Протон и его родители

Автор Salo, 05.07.2009 22:31:36

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

http://tvroscosmos.ru/frm/vestidata/2009/vesti04_07_9_1.php
Цитата05-07-2009 "Протон» - «Универсальная ракета» (телестудия Роскосмоса- «Вести")
   Самая мощная ракета-носитель России "Протон" на этой неделе вывела на орбиту американский телекоммуникационный спутник Sirius FM5. Символично, что произошло это в те дни, когда создателю ракеты Владимиру Николаевичу Челомею исполнилось бы 95 лет.
   
Стартовав в 346-й раз, ракета-носитель "Протон" открыла дорогу в космос американскому сверхмощному телекоммуникационному спутнику Sirius FM5.
   
Удивительно, созданная в самый разгар "холодной войны" как оружие сдерживания, способная нести ядерный заряд, сегодня российская ракета отправляет на орбиту американские спутники. В те далекие годы о таком и подумать не могли. Тогда "Протон" назывался УР-500.
   
"Ракета УР-500, которая была создана как боевой комплекс, по существу, никогда не был использован как боевой. А уже с первого пуска была запущена научная станция "Протон", - говорит заместитель генерального конструктора Конструкторского бюро общего машиностроения (КБОМ) Николай Корнеев.
   
Ракета была способна доставить людей и на Луну. Однако как главный лунный носитель не рассматривалась. Тогда Советскому Союзу нужна была тяжелая ракета, чтобы выводить в космос большие военные грузы и нести боеголовки с зарядом в десятки мегатонн. Владимир Челомей разработал целое семейство универсальных ракет, сокращенно - УР. Среднего класса УР-200, тяжелого УР-500 и сверхмощная ракета УР-700, которая, почти в два раза могла превосходить американскую лунную ракету "Сатурн-5".
   
УР-500 создавало ОКБ Владимира Челомея и авиаконструктора Владимира Мясищева. У самолетостроителей ракеты получились не только мощными, но и красивыми.
   
"В свое время изготовление ракеты-носителя "Протон" было поручено авиационному предприятию, которое делало самые красивые в мире самолеты. Они сделали самую красивую в мире ракету "Протон"", - уверен Леонид Горюшкин, заместитель директора по летно-испытательной базе космодрома Байконур.

   
Выбор двигателя - особая история. На первой ступени УР-500 стояли двигатели конструктора Глушко. Те, от которых отказался Королев при проектировании ракеты "Н-1". Токсичные компоненты топлива хотя и вызывали сомнения, но давали необходимую мощность.
   
Первый старт УР-500 в 1965 году прошел успешно. Тогда ракету называли "Геркулес" или "Атлант". Однако вскоре ей дали другое имя - "Протон", так назывался тяжелый научный спутник, который ракета вывела на орбиту.
   
Стартовая площадка "Протона" уникальна. Ракета не подвешивается, а крепится своей хвостовой частью на опорах пускового стола. Обслуживает ракету-носитель особая башня.
   
"Когда фермы подходят, ветровые захваты разводятся и по команде сводятся и обнимают ракету", - описывает процесс закрепления ракеты на пусковом столе начальник стартового комплекса площадки 200 космодрома Байконур Юрий Неверов.
   
В момент старта и в первые мгновения полета ракеты шесть поворотных опор стола отслеживают движение носителя, а затем убираются в специальную нишу. Механизм стыковки разъемов закрывается бронекрышкой, образуя рассекатель газовой струи.
   
"Протоном" на орбиту выведены станции серии "Салют", "Алмаз", "Мир". Эта ракета строила МКС. "Протон" - пока единственная ракета в России, способная выводить спутники на геостационарную орбиту.
   
