РД-161, РД-161П, РД161АЦ, РД-163

Автор Salo, 22.11.2008 11:24:15

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Salo

В книге "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П.Королёва. На рубеже двух веков 1996-2001." стр.686-688:
ЦитатаРазгонный блок «Таймыр»

Перспективным направлением работ, проводимых отделением 27 (В.Г. Хасиеков), стало исследование возможности использования на разгонном блоке «Таймыр» вместо маршевого двигателя 11Д58М двигателей РД-161Б тягой 1,5 тс и двигателя, разрабатываемого на основе С5.92 тягой 2 тс.
Использование их позволит существенно (до 300 кг) повысить массу полезного груза, выводимого блоком, за счет более высокого удельного импульса, меньшей массы, по сравнению с двигателем 11Д58М. Большим преимуществом является то, что двигатели РД-161Б (разработчик НПО «Энергомаш») и двигатель, разрабатываемый на основе С5.92 (разработчик КБХМ), можно использовать на РБ «Таймыр» без существенного изменения его конструкции. В процессе работ над эскизным проектом стало очевидно, что эти двигатели могут быть разработаны и поставлены через 3,5 года после начала финансирования.
Там же стр.700-701:
ЦитатаБольшой интерес к разработке блока ЛМ проявили в самарском ГНП РКЦ «ЦСКБ-Прогресс», а также зарубежные партнеры. Были сделаны, в частности, предложения об использовании блока ЛМ в составе РН «Союз» при запуске австралийских космических аппаратов на коммерческой основе. Основное требование в этих предложениях - экологическая чистота изделий, используемых при запуске с территории Австралии. Именно это ограничивающее требование не дает возможность применять в составе ракеты-носителя разгонный блок «Фрегат» (разработки НПО им. С.А. Лавочкина) с высококипящими токсичными компонентами.
Располагая, по сравнению с РБ «Фрегат» и блоком Л, большими энергетическими возможностями, РБ ЛМ в составе РН «Союз» был предложен для решения задачи поддержания с космодрома Плесецк находящейся в эксплуатации навигационной спутниковой системы «Ураган».
Для разгонных блоков такого класса оптимальное значение тяги ДУ составляет около 2 тс. В разработанных в 1996 г. материалах технических предложений по блоку ЛМ отмечается, что применение на этом блоке двигателя РД-161 с такой тягой (новая разработка НПО «Энергомаш») позволит увеличить максимальную массу выводимого полезного груза на 300...400 кг. Учитывая, однако, прогнозируемые сроки окончательной доводки двигателя РД-161, оснастить им блок ЛМ предполагается на втором этапе его создания.
Первый этап предусматривает использование отработанного двигателя 11Д58М.
В статье И.Афанасьева «Чистая» перекись в НК №12/2004г описан РД-161 и его вариант на перекиси РД-161П.
ЦитатаПоследняя по времени работа - «перекисная» модификация кислородно-керосинового двигателя РД-161, который разрабатывался НПО «Энергомаш» в инициативном порядке и предлагался для верхних ступеней РН и межорбитальных буксиров (разгонных блоков). В основу конструкции РД-161П, работающего на ВПВ (93-97%-ной концентрации) и керосине, положены наработки по двигателям РД-502 и РД-510.

Оба двигателя - и РД-161, и РД-161П - высотные однокамерные ЖРД с турбонасосной системой подачи топлива, выполнены по схеме с дожиганием отработанного турбогаза. Двигатели РД-161 и РД-161П состоят из практически аналогичных камер сгорания с двухкомпонентными (газ-жидкость) форсунками, высотных сопел и ТНА. Тракт газогенерации обоих ЖРД различен. В отличие от двухкомпонентного газогенератора РД-161, газогенератор двигателя РД-161П - однокомпонентный термокаталитический: при проходе ВПВ через каталитический пакет происходит ее разложение с образованием горячего парогаза с температурой порядка 850°С. После срабатывания на лопатках турбины ТНА парогаз поступает в камеру сгорания, где дожигается с помощью горючего. Благодаря применению однокомпонентного газогенератора система подачи топлива и запуска РД-161П была существенно упрощена. Этот двигатель имеет интересную особенность: в случае, если горючее в камеру сгорания не подается, ЖРД работает в т.н. «однокомпонентном» режиме, создавая при этом достаточно высокую тягу.

Наибольшая трудность в разработке системы подачи топлива состояла в выборе материалов для каталитического пакета газогенератора.
Двигатель РД-161П впервые выставлялся на Московском авиационно-космическом салоне МАКС-1995. По признанию представителей НПО «Энергомаш», фирма уже более 30 лет не занималась разработкой ЖРД такой размерности. Однако создание небольшого ЖРД с высоким удельным импульсом, работающего на экологически чистых компонентах топлива, - весьма актуальная и своевременная задача.

