Обсуждение концепции

Автор Зомби. Просто Зомби, 21.02.2007 15:27:17

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Зомби. Просто Зомби

По теме:

Пункты 15-16 получились дублирующими к 4-му и 5-му, целесообразность 17-го тоже под сомнением, о том, чтобы я "что-то сказал по прикладным спутникам" не может быть и речи

Предлагается, тем не менее, начать обсуждение

Каждый постинг в данной теме предлагается начинать с прямой ссылки на пункт концепции, по которому выдвигаются замечания-дополнения
Постинги, не отвечающие этому требованию будут (безжалостно  ) удалятся

Безосновательные наезды и прочий "оффтоп" - также

Попытаемся?
Не копать!

Lin

Пока вкратце:
§5 ГСОС -  если только изредка посещаемая. И возможно, развертывание после ЛОС.
Иначе получается распыление сил.
§4 ГОС – этапы "формирования стартовой орбиты" и "лунный Союз" IMHO усложнение и завязывание ГОС на другие элементы программы. Свою точку зрения я изложил в теме "облет Венеры"
Пункты 12-13. ТЯРД у Земли и АКС IMHO затеи весьма сомнительные. Опять же IMHO лучше тяжелая ракета (100-150т) и водородные ЖРД. Посмотреть что можно сделать по связкам реактор + ЭРД (для доставки грузов к Луне)... А вот ЯРД... отработку на Земле проводить трудно, торможение в атмосфере с ним тоже не сделаешь... IMHO упор на него в программе делать не стоит. Про АКС в любом виде вам расскажет Старый ;)
Разве что "понирить" тему "Урал"... хотя это скорее просто многоразовая ступень, а не АКС.
По пункту -06- и вопросу "сорокатонника"... Закладывать ли новую линейку с 30 до 50т ? Или модернизировать готовые ракеты ? Если не "жировать", остается "Протон" дорабатывать. Третья ступень на водороде на сколько ПН увеличит ? А если утяжеленная третья ступень + бустеры из "тополя" ? До 40 не дотянуть ? надо гонять ланчмодель...
В "тризинит" вериться с трудом...
-07- Пилотируемый космос. §2 Корабли  - вроде все логично. И "Союз" в дело пошел.
"Вся суть - в переселении с Земли и в заселении космоса."

ДмитрийК

Ну поехали. Сразу предупреждаю что люблю критиковать чужие идеи. Свои к сожалению тоже :)

-01- Введение
В первом предолжении говорится о концепции пилотируемой космонавтики однако же название и оглавление подразумевает всю космонавтику в целом.  Далее эти два понятия упоминаются через раз и непонятно о чем идет речь.

На мой взгляд создать концепцию пилотируемой космонавтики отдельно от всех прочих космонавтик невозможно. Впрочем справедливости ради надо отметить что NASA со своим Constellation именно этим и занимается, но по-моему это полная ерунда.  В качестве примера - создание уникального носителя специально под пилотируемую программу при отсутствии у него каких-либо еще коммерческих, военно-прикладных или иных задач - это бред. По крайней мере в российских условиях уж точно.

Если речь идет о космической деятельности вообще, то я в корне не согласен с  первым абзацем введения и далее по тексту. Концепция в целом обязана балансировать фундаментальные и прикладные задачи хотя бы потому с технической точки знения между ними очень много общего. Например, если будет альтернатива - бросать ли все силы на уникальную большую и дорогую ракету для полета на Луну/Марс или же на дешевые "расхожие" (м.б. многоразовые) средства вывода на низкую орбиту с целью резкого понижения цены за кг - мне кажется, что в перспективе второе принесет значительно больше пользы как прикладной так и фундаментальной космонавтике.

-02- §1 Общее описание. Структура концепции
Отсутствуют какие-либо упоминания времени, периодов или этапов.  Не указано даже на какой период ориентирована данная концепция. В результате получается полная каша - в одном месте пишем про постоянные базы на других планетах, до которых еще как до Киева эээ боком, с другой стороны предлагается достать из музея ТКС и/или в очередной раз модернизировать Союз. Когда до баз дело дойдет Союзу сто лет в обед будет, оно конечно ничего но сколько же можно эту волынку тянуть.
Про время периоды и этапы -  надо определиться:
1-2 года - достаточно чтобы свернуть текущие проекты и начать новые :)
3-5 лет - можно уже что-то сделать не слишком сложное и на имеющейся базе. Можно также провести исследования и эксперименты в области прорывных технологий.
10 лет - начало первого этапа эксплуатации, первые ощутимые результаты.
15-20 лет  - концепция должна работать вовсю.
35-40 лет - то новое в концепции что будет предолжено здесь и сейчас уже будет старьем. Тому что было придумано 25-30 лет назад (т.е. 1975-1980) уже будет 60-70 лет, т.е. будет вызывать по большей части печально-ностальгическую улыбку, о летать на этом никто не будет.
50+ лет - или эмир сдохнет или ишак :)

Посему предлагается выделить 3 этапа:
1 - первоочередные меры - 3-7 лет
2 - основной этап - 10-20 лет
3 - этап дальнейшего развития - 25-30 лет
Идея в том чтобы к концу 3-его этапа иметь развитую действующую инфраструктуру способную служить базой для следующей концепции.

-02- §1 Общее описание. Структура концепции
"По нашему мнению, в основе концепции лежит некий "список заказываемой техники"" - на мой взгляд в корне неверно.
В основе должны лежать решаемые задачи, а список техники логично из них вытекать. Я прекрасно понимаю что здесь собрались технари и всем хочется поскорее всю эту муть про цели и задачи пролистать и начать обсуждать болты и гайки (сам такой). Но так не работает.
В результате такого узкого подхода за бортом оказались фундаментальные исследования и эксперименты в области космических технологий. Например я считаю необходимым нарабатывать технологии в области многоразовых носителей, надувных конструкций, АКС, ЯРД, тросовых систем итд итп. вне зависимости от того войдут они в пресловутый "список заказываемой техники" или нет.

Ну и так далее... если модератор сразу не прибьет еще чего-нибудь напишу :)

Зомби. Просто Зомби

ЦитироватьПо пункту -06- и вопросу "сорокатонника"...
Добавил обоснования
Не копать!

Зомби. Просто Зомби

ЦитироватьНу поехали...
Да, интересно, по делу, "будем думать"

Относительно "пилотируемой-непилотируемой" и "концепции" - наверное, надо акцентировать ТАК название:
концепция РАЗВИТИЯ космонавтики в РФ на ближнюю и дальнюю перспективы, имея в виду рубежи в "2015-2020" и "2030-2040 гг"
Тогда оправдано "частичное" обращение к беспилотной компоненте (за которую я не отвечаю :mrgreen: )

Основные проекты (высокоорбитальные станции) относятся к первому периоду (точнее, мы на них "выходим" к концу первого периода и "тянем их" до начала второго)

Подумаем
Не копать!

Зомби. Просто Зомби

2ДмитрийК


К -01-

Пусть будет название:

Концепция РАЗВИТИЯ ПИЛОТИРУЕМОЙ космонавтики в РФ на период до 2015-2020 и до 2030-2040 гг

Она охватывает РЯД (ключевых) ПРОЕКТОВ, объедененных общей "идеей" и "технологией", но не ВСЮ космонавтику

Нет, речь идет не о всей космической деятельности, а "только" о "космонавтике", как деятельности СПЕЦИФИЧЕСКОЙ

По поводу первого абзаца -
Характерное для сегодняшнего дня спутывание прикладных задач и "сущности" космонавтики эту самую сущность размывает и "раскассирует" по отдельным "маленьким ящичкам", лишая её направленности, систематичености, собственного смысла и, главное, "общественной ценности"
Это примерно как "распустить академию" и "передать всю науку прикладным лабораториям"
В первом абзаце выделена именно СУЩНОСТЬ, "смысловое ядро", делающее из "космонавтики" ЦЕЛОЕ, не позволяющее ей распасться в "ряд прикладных задач"
Каковое ядро и названо "фундаментальной" космонавтикой
И, поскольку с прикладными задачами для ПК пока ничего конкретного не сформировалось, то она-то как раз и остается в ПОЛНОМ ВЕДЕНИИ фундаментальной космонавтики

Об этом в первом абзаце и говорится, может быть не очень внятно?

К -02-

По времени - поправка принимается

"Базы вообще" - это "стратегома"
Высокоорбитальные станции - это "концепция в части до 2015-2020 года", имеется в виду начало "полетов", т.е. практической реализации проектов, т.е. "создание ЛОС (ГОС/ГСОС) к 15-му - 20-му году"
ТФЯРД, Лунная база, АКС, соответственно - к 2030 - 2040

-02- §1

Опять же, может быть неясно сказано?
Концепция видит ОСНОВНОЙ СМЫСЛ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ КОСМОНАВТИКИ в развитии "средств доставки людей и грузов в произвольную точку околосолнечного простанства"
РАЗВИТИЕ здесь состоит в "достижении" "высоких орбит" и Луны, создание РЕАЛЬНЫХ ПРОТОТИПОВ соответствующей техники
Для этого придется решить ряд задач, например задачу радиационной защиты обитаемых отсеков

Вторым, подчиненным направлением является изучение "достигнутых мест", "полноценное" изучение, в отличие от "ограниченного", когда применяются только автоматические средства

Развитие АКС и ЯРД также "в центре внимания", но:
- для ЯРД "нет ПН", и концепция предлагает именно эту "ПН" создать, как грузы, обеспечивающие деятельность "в районе Луны"
- АКС это перспектива "слегка не сегодняшняя", помимо тех же "трудностей с ПН"

Как раз это одна из решаемых задач концепции - "позиционировать" эти разработки в отношении сроков и привязки к конкретным проектам
То есть, мы не будем разрабатывать "ЯРД как таковой", а мы будем строить ТФЯРД-МОБ с вполне определенными параметрами под вполне определенную, вплоть до расписывания по КОНКРЕТНЫМ полетам и грузам, задачу

PS.
Модератор не прибъет
"пишите ещё" ;)
Не копать!

Вадим Семенов

Альтернативный вариант народной космической программы.[/size]

Мотивировочная часть.

Действующая ФКП недостаточно амбициозна и направлена не на развитие, а на консервацию существующего уровня. Она спланирована "от достигнутого" и не предусматривает получения принципиально новых возможностей и значительных достижений.

Значение космонавтики не ограничивается ролью "локомотива высоких технологий", которые можно применить непосредственно. Амбициозная космическая програма, подобно запуску спутника и полету Гагарина должна переформатировать общественный менталитет в стране, вернуть общественный интерес к науке и технике, что является необходимым условием для становления России как страны высоких технологий. Лидерства страны в области высоких технологий невозможно добиться при помощи только материальных стимулов. Научно-техническое творчество, как и любой вид творчества невозможно без искреннего интереса к своему делу. Сугубо меркантильные мотивы могут привести лишь к эксплуатации достигнутого уровня, его поддержанию с незначительными модификациями до тех пор, пока он не устареет морально или "старая гвардия" научно-технических кадров не уйдет на пенсию.

Не следует также недооценивать и международный политический эффект, престиж и авторитет страны в мире. В настоящее время страна находится на таком уровне, когда подобные задачи вновь становятся актуальными.

Автоматические межпланетные станции.

Следует признать, что в отличие от питлотируемого космоса, АМС не являются сильной стороной российской космонавтики. Поэтому программа не предполагает масштабных космических исследований при помощи АМС во избежание распыления средств и сил, ставя во главу угла достижение максимального эффекта минимальными средствами.

Поскольку разработка АМС составляет не менее половины ее стоимости, для маскимальной эффективности использования средств следует ориентироваться на строительство серии однотипных аппаратов, способных выполнять задачи на различных небесных телах. В связи с этим предлагается серия унифицированных АМС на базе фобос-грунта для доставки грунта с астероидов. Желательно также дооснастить такую станцию лазерным испарителем/масс-спектрометром, разработанным для станций Фобос-1 и -2 для исследования грунта во многих точках "на бреющем полете".

Также представляет интерес использования пенетраторов для изучения планет одним аппаратом в нескольких точках. Насколько мне известно, в России имеется определенный задел по пенетраторам, жаль, если он пропадет, не дав результата. АМС с пенетраторами предлагается отправлять к Луне, Марсу и Венере. Они будут состоять из базового блока, который несет аппаратуру дистанционного зондирования и ретранслятор и около десятка пенетраторов.

Поскольку в рамках создания лунной базы (см.ниже) планируется разработка космического ядерного реактора целесообразно использовать эту разработку также в проекте радиолокационного исследования Европы, известном как "Russian JIMO".

В рамках этого проекта предполагается разработка нексеноновых ЭРД (предположительно на аргоне), что открывает путь для использования малой тяги в крупных проектах, в том числе пилотируемых. В частности, можно предположить доставку марсианского лендера к Марсу с использованием технологии ЯР+ЭРД на аргоне. При этом ЯР может использоваться также на поверхности Марса в качестве источника энергии, в том числе и для получения метана. Однако, в соответствии с данной программой высадка человека на Марс отнесена к периоду "после 2030г."

Также к категории АМС могут быть отнесены некоторые аппараты, используемые в рамках пилотируемых миссий, включенных в данную программу (см. ниже). Таковыми, в частности, являются телеуправляемые планетоходы используемые во время облета Марса и Венеры, а также астрономические свободнолетающие модули для МКС.

Пилотируемые корабли.

Для государственной пилотируемой программы КК Союз вполне достаточно. Стороительство корабля на основе ТКС, Клипера предполагается только на коммерческой основе или в рамках кооперации с иностранными партнерами. Для целей российской КП достаточно ограничиться модернизацией Союза для полета на высокие орбиты и к Луне. Модернизация выполняется в два этапа, получая соответственно модификации Союз-В1 и Союз-В2.

На первом этапе (ближайшие 3-5 лет) производится перевод на современную элементную базу, дооснащение для полетов на высокие орбиты (дальняя связь, усиленное ТЗП и проч.). Финальным этапом разработки должен стать пилотируемый облет Луны связки Союз-В1/БлокДМ. В качестве РН используются Союз-2 и Ангара-3 соотвестсвенно. Также этой связке доступен выход на гало-орбиту вокруг точки либрации L2, что обеспечивает продолжительное наблюдение обратной стороны Луны, а также побитие американского рекорда максимального удаления человека от Земли. Этот облет должен поднять общественный интерес к космонавтике, к науке и технике и закрепить за Россией второе(первое для L2) место (Конкуренты в лице Китая и прочих уже наступают на пятки ;) ) В дальнейшем такие полеты могут перейти в разряд коммерческой космонавтики и повторяться в туристических целях.

Следующим этапом модернизации (2010-2015гг.) является увеличение запаса ХС до 2200 м/c, достаточного для самостоятельного выхода КК Союз-В2 с траектории перелета к Луне на орбиту Луны и обратно. Заправленная масса Союза-В2 -- 15+т., запуск его на орбиту -- Ангарой-3 (с довыводом собственной ДУ). По окончании разработки проводится полет связки Союз-В2/КВРБ на орбиту Луны.

Также следует продолжить "вечную" эксплуатацию МКС в качестве микрогравитационной лаборатории и тренировочной базы для "облета" молодых космонавтов перед лунными и межпланетными экспедициями. Необходимо предусмотреть продолжение полета российского сегмента в случае выхода США из проекта, возможно, с привлечением новых партнеров (Китая, Индии). Основные работы на МКС: медико-биологические исследования, отработка СЖО для автономного межпланетного полета, а также обслуживание свободнолетающих модулей (технологических, ДЗЗ, астрономических и т.п.) Помимо этого МКС должна использоваться в коммерческих целях (туризм, платные эксперименты, ранее выполнявшиеся на аппаратах серии "Фотон"), а также для популяризации космонавтики, науки и техники (программа "Фабрика космонавтов" с полетом победителя на станцию и т.п.)

Средства выведения.

Насущнейшей задачей является разработка водородного разгонного блока (КВРБ), который должен быть создан в ближайшее время (3-5 лет). Он имеет как большое прикладное значение (позволяет выводить на ГСО полезные нагрузки, до сих пор недоступные отечественным РН), так и открывает возможности для пилотируемых полетов за пределы низкой околоземной орбиты. В связи с отказом от разработки тяжелых носителей и максимального использования возможностей существующих (разрабатываемых), полная заправленная масса КВРБ должна быть равна полной грузоподъемности Ангары-5 -- порядка 24т. (или более с довыводом собственной ДУ).

Существующая в настоящий момент номенклатура РН достаточна на для вывода легких и средних нагрузок, никаких новых разработок, финансируемых из бюждета, в этой области не предполагается. Как человек склонный к компромисам, наступаю на горло собственной песне и отказываюсь от идеи линейки носителей на основе Ангары-100. Следует признать, что сборка из блоков предпочтительнее строительства сверхтяжелого РН, особенно в свете создания КВРБ. Данная народная КП в области РН консервативно предполагает лишь достройку Ангары к 2011г.

Лунная программа (см. ниже) основана на множественных пусках РН для осуществления одной экспедиции: 1 Ангара-3 + 1 Ангара-5 для полета Союза-В2 на орбиту Луны, 3 Ангары-5 для запуска доставки на орбиту Луны пилотируемого лендера, 1 Ангара-3 и 3 Ангары-5 для доставки на поверхность Луны модуля станции массой около 13т. Столь высокая частота запусков делает рентабельной и крайне насущной (в силу ограниченных производственных мощностей) многократное использование боковых УРМов. Спасение и повторное использование УРМов должно быть отработано к 2015г -- началу пилотируемой лунной программы. Предпочтительно использование вертолетного подхвата, как имеющего минимальный негативный эффект на масу ПН. Использование сборок из водородных блоков требует строительства дополнительных стартовых комплексов Ангары, либо переоборудование существующих (от Протона, Зенита или стенд-старта)

В народную КП также включаются работы по РАКС, как перспективной системе вывода грузов на период после 2030г.

Станция на ГСО.

ГСОС создается для обслуживания спутников связи. Короткие экспедиции на ГСОС невыгодны (доставка экипажа стоит дорого). Они должны продолжаться полгода-год, а сама станция быть постоянно обитаемой. За время одной экспедиции экипаж должен обслужить несколько спутников.

Я считаю такую станцию прекрасным способом коммерциализации пилотируемой космонавтики, создания в ней самоокупаемых направлений. Требование самоокупаемости ставит непременным условием создания ГСОС интерес к ней спутникостроителей и спутниковладельцев, готовность посылать на нее своих специалистов, обслуживать свои спутники, разрабатывать их ремонтопригодными. Такая станция должна создаваться в кооперации с частными фирмами и зарубежными космическими агенствами, особенно, европейским.

Доставка экипажа в случае кооперации с ЕКА могла бы осуществляться на Союзе-В2 или пилотируемом корабле совместной разработки, запускаемом РН Союз 2-3 из Куру при помощи разгонного блока, запускаемого Ариан. Снабжение -- при помощи Прогресса или ATV, оборудованого увеличенными СБ и ЭРД, раскруткой по спирали. Таким же способом выводится на ГСО и сама станция.

Программа ГСОС -- опциональная. Финансирование работ по ГСОС происходит сугубо на коммерчекой основе. В крайнем случае возможно государственно-частное партнерство или международное сотрудничество, когда на один рубль государственных денег в космическую отрасль привлекается несколько частных. При отсутствии коммерческого интереса ГСОС не строится.

Лунная программа.

ЛОС, пропагандируемая Зомби, является повторением лунных АМС 60-х в сочетании с повторением орбитальных станций 70-х гг. прошлого века. Она не дает новое качество исследований в дополнение к тому, что может быть получено автоматами. Однако в дополнение к разработке и строительству большого количества АМС она подразумевает еще и содержание "Салюта" на лунной орбите, что многократно дороже содержания его же на орбите околоземной. По сути, она является лишь пожирателем ресурсов, отодвигающим высадку на поверхность Луны и, скорее всего, делающей ее невозможным в пределах программы до 2030г. Скорее индусы с китайцами высадятся на Луне, чем Зомби позволит сделать это российскому космонавту!

Лунная программа должна иметь своей целью создание базы непосредственно на Луне, минуя побочные затраты. Таковая база могла бы создаваться в 2 этапа.

База первого этапа (2015-2025). Представляет собой один обитаемый модуль на колесах массой порядка 13т. Космонавты передвигаются в обитаемом модуле, при необходимости -- спешиваются. Питание от СБ. Продолжительность одной экспедиции -- лунный день, две экспедиций в год, необходимые расходные материалы доставляются на лендере вместе космонавтами. В перерывах между экспедициями база едет к месту высадки следующей экспедиции телеуправлением с Земли. Основная задача -- выбор места для большой стационарной базы.

База второго этапа (2025-...). Стационарная, закопанная в грунт. Состоит из нескольких 13-тонных модулей. Питание от ядерного реактора. Станция постоянно обитаемая, и лунным днем и лунной ночью. Основная задача -- технологические эксперименты: получение кислорода, гелия-3, и других материалов с целью исследования возможностей и подготовки к широкомасштабному освоению Луны. В рамках академических научных исследований выполняется бурение скважины с забором образцов, развертывание и периодическое обслуживание оптического телескопа-интерферометра, радиотелескопа в подходящем кратере. Предаолагается 1-2 смены экипажа в год, доставка 1-2 грузовых лендеров снабжения в год с расходными материалами и 1-2 лендера аналогичной массы с крупногабаритными грузами (модули станции, буровые, технологические установки, телескопы и т.д.). В составе станции предполагается иметь бульдозер-грузовик для закапывания станции и перевозки тяжелых грузов, а также герметичный транспортер на основе модуля станции первого этапа. Транспортер оборудован гибким рукавом для стыковки к станции и грузовому лендеру снабжения для переноски расходников, минуя вакуум. Он так же может быть использован для поездок комонавтов на удаленные от базы рабочие площадки в герметичном объеме.

Для создания и эксплуатации лунных баз обоих этапов до 2015г. разрабатывается 2 типа лунных лендеров. Пилотируемый лендер массой около 24т состоит из посадочной ступени ~18.5т и взлетной ~5.5т Взлетная ступень включает обитаемый модуль. Обе ступени на высококипящих компонентах топлива. Для надежности посадка осуществляется без сброса посадочной ступени. Пилотируемый лендер доставляется при помощи 2-х КВРБ на лунную орбиту, где дожидается космонавтов, доставляемых на Союз-В2. После стыковки на лунной орбите космонавты переходят в лендер совершают посадку.

Грузовой лендер может нести либо модуль снабжения расходными материалами, либо модуль лунной базы, либо иной крупногабаритный груз массой около 13т. Грузововой лендер состоит лишь из легкой платформы (~1.5т.), снабженной двигателями мягкой посадки. Он выводится на орбиту Ангарой-3. Выход на орбиту Луны и торможение для посадки осуществляется при помощи КВРБ (при необходимости оборудованном более мощной ДУ). Перед касанием  КВРБ сбрасывается. Непосредственно на траекторию к Луне связка лендер/КВРБ доставляется еще парой блоков КВРБ и небольшим импульсом первого блока. В качестве варианта можно рассмотреть также прямую посадку на поверхность минуя орбиту Луны. Поскольку грузовому лендеру нет необходимости дожидаться чего-либо на орбите и посадка происходит сразу же по прибытию к Луне, использование водорода не создает проблем с его хранением.

Программа пилотируемых межпланетных полетов.

В этой области программа основывается на обширном отечественном опыте строительства орбитальных станций. Она предусматривает проектирование и строительство, а начиная с 2015г. эксплуатацию межпланетного КК(далее по сложившейся здесь терминологии называемого ГОС) и полеты на нем к околоземным астероидам с посадкой на их поверхность, а также к Марсу и Венере с телеуправлением планетоходами. Возможна так же высадка на поверхность Фобоса и Деймоса. Посадка на поверхность Марса находится явно за пределами программы до 2030г.

Стартовой для межпланетного перелета является высокоэллиптическая орбита. Она же орбита является является финишной. По завершенни одной экспедиции ГОС может использоваться повторно для следующего полета. Поскольку большую часть ХС межпланетного перелета составляет выход на высокоэллиптическую орбиту, таким образом экономится не только наиболее дорогостоящая часть ГОС, но и большая часть топлива. Исходя из опыта Мира, можно предполагать 15-летнюю эксплуатацию одного ГОС (т.е. до конца действия данной программы), в течение которой она может совершить несколько 1-3 летних экспедиций к различным объектам солнечной системы.

ГОС состоит из жилого и грузового сегментов, которые собираются из 15 тонных модулей. Грузовой сегмент несет топливо и другие расходные материалы. Он заменяется для каждой новой экспедиции. Жилой сенмент многоразовый, используется повторно. Экипаж подсаживается на высокоэллиптической орбите при помощи Союза-В1 и Блока-ДМ. Аналогичным образом он снимается с конце экспедиции. Модули выводятся на низкую орбиту Ангарой-3, а на  высокоэллиптическую орбиту при помощи одного КВРБ каждый. Сами модули ГОС используют только высококипящие компоненты.

Следует также заметить, что полет "чистой ГОС" без сближения с каким-либо объектом вряд ли оправдан. Во-первых, "траектория свободного возврата" -- суть иллюзия. Никакая межпланетная траектория не обеспечивает возвращение домой без возможности проводить коррекции орбиты вплоть до самого конца полета, а значит предполагает исправную ДУ. Во-вторых, экспедиция к некоторым околоземным астероидам занимает менее года, что сопоставимо по времени с полетом по траектории свободного возврата.

Первый полет должен быть к одному из таких околоземных астероидов с обязательной высадкой на поверхность для исследования и сбора образцов. Малая сила тяжести астероида делает возможным посадку ГОС, оборудованного легким шасси, на двигателях ориентации. Отдельный посадочный корабль не требуется. Между тем такая посадка дает огромный эффект в смысле изложенном в мотивировочной части, устанавливает первенство России в пилотируемых полетах к объекту за пределами сферы тяготения Земли.
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине".

Зомби. Просто Зомби

С перамбулой "принципиально согласен", но только как с частью обоснования, существенной, но не всей

Серия "астероидных" АМС - да
Выделить "фотографирование" как существенную обязательную задачу


Вадим Семенов>
Также этой связке доступен выход на гало-орбиту вокруг точки либрации L2, что обеспечивает продолжительное наблюдение обратной стороны Луны, а также побитие американского рекорда максимального удаления человека от Земли. Этот облет должен поднять общественный интерес к космонавтике, к науке и технике и закрепить за Россией второе(первое для L2) место

Лично я - опасаюсь "поднятия интереса" выше некоторого естественного уровня
"Истерия" может быть искусственно разогрета и, что главное, использована в совсем неожиданных целях, конструктивность которых априори неочевидна
С другой стороны, сегодня есть существенный потенциал "негатива" в общественном сознании, который неплохо бы преодолеть
Может быть это и невозможная задача - в силу некоторых... :roll:
Но тогда тем более - усиление потенциала "позитива" просто необходимо

Вадим Семенов>
В дальнейшем такие полеты могут перейти в разряд коммерческой космонавтики и повторяться в туристических целях.

Да
Смешно, то есть
Ха-ха
"Не возражаю", конечно, ну будет - "не шмогла", так и фиг с ним, главное - один раз слетать, первый (разработать прототип и подтвердить правильность технических решений в реальном полете), а все остальное меня лично не интересует :mrgreen:

Вадим Семенов>
3 Ангары-5 для запуска доставки на орбиту Луны пилотируемого лендера, 4 Ангары-5 для доставки на поверхность Луны модуля станции массой около 20т

Что-то у вас с арифметикой не то
Пересчитайте, плз
Штук ШЕСТЬ А-5 может быть и хватило бы, "принципиально", для доставки 20 т на Луну, но только если бы не было проблем с хранением жидкого водорода на орбите, пока вся эта хрень выводится и "паровозиком" состыковывается
При запуске таким образом Союза к Луне возникает проблема необходимости практически одновременного с ним старта КВРБ и быстрой стыковки
Это вызывает перерасход и без того мизерного ресурса Союза и напрягает как его экипаж, так и наземные службы, а из "работы" по лунной программе делает опасный цирк
Хотя в принципе, вероятно, возможно

Вадим Семенов>
Столь высокая частота запусков делает рентабельной...

Столь высокая частота пусков делает подход нереалистическим
Это чисто технологическое ограничение, а не априорный "идейный" деффект
Просто - "так" не получается, и всё

Вадим Семенов>
Финансирование работ по ГСОС происходит сугубо на коммерчекой основе. В крайнем случае возможно государственно-частное партнерство или международное сотрудничество, когда на один рубль государственных денег в космическую отрасль привлекается несколько частных. При отсутствии коммерческого интереса ГСОС не строится.

Тэ-экс, значит ГСОС - вычеркиваем :roll:
И прально, ну ее нахрен, путаются тут под ногами, со своими "практическими интересами"... :roll:  :mrgreen:

Вадим Семенов>
ЛОС, пропагандируемая Зомби, является повторением лунных АМС 60-х в сочетании с повторением орбитальных станций 70-х гг. прошлого века. Она не дает новое качество исследований в дополнение к тому, что может быть получено автоматами. Однако в дополнение к разработке и строительству большого количества АМС она подразумевает еще и содержание "Салюта" на лунной орбите, что многократно дороже содержания его же на орбите околоземной. По сути, она является лишь пожирателем ресурсов, отодвигающим высадку на поверхность Луны и, скорее всего, делающей ее невозможным в пределах программы до 2030г. Скорее индусы с китайцами высадятся на Луне, чем Зомби позволит сделать это российскому космонавту!

Персонально - никто не блокирует высадок на Луну, никакое Зомби никаких возражений к этому не имеет
Первая высадка человеком может состоятся "вскоре" после вывода первого модуля ЛОС на орбиту
Хоть в следующем году, держит только готовность лэндера, ибо все транспортные операции к тому моменту уже будут отработаны
Смысл ЛОС в том, что автоматы, управляемые с ЛОС, в отличие от высадок людей смогут "обработать" гораздо бОльшую "площадь" на Луне, т.к. могут функционировать ГОДАМИ, в отличие от "булавочных уколов" таких десантов
Иными словами, по мере накопления данных от автоматов, высадки людей будут становится все более осмысленными, содержательными и продуктивными
Тем не менее, хотя логически вроде бы "люди" следуют "за автоматами", никаких причин тормозить начало десантов нет, это можно внести в концепцию особой строкой, если вопрос кажется таким болезненным

Вадим Семенов>
База первого этапа (2015-2025). Представляет собой один обитаемый модуль на колесах массой порядка 20т. Космонавты передвигаются в обитаемом модуле, при необходимости -- спешиваются. Питание от СБ. Продолжительность одной экспедиции -- лунный день, две экспедиций в год, необходимые расходные материалы доставляются на лендере вместе космонавтами.

6 пусков на доставку базы, 3 на лэндер, 2 на Союз с космонавтами (оптимистически), причем две экспедиции (больше года такая база на Луне вряд ли продержится в виду тепловых нагрузок)
Итого - 16 пусков тяжелой Ангары-5 на всю программу за год, за две недели поработать на Луне
Недурственно, однако ;)  :mrgreen:
(Справка: весь "Мир" стоил всего 6-ти Протонов, а работал... э... дцать лет, да?)

Вадим Семенов>
...проектирование и строительство, а начиная с 2015г. эксплуатацию межпланетного КК(далее по сложившейся здесь терминологии называемого ГОС) и полеты на нем к околоземным астероидам

Учитывая сложности "многопуска", программа ГОС ТОЛЬКО в "минимальной конфигурации" предусматривает ЕДИНСТВЕННЫЙ полет - с облетом Венеры
В НЕ минимальной - можно облететь все "близлежащие" астероиды хоть по десять раз

Вадим Семенов>
..."траектория свободного возврата" -- суть иллюзия...

Нет
Разумеется "коррекции" понадобятся как и исправная ДУ и определенный "запас хода" (ХС)
Только в некотором "идеальном приближении" орбита ГОС составляет таекторию свободного возвращения
Это в основном означает, что "энергозатратные" операции, вроде выхода на орбиту вокруг планеты, не предусмотрены, как не предусмотрен вообще "сход с орбиты", проходящей "вблизи Земли" в некоторый, подходящий момент, а масштаб коррекций сопоставим с коррекциями орбиты для околоземных ОС и обеспечивает лишь точность "места и времени рандеву" с материнской планетой
В полете к астероидам, например, ГОС используется как "космический корабль", так как в некоторые моменты "циклограммы" ГОС оказывается на "орбите", с которой "самопроизвольного" возвращения "в район Земли" не происходит, так что в случае чего "без мотора" он там так навсегда и останется
Впрочем, это вопрос терминологии, в концепции ее использование оправдано тем, что она сразу ОБЪЯСНЯЕТ, о проекте какого "масштаба и направления" идет речь, в одном слове описывает суть характера миссии

Чтож, спасибо за проделанную работу и ясно выраженную точку зрения :wink:  :)
Не копать!

Вадим Семенов

ЦитироватьВадим Семенов>
3 Ангары-5 для запуска доставки на орбиту Луны пилотируемого лендера, 4 Ангары-5 для доставки на поверхность Луны модуля станции массой около 20т

Что-то у вас с арифметикой не то
Пересчитайте, плз
Штук ШЕСТЬ А-5 может быть и хватило бы, "принципиально", для доставки 20 т на Луну, но только если бы не было проблем с хранением жидкого водорода на орбите, пока вся эта хрень выводится и "паровозиком" состыковывается

Считаю: водородный разгонник выводит на траекторию к Луне груз, равный массе топлива, т.е. две штуки выводят 40 тонн. XC для выхода на орбиту Луны и посадки в сумме примерно такая же. (А у "прямой" посадки, видимо,  меньше) Значит из 40т.  половина -- КВРБ, остальное -- платформа с грузом. Здесь не учитываются массы конструкции КВРБ (дает минус), а также двуступенчатость разгонника и то, что его полная масса 24, а не 20т (дают плюс). В итоге около 20т., плюс-минус...

ЦитироватьПри запуске таким образом Союза к Луне возникает проблема необходимости практически одновременного с ним старта КВРБ и быстрой стыковки
Полагаю, что без активного охлажления одной экранновакуумной изоляцией вполне можно добится хранения на орбите 2-3 недели без заметной потери водорода. Прикидки тут на форума ранее приводились. Этого должно быть достаточно.

ЦитироватьСмысл ЛОС в том, что автоматы, управляемые с ЛОС, в отличие от высадок людей смогут "обработать" гораздо бОльшую "площадь" на Луне, т.к. могут функционировать ГОДАМИ, в отличие от "булавочных уколов" таких десантов
Иными словами, по мере накопления данных от автоматов, высадки людей будут становится все более осмысленными, содержательными и продуктивными
Да вы, батенька, антикосмит-автоматчик. ;) Я лично не думаю, что автоматы и краткие высадки человека могут дать какие-то сильно новые данные в дополнение к тем, что были получены советскими АМС и американскими Аполлонами. Для дальнейшего продвижения нужно долговременное присутствие человека на поверхности. Впрочем, в "автоматической" части я предусмотрел отправку пенетраторов на Луну для исследования ее во многих точках. Полагаю, что этого вполне достаточно.

ЦитироватьВадим Семенов>
База первого этапа (2015-2025). Представляет собой один обитаемый модуль на колесах массой порядка 20т. Космонавты передвигаются в обитаемом модуле, при необходимости -- спешиваются. Питание от СБ. Продолжительность одной экспедиции -- лунный день, две экспедиций в год, необходимые расходные материалы доставляются на лендере вместе космонавтами.

6 пусков на доставку базы, 3 на лэндер, 2 на Союз с космонавтами (оптимистически), причем две экспедиции (больше года такая база на Луне вряд ли продержится в виду тепловых нагрузок)
Итого - 16 пусков тяжелой Ангары-5 на всю программу за год, за две недели поработать на Луне
Недурственно, однако ;)  :mrgreen:
(Справка: весь "Мир" стоил всего 6-ти Протонов, а работал... э... дцать лет, да?)
Продержится, продержится база. Но суть не в том, пусть будет 16 пусков. Это производство всего 16 урмов, поскольку расходуется только центральный урм, остальные используются повторно. Например, 45 пусков РН Союз в 1980г (не думаю, что это рекордный год, выбрал его от балды) это производствто 180 боковух. Так что не пужайтесь. :) Что касается Мира/МКС, то основные затраты все же не на запуск, а на изготовление модулей.

Кстати, в вашем варианте программы ни сроков, ни количества миссий/пусков, ни используемых технических средств, один набо грез. Но грезить-то не привязываясь к реальности легко. ;)

ЦитироватьЧтож, спасибо за проделанную работу и ясно выраженную точку зрения :wink:  :)
Ну раз уж я нашел время и силы все это написать, предлагаю выделить в отдельную тему для обсуждения. Может быть, кто-нибудь еще захочет выступить с замечаниями-предложениями. Я открыт для поправок. :)
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине".

Зомби. Просто Зомби

ЦитироватьСчитаю:... В итоге около 20т., плюс-минус...
Нифига себе - "плюс-минус"
Эдак, при вашем "оптимизме", Союз можно было бы вывести на лунную орбиту одной Ангарой-5 :roll:
Вот и получается, что "40-тонник не нужен"
Щщитать надо внимательнеЕ :mrgreen:

ЦитироватьПродержится, продержится база. Но суть не в том, пусть будет 16 пусков. Это производство всего 16 урмов, поскольку расходуется только центральный урм, остальные используются повторно. Например, 45 пусков РН Союз в 1980г (не думаю, что это рекордный год, выбрал его от балды) это производствто 180 боковух. Так что не пужайтесь. :)
Я и не пужаюсь
Ибо ясно, что это нереально:
- Бризы снижают грузоподъемность,
- вероятность что они "таки будут" не весьма высока, это уже ставка на сомнительные технологии
- кроме центрального УРМа, там еще КВРБ всякие, водородные, обеспечение пуска, скока, кстати, "экземпляров стыковочного оборудования", которые сейчас даже с МКС возвращают, пренебрегая "научными грузами"?
- оценка числа пусков "наперсточная"

Ну ГОД база МОЖЕТ и продержится, ну два раза слетаете, ну ДВЕ НЕДЕЛИ там побудут космонавты, простите, это ВСЁ?
И за "это" - 16 пусков Ангары-5?

Цитировать
ЦитироватьЧтож, спасибо за проделанную работу и ясно выраженную точку зрения :wink:  :)
Ну раз уж я нашел время и силы все это написать, предлагаю выделить в отдельную тему для обсуждения. Может быть, кто-нибудь еще захочет выступить с замечаниями-предложениями. Я открыт для поправок. :)
И заём беспроцентный, на Тополь-М, у Америки... :roll:  :mrgreen:
Даааааааа... а кто-то тут разводит, насчет "царства грёз" :wink:  :mrgreen:
Не копать!

Зомби. Просто Зомби

Собственно, это не проект "базы", а проект герметичного лунного "танка" тонн на 20
Да, само по себе, отдельно, это "гут", и где-то мною уже упоминалось, по концепции, в архаичный период, до создания темы

Для спуска 20 тонн на Луну нужно 3 - 4 40-тонника, сиречь 7-8 А-5 на самом деле, минимум

Или 140-тонник Арес-5, причем с технологией "водород до самой поверхности"
Не копать!

Вадим Семенов

Цитировать
ЦитироватьСчитаю:... В итоге около 20т., плюс-минус...
Нифига себе - "плюс-минус"
Эдак, при вашем "оптимизме", Союз можно было бы вывести на лунную орбиту одной Ангарой-5 :roll:
Вот и получается, что "40-тонник не нужен"
Щщитать надо внимательнеЕ :mrgreen:
Вы правы, торопился вчера. Пересчитал внимательно по Циолковскому из следующих предположений: XC на транслунную траекторию 3200 м/c, XC выхода на орбиту 900 м/c, XC торможения 2100 м/c, КВРБ сухой со стыковочными причиндалами 4 тонны, 20т. топлива, УИ=4500м/c. Получается: разгон от Земли первыми двумя блоками и еще порядка 300 м/c добиратеся третим. Выход на орбиту и посадка целиком на третьем, плюс еще 100-200 м/c для двигателей мягкой посадки грузового лендера (на высококипящих компонентах). Итого на поверхность доставляется груз 14.5т. из которого "полезного" около 13т., остальное топливо, двигатели, шасси. Соответственно поправил размер модуля в проекте программы.

ЦитироватьДля спуска 20 тонн на Луну нужно 3 - 4 40-тонника, сиречь 7-8 А-5 на самом деле, минимум

Или 140-тонник Арес-5, причем с технологией "водород до самой поверхности"
Ну это уж вы загнули от балды не считая :) Только в другую сторону.
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине".

Shestoper

ЦитироватьНу это уж вы загнули от балды не считая :) Только в другую сторону.

Почти не загнул. При ХС 6200  м/c и УИ 470 с отношение массы заправленной/пустой 3,74. Так что на 140 тонн 102,6 тонн будет весить топливо. На ПН остается 23-24 тонны.

Если ещё учесть потери водорода при перелете, как раз 20 тонн и получается.

Вадим Семенов

ЦитироватьПочти не загнул. При ХС 6200  м/c и УИ 470 с отношение массы заправленной/пустой 3,74. Так что на 140 тонн 102,6 тонн будет весить топливо. На ПН остается 23-24 тонны.
Ну если в одну ступень, то конечно... А у нас три. Можете для сравнения посчитать, сколько одна и трехступенчатые ракеты с земли поднимут.

ЦитироватьЕсли ещё учесть потери водорода при перелете, как раз 20 тонн и получается.
Ну я же говорю -- загнули. :)
Гипотеза о боге дает ни с чем не сравнимую возможность абсолютно все понять, абсолютно ничего не узнавая.
А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине".

Shestoper

ЦитироватьНу если в одну ступень, то конечно... А у нас три. Можете для сравнения посчитать, сколько одна и трехступенчатые ракеты с земли поднимут.

А зачем при ХС 6,2 км/c три ступени? Двух вполне достаточно - одна на разгон к Луне, другая для выхода на орбиту и прилуненения. При такой схеме получается ПН 27 тонн.
Разница с одноступенчатой схемой намного меньше, чем при выводе на орбиту, потому что ХС в полтора раза меньше и сравнима с УИ.

ааа


НУ И ЕЩЕ ОДИН ПОЛУАЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ВАРИАНТ. :)

Программа развития отечественной пилотируемой космонавтики.

I. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ - 25 лет (2010 - 2035 г.г.), время смены поколений как в человеческой жизни, так и в науке и технологии. Возможность составлять планы на более поздний срок предполагается оставить нашим потомкам, наша же задача - оставить им необходимую научно-техническую базу.

II. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ - сохранение пилотируемой космонавтики в качестве передовой научно-технической отрасли; смещение вектора развития пилотируемой космонавтики с околоземной орбиты в "ближнее Внеземелье"  с целью пилотируемой разведки мест, потенциально пригодных для разработки полезных ископаемых и создания автономных обитаемых баз.
В указанный период НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ создания долговременных баз на поверхности других небесных тел в связи с отсутствием для этого экономических и технических предпосылок; ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ реализация ограниченного числа экспедиций.

III. ЗАДАЧИ, которые предполагается решить в ходе реализации программы:

1. Политико-идеологические ("флаговтыкательские") - это то, что будет навсегда занесено в учебники истории, как запуск Первого спутника и полет Гагарина.
а) Лунная долговременная орбитальная станция (ЛОС);
б) Пилотируемая высадка на Луну. Второе Пришествие Человека на Луну будет иметь огромный общественный и политический резонанс вне зависимости от проведенных ранее полетов "Аполлонов". Американцам придется подтверждать претензии на роль технологического лидера, Россию же удачная высадка избавит от комплекса проигранной гонки 60-х годов.
в) Первый межпланетный полет (вне системы "Земля-Луна"). Это может быть пролет Венеры или астероидов NEO. С точки зрения пропаганды Венера представляется более подходящим объектом.
г) Выход на орбиту Марса;
д) Высадка на Фобос (Деймос);
е) Высадка на астероид;
ж) Высадка на Марс.
Другие потенциальные объекты "флаговтыкания" (системы планет-гигантов, Меркурий) вряд ли будут достижимы в указанные сроки.  С точки зрения сегодняшнего состояния техники даже высадка людей на поверхность Марса представляется экстремально сложной задачей.

2. Научные.
а) Изучение практической возможности добычи на Луне гелия-3;
б) Поиск и изучение лунных месторождений воды и других веществ, пригодных для создания обитаемых баз повышенной автономности;
в) Исследование астероидов с целью обнаружения полезных ископаемых, труднодоступных либо отсутствующих на Земле;
г) Обширные планетологические, технологические и медико-биологические исследования.

3) Технические.
а) Создание более совершенных космических кораблей, орбитальных станций, ракет-носителей и разгонных блоков для использования экономикой страны в течение следующих 25-30 лет;
б) Создание принципиально нового класса класса изделий - межпланетных пилотируемых кораблей, отличающихся высокими автономностью и живучестью, а также разработка идеологии и практических методов осуществления межпланетных полетов;
в) Создание научной, технической и технологической базы для осуществления перспективных космических программ после 2035 года.

IV) ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, СОЗДАВАЕМЫЕ В РАМКАХ ПРОГРАММЫ:
а) Южный космодром на собственной территории, обеспечивающий России независимый и достаточный доступ в космос;
б) Семейство тяжелых ракет-носителей грузоподъемностью:
- базовый носитель для федеральных и коммерческих пусков - 25 тонн;
- "апгрейженный" носитель для межпланетных программ - 40-45 тонн;
- "суперапгрейженный" носитель для межпланетных программ - 55-60 тонн;
в) Семейство кислородно-водородных разгонных блоков для даных ракет;
г) Высокоширотная пилотируемая орбитальная станция ДЗЗ двойного назначения (ВШОС);
д) Лунная модификация пилотируемого корабля "Союз", способная к возвращению со 2-й космической скоростью и к навигации во время полета по трассе "Земля - Луна" и на лунной орбите;
е) Лунная модификация беспилотного транспортного корабля "Прогресс";
ж) Надувной модуль межпланетного корабля (ММК), имеющий два гермоконтура и жилой объем, обеспечивающий комфортный полет в течение межпланетного полета (до 2-х лет); системы жизнеобеспечения для такого модуля. Также может использоваться в качестве модуля для ВШОС и ЛОС;
з) Семейство кораблей, предназначенных для операций как на околоземной орбите, так и в "ближнем Внеземелье", созданное на единой платформе и включающее в себя:
- пилотируемый транспортный корабль для обслуживания ВШОС;
- пилотируемый транспортный корабль для обслуживания ЛОС;
- пилотируемый возвращаемый корабль в составе межпланетного корабля;
- грузовые модификации для ВШОС и ЛОС;
- модули ОС;
и) Лунный экспедиционный корабль, предназначенный для высадки на Луну исследовательских экспедиций;
к) Лунный жилой блок для проведения экспедиций длительностью до 10-15 суток;
л) Марсианский экспедиционный корабль.
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

Зомби. Просто Зомби

Ну, собственно, это не столько "альтернатива", сколько "комментарий"

"Да, именно так концепция и подразумевает"

На 95%

Ну и 5% ереси, конечно :mrgreen:

PS.
Потом, потом, разбор полетов
Пока высказывайтесь, ато у меня... э... молоко на кухне убежало... :roll:  :wink:  :mrgreen:
Не копать!

ааа

Чуть позже допишу детальный план с привязкой к датам. :)
P.S. Старался писать максимально отстраненно, но местами с программой Дмитрия и других участников совпадение практически дословное. То есть существует некая общая платформа.
Но есть и принципиальные отличия. Я, например, совершенно не вижу места для "Ангары". Придется, наверное, некоторые пункты концепции ставить на отдельное голосование.
P.P.S. Мой вариант программы весьма скромен, трудно это отрицать. Но будь я Путиным, при взгляде на список технических средств, которые надо построить,
боюсь, моя реакция была бы "...вы что, охренели?" :)
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong

Alex_II

Цитироватьа) Южный космодром на собственной территории, обеспечивающий России независимый и достаточный доступ в космос;
Разместить производство ступеней на КНААПО (Комсомольск на Амуре) и космодром где-нить поблизости, чтоб диаметр ступеней не упирался в железнодорожный габарит. Поля падения ступеней - в океан по воможности.

Цитировать- базовый носитель для федеральных и коммерческих пусков - 25 тонн
Только уж не А-5, а нормальный моноблок... Апгрейдить по типу Atlas-V.
И мы пошли за так, на четвертак, за ради бога
В обход и напролом и просто пылью по лучу...

ааа

Цитировать
Цитировать- базовый носитель для федеральных и коммерческих пусков - 25 тонн
Только уж не А-5, а нормальный моноблок... Апгрейдить по типу Atlas-V.

Да, именно так.
"One small step for a man, one giant leap for mankind." ©N.Armstrong
 "Let my people go!" ©L.Armstrong