предложить рынку максимально доступный продукт, у которого по соотношению цена-качество просто не будет конкурентов.
]
А и правильно - давно пора оснастить энергиевские космические корабли каким-нибудь РД-171/180, только так можно порвать всех конкурентов
ЦитироватьПростая арифметика: запуск на орбиту "Спейс шаттла" с полезной нагрузкой 6 т обходится в 1300 млн долларов. Наш "Союз", с той же загрузкой - до 240 млн долларов, в пять с лишним раз дешевле. Плюс к тому российские корабли просто надежнее
Мели Емеля, твоя неделя... Только со знанием предмета проблемы: почему у шаттла нагрузка всего в 6 тонн? А стоимость запуска шаттла сопоставима со стоимостью его изготовления?
А уж эта песня про низкую надежность шаттла... У "Союза" на порядка 100 полетов - потеряно два корабля с экипажем, причем первый - в самом начале, второй - на втором десятке. У шаттлов за 130 полетов - тоже два корабля, но первый на 25-м полете, второй - ближе к сотне. А уж количество нештатных ситуаций как на старте, на выведении и на посадке - у "Союзов" несравненно выше, когда возвращались со сломанными челюстями, с критическими отказами ДУ, неразделением отсеков, срабатыванием САС - одним словом, нештаток, когда экипаж выживал "на соплях" - у "Союзов" значительно выше.
Журноламер, причем платный.
Вадим - ну вроде умный чел чего тогда херню нести? :(
Статья - дурацкая и дебильная. И что? Хотите, уважаемый оранжевую революцию?
Не выйдет. :evil:
Всех оранжевых покоцаем  безжалостно :evil:
Делай что должен и будь что будет

Лютич

ЦитироватьПростите мою медицинскую неграмотность - я всегда думал, что корни зубов внутри челюсти, а не снаружи.

В данном случае был компрессионный перелом, какой может случиться у боксера, потерявшего каппу. челюсти не пострадали.

Впрочем, можете списать все на стихийный антисемитизм  :twisted:
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Вадим Лукашевич

Цитировать
Цитировать
Цитировать
- Объединение "Энергомаша" и "Энергии" обещает дать (редкий случай) не просто суммарный арифметический, но синергетический эффект, - утверждает гендиректор ООО "Энергия-Оверсиз" Вячеслав Шеянов. - В НПО сегодня есть развитие, есть понимание того, как должны создаваться новые двигательные системы, в РКК - отработанные технологии производства пилотируемых кораблей. Вместе они смогут, я подчеркну, не монополизировать, а предложить рынку максимально доступный продукт, у которого по соотношению цена-качество просто не будет конкурентов.
]
А и правильно - давно пора оснастить энергиевские космические корабли каким-нибудь РД-171/180, только так можно порвать всех конкурентов
ЦитироватьПростая арифметика: запуск на орбиту "Спейс шаттла" с полезной нагрузкой 6 т обходится в 1300 млн долларов. Наш "Союз", с той же загрузкой - до 240 млн долларов, в пять с лишним раз дешевле. Плюс к тому российские корабли просто надежнее
Мели Емеля, твоя неделя... Только со знанием предмета проблемы: почему у шаттла нагрузка всего в 6 тонн? А стоимость запуска шаттла сопоставима со стоимостью его изготовления?
А уж эта песня про низкую надежность шаттла... У "Союза" на порядка 100 полетов - потеряно два корабля с экипажем, причем первый - в самом начале, второй - на втором десятке. У шаттлов за 130 полетов - тоже два корабля, но первый на 25-м полете, второй - ближе к сотне. А уж количество нештатных ситуаций как на старте, на выведении и на посадке - у "Союзов" несравненно выше, когда возвращались со сломанными челюстями, с критическими отказами ДУ, неразделением отсеков, срабатыванием САС - одним словом, нештаток, когда экипаж выживал "на соплях" - у "Союзов" значительно выше.
Журноламер, причем платный.
Вадим - ну вроде умный чел чего тогда херню нести? :(
Статья - дурацкая и дебильная. И что? Хотите, уважаемый оранжевую революцию?
Не выйдет. :evil:
Всех оранжевых покоцаем  безжалостно :evil:
Хм... Меньше всего в моем посте я имел ввиду оранжевую революцию. Где я там про это говорю?
Неужели не видна моя озабоченность запретом охоты на китов в Южной Атлантике?
Вроде бы русским языком пишу...

PS: я понимаю, что надежность определяется иначе, и считается от узла к агрегату, системе и изделию в целом, в соответствии с методиками определения надежности сложных многоуровневых технических систем. Но т.к. я не внутри, а снаружи, то по-системных данных надежности не имею, и беру сразу фактическую, т.е. интегральную надежность. Только при чем здесь революция?

Лютич

Лично мне видится развитие ситуации так.
После завершения формирования корпораций и трудоустройства в них эффективных манагеров из нужных семей с дипломами сколковской школы МБА в кармане, корпорациям дадут примерно ту же степень свободы, что и прочим ОАК-Ростехнологиям и т.п., переведя заодно в ведение Минпромторга, Минтранса и т.п., кого куда.
Роскосмос, ввиду оттока из него кадров в указанные корпорации, преобразуют в небольшой комитет в аппарате правительства, достаточный для того, чтобы сочинять справки первым лицам к всяким визитам/заявлениям.
Как-то так.
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Salo

http://www.rian.ru/science/20101113/295812195.html
ЦитироватьЧистый убыток пермского "Протона-ПМ" за 9 месяцев вырос в 2,9 раза[/size]

11:29 13/11/2010

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 13 ноя - РИА Новости, Сергей Астафьев. Пермский производитель двигателей для ракет-носителей ОАО "Протон - Пермские моторы" ("Протон-ПМ") за девять месяцев 2010 года увеличил чистый убыток по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2,9 раза - до 180,163 миллиона рублей.

Согласно документу, выручка от продаж "Протона-ПМ" в январе - сентябре текущего года увеличилась на 14,18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 2,792 миллиарда рублей, себестоимость выросла на 24,84% - до 2,698 миллиарда рублей.

Прибыль от продаж предприятия за девять месяцев сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 3,41 раза - до 80,434 миллиона рублей.

Дебиторская задолженность "Протона-ПМ" в течение января - сентября выросла на 37,23% - до 821,226 миллиона рублей, кредиторская задолженность увеличилась на 6,46% - до 970,302 миллиона рублей.

Основными направлениями деятельности ОАО "Протон-ПМ" являются промышленное производство жидкостных ракетных двигателей, производство деталей и узлов авиационных двигателей, а также сборка и испытания газотурбинных электростанций.

