Тайна гибели Гагарина...

Автор Bat, 31.03.2004 00:35:57

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

hlynin

Цитата: 839 от 08.01.2024 22:12:04Ну и запрет на выполнение штопора в ваул и строевых частях.
Запрет не поэтому. А нехрен ерундой заниматься. Для этого есть специальное задание "на штопор".  Там не спортсмены.

839

Цитата: hlynin от 08.01.2024 22:21:34Запрет не поэтому. А нехрен ерундой заниматься.
Запретили из-за сложности выполнния. С аварийностью в ВВС боролись жёстко. (Это также к вопросу о воздушном хулиганстве и его распространённости). 
Анохин даже лётчикам ЛИИ  не рекомендовал штопорить на МиГ-15ути, а он кстати поднимал второй опытный образец МиГ-15 и проводил его испытания.

hlynin

Да, я это читал. Поэтому не верю ни в случайный, ни в преднамеренный штопор

839

Интересный момент воспоминаний Ф.Ф. Архипенко: "Служа в инспекции ВВС, мне пришлось расследовать много авиационных катастроф. И вот, в один прекрасный день, вызвал меня к себе маршал авиации К. А. Вершинин и дал секретное задание — проанализировать причины всех катастроф в истребительной авиации, произошедших за последние 5 лет.
Оказалось, что большинство катастроф происходило после неудачного выполнения «штопора» на учебно-тренировочном истребителе УТИ МиГ-15. Помню, что было зафиксировано только два случая катастроф боевых самолетов, сорвавшихся в «штопор» в ходе учебного воздушного боя из-за потери скорости.
Я обстоятельно доложил свои выводы и категорически высказался против выполнения этой фигуры в ходе учебного процесса. Если винтомоторные самолеты выходили из «штопора» моментально, ибо воздушные потоки с крыла сразу попадали на рули, то на реактивных машинах хвостовое оперение было выше плоскости крыльев и вывести машину из «штопора» было много сложнее.
У меня был определенный опыт по выводу МиГ-15 из «штопора». Дважды мне удавалось выводить самолет из штопора на нештатной высоте: первый раз в 400 метрах от земли, второй — в 1700, хотя я обязан был катапультироваться вместе с вывозимым летчиком. Помню, в одном из тех полетов, выведя машину из штопора, я предложил второму летчику по СПУ:
— Давай повторим правый «штопор».
Но тот, в воздухе, стал прямо-таки умолять меня:
— Пойдемте на посадку!
Взвесив все «за» и «против», я пришел к твердому мнению, что мы умышленно убиваем летный состав, приказывая по старинке выполнять «штопор» на реактивных истребителях УТИ МиГ-15.
Обо всем этом я и доложил Главкому, одновременно предложив устроить сборы инструкторов-штопористов. Маршал авиации Вершинин дал на это добро. 
Сборы состоялись в Чугуевском военном авиационном училище, где было собрано 100 опытных летчиков. Среди них были 2 испытателя из НИИ ВВС, принимавших участие в испытаниях «мигов» на «штопор». Одним из этих испытателей был Герой Советского Союза В. С. Серегин, погибший в 1968 году вместе с Ю. А. Гагариным. Наряду с теоретическими и организационными вопросами, рассмотренными во время сборов, были проведены десятки полетов «на штопор».
Мне «на штопор» довелось летать с Серегиным в УТИ МиГ-15, и в этом полете он, если воспользоваться авиационным жаргоном, «заделал мне козу». Набрали мы положенные 7000 метров, приготовился я к выполнению штопора и вдруг, по СП У, он мне предлагает — давайте выполним с перевернутого положения, — я, делать нечего, согласился. Переворачиваем самолет «вниз головой», теряем скорость, даем рули на выполнение «штопора» в перевернутом положении, после двух витков переводим машину в нормальный «штопор», а затем уже выводим из нормального «штопора».
После этого полета самочувствие у меня было восторженное: сердце переполняла радость, что все обошлось благополучно и что побывал в такой запоминающейся ситуации.
После выполнения полетов провели совещание с инструкторами, поставили судьбу «штопора» на голосование. В результате проголосовали примерно ровно, но все же против «штопора»: 50 на 52 — «за» и «против» «штопора». Я, как летчик, голосовал против, против был и один из инспекторов Виктор Назаров (голосование было тайным).
Прибыв в Москву, я доложил все обстоятельства сборов маршалу Вершинину. Он задал свой любимый вопрос:
— Что будем делать?
Я отвечал, что надо писать приказ об отмене выполнения «штопора» на МиГ-15 в частях ВВС и положил перед ним заготовленный проект приказа.
Вершинин ознакомился с проектом, была отдана команда подготовить приказ по всей форме и представить его на подпись. Часа через два приказ был подписан и фигура «штопор» была похоронена. Фигура эта угробила очень и очень многих летчиков, особенно в реактивной авиации. Скольких — знали только маршал Вершинин и я. Эпизод этот и сделанные выводы считаю самой большой своей победой в мирное время."

839

Цитата: hlynin от 08.01.2024 23:34:24Поэтому не верю ни в случайный, ни в преднамеренный штопор
Почему не верите в случайный?

hlynin

Цитата: 839 от 08.01.2024 23:51:09Почему не верите в случайный?
А в чём случайность? Надо настолько рвануть самолёт, чтобы он потерял скорость, что должна быть причина. Короче, случайно не попадают. Только намеренно или при грубейшей ошибке

839

Цитата: hlynin от 08.01.2024 23:57:22А в чём случайность? Надо настолько рвануть самолёт, чтобы он потерял скорость, что должна быть причина
Ну например сошлись с самолетом работавшим в соседней зоне, из-за того, что невыдерживали свое место при пилотировании в зоне. И не факт, что  ошиблись именно Гагарин с Серегиным.
Увидели визуально между слоями облачности, а дальше как Вы пишите, резкий отворот и срыв с виража, да еще и с ПТБ под крылом. Сорвались, вошли в верхний слой облачности, стали выводить (скорее стал выводить Серегин, учитывая разницу в опыте).
Ну а дальше боролись до выхода под нижнюю границу облачности. Самолет то управляем, не разрушен, штопорит только. Высота вроде есть +-4000 м. Вращение остановили, выскочили под облака, увидели естественный горизонт, но угол пикирования очень большой. Уже выводят, прижало перегрузкой, вроде хватает, но просадка и нет, не успели.

hlynin

Цитата: 839 от 09.01.2024 00:29:46Ну например сошлись с самолетом работавшим в соседней зоне, из-за того, что невыдерживали свое место при пилотировании в зоне. И не факт, что  ошиблись именно Гагарин с Серегиным.
Не было самолёта. Для этого есть диспетчера, зоны. И даже если чего, это надо такую ошибку допустить... Не положено в штопор срываться. И незачем. Но кто решил, что был штопор?

hlynin

А.Елисеев, космонавт:

27 марта 1968 года. Ничто не предвещало плохих вестей в этот день. У нас были очередные занятия на тренажерах, многие улетели в Киржач прыгать с парашютами. Гагарин, я видел, зачем-то утром забежал к себе в кабинет, наверное, что-то подписать, и уехал на Чкаловскую на полеты. Все шло как обычно.
Вдруг часа через два после начала тренировки методист нам говорит:
– Ребята, самолет Гагарина пропал со связи.
– Как пропал со связи?
– Шел на аэродром, потом вдруг стал отворачивать. Руководитель полета запрашивал - ответов не получил. Потом самолет исчез с экранов.
– Когда это было?
– Почти час назад.
– Может, «сел на вынужденную»?
– Не знаю. Связь прервалась, когда самолет был в воздухе.
– Никто не катапультировался?
– Неизвестно. С Земли много раз повторяли команду катапультироваться, но никаких сообщений с борта не поступало.
– Кто с Юрой был?
– Серегин.
– Где их последний раз видели?
– Точно не знаю. Где-то недалеко от Киржача.

