Ядерный двигатель

Автор Lev, 29.05.2011 05:08:55

« назад - далее »

0 Пользователи и 2 гостей просматривают эту тему.

pkl

ЦитироватьИнновационные технологии, создаваемые в рамках проекта

1. Технология создания высокотемпературных (до 1500 К) турбин.

2. Технология создания высокотемпературных (до 1500 К) компактных теплообменных аппаратов.

3. Технология создания высокоэффективных ЭРД большой мощности (более 50 кВт).

4. Технология создания высокооборотных (30000-60000 об/мин). электрогенераторов и статических преобразователей большой мощности, средств управляющей техники.

5. Технология создания высокотемпературных (до 1500 К) жаропрочных конструкционных материалов.

6. Технология создания бескаркасных холодильников излучателей.

7. Технологии развертывания крупногабаритных конструкций в космосе.

8. Создание компактного газоохлаждаемого реактора с рабочей температурой до 1600К.

9. Создание высокоплотного топлива для ядерного реактора.

Дааа... проект надо двигать хотя бы ради этого. Создание таких технологий - уже само по себе достижение. Даже если буксир не найдёт применения /хотя это будет очень грустно/.

Однако... не слишком ли жёсткие сроки они поставили?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

LG

pkl писал(а):
ЦитироватьДаже если буксир не найдёт применения /хотя это будет очень грустно/.
Для тяжелых АМС буксир на 200-500 кВт - самое то.

чайник17

ЦитироватьИнновационные технологии, создаваемые в рамках проекта

1. Технология создания высокотемпературных (до 1500 К) турбин.
Это может сойти за инновационные технологии разве что в рамках отсталой космической отрасли.
Например, Siemens лет десять уже выпускает газовую турбину работающую при 1500 градусах. Сейчас называется STG6-6000G, ранее назвывалась W501G. Турбина работает 24 тыcячи часов до планового осмотра.
http://www.nbuv.gov.ua/portal/natural/pze/2008_17/Koveckie.pdf
Одна забавная деталь - 1500 это Цельсия. То есть 1773 K.
Встречаются, правда, цифры и 2700 F, 2600 F. Но всё равно это больше 1700 К.
Если ограничится российскими технологиями, то можно взять для примера энергетическую газовую турбину ПС-90ЭУ-16А от установки  ГТЭ-16ПА. Разработана на базе авиадвигателя ПС-90А2, в свою очередь разработанном на базе ПС-90, выпускаемого с 1989 года. Температура на входе в турбину 1221 Цельсия, или 1494 К.
http://www.brazd.ru/pc90a.html
При этом турбины работают на довольно химически агрессивных продуктах сгорания, а не на специально подобранном инертном теплоносителе.

pkl

Цитироватьpkl писал(а):
ЦитироватьДаже если буксир не найдёт применения /хотя это будет очень грустно/.
Для тяжелых АМС буксир на 200-500 кВт - самое то.

Собственно, в ближайшее время это и будет основная область применения буксира. Но как подумаешь о перспективах применения даже в этой узкой области - так дух захватывает!
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

Цитировать
ЦитироватьИнновационные технологии, создаваемые в рамках проекта

1. Технология создания высокотемпературных (до 1500 К) турбин.
Это может сойти за инновационные технологии разве что в рамках отсталой космической отрасли.
Например, Siemens лет десять уже выпускает газовую турбину работающую при 1500 градусах. Сейчас называется STG6-6000G, ранее назвывалась W501G. Турбина работает 24 тыcячи часов до планового осмотра.
http://www.nbuv.gov.ua/portal/natural/pze/2008_17/Koveckie.pdf
Одна забавная деталь - 1500 это Цельсия. То есть 1773 K.
Встречаются, правда, цифры и 2700 F, 2600 F. Но всё равно это больше 1700 К.
Если ограничится российскими технологиями, то можно взять для примера энергетическую газовую турбину ПС-90ЭУ-16А от установки  ГТЭ-16ПА. Разработана на базе авиадвигателя ПС-90А2, в свою очередь разработанном на базе ПС-90, выпускаемого с 1989 года. Температура на входе в турбину 1221 Цельсия, или 1494 К.
http://www.brazd.ru/pc90a.html
При этом турбины работают на довольно химически агрессивных продуктах сгорания, а не на специально подобранном инертном теплоносителе.