Наряду с серийным производством двигательных установок для ракетоносителя "Протон", на предприятии осваивается выпуск деталей и узлов ракетных двигателей РД-191 для нового семейства ракет "Ангара".
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

bsdv

Цитироватьhttp://www.rian.ru/science/20101113/295812195.html
ЦитироватьЧистый убыток пермского "Протона-ПМ" за 9 месяцев вырос в 2,9 раза[/size]

11:29 13/11/2010

НИЖНИЙ НОВГОРОД, 13 ноя - РИА Новости, Сергей Астафьев. Пермский производитель двигателей для ракет-носителей ОАО "Протон - Пермские моторы" ("Протон-ПМ") за девять месяцев 2010 года увеличил чистый убыток по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2,9 раза - до 180,163 миллиона рублей.

Согласно документу, выручка от продаж "Протона-ПМ" в январе - сентябре текущего года увеличилась на 14,18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - до 2,792 миллиарда рублей, себестоимость выросла на 24,84% - до 2,698 миллиарда рублей.

Прибыль от продаж предприятия за девять месяцев сократилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 3,41 раза - до 80,434 миллиона рублей.

Дебиторская задолженность "Протона-ПМ" в течение января - сентября выросла на 37,23% - до 821,226 миллиона рублей, кредиторская задолженность увеличилась на 6,46% - до 970,302 миллиона рублей.

Основными направлениями деятельности ОАО "Протон-ПМ" являются промышленное производство жидкостных ракетных двигателей, производство деталей и узлов авиационных двигателей, а также сборка и испытания газотурбинных электростанций.

Наряду с серийным производством двигательных установок для ракетоносителя "Протон", на предприятии осваивается выпуск деталей и узлов ракетных двигателей РД-191 для нового семейства ракет "Ангара".

Не люблю пермичей, методы у них не спортивные... . Но в данном случае можно и посочувствовать... . Те еще комерсанты... :D
Вот и пришла пора звать царя-батюшку... :oops:

АниКей

http://nash-cosmos.ru/restructuring/78-analiz.html старая информация, но до кучи в тему
ЦитироватьАнализ процесса реструктуризации аэрокосмических фирм[/size]

Нынешняя реструктуризация аэрокосмической промышленности США - самый широкомасштабный процесс за всю послевоенную историю. С 1990 г. состоялось более 30 сделок по слияниям и поглощениям. Сюда относятся как крупные приобретения одними компаниями отдельных подразделений других фирм, так и слияния самих корпораций с образованием фирм с новым названием.

Однако было бы упрощением рассматривать проходящие в зарубежной аэрокосмической промышленности процессы только как поглощения и слияния. Деловая стратегия ведущих аэрокосмических фирм дифференцирована. Одни компании сделали упор на проникновение на близкопрофильные рынки, другие - на внутрифирменную консолидацию при сохранении ключевых технологий своего бизнеса, третьи - на рост зарубежных продаж. В результате взаимодействия всех видов стратегий объемы спроса и предложения аэрокосмических промышленных подразделений существенно возросли: увеличилось число как желающих продать ставшие непрофильными активы, так и желающих купить промышленные мощности в целях укрепления рыночных позиций или освоения новых рынков. Именно преимущественно добровольным характером сделок отличается нынешняя волна реструктуризации от предыдущей (1980-х гг.), изобиловавшей враждебными поглощениями, диктуемыми зачастую спекулятивными мотивами,отражающими разогрев фондового рынка в ходе экономического подъема 1980-х гг.

Одной из самых больших сделок в аэрокосмической промышленности США (на сумму 10 млрд дол.) стало слияние в 1994 г. двух крупнейших компаний - Lockheed и Martin Marietta. Причем сделка носила добровольный характер, в то время как в конце 1980-х гг. Lockheed вынуждена была не раз защищаться от попыток нелегального приобретения ее контрольного пакета акций. До слияния обе фирмы в начале 1990-х гг. осуществили крупные приобретения. Martin Marietta купила крупные подразделения у General Electric и General Dynamics, a Lockheed - аэрокосмическое отделение General Dynamics за 1,5 млрд дол.

Корпорация Lockheed до слияния занималась разработкой и производством ракетно-космической техники и ракетного оружия (до 45 % всего объема ее продаж), авиационной техники (30 %),а также радиоэлектронного оборудования (около 25 %).

Число занятых превышало 83 тыс. человек. В 1993 г. объем продаж достиг 13,1 млрд. дол., стоимость активов - 8,9 млрд. дол., в 1992 г. - соответственно 10,1 и 6,7 млрд дол. В 1993 г. прибыль компании составила 0,4 млрд дол. В 1992 г. по сумме правительственных контрактов (6,1 млрд. дол.) эта фирма занимала второе место,а среди подрядчиков Министерства обороны (4,65 млрд. дол.) - третье. В 1991 г. Lockheed находилась на восьмом месте по пер-вому показателю и на девятом по второму (соответственно 3,7 и 2,3 млрд. дол.).

Martin Marietta также являлась одной из ведущих корпораций США в области ракетной,космической и радиоэлектронной техники, а также головной компанией по разработке и производству МБР,космических ракет-носителей, ракетных твердотопливных ускорителей, перспективных тяжелых РН США. Присоединение в 1994 г. производственной группы Aerospace компании General Electric - главного поставщика систем спутниковой связи, РЛС, систем имитационного моделирования и других аэрокосмических систем - превратило корпорацию Martin Marietta в крупнейшую в мире фирму в области военной электроники и авиационной техники.

Объем продаж корпорации в 1990-1991 гг. составлял 6,1 млрд. дол., в 1993 финансовом году - 9,4 млрд дол. По стоимости военных контрактов среди 100 крупнейших подрядчиков МО США фирма занимала в 1993 г. 3-е место (4,7 млрд дол.),в 1992 г. - 10-е (2,4 млрд. дол.),в 1991 г. - 5-е,в 1990 г. - 6-е место. На военные заказы приходилось 74 % от общего объема продаж фирмы. Расходы корпорации на военные НИОКР в 1989 г. составляли 1,9 млрд дол., в 1990 г. - 2,01 млрд. дол. (первое место среди подрядчиков МО США в указанные годы).

Численность персонала корпорации в начале 1993 г. составляла 65 500 человек. В единой корпорации Lockheed Martin число занятых составило 165 тыс. человек, а объем продаж - 23 млрд дол. в год. Другим крупным событием процесса реструктуризации стало слияние компаний Northrop и Grumman в 1993 г. и образование корпорации Northrop-Grumman.