«Исходный» РД-161 с удлинительным сопловым насадком из углепластика, охлаждаемым излучением, демонстрировался на стенде НПО «Энергомаш». Представленный двигатель РД-161П имел гораздо меньшие размеры по высоте и диаметру из-за сравнительно короткого сопла. По словам разработчиков, в этом демонстрационном ЖРД они не ставили задачу достижения экстремального удельного импульса. Если будет необходимо, достигнутое значение этого параметра может быть превышено на 10-15 единиц. РД-161П предназначался для подтверждения возможности создания сравнительно простого и компактного ЖРД, работающего на нетоксичных экологически чистых компонентах топлива с возможностью многократного запуска и практически неограниченным временем пребывания в условиях космоса.

http://www.lpre.de/energomash/index.htm
ЦитатаРД-161:
Компоненты топлива окисл./гор. - кислород/керосин
Тяга, т з/п - /2.00
Уд. импульс, с з/п -/365
Давление в КС, кг/см2 - 120
Масса, кг, сух./залитого -141/146
Габариты, мм, высота/диаметр -2205/970
Годы разработки -1995
Назначение и состояние-Проект для 3 ст. РН

РД-161П
Компоненты топлива окисл./гор. -перекись водорода/ керосин
Тяга, т з/п - /2.50
Уд. импульс, с з/п - /319
Давление в КС, кг/см2 -124.75
Масса, кг, сух./залитого -105
Габариты, мм, высота/диаметр -1450/1230
Годы разработки -1993
Назначение и состояние-Модификация РД-161 с переходом на перекись водорода
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Цитата
Цитата
Цитата
ЦитатаА был ведь ещё один вариант модернизации Блока ДМ: "Прорыв" с ЖРД РД-161.


ЦитатаРД-161:
кислород/керосин,
тяга 2тс,
УИ 365с ,
давление 120атм,
масса сухого 141кг,
масса залитого 146кг,
высота 2205мм,
диаметр 970мм,
1995г. Проект для 3 ст. РН
Столько было планов и ни-гу-гу.  :roll:
Баки все-таки удлинили, а от схемы полета Бриза-М правильно отказались.
В смысле от РД-161?
Да, от его разработки.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Годовой отчёт ОАО «НПО Энергомаш» за 2007 год
Цитата3.Тема «Ускорение-Б» - выбор маршевого кислородно-керосинового двигателя тягой ~3 тс для разгонного блока;
Получается от разработки двигателя малой тяги для РБ не отказались?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Peter

ЦитатаКомпоненты топлива окисл./гор. -перекись водорода/ керосин
Уд. импульс, с з/п - /319

319 сек на перекиси? Ну не фигаж себе!

Salo

Годовой отчёт ОАО «НПО Энергомаш» за 2007 год
Цитата-работы по ФКПР:
1.Тема «Двигатель ТМ» - отработка ключевых технологий создания многофункционального двигателя (МФД) и создание демонстрационного образца МФД (РД163);
А так РД-163 выглядит в демонстрационном зале Энергомаша:

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

Вот ещё одно фото РД-163 с МАКСА-2005. Явно КРБ:

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

avmich

Цитата
ЦитатаКомпоненты топлива окисл./гор. -перекись водорода/ керосин
Уд. импульс, с з/п - /319

319 сек на перекиси? Ну не фигаж себе!

Интересно бы ещё глянуть на массовое совершенство перекисного РБ.

Salo

Ещё одно упоминание:
А.Идин "Мы работаем для России" Двигатель №5 сентябрь-октябрь 2003
ЦитатаВ середине сентября прошла очередная встреча журналистов с академиком РАН, генеральным директором - генеральным конструктором НПО "Энергомаш" Борисом Ивановичем Каторгиным.
***
В-третьих, разрабатывается разгонный блок РД-161 тягой 2 тс. Особенностью данного двигателя является то, что он будет работать на всех видах топлива, в том числе и синтетических.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

XXXI Академические чтения по космонавтике, г. Москва 30 .01 - 02 .02 2007г.Автор: В.И. Архангельский, В.С.Судаков "Из истории разработки ЖРД на перекиси водорода в «НПО ЭНЕРГОМАШ имени академика В.П.Глушко»"
ЦитатаОдной из последних по времени работ в НПО Энергомаш была перекисьводородная модификация кислородно-керосинового двигателя РД-161, который разрабатывался для использования на верхних ступенях РН или в орбитальных буксирах. Такой ЖРД мог стать простым и компактным двигателем на нетоксичных экологически чистых компонентах топлива с возможностью повторных включений и практически неограниченном времени пребывания в космическом пространстве.
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

Хм, а РД-161 кое в чем лучше, чем РД-0158... :roll:
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

УИ выше, а давление ниже? Или что-то другое?
"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Дмитрий В.

ЦитатаУИ выше, а давление ниже? Или что-то другое?
Да, и легче. Хоть и удельная массы хуже, но это для КРБ не так существенно.
Lingua latina non penis canina
StarShip - аналоговнет!

Salo

ЦитатаКнига

"НАЗЕМНЫЕ ИСПЫТАНИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ" по разделам  в pdf  http://narod.ru/disk/14782145000/1-1949-1955.pdf - 96 Мб, http://narod.ru/disk/14783130000/2-1955-1965.pdf.html - 63 Мб, http://narod.ru/disk/14783266000/3-1966-1974.pdf.html - 69 Мб, http://narod.ru/disk/14782673000/4-1975-1991.pdf.html - 188 Мб, http://narod.ru/disk/14782991000/5-1992-1999.pdf.html - 223 Мб, http://narod.ru/disk/14782994000/6-niiokr-history.pdf.html - 0,3 Мб, постранично в формате jpg -
http://fotki.yandex.ru/users/videofotostudia/album/57933/
Издана к 50-летию НИИХИММАШ (1999г.)
Нашёл кое-что по РД-163 на стр.100:

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

C-300

ЦитатаНашёл кое-что по РД-163 на стр.100
Очень напоминает (по крайней мере, "тепловым аккумулятором") солнечный тепловой двигатель: http://www.kerc.msk.ru/ipg/development/solar/sol_eng.shtml

Salo

"Были когда-то и мы рысаками!!!"

frigate

http://www.buran.ru/htm/gud%2033.htm
ЦитатаРазгонные блоки "Прорыв" и "ЛМ"
На первом этапе создаётся блок "ЛМ" - модернизация блока "Л" ракеты-носителя типа Р-7. Блок "ЛМ" разрабатывался НПО им. Лавочкина, объединенная двигательная установка на базе многофункционального двигателя 11Д58МФ - НПО "Энергия". На орбиту с высотой перигея 600 и апогея 40000 км с помощью блока "ЛМ" планировалось выведение КА массой до 2,3 т.
     На втором этапе планировалась модернизация блока "ЛМ" с использованием вновь разрабатываемого двигателя РД-161 (типа используемого на РБ "Прорыв").
     Блок "ЛМ" мог быть создан за 2 года, так как большая преемственность по конструкции блока обеспечивалась ранее отработанными бортовыми системами. Многофункциональный двигатель 11Д58МФ создавался на базе отработанного и много лет эксплуатируемого двигателя 11Д58М с использованием богатого опыта по созданию объединённой двигательной установки орбитального корабля "Буран".
     Ракетный блок "ЛМ" обеспечивал выведение КА большей массы, чем блок "Л", на различные высокоэллиптические и круговые орбиты с заданными параметрами с длительностью функционирования до 2 суток. Его ДУ использовала экологически чистые компоненты топлива (кислород и керосин), а для отдельных задач - горючее "синтин" или перспективное экологически чистое горючее "омар".
     Разработка РБ "ЛМ" позволила бы создать семейство РБ лёгкого класса: для РН лёгкого класса типа Р-7 "Молния" и "Союз-2К" (блок "ЛМ"), для РН среднего класса "Зенит" (блок "ЛМ1"), для РН тяжёлого класса "Ангара" (блок "ЛМ2") и "Энергия-М" (блок "ЛМ3").
     Модификации блока "ЛМ" создавались дооснащением или заменой соответствующих опорных и переходных отсеков, а также изменением или установкой различных служебных систем.
     Применение блока "ЛМ" на РН лёгкого класса обеспечивало выполнение всех задач по выведению КА типа "Молния-3К" на заданные орбиты , требующих использования РБ, а применение блоков "ЛМ1", "ЛМ2" и "ЛМ3" в составе РН среднего и тяжёлого классов - выполнение задач по выведению тяжёлых КА на заданные низкие и средние орбиты.
"Селена, луна. Селенгинск, старинный город в Сибири: город лунных ракет." Владимир Набоков

Salo

http://www.mai202.ru/publication/PDF/Development%20of%20ignition%20systems%20for%20200N%20and%20500N%20thrusters.pdf


Из справочника "Двигатели":


"Были когда-то и мы рысаками!!!"

Salo

ЦитатаОтечественная авиационно-космическая техника. (20 книг)
Год: 2005
Автор: Коллектив авторов
Жанр: Справочниr. Обзор продукции
Серия: Отечественная авиационно-космическая техника
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы + слой распознанного текста
Количество страниц: 449
http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3412954

"Были когда-то и мы рысаками!!!"