Я уже лет 20 назад пытался обратить внимание, что слово "Киржач" тут встречается дважды

hlynin

Прочитал первые 3 страницы темы (дальше пошёл неимоверный срач по поводу понимания работы РД, ТРД, ЖРД, ПВРД и вообще законов Ньютона)
Так вот - Старый 20 лет назад вполне авторитетно опровергает всякие сближения, штопоры  и всё, что наворотили. Его версия отличается от моей только нюансом - от считает, что занимались хулиганством, а я считаю, что занимались нужным делом.
(интересно в какие года Старый уверял, что Серёгин отстегнулся, потому что решил испытать невесомость и полетать по кабине?, а я возражал, потому что сам сидел в кабине МИГ-15. Он такой махонький, фонарь на затылок давит. А как раз в это время - минута в минуту - Аксёнов на другом самолёте полетел тренироваться на невесомость. Уж командир полка мог бы испытать её в более нормальных условиях, такие тренировки велись почти ежедневно. Может та дискуссия была ещё раньше, на допожарном форуме? Как быстро летит время!)
Моя версия:

839

Цитата: hlynin от 09.01.2024 00:39:57Не положено в штопор срываться. И незачем.
Самолет- величайшее творение разума и рук человеческих, он не подвластен никаким авторитетам, кроме лиц, уважающих летные законы. Н.Е. Жуковский
Цитата: hlynin от 09.01.2024 00:39:57Но кто решил, что был штопор?
То, с какими параметрами самолет встретился с землёй, очень похоже на заключительный этап вывода из штопора. Причём такой экстремальный вывод, по скорости и перегрузке.


hlynin

Цитата: 839 от 09.01.2024 12:08:37То, с какими параметрами самолет встретился с землёй, очень похоже на заключительный этап вывода из штопора. Причём такой экстремальный вывод, по скорости и перегрузке.
Утожнение. Это придумал Микоян, указуя, что в пике с 4100 метров самолёт разогнался бы до бОльшей скорости.
Есть большое НО:
Никто не знает, с какой высоты они пикировали

hlynin

#2093
Гагарин, согласно документам, в 1961, 1962 и 1964 годах  на истребителе не летал даже с инструктором, в 1963 году налёт составил 7 часов, в 1965 году — 40 часов 30 минут, в 1966 году — 46 часов. После гибели Комарова Гагарину фактически перекрыли доступ в космос. Прыжки с парашютом ему тоже запретили, но он был командиром отряда космонавтов. Он просто был обязан летать и очень к этому стремился. И его полностью поддерживал Каманин, который в августе 1967 чуть ли не требовал поддерживать лётную форму, но всё же главное - получить диплом в Академии, ибо без высшего быть начальником космонавтов невозможно.
В августе 1967 Гагарин совершил девять полётов общей продолжительностью 4 часа 45 минут, в ноябре — ещё девять продолжительностью 3 часа 17 минут.<br>
И ему разрешили самостоятельный вылет на МИГ-17. Это тёмная история. По моим сведениям, Гагарин смог сесть только с третьей попытки, причём сдвинул перед посадкой сдвижную часть фонаря. Т.е. опасался, что фонарь при аварийной посадке заклинит. Но при этом самолёт был исправный!
Кузнецов пишет рапорт с требованием отстранить Гагарина от полётов, но дипломатичен:
«В связи со сложившейся в данное время обстановкой считаю целесообразным предоставить полковнику Гагарину Ю.А. необходимое время для завершения учебного процесса в академии имени профессора Н.Е. Жуковского.
Самостоятельный полёт на боевом самолёте и дальнейшие тренировочные полёты перенести в наиболее благоприятные метеорологические условия весенне-летнего периода 1968 года».
2 декабря Гагарин тоже пишет рапорт (естественно не Каманину, а начальнику - Кузнецову): «Считаю морально неоправданным находиться на должности ..., не имея возможности летать самому и контролировать летную подготовку подчиненного состава». Рапорт не ушёл далеко, не подписан Кузнецовым и сохранился в дневнике Каманина. Гагарину пообещали полёты сразу после Академии.
Гагарин досрочно окончил Академию и  возобновил полёты на аэродроме Чкаловский 13 марта 1968 года. До 22 марта Гагарин успел выполнить восемнадцать полётов общей продолжительностью девять часов. Инструкторы: капитан Хмель,  майор Лашков,  майор Есиков и подполковник Устенко (Он был командиром эскадрильи).
20 марта, в один день, — три контрольных полета в зону по системе ступенчатого контроля, введенной командиром полка  Серегиным. Его проверяли последовательно инструктор, командир звена, заместитель командира эскадрильи, которые отметили его готовность к тренировочным полетам с оценкой «отлично». 22 марта состоялась заключительная проверка командиром эскадрильи, только он имел право давать соответствующий допуск к полетам. И летчик Гагарин его получил: «22 марта 1968 г. УТИ МиГ-15. Упр 2 КБП ИА-67. Контрольный полет в зону и по кругу. Метео: 8 балов, Нниж.— 6000м, Нверх.— 7000м, видимость — более 10км. Общая оценка — отлично. Вывод: разрешаю тренировочные полеты на самолете МиГ-17 днем в простых метеоусловиях согласно плану УТП. Командир иаэ подполковник Устенко». Всего в марте 1968 г. Гагарин выполнил 18 полетов общей продолжительностью 9 ч. Его общий налет составил 379 ч, что в целом соответствовало квалификации «военный летчик 3-го класса».
В понедельник 25 марта командир полка В.С. Серегин поставил задачу о планировании полетов на среду 27 марта.
Плановую таблицу полетов составили начальник штаба Е.А. Ремезов и заместитель командира полка В.И. Ткаченко. В ней значился и самостоятельный полет Ю.А. Гагарина на МиГ-17. Серегин этот документ утвердил и подал на КП аэродрома Чкаловский для согласования, поскольку планировались совместные полеты нескольких авиачастей.
На следующий день проводилась предварительная подготовка авиатехники и летного состава к полетам. Гагарин расписался в своей летной книжке о полученном допуске к самостоятельному вылету на МиГ-17. Контроль готовности к полетам состоялся во вторник 26-го
Гагарину разрешили вылет на МИГ-17 самостоятельно 27 марта. Это знаменательный день! То-есть - Гагарин не только подтверждает своё начальство полученным дипломом (что у лётчиков не слишком важно), но именно возвращает лётный статус. Все, абсолютно все друзья Гагарина в курсе этого события! Показательно, что Титов (любитель выпить) и другие намекают, что уж такое собатие надо отпраздновать ("сабантуй будет!"). А значительная часть отряда вместе с лучшим друганом Гагарина - А.Леоновым отбывают в Киржач на парашютные прыжки. Но они знают день и, пожалуй, даже час, когда Гагарин будет в небе. Совершенно не исключено, что и про зону полётов договорились, что она будет в районе Киржача. Нельзя исключить и того, что договорились, что Гагарин перейдёт на сверхзвук (это, естественно, догадки, но самолёт это позволял). Так что Леонов не случайно прислушивался и потом описывал, как слышал переход на сверхзвук и приписывал это негодному СУ-15, погубившему Гагарина. А вот другие почему-то не преслушивались и не сверялись с часами, как Леонов, потому что этих звуков там много. Когда звуки привычны, человек их просто не слышат, как не слышат (не обращают внимания) на поезда жители пристанционного посёлка.
Итак, Гагарин сообщил уехавшим в Киржач, когда он пролетит над ними, помашет крыльями, м.б. даже перейдёт на сверхзвук (это домыслы). Разве это хулиганство? Это просто демонстрация того, что Гагарин по праву занимает место начальника.
НО
26-го вечером Кузнецов сообщает Каманину, что Гагарин летит на МИГ-17 завтра. Тот ставит условие - 1 полёт с инструктором. Причём не с прежними, а с самыми независимыми в оценке Гагарина. А потом лично он, Каманин, даст разрешение на самостоятельный полёт (поговорив с инструктором). Кузнецов предлагает лететь самому. Но Каманин отводит его кандидатуру (давно не летал и вообще он его шибко не любит) и назначают Серёгина. Тому это не нравится, он ругается с Кузнецовым, но приказ выполняет.
Теперь самое главное
(продолжение следует, ухожу за едой)

839

Интереснейшая схема из соседней темы. Сразу возникают вопросы для обсуждения.
Даже примерно на глаз видно, что Гагарин отходил от Чкаловского курсом 45-50 град, в зону вошёл курсом практически 90 град.
Далее вираж влево, вираж вправо и выход из зоны как раз курсом примерно 320 градусов. Но этот курс, как легко видно, не ведёт на аэродром. Может, как я уже неоднократно говорил, это какая-то своя схема выхода из пилотажной зоны, или что тогда?
Потом разворот влево, уклонение сначала на юг, непонятные "яйца", возврат на обратный курс и падение. Я не знаю диаметра пилотажной зоны, но можно предположить, что её диаметр не менее 10-15 км (как минимум). Это всё-таки не поршневые "яки" с зонами в аэроклубах с диаметром в 2-3 км.
И что мы видим? Если взять за центр зоны 20, точку начала выполнения задания (виражей), то,  точка падения укладывается в границы зоны легко.

839

Цитата: hlynin от 09.01.2024 12:18:03Гагарин, согласно документам, в 1961, 1962 и 1964 годах  на истребителе не летал даже с инструктором, в 1963 году налёт составил 7 часов, в 1965 году — 40 часов 30 минут, в 1966 году — 46 часов. 
Сергей Павлович, а нет ли у Вас данных какой это был налёт? Какое количество часов (полетов) вывозных, контрольных, тренировочных (самостоятельных)? На каких типах?
Если ориентироваться на эти цифры, то видно, что фактически какого- то вообще громадного перерыва в лётной работе у Гагарина не было.

hlynin

Цитата: 839 от 09.01.2024 13:54:09Сергей Павлович, а нет ли у Вас данных какой это был налёт? Какое количество часов (полетов) вывозных, контрольных, тренировочных (самостоятельных)? На каких типах?
Нет.

839

Цитата: hlynin от 09.01.2024 12:18:03И ему разрешили самостоятельный вылет на МИГ-17. Это тёмная история. По моим сведениям, Гагарин смог сесть только с третьей попытки, причём сдвинул перед посадкой сдвижную часть фонаря. Т.е. опасался, что фонарь при аварийной посадке заклинит. Но при этом самолёт был исправный!
Давайте попробуем немного проанализировать эту информацию. Самостоятельный вылет Гагарину (как и другому летчику в принципе) могли разрешить только после сдачи зачетов, программы ввода в строй (вывозной программы с инструктором) и обязательного контрольного полета (летной проверки) на допуск к самостоятельному полету.
Я с очень большим трудом представляю проверяющего, который разрешил бы самостоятельный вылет Гагарину (или любому другому летчику), если  видел, что тот  не готов.
Чем самостоятельный вылет отличается от вывозного (контрольного) с точки зрения летчика?
По технике пилотирования в принципе ничем. Нужно все делать ровно так, как делал летая с инструктором. Только психологическим моментом.
Гагарин к моменту зачисления в отряд уже был военным летчиком. Закончил аэроклуб, летное училище, служил в ИАП. Да, класс был третий, но тем не менее. Я опять же, с большим трудом представляю, что у Гагарина был такой уровень стресса, что он не мог произвести посадку три раза, открывал фонарь (на МиГ-17!), чуть ли не собирался прыгать (как Вы писали чуть ранее).
Он же все-таки не на первоначальной летной подготовке находился и этот полет (если он имел место быть), не был его первым самостоятельным в жизни.