Компания Northrop до слияния организационно состояла из дочерней фирмы Northrop Woldvid Aircraft Services и трех отделений: В-2 Division, Military Aircraft Division и Electric Systems Division. Число служащих Northrop по состоянию на конец 1993 г. достигало 30 тыс. человек, стоимость активов составляла 2,9 млрд. дол., объем продаж - 5,1 млрд. дол., прибыль - 100 млн дол. (в 1992 г. последние два показателя были соответственно 5,5 млрд дол. и 120 млн дол.). По объему правительственных контрактов, полученных в 1992 г. (4,9 млрд дол.), компания Northrop занимала 6-е мес-то, а среди подрядчиков Министерства обороны - 2-е (общая стоимость контрактов 4,85 млрд. дол.). В 1993 г. компания Northrop получила от Министерства обороны контракты на сумму 3 млрд. дол., заняв 7-е место.

Перед тем как компания Northrop приобрела Grumman,в состав последней входили шесть дочерних фирм и два отделения (Grumman Aircraft System Division и Grumman Space Systems),про-изводящие авиационную и космическую технику.

В 1992 г. Grumman заключила контракты с федеральными органами на сумму 2,3 млрд дол. (17-е место среди американских фирм), а с Министерством обороны - в размере 2,2 млрд дол. (12-е место). В 1993 г. среди подрядчиков Министерства обороны корпорация заняла 10-е место по этому показателю (1,7 млрд дол.). В 1993 г. на предприятиях фирмы Grumman работало 17,9 тыс. человек. Объем продаж корпорации в то время составил 3,2 млрд дол., прибыль - 580 млн дол. Стоимость активов к концу того же года достигла 2 млрд дол.

После образования корпорации Northrop-Grumman число служащих в ней составило 47,5 тыс. человек. В конце 1994 г. было объявлено о предстоящей реорганизации корпорации и связанным с этим сокращением персонала. К концу 1995 г. планировалось уволить 9 тыс. человек, половина из которых работала на предприятиях, расположенных в HIT. Калифорния: в городах Пика-Ривера и Палмдейл (В-2 Division) - 2400 человек, в г. Хоторн (Military Aircraft Division) - 1600 и в г. Хоторн (Electric Systems Division) - 500 человек. Планировалось также сократить 3500 человек на предприятиях, расположенных в шт. Нью-Йорк.

В IV квартале 1994 г. Министерство обороны заключило контракты с Northrop-Grumman на сумму 900 млн дол. Еще более значимым событием процесса реструктуризации стало слияние компании Boeing с корпорацией McDonnell Douglas Corp.

Компания Boeing в период с 1985 по 1991 г. приобрела несколько мелких фирм. Это позволило ей занять среди подрядчиков Ми-нистерства обороны 6-е место по объему продаж (5,6 млрд дол.). Однако уже к 1994 г. объем военных продаж у компании резко сократился (до 1,7 млрд дол.) и она опустилась на 9-е место. Даль-нейшими шагами в поиске выхода из сложившейся ситуации стали приобретение в 1996 г. космического отделения компании Rockwell International и слияние в 1997 г. с корпорацией McDonnell Douglas Corp., также являющейся крупнейшим подрядчиком МО (объем военных продаж в 1994 г. составил 7,5 млрд дол.). Это позволило совместной компании, сохранившей название Boeing, увеличить годовой оборот более чем в два раза (с 22,7 млрд дол. до 48 млрд дол.) и стать практически монополистом на рынке производства самолетов,комплектующих к ним и технического обслуживания.

Консультативный комитет Европейского союза (главный орган надзора за международной конкуренцией) пытался не допустить объединения этих гигантов аэрокосмической индустрии, считая, что в результате такого слияния нарушатся принципы свободной конкуренции в данном секторе мирового рынка. По оценке экспертов комитета, Boeing и McDonnell Douglas Corp. производили до 84 % всех действующих реактивных самолетов в мире, при этом новый концерн станет контролировать около 70 % мирового рынка гражданской авиации (в частности, до 90 % транспортных самолетов).

Однако Федеральная торговая комиссия США, также занимавшаяся вопросом объединения этих гигантов, пришла к выводу, что данное слияние не будет препятствовать конкуренции и не нарушит американского антимонопольного законодательства.

Кроме слияния происходит, как уже отмечалось выше, распро-дажа и приобретение фирмами подразделений с целью завоевания или укрепления позиций в определенных секторах рынка. Так, фирма General Dynamics реализует программу углубления в военный бизнес, стремясь остаться крупным производителем оружия. С этой целью она продает достаточно ценные и крупные подразделения другим подрядчикам и в то же время активно занимается поисками и приобретением более мелких подрядчиков, которые еще располагают портфелем заказов. Поступив таким образом, фирма направляет полученные от продажи средства на укрепление основных направлений деятельности. В настоящее время General Dynamics определила четыре основных направления своего бизнеса: тактические самолеты, ядерные подводные лодки, танки и космическое оборудование. Тем самым фирма существенно сузила сферу своих военно-промышленных операций (отказалась от производства ракет и истребителей-бомбардировщиков),но в то же время укрепила свои позиции в избранных ею сферах деятельности.

Представляет интерес процесс приобретения компанией Lockheed Martin фирмы Loral. В 1996 г. руководителями компаний Loral и Lockheed Martin было подписано соглашение о продаже компанией Loral компании Lockheed Martin собственности и связанных с ней контрактов на сумму 9,1 млрд дол. Причем это соглашение рассматривалось не как приобретение или слияние, а как стратегическое объединение двух фирм.

Компания Loral являлась одной из ведущих в области производства электронных средств военного назначения. В период с 1985 по 1995 г. она приобрела ряд американских фирм, в том числе Ford Aerospace и IBM Federal Systems. Годовой объем продаж компании Loral с 1973 по 1996 г. увеличился с 27 млн дол. до 6,7 млрд дол. В компании работало 38 тыс. человек.

Подразделения корпорации Loral, участвующие в разработке космических систем, были объединены в открытую акционерную независимую компанию Loral Space and Communications, в которой компании Lockheed Martin стало принадлежать 20 % акций на сумму 344 млн дол. Приобретение акций отделений фирмы Loral, специализирующихся на создании высококачественного электронного оборудования, явилось очередным шагом компании Lockheed Martin, направленным на монополизацию космического сектора экономики США.

