Российская лунная экспедиция

Автор Liss, 16.07.2014 00:19:03

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Андрюха

#6940
Цитата: Практик от 26.04.2023 21:04:18Угол упреждения нужен, чтобы к моменту достижения лунной орбиты там оказалась Луна.
Что касается 97, то там будет всё лучше из-за меньшей прецессии и ещё в другую сторону! Меньше импульс и меньше ожидание...и возможно другим способом! ;D
Другим способом - это с выходом на ВЛО вместо эллипса?
Всё-таки чем задаётся (определяется) время перелета в одну сторону, с ОИСЗ к Луне, или наоборот? Можно лететь 2,5 суток, 3,5 и даже 4,5 суток. Вот чем это определяется, не понимаю :(. Отлетный импульс же одинаковый, следовательно и скорость одна и та же.
Вы как-то говорили, что "варьируя временем перелета можно добиться оптимального попадания в плоскость ОС...". Так вот как им варьировать, самим этим временем перелета? Коррекциями уже в ходе самого полета (где-то "притормозить", где-то "дать импульс в нужную сторону")?
Поясните, плиз, этот момент ::)

Практик

Цитата: Андрюха от 04.01.2024 11:16:20
Цитата: Практик от 26.04.2023 21:04:18Угол упреждения нужен, чтобы к моменту достижения лунной орбиты там оказалась Луна.
Что касается 97, то там будет всё лучше из-за меньшей прецессии и ещё в другую сторону! Меньше импульс и меньше ожидание...и возможно другим способом! ;D
Другим способом - это с выходом на ВЛО вместо эллипса?
Всё-таки чем задаётся (определяется) время перелета с ОИСЗ в одну сторону, к Луне? Можно лететь 2,5 суток, 3,5 и даже 4,5 суток. Вот чем это определяется, не понимаю :(. Отлетный импульс же одинаковый. Датой отлета? Упреждающим углом?
Например, рассчитано время перелета в 3,5 суток. Можно ли как то с той же орбиты, в ту же дату и время отлета долететь туда же, но за 2,5 суток? Или время перелета как раз зависит от времени старта? А если да, то за счёт чего?
Поясните, плиз, этот момент ::)

Эко Вас, Андрюха, разобрало! Чтоб 4-го января о Луне думать! ;D Мне даже пришлось историю просмотреть, с чего эта цитата!
Всё-таки чем задаётся (определяется) время перелета с ОИСЗ в одну сторону, к Луне?
Определяется, пожалуй возможностями. Лучше долетать до Луны за полтора дня, но тогда и отлётный импульс и тормозной будут существенно больше, чем для 2.5, 3.5 и 4.5...Это я к тому, что у вас написано про одинаковый отлётный импульс! Это не так...Его величина зависит от угла перелёта. Если бы плоскости орбиты перелёта и Луны совпадали, то можно было говорить о плоском перелёте и самым оптимальным был бы гомановский перелёт с углом перелёта - 180 градусов.
В нашем же случае при запусках с северных широт имеет место быть пространственный перелёт с углом меньшим 180 градусов! Необходимо стремиться, чтобы вход в грависферу Луны был с наименьшей скоростью, тк относительно Луны мы уже будем лететь по гиперболе и чем меньше скорость входа в грависферу, тем меньше тормозной импульс для перехода на круговую орбиту.
Датой отлёта...определяется угол перелёта и на месячном интервале существуют более благоприятные даты в смысле затрат скорости. Угол упреждения это функция времени перелёта исходя из того, что Луна движется по орбите около 13 градусов в сутки...
Например, рассчитано время перелета в 3,5 суток. Можно ли как то с той же орбиты, в ту же дату и время отлета долететь туда же, но за 2,5 суток?
 НЕЛЬЗЯ! Вы достигли орбиты Луны за 2.5 суток, а её там нет...она ещё не долетела и в 13 градусах от вас...
 Или время перелета как раз зависит от времени старта? 
Стартовать с Земли к Луне вы можете из расчёта 2.5 и 3.5 и тд, но время старта будет разное... 
И ещё у вас 4 траектории С-С, С-Ю, Ю-Ю, Ю-С...С-север, Ю-юг... Для каждой траектории свои условия...Но, ...важно не только войти в разговор, но и правильно выйти из него! (с)
Нужно рассматривать комплексную задачу с учётом возврата КК на Землю, причём возврат это главная задача, от которой определяется старт...Поэтому, наличие инфраструктуры на окололунной орбите позволяет снять массу НШС, связанных с возвратом...

Андрюха

Цитата: Практик от 04.01.2024 13:07:47Эко Вас, Андрюха, разобрало! Чтоб 4-го января о Луне думать! ;D
Да это я вспомнил про крайнюю презентацию про ПТК, Рывок и ВЛО :D.
Кстати, не знаете случаем, ничего по ней нигде ещё не публиковалось? Может статья какая в научном издании или Муртазин может запатентовал какие элементы схемы? Я пока не находил ::)
Цитата: Андрюха от 04.01.2024 11:16:20Вы как-то говорили, что "варьируя временем перелета можно добиться оптимального попадания в плоскость ОС...". Так вот как им варьировать, самим этим временем перелета?
Если я правильно понял, подбираемой датой отлета и траекторией? Точнее, для  каждой конкретной "удобной" даты будет выходить своё время перелета?

Практик

Цитата: Андрюха от 04.01.2024 13:40:05
Цитата: Практик от 04.01.2024 13:07:47Эко Вас, Андрюха, разобрало! Чтоб 4-го января о Луне думать! ;D
Да это я вспомнил про крайнюю презентацию про ПТК, Рывок и ВЛО :D.
Кстати, не знаете случаем, ничего по ней нигде ещё не публиковалось? Может статья какая в научном издании или Муртазин может запатентовал какие элементы схемы? Я пока не находил ::)
Цитата: Андрюха от 04.01.2024 11:16:20Вы как-то говорили, что "варьируя временем перелета можно добиться оптимального попадания в плоскость ОС...". Так вот как им варьировать, самим этим временем перелета?
Если я правильно понял, подбираемой датой отлета и траекторией? Точнее, для  каждой конкретной "удобной" даты будет выходить своё время перелета?
Слышал, что статью написали и вроде как заявку на патент подали...но ещё ничего в печати нет...
По поводу попадания в плоскость ОС, в отличие от флаговтыка, надо подбирать дату отлёта, а это раз в две недели при старте с Земли...Варьируя временем перелёта можно обеспечить фазирование, т.е. оказаться не только в плоскости, но и в окрестности ЛОС после выполнения тормозного импульса...

Андрюха

#6944
Цитата: Практик от 30.03.2023 11:51:53Преимущество 97 при отлёте на ВЛО. Есть возможность долететь более экономно. Относительно НОЛО у 51.6 преимущество...метров на 20-30...

А чем обусловленно преимущество 97 над 51 градусной орбитой ОИСЗ при полете именно на ВЛО? При одинаковом времени перелета, из-за меньшей суммарной прецессии (12.2 гр/сут для 97 против 18.2 гр/сут для 51,6) чтобы попасть к Луне, скажем так "догнать Луну", выходит несколько меньшая необходимая угловая скорость, т.е. достаточно чуть меньше "разгоняться" и, следовательно, несколько меньший отлетный импульс. В этом и выражается экономичность 97 градусной орбиты. С 51,6 отлетный импульс будет чуть больше. Ход мысли верный? ::)
Но тогда мне непонятно чем обусловленно преимущество 51,6 над 97 для полета на НОЛО? Тут также ведь отлетный импульс должен быть чуть больше чтобы "попасть" к Луне. За счёт чего берется выигрыш в 20-30 метров?...

Практик

Цитата: Андрюха от 04.01.2024 20:41:26
Цитата: Практик от 30.03.2023 11:51:53Преимущество 97 при отлёте на ВЛО. Есть возможность долететь более экономно. Относительно НОЛО у 51.6 преимущество...метров на 20-30...

А чем обусловленно преимущество 97 над 51 градусной орбитой ОИСЗ при полете именно на ВЛО? При одинаковом времени перелета, из-за меньшей суммарной прецессии (12.2 гр/сут для 97 против 18.2 гр/сут для 51,6) чтобы попасть к Луне, скажем так "догнать Луну", выходит несколько меньшая необходимая угловая скорость, т.е. достаточно чуть меньше "разгоняться" и, следовательно, несколько меньший отлетный импульс. В этом и выражается экономичность 97 градусной орбиты. С 51,6 отлетный импульс будет чуть больше. Ход мысли верный? ::)
Но тогда мне непонятно чем обусловленно преимущество 51,6 над 97 для полета на НОЛО? Тут также ведь отлетный импульс должен быть чуть больше чтобы "попасть" к Луне. За счёт чего берется выигрыш в 20-30 метров?...
Тут просто надо видеть различие между ВЛО и НОЛО. На НОЛО переход одноимпульсный, выбираем высоту прилёта равное высоте НОЛО, выполняем тормозной импульс около 900 м/с и переходим на круг. При прочих равных наклонение 97 потребует большей скорости, чем 51.6, потому что дальше от наклонения эклиптики. Потребуется перелётная орбита с большей полуосью, а за это надо "платить"! Это ответ на последний вопрос.
По части ВЛО при одноимпульсном переходе это также работает и 51.6 имеет преимущество перед 97. А вот в случае грависферного перехода, являющегося разновидностью биэллиптического перехода, но с грависферным эффектом, можно перейти на ВЛО высотой 10 тыс.км за 350 м/с. Тут используются в "нужном" направлении возмущения гравитационного поля от Земли. И чем выше наклонение, тем сильнее этот эффект! Например, при наклонении 97 максимальная высота ВЛО, на которой работает грависферный переход, больше 20тыс.км. Для 51.6 это 13 тыс, для 28 это 9 тыс.км. В этом и заключается преимущество 97 над 51.6...Можно более эффективно использовать грависферный эффект. И не только в смысле уменьшения скорости, но и в задаче "попадания" в заданную плоскость орбиты ВЛО. Прецессия здесь не причём, она начнёт работать только при реализации концепции Рывка, чтобы вернуться в плоскость околоземной ОС. И здесь пожалуй 97 тоже будет в выигрыше...
И ещё. Наверное трудно с ходу всё это воспринять. Это нормально. Как я понимаю, ВЛО можно рассматривать в качестве альтернативы NRHO и исследования этой темы далеко не закончены. Над  NRHO работают институты, так как это в теме Артемис. По ВЛО же всё на энтузиазме. Будем надеяться, что в этом году появятся описательные статьи...

Schwalbe

А это, на бесконечности наклонение никак нельзя поменять без особых затрат? 
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

Практик

Цитата: Schwalbe от 05.01.2024 00:08:24А это, на бесконечности наклонение никак нельзя поменять без особых затрат?
А что такое бесконечность? Где она находится? Это понятие относительное...

Андрюха

#6948
А сколько с ВЛО до поверхности дельта V? 2400 м/с?

Практик

Цитата: Андрюха от 05.01.2024 11:35:08А сколько с ВЛО до поверхности дельта V? 2400 м/с?
750-800 м/с в один конец...Для этого нужен отдельный МБ...на Гейтвэе тоже предусмотрен...на первых парах доставляется на ВЛО отдельным однопуском с Земли, впоследствии можно сделать многоразовым. Туда связка ВМ-ПС-МБ, обратно ВМ-МБ. В апрельской презентации получался ВМ массой 4тн, это если использовать А5В. Перелёт в одном направлении 0.65 суток...

Андрюха

Цитата: Практик от 05.01.2024 12:29:49750-800 м/с в один конец...
Это между ВЛО и НОЛО? А почему так много то? Это как с NRHO, блин...

Практик

Цитата: Андрюха от 05.01.2024 12:35:33
Цитата: Практик от 05.01.2024 12:29:49750-800 м/с в один конец...
Это между ВЛО и НОЛО? А почему так много то? Это как с NRHO, блин...
И чо! ;D

Андрюха

Цитата: Практик от 05.01.2024 12:38:00
Цитата: Андрюха от 05.01.2024 12:35:33
Цитата: Практик от 05.01.2024 12:29:49750-800 м/с в один конец...
Это между ВЛО и НОЛО? А почему так много то? Это как с NRHO, блин...
И чо! ;D
А вот так не верно? :D
Цитата: Андрюха от 05.01.2024 11:35:08Если при прямом перелёте на НОЛО - 900 м/с, а на ВЛО - 650 м/с. Остаётся недобор 250-300 м/с между ВЛО и НОЛО. 2100 м/с - посадка с НОЛО (с резервом), вот и вышло 2400 м/с с ВЛО

Практик

Цитата: Андрюха от 05.01.2024 13:47:24А вот так не верно? :D
Цитата: Андрюха от 05.01.2024 11:35:08Если при прямом перелёте на НОЛО - 900 м/с, а на ВЛО - 650 м/с. Остаётся недобор 250-300 м/с между ВЛО и НОЛО. 2100 м/с - посадка с НОЛО (с резервом), вот и вышло 2400 м/с с ВЛО
Андрюха! Во-первых добраться до ВЛО можно за 350 "рублей" ;D Но в сумме всё равно больше, чем сразу на НОЛО! Я предлагаю посмотреть на проблему с другой стороны.
Рассмотрим классику. Аполлон...140 тонн на ИСЗ, прямой перелёт на НОЛО, ВМ - 2.2тн, 2 астронавта на 3 суток.
Схема ПТК+ЛВПК...2РН СТК - 240-250тн, прямой перелёт на НОЛО, ВМ - 4.5тн, 4 космонавта на 18 дней
Через ВЛО...3 А5В+А5М - 140тн на ИСЗ, ВМ - 4 тн, 4 космонавта, суток - сколько СОЖ в "избушке" те на лунной Базе.
Через NRHO...по массе РН и ВМ - нет данных, остальное то же, что и через ВЛО. Только достижение орбиты на 100 рублей дороже...и из-за эллиптичности орбиты есть ограничения по окнам отлёта 3.5 дня из 7...
А где все эти "рубли"? - да там, внутри схемы, зачем их считать! Надо смотреть по конечным показателям!

Schwalbe

Цитата: Практик от 05.01.2024 16:36:36Рассмотрим классику. Аполлон...140 тонн на ИСЗ, прямой перелёт на НОЛО, ВМ - 2.2тн, 2 астронавта на 3 суток.

Через ВЛО...3 А5В+А5М - 140тн на ИСЗ, ВМ - 4 тн, 4 космонавта, суток - сколько СОЖ в "избушке" те на лунной Базе.
Т.е типа лучше Аполлона? А не правильно ли сравнить удельные импульсы ду на маневрах?
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

Практик

Цитата: Schwalbe от 05.01.2024 20:03:21
Цитата: Практик от 05.01.2024 16:36:36Рассмотрим классику. Аполлон...140 тонн на ИСЗ, прямой перелёт на НОЛО, ВМ - 2.2тн, 2 астронавта на 3 суток.

Через ВЛО...3 А5В+А5М - 140тн на ИСЗ, ВМ - 4 тн, 4 космонавта, суток - сколько СОЖ в "избушке" те на лунной Базе.
Т.е типа лучше Аполлона? А не правильно ли сравнить удельные импульсы ду на маневрах?
Сравните!

Schwalbe

Цитата: Практик от 05.01.2024 20:22:53
Цитата: Schwalbe от 05.01.2024 20:03:21
Цитата: Практик от 05.01.2024 16:36:36Рассмотрим классику. Аполлон...140 тонн на ИСЗ, прямой перелёт на НОЛО, ВМ - 2.2тн, 2 астронавта на 3 суток.

Через ВЛО...3 А5В+А5М - 140тн на ИСЗ, ВМ - 4 тн, 4 космонавта, суток - сколько СОЖ в "избушке" те на лунной Базе.
Т.е типа лучше Аполлона? А не правильно ли сравнить удельные импульсы ду на маневрах?
Сравните!
ВЛОм
Я с детства не любил овал - я с детства угол рисовал.
В конце концов, повторное использование имеет мало смысла для носителя, который, кажется, никто не хочет использовать в первый раз.

Практик

Цитата: Schwalbe от 05.01.2024 21:28:25
Цитата: Практик от 05.01.2024 20:22:53
Цитата: Schwalbe от 05.01.2024 20:03:21
Цитата: Практик от 05.01.2024 16:36:36Рассмотрим классику. Аполлон...140 тонн на ИСЗ, прямой перелёт на НОЛО, ВМ - 2.2тн, 2 астронавта на 3 суток.

Через ВЛО...3 А5В+А5М - 140тн на ИСЗ, ВМ - 4 тн, 4 космонавта, суток - сколько СОЖ в "избушке" те на лунной Базе.
Т.е типа лучше Аполлона? А не правильно ли сравнить удельные импульсы ду на маневрах?
Сравните!
ВЛОм
Я почему то так сразу  и подумал! ;D

Андрюха

Цитата: Практик от 04.01.2024 23:59:28Как я понимаю, ВЛО можно рассматривать в качестве альтернативы NRHO и исследования этой темы далеко не закончены
Цитата: Практик от 05.01.2024 12:29:49Туда связка ВМ-ПС-МБ, обратно ВМ-МБ
Кстати, не совсем альтернатива - аналог. И дело не только в орбите. Насколько мне известно (видя разные схемы), у амеров в Артемиде МБ переводит связку ВМ+ПС только в одну сторону, и в случае многоразовости один возвращается на NRHO, а ВМ сам возвращается сразу (но вероятно через НОЛО, но главное сам) на NRHO. И да, с точки зрения безопасности это плюс. Тут же с МБ выходит дополнительная промежуточная стыковка, снижающая надёжность всей схемы...

Практик

Цитата: Андрюха от 05.01.2024 22:03:40
Цитата: Практик от 04.01.2024 23:59:28Как я понимаю, ВЛО можно рассматривать в качестве альтернативы NRHO и исследования этой темы далеко не закончены
Цитата: Практик от 05.01.2024 12:29:49Туда связка ВМ-ПС-МБ, обратно ВМ-МБ
Кстати, не совсем альтернатива - аналог. И дело не только в орбите. Насколько мне известно (видя разные схемы), у амеров в Артемиде МБ переводит связку ВМ+ПС только в одну сторону, и в случае многоразовости один возвращается на NRHO, а ВМ сам возвращается сразу (но вероятно через НОЛО, но главное сам) на NRHO. И да, с точки зрения безопасности это плюс. Тут же с МБ выходит дополнительная промежуточная стыковка, снижающая надёжность всей схемы...
Это означает, что у амеров в заправленном ВМ 2/3 составляет топливо! Соответственно перегруз на ПС и, в конечном счёте, на МБ! В итоге неэкономичная схема...Она хороша если заправляться на Луне...
По поводу надёжности...Если ВМ не стыкуется на НОЛО с "маткой" по схеме Аполлон это что - "кирдык"? Если ВМ не стыкуется на NRHO это, пожалуй, тоже кирдык! Это надо принимать как нерасчётный случай!
Пусть вероятность стыковки 0.99., тогда вероятность двух успешных стыковок 0.98. С одной стороны вероятность "кирдыка" увеличилась в два раза, а с другой только на 1%...
Я бы рискнул! ;D;D