Именно с ней связаны большие надежды грядущего десятилетия. Ей предстоит заново открывать эру покорения Луны и отправлять исследовательские станции в дальний космос.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий Виницкий

Щаз Старый тут найдёт предмет для охуморы. :wink:


Salo

ЦитатаЩаз Старый тут найдёт предмет для охуморы. :wink:
Дим, а его действительно делало мясищевское КБ, только уже без шефа и в подчинении у Челомея.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий Виницкий

Ага, Amos-2 и запуски Союза с Фрегатами - не способ выведения на ГСО? Ну и про "доставить людей на Луну". В один конец?

Salo

Цитата
ЦитатаНу честно говоря Челомей этого заслуживал(как человек). Хотя как конструктор - по моему он и Королева перещеголял.
ещё как!- сотка грубо говоря взята у  Янгеля, КСЩ у Орлова,
ВА ТКС у Козлова, Протон у Мясищева с Ивенсеном.... :lol:
Цитата
ЦитатаА что компоновка Протона была ещё Ивенсеном придумана?
Вроде, да. Но уже тогда, когда он работал под Челомеем. У Мясищева были проработки РН 10-тонного класса (впрочем, и Туполев этим грешил).
ЦитатаЗдесь Ивенсен упоминается:  http://www.astronaut.ru/bookcase/article/article42.htm
ЦитатаГлавным ведущим конструктором темы был назначен Павел Альбертович Ивенсен. В 1962 году эту должность занял Юрий Николаевич Труфанов, затем - Дмитрий Алексеевич Полухин, ставший впоследствии Генеральным конструктором КБ "Салют". Ведущим конструктором проекта был Виталий Андреевич Выродов.

А здесь уже нет http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/nk/1998/1-2/1-2-1998-2.html#53
ЦитатаПервый вариант (моноблок) подразумевал, что ступень будет состоять из двух последовательно соединенных транспортабельных блоков одного диаметра: верхнего (бак окислителя) и нижнего (бак горючего и двигательная установка). В монтажно-испытательном корпусе блоки стыкуются между собой; на них устанавливаются верхние ступени и полезный груз. Преимуществами такого варианта были относительно малая «сухая» масса ступени, простота ее сборки и прокладки топливных магистралей к двигательной установке. Проработку этого варианта вели проектанты филиала №1 (главный конструктор В.Н.Бугайский) под руководством ведущего конструктора М.К.Мишетьяна.

Второй вариант (полиблок) подразумевал, что ступень будет состоять из центрального блока-бака окислителя большого диаметра и нескольких навесных блоков-баков горючего малого диаметра. В монтажно-испытательном корпусе с помощью специального стапеля боковые блоки навешиваются на центральный; производится стыковка топливных магистралей, монтаж двигателей и установка верхних ступеней и полезного груза. Преимущества варианта: небольшая длина ступени в собранном состоянии и использование в качестве несущего элемента только центрального блока. Проработку варианта вели проектанты филиала №1 под руководством ведущего конструктора Э.Т.Радченко.

В январе 1962 г. была выбрана конструктивно-компоновочная схема первой ступени. По совокупности факторов, среди которых (помимо уже изложенных) были ограничения по ветровым нагрузкам и изгибающим моментам, победила полиблочная компоновка с оригинальным расположением баков-блоков, на которую главные разработчики -- В.Н.Челомей, В.Н.Бугайский, В.А.Выродов, Г.Д.Дермичев, Н.И.Егоров, В.К.Карраск, Ю.П.Колесников, Я.Б.Нодельман, Э.Т.Радченко -- получили авторское свидетельство №36616 от 26 июля 1966 г. В мае 1962 г. был выпущен аванпроект УР-500.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

А ведь можно назвать авторами и ОКБ-1:

http://epizodsspace.airbase.ru/bibl/vetrov/korolev-delo/03-03.html#30
ЦитатаПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ РАКЕТ ДАЛЬНЕГО ДЕЙСТВИЯ [1957 г.]

IV. РАКЕТЫ С ПОПЕРЕЧНЫМ ДЕЛЕНИЕМ

Рассмотрены различные варианты ракет с поперечным делением при одноблочных баках I ступени. Для высококипящих окислителей варьировались начальные веса ракет, компоненты топлива и веса двигателей. Для сравнения проанализированы характеристики аналогичной схемы ракет на кислороде. Из сравнения видно, что характеристики схем ракет с поперечным делением несколько выше характеристик схем по типу ракеты Р-7. Это, кстати, вытекало и из наших предыдущих исследований по темам Н-3 и Т-1.