Стремление крупных аэрокосмических фирм к монополизации наиболее ярко выразилось в планировавшемся на 1998 г. объединении компаний Lockheed Martin и Northrop-Grumman. Однако компании были уведомлены в марте 1998 г. о том, что Министерство юстиции принципиально не согласно со слиянием двух этих компаний. Слияние, по мнению зарубежных специалистов, позво-лило бы ежегодно экономить около 1 млрд дол.,причем большая часть этих средств выпадает на правительственные заказы. Согласно условиям договора, заключенного еще в июле 1997 г., компа-ния Lockheed Martin собиралась приобрести Northrop-Grumman за 8,3 млрд дол. Если бы сделка состоялась,в американской экономике возникала бы мощнейшая корпорация Lockheed-Northrop со штатом сотрудников в 230 тыс. человек и с предположительным годовым объемом доходов в 37 млрд дол.

В то же время стремление гигантских аэрокосмических корпораций к монополизации космической деятельности не означает, что в этой области не остается места менее крупным фирмам. Анализ имеющейся информации показывает, что правильно выбранная деловая стратегия позволяет небольшим компаниям не только выжить в новых условиях, но и наращивать свои возможности.

Ярким примером такого подхода является компания Orbital Sciences Corp (OSC). Она была основана в 1982 г. и занималась разработкой и созданием зондовых ракет, подсистем К А исследова-тельского назначения. Основная ставка в деятельности компании была сделана на разработку малых КА и средств выведения для них. Это позволило компании, насчитывавшей в начале 1990-х гг. 1150 человек (годовой доход около 200 млн дол.), увеличить число работающих до 4000. Особенно сильно укрепились позиции OSC в результате приобретения канадской фирмы MacDonald, Dettwiler and Associates, специализирующейся на производстве аппаратуры наземных станций для систем дистанционного зондирования Земли из космоса,а также компании СТА Inc., занимающейся производством малых КА и информационных систем (1300 работающих, 140 млн дол. годового дохода).

Некоторые фирмы покидают аэрокосмический рынок, сосредотачивая усилия в других областях производства. Так, фирма Rockwell International, бывшая головным подрядчиком при создании МТКС Space Shuttle, освобождается от аэрокосмических отделений и направляет средства в наиболее прибыльную коммерческую сферу - автоматизацию промышленного производства и электронику, обещающую быстрый рост и высокую рентабельность. Это направление становится для Rockwell International доминирующим с 1995 г., когда за 1,9 млрд дол. была приобретена компания Reliance Electric Co. Производство промышленных автоматизированных систем и электронного оборудования дало в 1996 г. 28 % от всего товарооборота Rockwell International, в то время как на аэрокосмический сектор в 1995 г. пришлось лишь 2,45 млрд дол.

Процессы аналогичного характера происходят и в Европе. Так, в 1990 г. произошло слияние британской фирмы Marconi и французской Matra в единую компанию Matra Marconi Space, которая, в свою очередь слившись в 2000 г. с космическими подразделениями немецкой DaimlerChrysler Aerospace (DASA), образовала новую космическую компанию Astrium.

Схема образования компании Astrium

Компания Astrium,таким образом,является детищем трех ведущих европейских стран - Великобритании, Германии и Франции. Штабквартира компании находится в г. Фелиция, Франция. Компания насчитывает около 8 тыс. рабочих и служащих, почти половина из которых приходится на долю германских предприятий. Astruim намеревается утвердиться в качестве одного из лидеров практически во всех сферах космической деятельности. Распределение деловой активности компании предполагается следующим:

    * телекоммуникации и навигация - 34 %;
    * наблюдение Земли из космоса и космические исследования - 34 %;
    * космическая инфраструктура (носители и пилотируемый космос) - 32 %.

Реструктуризация и укрупнение предприятий характерно и для космической отрасли России. Так, в 1994 г. в результате слияния КБ "Салют" и ракетного завода им. М.В. Хруничева был создан Государственный космический научно-производственный центр им. М.В. Хруничева, объединивший в себе процессы разработки и производства ракетно-космической техники. В дальнейшем в его состав вошли НИИ космических систем (г. Юбилейный) и КБ "Арматура" (г. Ковров). Укрупненный состав ГКНПЦ им. М.В. Хруничева представлен на рис.

Функционально-структурная схема ГКНПЦ им. М.В. Хруничева

В настоящее время Центр обеспечивает осуществление всего жизненного цикла ракетно-космических систем, включая разработку, создание и эксплуатацию средств выведения, орбитальных средств и наземной инфраструктуры. НИИ космических систем проводит научные исследования, направленные на разработку новых средств выведения, космических систем мониторинга, связи, программнометодического обеспечения испытаний космической техники, совершенствование наземных измерительных комплексов, разработку средств эксплуатации вновь создаваемых образцов ракетно-космической техники.

КБ "Салют" осуществляет проектирование, разработку и испытания ракет-носителей, разгонных блоков, космических аппаратов и другой космической техники. Ракетно-космический завод обеспечивает непосредственное производство космической техники - ракет-носителей, разгонных блоков, космических аппаратов и их элементов.

КБ "Арматура" разрабатывает и производит оборудование для стартовых комплексов, предназначенных для запуска РН производства ГКНПЦ и других предприятий космической отрасли. Завод эксплуатации ракетно-космической техники обеспечивает поставку на космодромы и эксплуатацию техники и оборудования для подготовки и запуска РН производства ГКНПЦ.

Предприятие "Хруничев-Телеком" занимается организацией сетей связи и передачи данных в интересах информационного обеспечения запусков РН. Завод медицинской техники и товаров народного потребления обеспечивает производство конкурентоспособной продукции на основе использования передовых космических технологий.

Подобная реорганизация производства, но в меньших масштабах осуществляется и на других предприятиях отрасли. Так, в 1997 г. в результате слияния предприятий ЦСКБ и завода "Прогресс" был образован Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-ПРОГРЕСС", объединивший процессы разработки и производства ракетно-космической техники.

В целом же процессы слияния в Европе протекают сложнее,чем в США. Серьезным препятствием для этого,несмотря на успех образования компании Asrtium, продолжает оставаться "проблема границ". Например, долгое время велись переговоры о слиянии спутникового и ракетного бизнеса французской фирмы Aerospatiale и немецкой DASA. Было подписано соглашение об образовании двух совместных филиалов: в сфере спутниковых систем - филиал European Satellite Industries (ESI) и в сфере ракетных систем - филиал European Missile Systems (EMS). Участие обеих фирм в совместных предприятиях предусматривалось в равных объемах (по 50 %). По мнению зарубежных специалистов, решение данного вопроса должно было стать существенным прорывом в реструктуризации европейской аэрокосмической промышленности. Однако процесс затянулся и сведения о реализации этого соглашения отсутствуют.

Другой отличительной особенностью европейской аэрокосмической промышленности является изначально более низкий уровень милитаризации. Это вызывало необходимость рыночной направленности уже на заре космической деятельности. Поэтому объединение усилий с целью завоевания места на рынке космических услуг в Европе началось раньше, чем в США. Так, консорциум Arianespace, являющийся в настоящее время ведущей коммерческой организацией на рынке услуг по выведению полезных нагрузок, был образован еще в 1980 г. Следует отметить, что консорциумы, т.е. временные объединения на договорной основе для осуществления какого-либо проекта, получили наиболее широкое распространение в космической деятельности европейских стран.

В целом же в результате реструктуризации как американские, так и европейские аэрокосмические фирмы приобретают качества, позволяющие им не только сохранить свои позиции, но и расширить возможности.
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

http://rus.ruvr.ru/2010/11/03/31168574.html
ЦитироватьРуслан Пухов
   3.11.2010, 08:04
Мировой ВПК сегодня и завтра -2 ("Военно-промышленный курьер", Москва)[/size]
О  чем свидетельствуют реальные цифры и объективные факты[/size]

В сущности стратегия слияний и поглощений является основой роста ведущих западных оборонных концернов в последнюю четверть века. Эта тенденция особенно наглядно проявилась в 90-е и 2000-е годы на фоне реструктуризаций и сокращений военных расходов после окончания холодной войны. Все основные современные гиганты западного ВПК появились, как правило, в результате слияния крупных национальных и зарубежных компаний. Взглянем на процесс формирования этих «грандов».

Так это было в Америке...[/size]

Lockheed Martin. В 1986 году Lockheed Corporation приобрела крупную электронную компанию Sanders Associates, а в 1993-м - авиационное производство корпорации General Dynamics, осуществлявшее выпуск такой топовой машины, как истребитель F-16. Одновременно электронная и ракетно-космическая корпорация Martin Marietta купила спутниковые подразделения корпорации General Electric и той же General Dynamics.

А в 1994-1995 годах Lockheed Corporation и Martin Marietta объединяются в группу Lockheed Martin (стоимость этого слияния тогда оценивалась в 10 млрд долларов). В результате на американском рынке вооружений появляется крупнейший подрядчик в области военной авиации, ракетостроения и космоса. Новый гигант продолжает поглощения - в 1996 году он покупает электронный бизнес Loral Corporation за 9,1 млрд долларов, а в 1998-м речь зашла уже о слиянии Lockheed Martin и Northrop Grumman, но этому воспротивилось правительство США по антимонопольным соображениям.

Однако Lockheed Martin сейчас и так крупнейшая оборонная компания Соединенных Штатов и мира: в 2009 году ее объем продаж превысил 45 млрд долларов, 42 из которых получены за счет военной продукции. 58% от объема продаж корпорации приходится на Пентагон, еще 27% (в основном по космосу) - на другие американские правительственные агентства и лишь 15% - на экспорт.

К статусу главного американского авиастроителя Boeing шел через цепь поглощений именитых американских авиационных фирм. В 1960 году была куплена Vertol Aircraft (создавшая, в частности, вертолет СН-47 Chinook), в 1996-м - Rockwell (ранее сама поглотившая известную North American) и, наконец, в 1997-м (за 13 млрд долларов) приобретен концерн McDonnell Douglas, последний в США конкурирующий производитель пассажирских самолетов. Сама McDonnell Douglas к тому времени представляла крупную авиастроительную группу, возникшую в результате объединения в 1967 году компаний McDonnell и Douglas.

В 1984-м она купила авиастроительное подразделение корпорации Hughes (главный продукт - боевой вертолет AH-64 Apache). Таким образом, в 1997 году Boeing получил не только линейку пассажирских самолетов McDonnell Douglas (вскоре, естественно, «прибитую»), но и такие важные образцы ВВТ, как истребители F-15 и F/A-18, вертолет Apache, ракеты Harpoon и Tomahawk. Это позволило корпорации отбалансировать свои продажи. Сейчас она крупнейший производитель аэрокосмической техники в мире (объем продаж в 2009 году - 68 млрд долларов, из них на оборонный сектор пришлось 32 млрд).

Northrop Grumman возник в 1994 году после приобретения корпорацией Northrop компании Grumman Aerospace за 2,1 млрд долларов (была перебита цена, предлагавшаяся Martin Marietta). Новый концерн сделал ставку не столько на авиастроение, сколько на военный электронный бизнес, приступив к стремительной скупке основных американских активов в этой сфере: в 1996 году удалось прибрать к рукам ведущего заокеанского производителя военных РЛС Westinghouse Electronic Systems, затем - Teledyne Rayan, Litton Industries и еще до десятка электронных и компьютерных фирм.

В 2001 году Northrop Grumman стал ведущим военным судостроителем США, купив корпорацию Newport News Shipbuilding (поставляет Пентагону атомные авианосцы и атомные подводные лодки). Потом очередь дошла до ракетно-космической фирмы TRW. В 2009 году продажи Northrop Grumman достигли 36 млрд долларов, в том числе оборонной продукции - на 30,6 миллиарда.

Многопрофильный холдинг General Dynamics вырос из судостроительной отрасли, и составлявшая его ядро верфь Electric Boat поныне остается главным в США создателем атомных подводных лодок. Но в 1946 году была приобретена канадская авиастроительная компания Canadair, а в 1953-м - американская Convair и объединение получило название General Dynamics. В 1985 году состоялась покупка компании Cessna.

Однако в 90-е годы корпорация сменила профиль деятельности, распродав свои авиастроительные активы корпорациям Lockheed Corporation (включая истребитель F-16), McDonnell Douglas, Textron и сконцентрировавшись на производстве военно-морской и сухопутной техники. В 1982 году корпорация купила военный дивизион Chrysler, в 2003-м - военный дивизион General Motors.

В результате General Dynamics сосредоточил в своих руках выпуск большей части бронетанковой техники США и заодно приобрел ряд важных европейских активов по изготовлению бронетехники - швейцарскую компанию MOWAG (ведущий в мире поставщик колесных БТР), австрийскую Steyr-Daimler-Puch и испанскую Santa Barbara. Вместе с тем в 1999 году в холдинг вошел производитель «бизнес-джетов» Gulfstream Aerospace. В 2009-м General Dynamics имел 32 млрд долларов продаж, 26 из которых приходились на военный сектор.

В значительной мере путем скупки профильных компаний в 90-е и 2000-е годы сумели попасть в число ведущих американских оборонных компаний Raytheon и L-3 Communications.  Последняя вообще смогла подняться до статуса седьмого по объемам поставщика Пентагона (13 млрд долларов в 2009 году) главным образом благодаря массовым поглощениям последнего десятилетия.

 ...и так - в старом свете[/size]

Еще более показательными являются военно-промышленные объединения Западной Европы, где узость внутренних рынков военной продукции стала мощным стимулом к интеграции оборонной индустрии на панъевропейском либо трансатлантическом уровне.

В значительной мере уникальным примером является британская BAE Systems. Возникнув в 1960 году как объединение ведущих британских авиастроителей, своего рода «британской ОАК» (British Aircraft Corporation), она в 1977-м трансформировалась в государственную British Aerospace, фактически превратившись в полного монополиста Соединенного Королевства в сфере выпуска авиационной техники.

В 1999 году после приватизации British Aerospace образовала альянс с другой британской группой Marconi Electronic Systems, к этому времени контролировавшей значительную часть традиционных компаний Альбиона в области авиации, электроники и судостроения. Созданная в результате слияния BAE Systems фактически контролировала большую часть оборонной промышленности Великобритании, закрепив это положение скупкой предприятий по выпуску бронетехники и артиллерии.

В ходе последующей реструктуризации BAE Systems сбросила часть европейских активов (в частности долю в Airbus) и начала все более переориентироваться на заманчивый обширный американский оборонный рынок. В 2004 году ею была приобретена United Defense, являвшаяся крупнейшим в США производителем бронетехники и артиллерии, в 2007-м - другая заокеанская компания в этой сфере - Armor Holdings.

В целом BAE Systems в настоящее время получает большую часть дохода как подрядчик Пентагона, номинально являясь при этом британской компанией. Суммарный объем продаж BAE Systems в 2009 году составил 34 млрд долларов, из них около 18 миллиардов - в США.

Примером чисто европейского наднационального объединения стало EADS, в которое в 2000 году вошли германский (DaimlerChrysler Aerospace), французский (Ae'rospatiale-Matra) и испанский (CASA) авиастроительные холдинги. В ходе дальнейшей экспансии EADS выкупил часть авиационно-космических активов у британской BAE Systems. В 2009 году объем продаж EADS равнялся 60 млрд долларов, однако доминирует в нем производство Airbus - военная продукция принесла лишь 15 млрд долларов.

Другим мощным номинально французским, а фактически панъевропейским объединением ВПК является группа Thales. Она возникла после приобретения в 2000 году ведущей французской компанией военной электронной промышленности Thomson-CSF британской фирмы Racal. Thales стала крупнейшим оборонным подрядчиком во Франции и вторым - в Великобритании (после BAE Systems).

Она продолжает активную экспансию в виде скупки профильных оборонных активов во Франции, в других европейских странах и в США, одновременно расширяя свой гражданский сектор. В 2009 году объем продаж группы оценивался в 20 млрд долларов, из них оборонные поставки составили 8 млрд долларов.

Типом национального объединения оборонной промышленности является итальянский холдинг Finmeccanica, сформированный еще в 1948 году под государственным контролем и в настоящее время ведающий значительной частью итальянского военного, аэрокосмического и высокотехнологичного секторов. В 2009 году оборот холдинга приблизился к 27 млрд долларов, более 13 из которых приходится на военную продукцию.

Finmeccanica участвует в ряде совместных проектов с EADS, а также расширяет экспансию на оборонный рынок США, приобретя, в частности, в 2008 году за 5,2 млрд долларов американского электронного военного подрядчика DRS Technologies. Надо отметить, что Finmeccanica рассматривается в России в качестве своего рода образца для создания на базе Рособоронэкспорта холдинга «Ростехнологии».

Характерной профильной многосторонней компанией можно считать объединение по производству управляемого ракетного оружия MBDA. Оно контролируется BAE Systems (37,5%), EADS (37,5%), Finmeccanica (25%) и сейчас создает большинство европейских ракетных систем практически всех классов.

Предпосылкой для формирования европейских военно-промышленных объединений послужила активная реализация в Старом Свете с 60-х годов многосторонних проектов, направленных на разработку и выпуск различных образцов ВВТ, в первую очередь в наиболее сложных и затратных сферах (военная авиация и ракетостроение).

В качестве примеров можно привести программы создания истребителей-бомбардировщиков Jaguar и Tornado, вертолетов Puma, Lynx, Gazelle и ЕН101 (ныне AW101), учебно-боевого самолета Alpha Jet, военно-транспортного самолета Transall, зенитного ракетного комплекса Roland, противотанковых ракетных комплексов MILAN, HOT и TRIGAT, буксируемой гаубицы FH-70.

Необходимо вкратце рассказать о некоторых проектах ВПК Старого Света.[/size]

Eurofighter. Наиболее крупным реализуемым в Европе совместным оборонным проектом является успешная, хотя и сильно затянувшаяся программа создания европейского истребителя «четвертого +» поколения Eurofighter Typhoon. Двухдвигательный тактический истребитель Eurofighter Typhoon (EF2000) разработан одноименным консорциумом Eurofighter, образованным правительствами Великобритании (сейчас 37% участия), ФРГ (30%), Италии (19%) и Испании (14%). Непосредственная реализация программы осуществляется совместно объединениями EADS, BAE Systems и Finmeccanica.

Самолет оснащается специально сконструированными для него двухконтурными двигателями EJ200, производство которых ведется консорциумом Eurojet Turbo GmbH с участием британской компании Rolls-Royce, немецкой MTU, итальянской Avio и испанской ITP.

Программа Eurofighter осуществляется с 1983-го, но с начала девяностых годов претерпевала значительную нестабильность вследствие экономических и политических разногласий между участниками и затягивания работ.

Она постоянно сокращается, и в итоге сейчас номинально странами-партнерами подтвержден заказ на закупку до 2018 года 469 серийных машин (160 - Великобританией, 140 - Германией, 96 - Италией, 73 - Испанией, еще 72 истребителя заказаны Саудовской Аравией и 15 поставлены Австрии).

Поставка 148 самолетов так называемого первого транша (Tranche 1, 55 - Великобритании, 44 - Германии, 29 - Италии, 20 - Испании) началась в 2003 году и завершилась к концу 2007-го. Самолеты изготавливаются на национальных сборочных линиях во всех четырех государствах. С 2008 года идет выпуск машин серии Tranche 2, а в 2011-м будут производиться самолеты Tranche 3.

В то же время полной ясности ни с количеством закупаемых Eurofighter Typhoon, ни с их оборудованием и комплектацией до сих пор нет, поскольку часть НИОКР по программе сталкивается с ограничениями финансирования и практически все страны сократили заказы на истребители серии Tranche 3. Доводка самолета постоянно затягивается, как и полноценная интеграция всего комплекса вооружения, особенно класса «воздух-поверхность».

В силу всех этих причин, а также высокой стоимости (до 140 млн долларов за машину) экспортный потенциал Eurofighter Typhoon до сих пор неясен. Сейчас истребитель принимает участие в индийском тендере и рассматривается на предмет закупки Оманом.