А каков ресурс этих турбин?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

чайник17

Цитировать
ЦитироватьТурбина работает 24 тыcячи часов до планового осмотра.
А каков ресурс этих турбин?
Было написано же. 1000 суток непрерывно (почти 3 года) до планового осмотра. В два раза больше до капремонта.
В энергетике, как правило, бесполезны устройства с малым ресурсом. Не окупятся.

pkl

Нууу, это никуда не годится. :( Для сабжа требуется 7 /СЕМЬ!!!/ лет непрерывной работы без обслуживания как минимум. А лучше - 10-15-20. Понимаете? Что можно сделать за три года? Почему это и будет инновационным прорывом. Хотя бы только это.

P.S.: Пардон, сразу срок службы не увидел. Видимо, не туда смотрел. :oops:
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

hecata

Цитировать
ЦитироватьИнновационные технологии, создаваемые в рамках проекта

1. Технология создания высокотемпературных (до 1500 К) турбин.
Это может сойти за инновационные технологии разве что в рамках отсталой космической отрасли.

Как я понимаю, конкретная турбина на 1500К со скоростями вращения 60-90 тысяч об/мин и ресурсом 80,000 часов без осмотров и ремонтов таки да - довольна сложна технологически. И требует неких инноваций. Хотя газовые турбины энергетиков требовали большего количества инноваций в свое время.

ааа

ЦитироватьАкадемик Пономарев-Степной Николай Николаевич:  Необходимо решить проблему позитронного загрязнения космоса.
Фигасе, у людей проблемы!
О чем вообще речь?
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

Uriy

Цитировать
Цитировать
ЦитироватьИнновационные технологии, создаваемые в рамках проекта

1. Технология создания высокотемпературных (до 1500 К) турбин.
Это может сойти за инновационные технологии разве что в рамках отсталой космической отрасли.

Как я понимаю, конкретная турбина на 1500К со скоростями вращения 60-90 тысяч об/мин и ресурсом 80,000 часов без осмотров и ремонтов таки да - довольна сложна технологически. И требует неких инноваций. Хотя газовые турбины энергетиков требовали большего количества инноваций в свое время.

 В конце 80 занимались керамическими материалами. Прорабатывал турбину,с лопатками работающими на сжатие
 при температуре 1550 К.Лопатки из нитрида кремния. На фото я нарисовал в 3D. Реализовать тогда не удалось-тему закрыли.


 http://foto.rambler.ru/photos/4e5f2e2d-da54-f13e-284b-3419ec4e7d73/
http://foto.rambler.ru/photos/4e5f2e04-8814-72ca-284b-a79cbe0efe87/

Valerij

Цитировать20 сентября 2011 года состоялось очередное заседание Президиума Российской академии наук.
Члены президиума заслушали научное сообщение «Актуальные проблемы космической энергетики».
Докладчик: генеральный директор ГНЦ ФГУП «Центр Келдыша» академик Коротеев Анатолий Сазонович.

В докладе ак.А.С.Коротеева шла речь о создании транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса (ТЭМ).
 ....
www.ras.ru
Это все просто великолепно. Но как быть с этим:

Цитировать- Разрабатываются ли проекты использования ядерной электроракетной двигательной установки для полетов на Луну и Марс и когда возможны такие экспедиции?

- Ведется разработка транспортно-энергетического модуля мегаваттного класса. Проект определен как приоритетный на государственном уровне. Работа проводится в кооперации с Исследовательским центром имени М.В.Келдыша, НИКИЭТ и другими организациями.

В состав модуля входят энергоблок с реакторной установкой, электроракетная двигательная установка и приборно-агрегатный комплекс. В модуле сосредоточены многие технологии, реализация которых обеспечит создание в будущем электроракетных буксиров для использования в околоземном и межпланетном пространстве.

В 2012 году предстоит завершить эскизный проект, далее - технический проект, выпуск рабочей документации, изготовление макетов, наземная отработка и подготовка к пуску. Выделенного финансирования достаточно для разработки эскизного проекта, но, возможно, будет недостаточно для изготовления требуемой номенклатуры наземных макетов и полноценной отработки бортовых систем, особенно для новых агрегатов, никогда не использовавшихся раньше или имевших сравнительно малые летные ресурсы.

Кроме того, потребуется провести адаптацию модуля к ракете-носителю, разработать модуль полезной нагрузки, провести необходимые летно-конструкторские испытания, чтобы подтвердить требуемые технико-эксплуатационные характеристики модуля.
Это Виталий Лопота http://www.energia.ru/ru/news/news-2011/public_08-15.pdf

Это интервью было на форуме, но, к сожалению, здесь я его не нашел. Мне почему-то казалось, что если модуль делается не сфероконический, то он изначально должен быть адаптирован к РН и модулю ПН. Кроме того, в докладе ак. А.С.Коротеева шла речь о создании транспортно-энергетического модуля на основе ядерной энергодвигательной установки мегаваттного класса (ТЭМ), помнится, даже суммы указывались со вплоть до запуска, а Лопота говорит об эскизном проекте и постоянно жалуется на недостаток денег....

Народ, напомните, пожалуйста, конкурсы, по результатам которых работает РККЭ. Может кто-то сможет рассказать об организации таких работ. Мне почему-то кажется, что этот проект искусственно дробится на части....

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


hecata

Цитироватьпомнится, даже суммы указывались со вплоть до запуска, а Лопота говорит об эскизном проекте и постоянно жалуется на недостаток денег....

Деньги выделяются по линии Росатома, и Роскосмовские обделены довольно сильно. В прошлом году Энергии&Келдышу перепало на двоих всего 70 млн рублей, в этом вроде порядка 200. В ядерной кооперации же все более менее с деньгами.

ЦитироватьМне почему-то казалось, что если модуль делается не сфероконический, то он изначально должен быть адаптирован к РН и модулю ПН.

Кажется, вы с Лопотой по разному понимаете смысл слова адаптация в данном контексте.

pkl

Цитировать
ЦитироватьАкадемик Пономарев-Степной Николай Николаевич:  Необходимо решить проблему позитронного загрязнения космоса.
Фигасе, у людей проблемы!
О чем вообще речь?

Может, речь о радиации от реактора?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

pkl

Цитировать
ЦитироватьМне почему-то казалось, что если модуль делается не сфероконический, то он изначально должен быть адаптирован к РН и модулю ПН.

Кажется, вы с Лопотой по разному понимаете смысл слова адаптация в данном контексте.

Вообще у нормальных людей ракета адаптируется под полезную нагрузку. А модуль - к задачам, которые должен решать. Сейчас это, имхо - сложные АМС в пояс астероидов и дальше.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Valerij

Цитировать
Цитироватьпомнится, даже суммы указывались со вплоть до запуска, а Лопота говорит об эскизном проекте и постоянно жалуется на недостаток денег....
Деньги выделяются по линии Росатома, и Роскосмовские обделены довольно сильно. В прошлом году Энергии&Келдышу перепало на двоих всего 70 млн рублей, в этом вроде порядка 200. В ядерной кооперации же все более менее с деньгами.
Спасибо. Но мне кажется, что в этом не вина Росатома. Если можно, напомните о конкурсах, связанных с этим проектом.

Цитировать
ЦитироватьМне почему-то казалось, что если модуль делается не сфероконический, то он изначально должен быть адаптирован к РН и модулю ПН.
Кажется, вы с Лопотой по разному понимаете смысл слова адаптация в данном контексте.
Вероятно.

З.Ы.
Мне почему-то кажется, что вновь создающийся модуль (если это рабочий модуль, а не лабораторный макет для испытаний) должен изначально проектироваться с учетом того, что он ставится на конкретную РН. ИМХО.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


pkl

Дааа, прав Виницкий - Ваше имхо и правдо перпендикулярно реальности.
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Valerij

ЦитироватьДааа, прав Виницкий - Ваше имхо и правдо перпендикулярно реальности.
Возможно.

Между прочим, примерно так понимает термин "интеграция" Маск. У него в его расчетах стоимости пректа этой строки просто нет, что очень удивило НАСА.
Я уже писал об этом в другой теме.

Уилбер Райт: "Признаюсь, в 1901-м я сказал своему брату Орвиллу, что человек не будет летать лет пятьдесят. А два года спустя мы сами взлетели".


Alexey K.

Интервью замгенконструктора Елены Ромадовой http://www.vesti.ru/doc.html?id=582725&cid=7

PS Видео посмотрите, там мультик сборки установки. Точнее разборки :)

pkl

Разноцветные "блины", "падающие" вниз - это, как я понял, элементы противорадиационной защиты?
Вообще, исследовать солнечную систему автоматами - это примерно то же самое, что посылать робота вместо себя в фитнес, качаться.Зомби. Просто Зомби (с)
Многоразовость - это бяка (с) Дмитрий Инфан

Alexey K.

Ага. И ещё должна быть теплоизоляция защиты, в последнем блине.