Запуски советских АМС семейства 3МВ в 1963-1965 гг.

Автор byran, 28.12.2005 07:49:56

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

Pavel

Еще раз подниму тему. Может все-таки кто-нибудь разрешит вопрос.
Значит так. Я никакне могу разобраться как далеко пролетел от Марса Зонд-2.

Варианты:

НК
http://www.novosti-kosmonavtiki.ru/content/numbers/087/42.shtml

Согласно расчетам, 6 августа 1965 г. "Зонд-2" обогнул Марс на расстоянии 1497 км от его поверхности, однако своих задач, какими бы грандиозными ни воображали их себе американцы, он уже выполнить не мог. К разочарованию команды Королева, связь со станцией была потеряна еще в начале мая 1965 г.

NASA

Zond 2
Zond 2 was an automatic interplanetary station launched from a Tyazheliy Sputnik (64-078A) in Earth parking orbit towards Mars to test space-borne systems and to carry out scientific investigations. The probe carried a descent craft and the same instruments as the Mars 1 flyby spacecraft: a magnetometer probe, television photographic equipment, a spectroreflectometer, radiation sensors (gas-discharge and scintillation counters), a spectrograph to study ozone absorption bands, and a micrometeoroid instrument. The spacecraft had six experimental low-thrust electrojet plasma ion engines that served as actuators of the attitude control system and could be used instead of the gas engines to maintain orientation. Power was provided by two solar panels.

Mission Profile

Zond 2 took a long curving trajectory towards Mars to minimize the relative velocity. The electronic ion engines were successfully tested shortly after launch under real space environment conditions over the period December 8-18, 1964. One of the two solar panels failed so only half the anticipated power was available to the spacecraft. After a mid-course maneuver, communications with the spacecraft were lost in early May, 1965. The spacecraft flew by Mars on 6 August 1965 at a distance of 1500 km and a relative speed of 5.62 km/s.

Причем есть и скорость.
И Черток
"Зонд-2"
Неполное раскрытие солнечных батарей и выход из строя ПВУ. Промах относительно Марса -- 650 000 км вследствие невозможности проведения коррекции орбиты.

Есть идеи? Откуда то ведь авторы первых двух ссылок черпали информацию?

Дмитрий Виницкий

Может быть два обьяснения: одно реальное и фантастическое. Начну со второго. З-2 действительно прошел в 1500 км от Марса, что было замерено... не знаю каким способом американскими средствами. Реалистическое - была допущена "ошибка" в расчетах, предоставляемых лицам, имеющим отношение к финансированию. А все это было подшито и запротоколировано NASA. Как пример, можете порсмотреть на сайте наса про Авнгард. Лень искать, тут ссылки когда-то давал. По всеобщему мнению - деза, подготовленная для пускания пыли в глаза русским благополучно фигурировала в архиве наса как документ.  Кстати, вспомнил - страницу быстро убрали :D
+35797748398

Старый

Я думаю цифра в 1497 км была опубликована где-нибудь у нас. О как! С точностью до километра! Тут Марс-2/3 летит плюс-минус лапоть, без наводки в коридор не попасть, а тут Зонд-2 с точностью до километра.
  США естественно в те поры не обладали средствами проверить это. (кажись даже счас не обладают). Поэтому просто переписали нашу цифру округлив до реалистичной точности в 100-500 км.
 Ну а потом Черток рассказал как было на самом деле.
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Ангара и Омск созданы друг для друга!.

VK

ЦитатаЯ думаю цифра в 1497 км была опубликована где-нибудь у нас. О как! С точностью до километра! Тут Марс-2/3 летит плюс-минус лапоть, без наводки в коридор не попасть, а тут Зонд-2 с точностью до километра.
 
Да это как раз понятно. Была какая-то расчетная траектория, на БЭСМ-6 посчитали, результат - 11 значащих цифр. Десятичные знаки отбросили, остальное пошло на публику. По идее, грамотный руководитель должен был причесать цифру, но - проскочило. Так что 1500 км - вполне реальный расчетный результат.

А вот разница между 1500 и 650000 - это что-то непонятное... Даже зная способность наших заокеанских коллег путать километры с дюймами, не получается нужная цифра никак. :lol:

Cтарый

Я ж говорю: быстрее всего эта цифра вымышлена для публики. Потом переписана американцами. А потом Черток рассказал как было на самом деле.

Bell

ЦитатаСогласно расчетам, 6 августа 1965 г. "Зонд-2" обогнул Марс на расстоянии 1497 км от его поверхности, однако своих задач, какими бы грандиозными ни воображали их себе американцы, он уже выполнить не мог. К разочарованию команды Королева, связь со станцией была потеряна еще в начале мая 1965 г.
Если связь была потеряна настолько рано, то коррекция траектории не могла быть проведена. А поскольку столь точное выведение (1500 км) без коррекции было невозможно, то возникают большие сомнения в правильности этой цифры.

Вот так - если положа руку на сердце...
Скорее всего, Черток - прав...


Хотя на самом деле, совершенно неизвестно - на каком расстоянии он реально там пролетел. Мож 650 000 км, а мож и точнехонько в Марс вписался? Определить тогда это было невозможно, только расчетами, очень приблизительными.
Иногда мне кажется что мы черти, которые штурмуют небеса (с) фон Браун

Pavel

Цитата
ЦитатаСогласно расчетам, 6 августа 1965 г. "Зонд-2" обогнул Марс на расстоянии 1497 км от его поверхности, однако своих задач, какими бы грандиозными ни воображали их себе американцы, он уже выполнить не мог. К разочарованию команды Королева, связь со станцией была потеряна еще в начале мая 1965 г.
Если связь была потеряна настолько рано, то коррекция траектории не могла быть проведена. А поскольку столь точное выведение (1500 км) без коррекции было невозможно, то возникают большие сомнения в правильности этой цифры.

Вот так - если положа руку на сердце...
Скорее всего, Черток - прав...


Хотя на самом деле, совершенно неизвестно - на каком расстоянии он реально там пролетел. Мож 650 000 км, а мож и точнехонько в Марс вписался? Определить тогда это было невозможно, только расчетами, очень приблизительными.

В том то и дело, 650 000 км это явно цифра без коррекции, а 1500 к коррекцией. И вопрос заключается в том, провели мы коррекцию или нет.  Де юре время дле нее как раз было. Но провели ли мы её?  С такой СБ? Просто, может еще быть версия, что Черток забыл про коррекцию и сказал только первую цифру.

Pavel

Цитата
ЦитатаСогласно расчетам, 6 августа 1965 г. "Зонд-2" обогнул Марс на расстоянии 1497 км от его поверхности, однако своих задач, какими бы грандиозными ни воображали их себе американцы, он уже выполнить не мог. К разочарованию команды Королева, связь со станцией была потеряна еще в начале мая 1965 г.
Если связь была потеряна настолько рано, то коррекция траектории не могла быть проведена. А поскольку столь точное выведение (1500 км) без коррекции было невозможно, то возникают большие сомнения в правильности этой цифры.

Вот так - если положа руку на сердце...
Скорее всего, Черток - прав...


Хотя на самом деле, совершенно неизвестно - на каком расстоянии он реально там пролетел. Мож 650 000 км, а мож и точнехонько в Марс вписался? Определить тогда это было невозможно, только расчетами, очень приблизительными.

В том то и дело, 650 000 км это явно цифра без коррекции, а 1500 к коррекцией. И вопрос заключается в том, провели мы коррекцию или нет.  Де юре время дле нее как раз было. Но провели ли мы её?  С такой СБ? Просто, может еще быть версия, что Черток забыл про коррекцию и сказал только первую цифру.

byran

Цель 11 ноября 1963 и 19 февраля 1964 - Венера или Марс? Индексы станций 3МВ-1 и 3МВ-4. Значит теоретические цель первой станции спускаемый аппарат к Марсу, а второй пролет Венеры? На сайте Энергии же почему-то сказано, что обе станции предназначались для Марса.

carlos

19 февраля 1964 - ЕМНИП, это была марсианская станция, просто ее не успели подготовить в срок, окно закрылось. Станцию попытались запустить к Луне, для облета и фотографирования. Неудачно запустили
Впрочем, возможно чего и перепутал - у меня новый год уже четвертый день продолжается...
Еще не все потеряно!

X

ЦитатаЦель 11 ноября 1963 и 19 февраля 1964 - Венера или Марс? Индексы станций 3МВ-1 и 3МВ-4. Значит теоретические цель первой станции спускаемый аппарат к Марсу, а второй пролет Венеры? На сайте Энергии же почему-то сказано, что обе станции предназначались для Марса.
Ближайшие окна к Марсу - октябрь 1962 и ноябрь 1964. ЗМВ-4 (19 февраля 1964) - это, вероятно, к Венере (есть окно).

X

Кстате по другому станции имеют обозначения 3МВ-1A[№1, №2] соответственно

byran

Пост выше мой, также там сказанно, что вторая АМС имела СА.

byran

Вот что у меня получается по "легким" советским АМС запускаемым к Венере и Марсу на РН Молния с блоком Л

10.10.1960 Марс  1М[№1] пролет(без ФТУ)
14.10.1960 Марс  1М[№2] пролет(без ФТУ)

04.02.1961 Венера  1ВА[№1] пролет Спутник-7
12.02.1961 Венера  1ВА[№2] пролет Венера-1

25.08.1962 Венера  2МВ-1[№1] посадка Спутник-19
01.09.1962 Венера  2МВ-1[№2] посадка Спутник-20
12.09.1962 Венера  2МВ-2[№1] пролет Спутник-21

24.10.1962 Марс  2МВ-4[№3] пролет Спутник-22
01.11.1962 Марс  2МВ-4[№4] пролет Марс-1
04.11.1962 Марс  2МВ-3[№1] посадка Спутник-24

11.11.1963 Венера?  3МВ-1 [№1] или 3МВ-1A[№1] пролет Космос-21

19.02.1964 Венера?(есть окно)  3МВ-4 [№2] или 3МВ-1A[№2] пролет

27.03.1964 Венера  3МВ-1[№5 или №3] посадка Космос-27
02.04.1964 Венера  3МВ-1[№6 или №4] посадка Зонд-1

30.11.1964 Марс  3МВ-4[№2] пролет Зонд-2

18.07.1965 Луна  3МВ-4[№3] пролет Зонд-3

12.11.1965 Венера  3МВ-4[№4] пролет Венера-2
16.11.1965 Венера  3МВ-3[№1] посадка Венера-3
23.11.1965 Венера  3МВ-4[№5?] пролет Космос-96

12.06.1967 Венера  4В-1[№310] посадка Венера-4
17.06.1967 Венера  4В-1[№311] посадка Космос-167

05.01.1969 Венера  2В[№330] посадка Венера-5
10.01.1969 Венера  2В[№331] посадка Венера-6

17.08.1970 Венера  4В1[№630] посадка Венера-7
22.08.1970 Венера  4В1[№631] посадка Космос-359

27.03.1972 Венера  3В1[№670] посадка Венера-8
31.03.1972 Венера  3В1[№671] посадка Космос-482

carlos

НК №20/1996, стр.60
ЦитатаПуски АМС серии 3МВ было решено начать с проверки всего комплекса в режиме межпланетного зонда с попутным высококачественным фотографированием обратной стороны Луны с пролетной траектории. Первый пуск такого зонда был осуществлен, правда, неудачно, 11 ноября 1963 года (спутник "Космос-21" - аппарат 3МВ-1 №1)
НК №1/1997, стр.31
ЦитатаПервый пуск новой ракеты 8К78М был выполнен 19 февраля 1964 года. Он завершился аварией третей ступени, аппарат для фотографирования Луны 3МВ-1 погиб
Еще не все потеряно!

byran

Итак получается, так

11.11.1963 Луна 3МВ-1A[№1] пролет Космос-21

19.02.1964 Луна 3МВ-1A[№2] пролет

Несмотря на то что в феврале 1964 года астрономическое окно к Венере, получается обе станции были для фотографирования обратной стороны Луны, в пользу этого говорит, то что станции запускались по одной, тогда как в других случаях по 2-3 штуки.

Подобный случай одиночности наблюдается и 30 ноября 1964 и  18 июля 1965 года. В первом случае астрономическое окно было - Зонд-2 пролетел у Марса, во втором случае Зонд-3 по-видимому окна не было ни к Венере и Марсу он не собирался, а изначально был нацелен на организован фотографирование обратной стороны Луны.

Получается Зонд-2 был единственной легкой АМС которую запускали в СССР в одиночку к Марсу, может быть и запуск 19 февраля 1964 года был одиночной попыткой пролететь Венеру, раз есть астрономическое окно?

Liss

Ну давайте посмотрим источники.
Черток, книга 3 (Ч3):

11.11.1963 -- к Марсу отработочный 3МВ-1А №2 Зонд-1 (Ч3, с.341)
19.02.1964 -- к Венере отработочный 3МВ-1А №4А (Ч3, с.287, 341) авария (с.288)
27.03.1964 -- к Венере 3МВ-1 №5 (Ч3, с.287, 342) орбита (с.291)
02.04.1964 -- к Венере 3МВ-1 №4 (Ч3, с.287, 342) Зонд-1 (с.291)
30.11.1964 -- к Марсу пролет 3МВ-4 №2 Зонд-2 (Ч3, с.343)
18.07.1965 -- для съемки Луны (Ч3, с.306) приспособленный марсианский 3МВ-4 №3 Зонд-3 (с.315)
12.11.1965 -- 3МВ-4 №4 Венера-2 пролет (Ч3, с.323-324)
16.11.1965 -- 3МВ-3 №1 Венера-3 посадка (Ч3, с.324)
26.11.1965 -- 3МВ-4 №6 Венера пролет Космос-96 (Ч3, с.325)

Что говорят другие источники? Только со ссылками, пожалуйста.
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации

byran

Liss, а у вас 11 ноября 63 года разве Зонд-1? Тот вышел на орбиту под названием Космос-21

http://epizodsspace.narod.ru/bibl/energia-50/02.html
Здесь есть деление станций по типам:
2МВ-1 (посадка на Венеру)
2МВ-2 (пролет около Венеры)
2МВ-3 (посадка на Марс)
2МВ-4 (пролет около Марса)
"По результатам пусков АМС 2МВ и накопленного опыта были проведены доработки станции и ее систем. Доработанной станции был присвоен индекс 3МВ"
Значит тот же принцип сохранялся и у станций типа 3МВ?

"При пусках АМС "Венера-2" и "Венера-3" использовался "марсианский" задел по АМС с соответствующими доработками, чем и объясняются их индексы"
Это тоже иммеет место.

Liss а есть что нибудь у Чертока по типу 3МВ-1А, ведь по приведенной выше классификации это должна быть посадка на Венеру?!, а на деле пролетный вариант. И действительно ли там такая нумерация №2 и №4A? Странно у меня в базе они под номерами №1 и №2, а брал я это кажеться в архиве Железнякова

В остальных случая серийные номера тоже не совпадают

Все же интересно действительно запуск 11 ноября 1963 года к Марсу, было ли окно? С запуском 19 февраля 1964 года вроде определиль - цель пролет к Венере.

Далее почему 30 ноября 1964 года был одиночный запуск вроде понятно. США запускали впервые АМС к Марсу Маринер-3 и 4, а у нас похоже не успевали, и готовы были отправить хоть один зонд.

Ну и с запуском Зонда-3 тоже вроде ясно, планировался лишь облет Луны и тестирование систем марсиансокой станции.

byran

А вот и сама статья "На Марс" из номера НК N 20, 1996
http://martiantime.narod.ru/History/lant1.htm

Действительно есть фраза:

"Пуски АМС серии 3МВ было решено начать с проверки всего комплекса в режиме межпланетного зонда с попутным высококачественным фотографированием обратной стороны Луны с пролетной траектории. Первый пуск такого зонда был осуществлен, правда, неудачно, 11 ноября 1963 г. (спутник "Космос-21"-аппарат 3МВ-1 №1)
Первый за пуск станции серии 3МВ к Марсу состоялся в конце ноября 1964 г. Первоначально готовились к исследованиям "Красной планеты" пять аппаратов серии: одна посадочная станция 3МВ-3 (№1) и четыре пролетных "фотографа" 3МВ-4 (№№2, 3, 4 и 6). Однако вовремя подготовить все АМС на полигоне не успели. В самом конце астрономического окна 30 ноября 1964 г. был выполнен пуск лишь станции 3МВ-4 №2, получившей официальное обозначение "Зонд-2.
Остальные три аппарата серии 3МВ, предназначавшиеся для исследования Марса, были доработаны и не использовались по первоначальному назначению. Один провел фотографирование обратной стороны Луны (3МВ-4 №3, "Зонд-3", старт 18 июля 1965 г., пролет Луны 20 июля 1965 г.). Три других исследовали Венеру:

- 3МВ-4 №4; "Венера-2", старт 12 ноября 1965 г., пролет Венеры 27 февраля 1966 г. без связи с Землей;
- 3МВ-3 №1 "Венера-3", старт 16 ноября 1965 г., попадание в Венеру 1 марта 1966 г. без связи с Землей;
- 3МВ-4 №6, "Космос-96", запуск 23 ноября 1965 г., остался на орбите ИСЗ из-за аварии третьей ступени (блок И).

Три последние станции официально уже считались аппаратами, подготовленными к запуску в НПО имени С.А. Лавочкина. Туда в апреле-мае 1965 года была передана межпланетная тематика из ОКБ-1.
В самом начале 1965 г. в ОКБ-1 началась разработка проекта станций 3МВ-5 и 3МВ-6 Первая из них предназначалась для доставки на "Красную планету" спускаемого аппарата, вторая - для фотографирования поверхности планеты с орбиты искусственного спутника Марса. АМС этих серий планировалось запустить в следующее астрономическое окно для старта к Марсу в январе 1967 г.
Однако этим планам было не суждено осуществиться, такие станции созданы не были"

Да теперь понятно почему у Венер-2,3 были марсианские обозначения, после Маринера-4 видимо решили, что уже им там делать нечего.
А интересно станции 3МВ-5 и 3МВ-6 были под Молнию или уже под Протон? Ведь планировался выход на орбиту?

Liss

ЦитатаLiss, а у вас 11 ноября 63 года разве Зонд-1? Тот вышел на орбиту под названием Космос-21

Да, у Чертока в таблице глюк.

Цитатаhttp://epizodsspace.narod.ru/bibl/energia-50/02.html
Здесь есть деление станций по типам:
2МВ-1 (посадка на Венеру)
2МВ-2 (пролет около Венеры)
2МВ-3 (посадка на Марс)
2МВ-4 (пролет около Марса)
"По результатам пусков АМС 2МВ и накопленного опыта были проведены доработки станции и ее систем. Доработанной станции был присвоен индекс 3МВ"
Значит тот же принцип сохранялся и у станций типа 3МВ?

Логично.

ЦитатаLiss а есть что нибудь у Чертока по типу 3МВ-1А, ведь по приведенной выше классификации это должна быть посадка на Венеру?!, а на деле пролетный вариант. И действительно ли там такая нумерация №2 и №4A? Странно у меня в базе они под номерами №1 и №2, а брал я это кажеться в архиве Железнякова. В остальных случая серийные номера тоже не совпадают

Ничего нету, а 11 ноября 1963 г. вообще есть только в таблице, а в тексте отсутствует. Нумерация такая, но верить ей на 100% я бы побоялся. Не совпадают, по моим данным, только два первых номера: по таблице Чертока 2 и 4А, по альтернативной 1 и 2.

Ну а Железняков откуда брал?

ЦитатаВсе же интересно действительно запуск 11 ноября 1963 года к Марсу, было ли окно? С запуском 19 февраля 1964 года вроде определиль - цель пролет к Венере.
Не было окна, конечно. В том-то и дело, что в тексте главы этот аппарат не упоминается, а таблицу явно делали отдельно...
Сказанное выше выражает личную точку зрения автора, основанную на открытых источниках информации