Боевой вертолет Tiger является самым амбициозным военным проектом Eurocopter. Решение о начале его совместной (50 на 50) разработки было принято правительствами Франции и ФРГ еще в 1984 году. В 1991-м состоялся полет первого прототипа вертолета. Дальнейшая его доработка и испытания значительно затянулись и заняли более десяти лет, поставки начались лишь в 2004 году.

Задержка во многом была вызвана изначально большим разнообразием конфигураций, в которых разрабатывался Tiger. Практически каждая страна-заказчик пожелала иметь индивидуальную модификацию, удовлетворяющую ее специфическим потребностям. Франция и Германия планировали приобрести по 80 машин (в 2010 году ФРГ сообщила о намерении сократить закупку вдвое), Испания - 24.

Все версии Tiger различаются между собой по прицельно-обзорному оборудованию и применяемым типам вооружений. В итоге, например, в то время как три французских Tiger уже налетали в Афганистане более 1000 часов, германские еще не достигли боеготовности и непригодны для использования.

Высокая цена, во многом ставшая следствием длительного и сложного процесса разработки, снижает возможности конкуренции Tiger на рынке боевых вертолетов. По боевым возможностям он уступает существенно более тяжелому и мощному американскому AH-64D Apache, но по цене сопоставим с ним. В итоге помимо стран - акционеров Eurocopter вертолет был продан пока только Австралии, которая заказала 22 машины.

NH90 - «общенатовский» военный транспортный вертолет нового поколения среднего класса, способен перевозить до 20 солдат или 2,5 т груза. Инициаторами программы выступили Германия, Италия, Нидерланды и Франция. Для разработки и продвижения машины была образована компания NHIndustries, где Eurocopter принадлежит 62,5%, 32% - итальянской AgustaWestland и 5,5% - нидерландской Stork Fokker Aerospace. NH90 создан в двух модификациях - транспортной ТТН и корабельной противолодочной NFH.

Соглашение о начале разработки было подписано в 1992 году. Полет первого прототипа состоялся в 1995-м, поставки начались в 2006-м. Создание NH90 стало крупным успехом европейского ВПК: к настоящему времени продано или законтрактовано 529 вертолетов (Германия - 122, Франция - 61, Италия - 116, Нидерланды - 20). Возможно увеличение заказов некоторыми странами-участницами, в первую очередь Францией. Однако Германия в 2010 году запланировала уменьшить закупку до 80 вертолетов.

NH90, несмотря на свою значительную стоимость (около 20 млн евро), быстро завоевал популярность на мировом и особенно европейском рынке. С 2004 года машина была заказана Австралией (46), Бельгией (8), Грецией (20), Испанией (45), Новой Зеландией (9), Норвегией (14), Оманом (20), Португалией (10), Финляндией (20) и Швецией (18). Ведутся переговоры о продаже вертолета еще ряду стран.

Фрегаты Horizon и FREMM. Разработка этих кораблей осуществляется французским предприятием Armaris (объединение DCNS, ранее участвовало и Thales) и итальянской компанией Orizzonte (образована Finmeccanica и Fincantieri).

Проект больших фрегатов ПВО Horizon с ЗРК Aster осуществляется с 1999-го, и к настоящему времени для флотов Франции и Италии построено по два корабля, введенных в строй в 2008-2009 годах.

Дальнейшее развитие корабли класса «фрегат» в ВМС Франции и Италии получили в более умеренном по стоимости проекте FREMM (Fre'gates Europe'ennes Multi-Missions). Межправительственное соглашение о разработке фрегатов FREMM, призванных стать основными надводными боевыми кораблями флотов обеих стран, было подписано в 2005 году.

Сейчас для ВМС Франции намечается построить 11 фрегатов (на сумму 7 млрд евро), для ВМС Италии - 10. Головной французский фрегат был спущен на воду в этом году и должен войти в строй в 2012-м. FREMM cчитается весьма сильным предложением на мировом рынке кораблей этого класса, один фрегат уже строится для Марокко и к нему проявляет большой интерес еще ряд стран.

Формирование общих рынков[/size]

Узость национальных рынков вооружений и перспективы их дальнейшего сужения вынуждают западные правительства в интересах поддержания ВПК способствовать межнациональному оборонному сотрудничеству между союзными и типологически близкими странами. Это ведет к феномену формирования общих рынков ВВТ. Сейчас можно говорить о том, что складываются два таких рынка - трансатлантический англо-американский (англосаксонский) и континентально-европейский.

Англо-американский общий оборонный рынок связан со все большим «перетеканием» британских военно-промышленных компаний за океан, где идет увеличение количества получаемых ими заказов. Только в 2008 финансовом году десять ведущих фирм ВПК Великобритании подписали контракты с Пентагоном на 14,4 млрд долларов, причем 12,3 миллиарда из этой суммы пришлось на BAE Systems.

В свою очередь американские подрядчики занимают привилегированные позиции в Соединенном Королевстве. Так, показательно, что тендер на гусеничную бронированную машину по британской программе FRES выиграла General Dynamics. В целом значительная часть британского оборонного импорта поступает из США.

Тесные военно-технические связи США и Великобритании заставляют говорить о формировании своего рода общего англосаксонского трансатлантического оборонного рынка с мощной «диффузией» военно-промышленных комплексов обеих стран. Не случайно BAE Systems и Rolls-Royce ныне превратились по сути в англо-американские корпорации и имеют тенденции ко все большему переносу активности в США, откуда они получают основной объем заказов и где находится все большее число их производственных площадок.

Так, BAE Systems уже контролирует основную часть американских мощностей по выпуску бронетанковой техники и артиллерийского вооружения. Видимо, не за горами и полный переход BAE Systems и Rolls-Royce под звездно-полосатый флаг.

В 2010 году после длительной борьбы с американскими «охранительными» политическими силами и протекционистами Великобритании удалось добиться соглашения с США, существенно облегчающего взаимный трансферт секретных военных технологий. Это должно еще больше расширить военно-промышленную интеграцию двух стран и взаимное присутствие оборонных компаний на обоих рынках.

Британские компании доминируют среди иностранных фирм на рынке слияний в оборонном секторе США. В 2008 году из 18 иностранных компаний, приобретших американские военные фирмы, 14 были британскими. В 2006-2008 годах британские компании инвестировали около 10 млрд долларов в покупку американских оборонных промышленных активов.

В свою очередь Европейский союз проявляет все больше инициативы в отношении создания единого оборонного рынка входящих в него государств. Здесь движение идет по двум направлениям. С одной стороны, центральные органы ЕС настаивают на открытии национальных оборонных рынков стран - членов союза для всех европейских компаний ВПК с устранением национального протекционизма в этой сфере и введением единых закупочных процедур.

С другой - делаются попытки активизировать совместную разработку и закупку вооружений и военной техники под эгидой ЕС. Этим занимаются сформированное в 2004 году Европейское оборонное агентство (European Defence Agency - EDA), в котором участвуют все члены ЕС, кроме Дании, а также существующее с 1996 года в основном под франко-германской эгидой, но до сих пор с малой эффективностью совместное европейское военное закупочное ведомство OCCAR (Organisme Conjoint de Coope'ration en matie're d'Armement).

Сейчас OCCAR участвует в нескольких совместных европейских проектах (А400М, Tiger, Boxer, FREMM, ЗРК Aster). EDA в последние пару лет также запущен ряд совместных программ НИОКР с широким представительством европейских стран (создание средств борьбы с импровизированными взрывными устройствами, средств обнаружения ОМП, информационных сетевых систем и др.).

Хотя в настоящее время единый европейский оборонный рынок только формируется, бесспорно, что политическое давление в данном направлении со стороны евроструктур неизбежно приведет к появлению единого военно-торгового и военно-промышленного пространства ЕС. Что в свою очередь скорее всего будет способствовать новому этапу интеграции и слияний в европейском ВПК.
Руслан Пухов, директор Центра АСТ, издатель журнала «Экспорт вооружений»
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

АниКей

Цитироватьвторник, 7 декабря 2010 года
16:06  //  Иван Чеберко http://marker.ru/news/2873
РКК «Энергия» судится с компанией Искандера Махмудова[/size]


Фотография с сайта novosti-kosmonavtiki.ru

   Ракетно-космическая корпорация «Энергия» решила пойти на конфликт с дочерней структурой УГМК Уральская горно-металлургическая компанияИскандера Махмудова — компанией «Международные космические услуги» (МКУ). «Энергия» через суд требует с МКУ долг в 134,5 млн руб. Источники в ракетно-космической отрасли полагают, что «Энергия» пошла на конфронтацию с фирмой Махмудова, чтобы избавиться от соперника. МКУ планирует осуществлять запуски с помощью ракетоносителей «Зенит», производство которых ограничено шестью штуками в год. Весь объем выпускаемых «Зенитов» востребован дочерней структурой «Энергии» в рамках проекта «Морской старт», и МКУ оказывается в роли конкурента, подлежащего устранению.

«Энергия» взыскивает долги[/size]

Исковое заявление от РКК «Энергия» к ООО «Международные космические услуги» зарегистрировано Арбитражным судом Москвы 17 ноября. Сумма иска — 134,439 млн руб. В «Энергии» «Маркеру» сообщили, что таким образом решили взыскать с МКУ накопившиеся долги. Но могут быть и другие мотивы.

МКУ создана специально для реализации проекта «Наземный старт», который родился как дополнение к проекту «Морской старт». В начале 2000-х акционеры «Морского старта» решили, что спутники легче 4,5 т целесообразнее запускать «Зенитами» не с морской стартовой платформы, буксируемой к экватору, а с Байконура, где требовалось только модернизировать пусковой комплекс.

Под проект создали отдельную компанию — МКУ, 50% в которой в 2004 г. получила УГМК, оплатившаяинвестиции оцениваются в $25 млн доработку ракет «Зенит-2SLБ» и «Зенит-3SLБ», а также доделку пусковой установки на Байконуре. В то время много говорилось о социальной ответственности бизнеса, и Махмудов инвестиции в непрофильный для себя космический бизнес объяснял именно в этом ключе: «Это мой вклад в развитие государства».газета «Коммерсантъ-Урал» от 30.10.10 Десятипроцентную долю в МКУ получила РКК «Энергия».

«Морской старт» против наземного[/size]

В 2009 г. компания «Морской старт» из-за долгов, превысивших $3 млрд, начала процесс банкротства. В мае 2010 г. спасти ее взялась российская Energia Overseas Ltd (EOL), принадлежащая «Энергии». Она профинансировала процедуру выхода «Морского старта» из банкротства и получила в собственность активы компании. В «Энергии» уверяют, что приобретение «Морского старта» непосредственно не влияет на планы компании в отношении МКУ и «Энергия» сохранит долю в этой компании.

Однако источник «Маркера» в ракетно-космической отрасли утверждает, что, став стопроцентным собственником «Морского старта», «Энергия» потеряла заинтересованность в МКУ. «Количество выпускаемых ,,Южмашем"Государственное предприятие «Производственное объединение ,,Южный машиностроительный завод" имени А. М. Макарова», Днепропетровск ракет ,,Зенит" ограничено пятью, максимум шестью штуками в год, — говорит он. — Чтобы проект ,,Морской старт" был рентабелен, ему нужно не менее 5–6 пусков в год. То есть на два проекта физически не хватает материальной части. Если производство двигателей для ,,Зенитов" за три года может вырасти, скажем, до уровня оснащения 10 ракет в год, то производство на ,,Южмаше" не может быть увеличено в такие сроки. К тому же я сомневаюсь, что ,,Южмаш" на это увеличение готов пойти, памятуя о банкротстве ,,Морского старта"».

Собеседник «Маркера» полагает, что «Энергия» теперь будет способствовать устранению конкурента и судебные тяжбы — шаг именно в этом направлении.

В УГМК ситуацию официально комментировать не стали. Источник в компании отметил лишь, что «космос Махмудова не интересует».
А кто не чтит цитат — тот ренегат и гад!

Launch1961

У РККЭ сейчас накладные расходы - менее 200 процентов а зарплата - на уровне 30000
У ЦСКБ - накладные расходы более 2000 (более двух тысяч проценнтов!) процентов а зарплата менее 10000
Акционирование ЦСКб и включенгие ЦСКБ в схему РККЭ выгодно в первую очередь ЦСКБ.
Поджозреваю, что после акционирования ЦСКБ и включения ЦСКБ в схему Энергии - зарплаты на ЦСКБ сразу подскочат раза в два.

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"


Лютич

А мне интересно, с каких пор филиал газеты Жизнь стал достоверным источником.
Давайте тогда на СПИД-Инфо будем ссылаться или там на Sun
Смотреть телевизор и читать газеты - моя работа.

Sаlyutman

Обновился дизайн сайта ГКНПЦ им. М.В.Хруничева
http://www.khrunichev.ru/
"...Зато мы делаем ракеты..."
"Уважаю Салютмана и Штуцера - грамотные человеки.Остальное сброд! Нет грамотной аргументации..."(с) algol57

Lanista

Байкал всё еще в разработке значится...