Однако при больших весах полезных нагрузок и больших дальностях полета подобные схемы ракет становятся нетранспортабельными или слишком длинными, если диаметр I ступени -- в пределах 3 м.

Для того чтобы избежать указанного недостатка, рассмотрены варианты ракет на кислороде с поперечным делением, в которых I ступень выполнена блочной с помещением одного из компонентов в центральный блок, а другого -- в боковые блоки. Кроме того, рассмотрены различные компоновки двигательной установки, когда каждый из двигателей размещен в отдельном блоке (вариант I) и когда все двигатели I ступени объединены в один блок (вариант II). Во втором случае упрощается схема коммуникаций, связывающих баки с двигателем, и разгружаются боковые баки от сжимающих сил.

Для подобного рода схем упрощаются как гидравлическая, пневматическая и электрическая схемы на борту ракеты, так и связь ракеты с Землей по сравнению с ракетой Р-7. Это дает определенные эксплуатационные преимущества.


17 октября 1957 г. публикуемый отчет был направлен во все заинтересованные организации.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

Цитатаhttp://tvroscosmos.ru/frm/vestidata/2009/vesti04_07_9_1.php
Этот текстик - обычный пеар рассчитанный на обывателя.
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.

Salo

Старый, ведь не это в данной теме пытаемся обсудить.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

ЦитатаСтарый, ведь не это в данной теме пытаемся обсудить.
Ну не по таким же материалам обсуждать тему...
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.

Salo

В качестве затравки сойдёт.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Вован

Цитата"В свое время изготовление ракеты-носителя "Протон" было поручено авиационному предприятию, которое делало самые красивые в мире самолеты. Они сделали самую красивую в мире ракету "Протон"", - уверен Леонид Горюшкин, заместитель директора по летно-испытательной базе космодрома Байконур.

Только Горюшкин, как бывший дубовый полковник, мог перепутать КБ и завод. :evil:
Байконур надолго - навсегда

ratte07

Цитата
ЦитатаЩаз Старый тут найдёт предмет для охуморы. :wink:
Дим, а его действительно делало мясищевское КБ, только уже без шефа и в подчинении у Челомея.

Это не так. Вот кто делал Буран? Вы же не говорите, что обошлось без РКК.
Потому что другие солдаты - совершенно другие ребята...

Salo

Не совсем корректный пример. Лозино-Лозинский (Молния) делал только часть системы. А Протон делался целиком в бывшем мясищевском КБ.  Да, оно находилось в подчинении у Челомея. Но на тот момент, как мне кажется, его собственное КБ такую ракету не сделало бы. Посмотрите на первые варианты компоновок.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Старый

Если смотреть по общей культуре то Протон конечно выглядит хорошо. Но какова в этом роль непосредственно авиаторов? Янгелевские вон ракеты (Циклон) не хуже Протона выглядят, а авиаторы там вроде замечены не были?
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.

Salo

По надёжности согласен. А по техническому уровню есть разница.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Pit

ЦитатаЯнгелевские вон ракеты (Циклон) не хуже Протона выглядят, а авиаторы там вроде замечены не были?
А сам то Янгель из сапожников что ли?

Pit

а ни фото ни толковой биографии Ивенсена так в сети и не появилось, а жаль.
Это не говоря уж о других интереснейших персонажах причастных к Протону.

Старый

ЦитатаА сам то Янгель из сапожников что ли?
Это аргумент! :)
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.

Pit

Цитата
ЦитатаА сам то Янгель из сапожников что ли?
Это аргумент! :)

А что др.тов. Старый, надо писать-"а у кого же в КБ парторгом то Михаил Кузмич работал? Уж не у Поликарпова, который НН?"? :lol: