Форум переехал. Регистрация пользователям прежнего форума не требуется, достаточно ВОССТАНОВИТЬ ПАРОЛЬ ПРИ ВХОДЕ. Короче, жмите сюда и вводите свой почтовый адрес. Не получается восстановить пароль - пишите на noreply (собака) novosti-kosmonavtiki.ru

Со дна Атлантического океана подняты фрагменты ЖРД F-1

Автор Sergey Vyatkin, 20.03.2013 19:31:34

« предыдущая - следующая »

Sergey Vyatkin

20.03.2013 19:31:34 Последнее редактирование: 21.03.2013 10:46:39 от Sergey Vyatkin
Сегодня со дна Атлантического океана были подняты части жидкостного ракетного двигателя F-1, упавшего вместе с отработанной первой ступенью S-IC-506 ракеты-носителя Saturn V, запущенной 16 июля 1969 года. Именно связка из пяти двигателей F-1 оторвала ракету-носитель и космический корабль Apollo 11 с экипажем в составе астронавтов Нейла Армстронга, Эдвина "Базза" Олдрина и Майкла Коллинза от стартового стола №39A в свой исторический полёт. Экипаж Джеффа Безоса поднял на борт своего судна камеру сгорания одного из двух обнаруженных двигателей F-1, с глубины ~3 мили:
http://www.bezosexpeditions.com/updates.html
Видео со дна Атлантического океана: http://dg9yyrvzimtaq.cloudfront.net/Video1.mp4
Помимо двигателей, обнаружены части конструкции первой ступени, разрушенной после падения в момент удара о воду.
P. S.: Первая ступень S-IC отделялась после 150 секунд с момента старта двигателей F-1, сообщала ракете-носителю и космическому кораблю скорость 2,756 км/с, и поднимала связку на высоту 68 километров. После отделения первая ступень двигалась по баллистической траектории, поднимаясь в апогее до высоты около 109 километров, и падала на расстоянии около 560 километров от места старта в Атлантическом океане.
Координаты места падения S-IC-506 в Атлантическом океане: 30°13' северной широты и 74°2' западной долготы.
Почти год назад (29 марта 2012 года), на Lenta.ru и большинстве мировых СМИ, вышла статья об обнаружении двигателей "Аполлона-11" на дне Атлантического океана: http://lenta.ru/news/2012/03/29/apollo/
- помню эту новость, как-будто это было вчера...  :)
"Лучше потерять жену, чем скорость на четвёртом развороте..." (Пилотская Мудрость)

Штуцер

20.03.2013 22:16:27 #1 Последнее редактирование: 20.03.2013 22:21:14 от Штуцер

Красота!
Господин Джефф Безос БИМами не интересуется?
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Petrovich

ЦитатаШтуцер пишет:
 
Красота!

Вот они, антипульсационные перегородки !
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

Sergey Vyatkin

20.03.2013 21:50:59 #3 Последнее редактирование: 21.03.2013 10:34:26 от Sergey Vyatkin
ЦитатаШтуцер пишет:
 
Красота!
Господин Джефф Безос БИМами не интересуется?
7 лет (наиболее активно с 1959 по 1961 год, на огневых испытаниях) они с этой головкой мучались, в итоге чисто случайно нашли оптимальную комбинацию расположения форсунок горючего и окислителя (а также ввели антипульсационные перегородки), чтобы процесс горения был стабильным, и не вызывал колебаний, приводивших к резонансу и дальнейшему разрушению камеры сгорания... помнится этот эпизод был показан в сериале "Битва за Космос" в 2006 году.
"Лучше потерять жену, чем скорость на четвёртом развороте..." (Пилотская Мудрость)

Petrovich

Угу, поскольку теорию под это так и не получилось подвести. Методом прямого тыка добились :)
может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

Sergey Vyatkin

20.03.2013 22:01:41 #5 Последнее редактирование: 21.03.2013 10:33:33 от Sergey Vyatkin
ЦитатаPetrovich пишет:
Угу, поскольку теорию под это так и не получилось подвести. Методом прямого тыка добились  :)
http://heroicrelics.org/info/f-1/f-1-injector-baffles.html
"Лучше потерять жену, чем скорость на четвёртом развороте..." (Пилотская Мудрость)

Штуцер

ЦитатаPetrovich пишет:
ЦитатаШтуцер пишет:
 
Красота!

Вот они, антипульсационные перегородки !
Такое впечатление, что головка КС крепится на шпильках, а сварки или совсем нет, или она толко герметизирует стык.
Очевидно, при ударе соплом об воду шпильки срезало.
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Sergey Vyatkin

21.03.2013 08:31:21 #7 Последнее редактирование: 21.03.2013 10:58:32 от Sergey Vyatkin
ЦитатаШтуцер пишет:
ЦитатаPetrovich пишет:
ЦитатаШтуцер пишет:
 
Красота!

Вот они, антипульсационные перегородки !
Такое впечатление, что головка КС крепится на шпильках, а сварки или совсем нет, или она толко герметизирует стык.
Очевидно, при ударе соплом об воду шпильки срезало.
Так оно и есть, за исключением сварки - для герметизации применяются уплотняющие кольца и прокладка из фторопласта (?):
"Лучше потерять жену, чем скорость на четвёртом развороте..." (Пилотская Мудрость)

Павел73

ЦитатаSergey Vyatkin пишет:
ЦитатаШтуцер пишет:
 
Красота!
Господин Джефф Безос БИМами не интересуется?
7 лет (наиболее активно с 1959 по 1961 год, на огневых испытаниях) они с этой головкой мучались, в итоге чисто случайно нашли оптимальную комбинацию расположения форсунок горючего и окислителя (а также ввели антипульсационные перегородки), чтобы процесс горения был стабильным, и не вызывал колебаний, приводивших к резонансу и дальнейшему разрушению камеры сгорания... помнится этот эпизод был показан в сериале "Битва за Космос" в 2006 году.
А применение в РД-107/108 нескольких камер - из этих же соображений? Или были другие причины?
НАТО - Четвёртый Рейх.

Sergey Vyatkin

21.03.2013 09:48:04 #9 Последнее редактирование: 21.03.2013 11:54:25 от Sergey Vyatkin
ЦитатаПавел73 пишет:
ЦитатаSergey Vyatkin пишет:
ЦитатаШтуцер пишет:
 
Красота!
Господин Джефф Безос БИМами не интересуется?
7 лет (наиболее активно с 1959 по 1961 год, на огневых испытаниях) они с этой головкой мучались, в итоге чисто случайно нашли оптимальную комбинацию расположения форсунок горючего и окислителя (а также ввели антипульсационные перегородки), чтобы процесс горения был стабильным, и не вызывал колебаний, приводивших к резонансу и дальнейшему разрушению камеры сгорания ... помнится этот эпизод был показан в сериале "Битва за Космос" в 2006 году.
А применение в РД-107/108 нескольких камер - из этих же соображений? Или были другие причины?
На РД-107/108 смесительная головка каждой из камер сгорания была гораздо меньших размеров, поэтому процесс горения был более устойчивым. Была применена схема расположения двухкомпонентных форсунок по 9 классам расхода (по 9 концентрическим окружностям), чтобы распределить горючее и окислитель равномерно по площади смесительной головки. Помимо двухкомпонентных форсунок, равномерно распределённых по площади смесительной головки, были периферийные однокомпонентные (горючее) форсунки для создания пристеночного слоя (для охлаждения стенок камеры сгорания):
"Лучше потерять жену, чем скорость на четвёртом развороте..." (Пилотская Мудрость)

SFN


m-s Gelezniak

ЦитатаПавел73 пишет:
ЦитатаSergey Vyatkin пишет:
ЦитатаШтуцер пишет:

Красота!
Господин Джефф Безос БИМами не интересуется?
7 лет (наиболее активно с 1959 по 1961 год, на огневых испытаниях) они с этой головкой мучались, в итоге чисто случайно нашли оптимальную комбинацию расположения форсунок горючего и окислителя (а также ввели антипульсационные перегородки), чтобы процесс горения был стабильным, и не вызывал колебаний, приводивших к резонансу и дальнейшему разрушению камеры сгорания ... помнится этот эпизод был показан в сериале "Битва за Космос" в 2006 году.
А применение в РД-107/108 нескольких камер - из этих же соображений? Или были другие причины?
Размер камеры на длину волны резонанса. Грубо, но для понимания сойдёт.
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

m-s Gelezniak

21.03.2013 12:12:24 #12 Последнее редактирование: 21.03.2013 13:19:25 от m-s Gelezniak
Цитатаm-s Gelezniak пишет:
ЦитатаПавел73 пишет:
ЦитатаSergey Vyatkin пишет:
ЦитатаШтуцер пишет:

Красота!
Господин Джефф Безос БИМами не интересуется?
7 лет (наиболее активно с 1959 по 1961 год, на огневых испытаниях) они с этой головкой мучались, в итоге чисто случайно нашли оптимальную комбинацию расположения форсунок горючего и окислителя (а также ввели антипульсационные перегородки), чтобы процесс горения был стабильным, и не вызывал колебаний, приводивших к резонансу и дальнейшему разрушению камеры сгорания ... помнится этот эпизод был показан в сериале "Битва за Космос" в 2006 году.
А применение в РД-107/108 нескольких камер - из этих же соображений? Или были другие причины?
Размер камеры на длину волны резонанса. Грубо, но для понимания сойдёт.
Вернее плуволны.
Фактически при зонировании получается несколько совмещённых "камер" на одно сопло.  
Шли бы Вы все на Марс, что ли...

Asug

А вот интересно, кому эти двигатели принадлежат сейчас? Типа частник подобрал насовское имущество..

Павел73

Ему и принадлежат. Если только он их искал и поднимал не на насовские деньги.
НАТО - Четвёртый Рейх.

Sergey Vyatkin

21.03.2013 18:48:30 #15 Последнее редактирование: 21.03.2013 20:59:10 от Sergey Vyatkin
Цитатаm-s Gelezniak пишет:
Цитатаm-s Gelezniak пишет:
ЦитатаПавел73 пишет:
ЦитатаSergey Vyatkin пишет:
ЦитатаШтуцер пишет:

Красота!
Господин Джефф Безос БИМами не интересуется?
7 лет (наиболее активно с 1959 по 1961 год, на огневых испытаниях) они с этой головкой мучались, в итоге чисто случайно нашли оптимальную комбинацию расположения форсунок горючего и окислителя (а также ввели антипульсационные перегородки), чтобы процесс горения был стабильным, и не вызывал колебаний, приводивших к резонансу и дальнейшему разрушению камеры сгорания ... помнится этот эпизод был показан в сериале "Битва за Космос" в 2006 году.
А применение в РД-107/108 нескольких камер - из этих же соображений? Или были другие причины?
Размер камеры на длину волны резонанса. Грубо, но для понимания сойдёт.
Вернее плуволны.
Фактически при зонировании получается несколько совмещённых "камер" на одно сопло.
На режиме главной ступени двигателей РД-107/108 бывали случаи возникновения неустойчивого горения, и как следствие ТОЖЕ возникали высокочастотные колебания. Причём как в отдельных камерах, так случались и групповые проявления. Вызвано это было нарушением в технологии изготовления двухкомпонентных центробежных форсунок. У инженеров из Rocketdyne в теории тоже всё должно было заработать с первого раза (как говорится "гладко было на бумаге, да забыли про..." :-)). Чтобы минимизировать указанные недостатки на РД-107/108, была изготовлена новая смесительная головка, в которой некоторые однокомпонентные форсунки горючего и окислителя выдвинуты вперёд, образуя антипульсационные перегородки, разделяя таким образом начальную зону горения на 9 участков (с целью препятствия развития радиальных и тангенциальных колебаний давления, и обеспечения устойчивого горения):
"Лучше потерять жену, чем скорость на четвёртом развороте..." (Пилотская Мудрость)

Petrovich

Осталось только глянуть как F-1 сейчас на KSC выглядит. Одиночный и сборка на Сатурне-5 :)


может мы те кого коснулся тот (еще) энтузиазм...

Andrey Samoilov

ЦитатаВидео про то, как со дна океана поднимают останки  F-1
https://www.youtube.com/watch?v=mUqp0ppKxJ8

March 16, 2014
http://www.bezosexpeditions.com/updates.html
I'm excited to report that the F-1 Engine Recovery team received the Citation of Merit Award at last night's Explorers Club dinner. We were delighted and honored that Buzz Aldrin made the trip to present the award himself. It's a big honor and well-deserved by a truly remarkable group of explorers. The search and recovery effort took years of work. All along the way, this team worked long, hard and smart, and we had a ton of fun. Thanks to the team, soon a whole new generation of young people will be able to see these amazing engines on display. A big congratulations to the whole expedition team!

Sincerely,
Jeff Bezos


Штуцер

"Проведя более 40 лет на дне океана, двигатели подверглись сильной коррозии - в частности, стало невозможно различить их серийные номера. Совместно со специалистами NASA Blue Origin займется восстановлением артефактов, после чего они будут выставлены в одном из аэрокосмических музеев США."

Подробнее: https://www.newsru.com/world/21mar2013/apollon.html

На дне Тихого океана лежат обломки Скифа ДМ.
Номера четырех маршевых двигателей Скифа выгравированы на полированной нержавеющей пластине. Проблема в другом. Может не сохранится документация с этими номерами.
Поэтому, для будущих поколений, сообщаю один из номеров:
Двигатель 11Д442 №4 заводской номер 84Θ14144
Но в виде обломков различных ракет
Останутся наши следы!

Старый

ЦитатаШтуцер написал:
На дне Тихого океана лежат обломки Скифа ДМ.
Номера четырех маршевых двигателей Скифа выгравированы на полированной нержавеющей пластине. Проблема в другом. Может не сохранится документация с этими номерами.
Поэтому, для будущих поколений, сообщаю один из номеров:
Двигатель 11Д442 №4 заводской номер 84Θ14144
Боюсь проблема будет в другом - найти эти двигатели на дне океана. Боюсь что даже приблизительное место падения не известно. 
1. Ангара - единственный в истории мировой космонавтики случай когда новая ракета по всем параметрам хуже старой. (с) Старый Ламер
2. Всё что связано с Ангарой подчинено единственной задаче - выкачать из бюджета и распилить как можно больше денег.
3. Чем мрачнее реальность тем ярче бред.