hlynin

Цитата: 839 от 09.01.2024 14:21:06Я опять же, с большим трудом представляю, что у Гагарина был такой уровень стресса, что он не мог произвести посадку три раза, открывал фонарь (на МиГ-17!), чуть ли не собирался прыгать (как Вы писали чуть ранее).
Он же все-таки не на первоначальной летной подготовке находился и этот полет (если он имел место быть), не был его первым самостоятельным в жизни.
Так пишут. Притом по разному - со второго захода, с третьего захода. Кузнецов и Каманин грешат на погоду (Первый советует отложить полёты до весны, до хорошей погоды, Каманин ругает Кузнецова за разрешение летать в плохую погоду и тоже - отложить до весны)

hlynin

Серёгин 26 числа был дома и ни о каком вылете не помышлял. 27-го утром ему показали телеграмму. Он поругался с Кузнецовым. Вполне доверял своим инструкторам и не хотел ломать распорядок дня.
Вот все пишут, что Гагарин должен был слетать с Серёгиным, а потом дважды на МИГ-17. Или дважды с Серёгиным, а потом раз на МИГ-17. А Попович откуда-то знает, что 5 раз.
Вообще - ни разу. Нелетавший космонавт Заикин по просьбе Каманина опросил всех, кто видел Гагарина в тот день.
И вот что сообщает  начальник штаба полка Евгений Артамонович Ремизов:

«В день полётов 27 марта утром я находился в своём кабинете. Прибыл полковник Серёгин и вызвал меня. Начался разговор о погодных условиях и о подготовке Юрия Алексеевича к самостоятельному вылету. Пришёл генерал Кузнецов и попросил посмотреть вместе с ним полётную документацию Юрия Алексеевича. Мы взяли лётную книжку, полётные листы, стали смотреть его проверки и посчитали налёт. В это время в кабинет вошёл Юрий Алексеевич. Он уже переоделся в лётную кожаную куртку и брюки от лётного костюма. Выглядел он бодро, улыбался. Так он, ни слова не говоря, моргнул мне, указывая кивком головы на сидящего спиной к нему генерала Кузнецова, как бы говоря: «Что, начальство проверяет?» Я ему показал жестом, что всё нормально. И он вышел из кабинета.
Погода в этот день с утра была такой, когда можно было принять решение на полёты по простому варианту или при повышенном минимуме. Я предложил генералу Кузнецову пройти на метеостанцию, ещё раз проанализировать прогноз погоды и решить вопрос относительно самостоятельного вылета Юрия Алексеевича. Я высказал своё предложение: «После полёта Юрия Алексеевича с Серёгиным мы запишем в книжку допуск к самостоятельному вылету, а в этот день выпускать не будем».
Мы прошли к синоптикам. По их докладам погода к этому времени была следующей: облачность с разрывами, нижний край 900 м, верхний — 4000 м, но ожидалось ухудшение метеоусловий. Генерал Кузнецов согласился с моим предложением, и было принято решение: Юрия Алексеевича в этот день проверить, а самостоятельно выпустить в следующий лётный день после предварительного контрольного полёта.
С метеостанции мы вместе с генералом Кузнецовым Н.Ф. пошли на аэродром к самолёту, в котором сидел Юрий Алексеевич. Генерал Кузнецов подошёл к самолёту, встал на стремянку и о чём-то говорил с Юрием Алексеевичем. Я в это время находился метрах в пяти от самолёта и их разговора не слышал, а только наблюдал это. Затем генерал Кузнецов отошёл от самолёта и сказал мне, что почему-то задерживается начало полётов. Мы пошли на КП [командный пункт] полка.
В это время из домика, где размещался КП полка, вышел Серёгин В.С. и пошёл к нам навстречу. Он был несколько возбуждён и сказал нам: «Сейчас осуществлялся полёт на километраж и нам временно задержали полёты. Но теперь разрешили». Владимир Сергеевич пошёл к самолёту Гагарина, а мы с генералом зашли на КП».
Короче - Кузнецов сообщил Гагарину, что вылета у него сегодня самостоятельного не будет. А Серёгин этого не знал. При этом у меня мнение, что погода была второстепенна. Каманин сообщил Кузнецову, что лично примет решение о полёте, выслушав Серёгина. Но сам Каманин застрял на заседании, очень жалел, что не смог приехать. Ему позвонили где-то в 10:50, сказали, что в 10:30 при повороте на аэродром с Гагариным пропала связь, но до 10:43 самолёт прослеживался на радаре, а потом пропал. Каманин бросил всё и поехал в Чкаловское организовывать поиски.