О.Д.Бакланов -17 марта 80 лет

Автор АниКей, 15.03.2012 15:26:18

« предыдущая - следующая »

0 Пользователей и 1 гость просматривают эту тему.

АниКей

ЦитатаОбщество -- 15 Марта 2012, 14:06 http://www.mosoblpress.ru/38/64078/
Олег Бакланов: от монтажника до министра[/size]
Имя Олега Дмитриевича Баклановах орошо известно труженикам старшего поколения. Его знают не только как крупногоспециалиста, политика, государственного деятеля и талантливого организатора оборонной и ракетно-космической промышленности, но и как порядочного, большой души человека.

Родился он 17 марта 1932 года в Харькове. Рано лишился отца, который умер в 1937-м. В 1950 году после окончания ремесленного училища он начал свой трудовой путь в Харьковском производственном объединении «Монолит» монтажником по выпуску автоматических систем слепого видения оборонного назначения. Именно здесь он познал все тонкости и сложности технологии производства сложнейших изделий, приобрел огромный опыт работы. За короткое время Бакланов прошел путь до генерального директора ПО «Монолит», на котором тогда работали 24 тысячи человек. «Монолит», кстати, в 2000-м отметил свой вековой юбилей.

В 1976 году Бакланова направили работать в Министерство общего машиностроения (МОМ) СССР. Он прощается с родным коллективом и переезжает из Харькова в Москву. Здесь он работает в должности заместителя министра, затем -- первого заместителя министра. С 1983 го -да Олег Дмитриевич -- министр общего машиностроения СССР. На этом посту он проработал пять лет, до 1988 года.

Двенадцать лет работы Бакланова в Минобщемаше были годами расцвета ракетно-космической отрасли. Его умение своевременно и точно оценивать сложившуюся обстановку, принять ясное и грамотное решение, предельно четко спланировать работу, подбирать и расставлять кадры, помнят все работавшие с ним. Он часто бывал на оборонных предприятиях и в различных самых секретных точках, встречался с коллективами, когда требовалось его личное присутствие, выезжал на Байконур, особенно на ответственные запуски ракет. Принимая то или иное решение, Олег Дмитриевич с аптекарской точностью умел взвешивать все «за» и «против».

Перелистаем страницы ракетно-космической истории тех лет. Это был период завершения создания ракетно-ядерного щита Родины, успешных испытаний и постановки на боевое дежурство ракетных комплексов наземного и морского базирования, в том числе уникальной межконтинентальной ракеты СС-18,

которую американцы прозвали «Сатаной».

29 сентября 1977 года успешно осуществлен запуск орбитальной станции второго поколения «Са-лют-6», которая работала в космосе более четырех лет. За это время на борту станции трудились пять основных экспедиций продолжительностью от 75 до 185 суток и одиннадцать экспедиций посещения, в том числе с международными экипажами. На смену выработавшему свой ресурс «Салюту-6» 19 апреля 1982 года была выведена на орбиту новая станция -- «Салют-7». Выдающимся достижением в исследовании космического пространства тех лет были и запуски автоматических грузовых кораблей «Прогресс», доставлявших всё необходимое для работы космических станций.

Принципиально новая космическая станция с шестью стыковочными узлами «Мир» была выведена на околоземную орбиту 20 февраля 1986 года и функционировала в космосе 15 лет.

Генератором и организатором слаженной работы предприятий многих отраслей промышленности

был Олег Дмитриевич в период создания ракетно-космического комплекса «Энергия-Буран». В реализации программы участвовали более тысячи организаций и предприятий различных министерств и ведомств при головной роли Министерства общего машиностроения. 15 ноября 1988 года был осуществлен первый запуск. Испытания прошли успешно. Космический корабль «Буран» в беспилотном варианте благополучно приземлился на аэродроме полигона «Байконур».

В тот период в стране ежегодно запускалась большая серия космических аппаратов различного назначения. Спутники серии «Космос» решали задачи прогноза погоды, геодезии и картографии, охраны окружающей среды, спутниковой навигации. Запуски геостационарных спутников обеспечивали космическую связь и телевидение. Была создана космическая система поиска и спасения терпящих бедствие судов и самолетов «КОСПАС-САРСАТ». Продолжались исследования Солнечной

системы -- успешно прошли полеты станций «Венера-15» и «Венера-16» по проекту «Вега». Только в 1984 году в СССР было запущено около сотни космических объектов, и за каждый пуск министр был в ответе.

В период горбачёвской перестройки как талантливый руководитель и организатор оборонной отрасли промышленности, видный государственный и политический деятель О. Д. Бакланов был избран секретарем ЦК КПСС по оборонной тематике, стал первым заместителем председателя Совета обороны СССР, координировал работу министерств и ведомств военно-промышленного комплекса страны. Эта работа оборвалась в 1991 году после ареста по делу ГКЧП, в котором он принимал активное участие.

17 марта 2012 года Олегу Дмитриевичу Бакланову исполняется

80 лет. И сегодня он -- Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, кавалер орденов Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, «Знак Почета», член Президиума Российской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского, член Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка, сопредседатель Международного союза общественных объединений «Киевская Русь», председатель Общества дружбы и сотрудничества народов России и Украины, председатель совета директоров «Корпорации Рособ-щемаш» Федерального космического агентства -- полон сил и энергии, продолжает неутомимую деятельность.

АркадийЛОСКУТОВ
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!


АниКей

А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

ЦитатаБывший министр общего машиностроения СССР Олег Бакланов: "Энергия-Буран" была создана как инструмент для понимания, что такое макромир
20 ноября 2010, 14:04[/size]
http://www.polit.ru/news/2010/11/20/baklanov_radio/print/
Кулаковская: Здравствуйте! В нашей студии - председатель Совета директоров корпорации "Рособщемаш" Олег Бакланов. Олег Дмитриевич, здравствуйте!

Бакланов: Здравствуйте!

Кулаковская: Олег Дмитриевич, я хочу напомнить нашим слушателям, что четверть века назад, в 1985 году, вы являлись министром общего машиностроения СССР, были главой бывшей ракетно-космической отрасли Советского Союза. Вы принимали все решения по "Бурану". И вас можно считать, наверное, создателем системы "Энергия-Буран".

Бакланов: Это будет нескромно. Потому что систему "Энергия-Буран", по сути дела, создавал весь наш народ, вся наша страна. Это была веховая система. Система, которая опережала свое время. И принимали участие в создании около миллиона наших специалистов разных министерств, отраслей.

Кулаковская: Коротко о программе "Энергия-Буран" мы уже рассказали. Меня интересует, можно ли сравнить советскую программу "Энергия-Буран" с американской программой "Спейс Шаттл" (Space shuttle). В чем их сходство и отличие?

Бакланов: Нужно сравнивать. Дело в том, что американцы начали разрабатывать свою систему несколько раньше. Задача этой системы и нашей системы конструктивно решались по-разному. Американцы создали так называемую "птичку" - "Буран Спейс Шатлл". Задача ее состояла в том, чтобы выводить грузы на опорную орбиту, порядка тридцати тонн, и снимать, стаскивать с орбиты порядка двадцати тонн. Такая же задача стояла и перед нашими разработчиками. Но мы подошли к этому вопросу более фундаментально. И это порождало свои плюсы и свои трудности.

Одновременно с запуском на орбиту такого же груза мы решали вопрос модернизации всех наших ракет, которые выводили в космос полезные грузы. "Королёвская семерка" выводила к тому времени где-то порядка десяти-тринадцати тонн массы всех наших человеческих нагрузок. И была челомеевская машина, которая выводила за один раз порядка двадцати-двадцати пяти тонн. Они и сейчас работают в космосе.

Кулаковская: Даже сейчас.

Бакланов: И сейчас работают. Представьте себе, столько времени прошло, порядка пятидесяти-шестидесяти лет, и они до сих пор работают. И, конечно, за это время появились новые идеи, материалы, решения.

Кулаковская: Но тогда все было сделано со знаком качества.

Бакланов: Тогда все было сделано со знаком качества, это вы правильно говорите. И мы, при запуске, не имели таких аварий, которые имели, к сожалению, наши американские коллеги. Они потеряли несколько экипажей, и это кончилось трагедией. Сейчас эта система у них практически, как они говорят, сворачивается. Их трудно понять, потому что у них всегда, как говорят, один в уме, а два в голове, и другие решения бывают.

Короче говоря, заключалась задача в том, что мы делали новые ракетные комплексы, которые решали задачу уже на новом уровне. Вместо "семерки" шла "семьдесят седьмая" машина, она сейчас воплощена в морском старте. Мы делали тяжелый носитель, который мог бы носить на орбиту вместо двадцати тонн челомеевской машины уже сразу, с первых полетов, и мы это продемонстрировали, порядка 105 тонн. И на базе этой машины мы могли потом, с учетом дальнейшей модернизации, выводить на опорную орбиту 180 тонн. И это была уже машина "Энергия", которая замахивалась на экспедицию на Марс. Эти отличия, являются основными и определяющими. В этих системах уже использовалось чистое топливо, это керосин и жидкий кислород (водород и кислород в сжиженном состоянии). Это давало большой выигрыш.

Кулаковская: Действительно, все говорят о том, что технические, инженерные решения программы опередили свое время. Было создано почти сто новых уникальных материалов.

Бакланов: Я вам скажу, где-то 86-87 новых материалов, которые имели некоторые параметры на порядок выше того, что тогда использовалось в инженерной практике. Я вам покажу материал - знаменитые платины, которые оберегали поверхность "Бурана" при посадке от перегрева в 3000 градусов.

Кулаковская: Такие температуры!

Бакланов: Подержите в руках, вес пушинки.

Кулаковская: Действительно. Он вообще ничего не весит, совершенно. С чем бы сравнить?

Бакланов: Можно сравнить с пористым кирпичом. Но он еще легче, потому что здесь кварцевая нить. Эта нить выдерживает более трех тысяч градусов. Мы использовали материалы, которые имели прочность стали. И только наличие таких материалов позволило связать эту конструкцию. И это для народного хозяйства, для будущего имело решающее значение. Это были, как сейчас модно говорить, инновации. К сожалению, эти инновации были нашими горе-руководителями похоронены еще тогда, в 90-х годах.

Кулаковская: Как много было запущено в 90-х годах.

Бакланов: К сожалению, как сейчас говорят, что у нас нет денег, нет того, сего. У нас все есть. Обобщенный интеллект наших специалистов гораздо выше всего, что есть.

Кулаковская: Все-таки интеллект есть.

Бакланов: Есть интеллект, но он иссякает. Потому что нет цели, задачи такой. Не ставится такая задача.

Кулаковская: То есть, все те материалы, которые были созданы, и технологии сейчас не применяются?

Бакланов: Нет, они применяются, но ни в таком темпе, как хотелось бы. Потому что сейчас у нас вопрос стоит так - что целесообразно только в сиюминутной выгоде. А развитие науки второстепенно, к сожалению. На словах это вроде первостепенная задача. Но мы в науку практически ничего не вкладываем, по сравнению с теми же американцами, с европейцами. И сейчас наше общество, наше человечество стоит перед такой же задачей, как стояла пятьсот лет тому назад, когда церковники заставили отречься Галилея от своей идеи, что не Солнце вокруг Земли вращается, а Земля вращается. Джордано Бруно сожгли за эту идею.

В начале прошлого века был Циолковский, русский ученый. Были и другие зарубежные ученые, которые занимались тем, что прокладывали дорогу в космос. Сейчас, в начале этого века, есть такой ученый как Стивен Хокинг, который заглядывает в будущее мироздания. Сейчас человечество работает над тем, чтобы понять макромир. "Энергия-Буран" была создана как инструмент для понимания, что такое макромир. Там человек мог работать в таких комфортных условиях, в который мы находимся сейчас в этой студии. А сейчас космонавты выходят в космос, и находятся в этой стесненной обстановке по году. И это, конечно, отражается на их производительности, на их возможностях, на их здоровье.

Кулаковская: А какой по размеру должен был быть "Энергия-Буран"?

Бакланов: По размеру, если бы была у нас "Энергия-Буран", как она закладывалась, это было бы примерно 50 метров в длину, и диаметр - около 8 метров. Это, по сути дела, объем огромной квартиры, хорошей дачи. Там можно было заниматься и спортом, и творчеством вполне расковано. Ведь мы сейчас имеем международную станцию на базе нашей станции, которую мы, кстати, так бездарно утопили. Мы имеем каждый модуль 20 тонн. Из них делается станция. Двадцать тонн - это наш предел возможностей, нашего цивилизованного мира. И на базе этих двадцати тонн делается международная станция. А если бы мы не остановили работы по "Энергии-Бурану", то мы бы имели один модуль массой в сто тонн. Есть разница?

Кулаковская: В пять раз больше.

Бакланов: А с учетом модернизации "Энергии" мы могли бы иметь массу одного модуля в 180 тонн. Это целый космический город, который бы постоянно функционировал, пополнялся, менялись бы экипажи. И на базе этой технологии, этой размерности уже можно было бы делать экспедицию на Марс и обратно. Мы так просто потеряли больше двадцати лет.

Кулаковская: Но вы же были секретарем ЦК КПСС по оборонным вопросам до 1991 года.

Бакланов: Я занимался этими передовыми технологиями. Но не только я, а люди занимались. Это была цель, задача - научно-технический прогресс. Вот что главное. А некоторые наши руководители, как Горбачев, он мне говорил: "Вот ты плюнешь один раз в космос, и сразу целый миллиард". Это недопонимание высшего руководства той задачи, которую возлагал на него народ. В результате, у нас был очень серьезный спор по перспективе развития.

А когда пришел Ельцин, то эту систему, по сути дела, похоронили, потому что нет, видите ли, денег. Хотя в 1991 году, уже после этих печальных для нашей страны событий, я знаю, что мой заместитель, я был в местах не столько отдаленных, в изоляции, готовил следующий полет. Сделали проверку всех систем, и показало, что система работает надежно. Но финансирование было прекращено. И я не думаю, что мы бы могли сейчас, если бы была поставлена задача, быстро ее восстановить. Не думаю, потому что уже нет тех людей, тех кадров. У нас некоторые заводы не могут сделать сейчас того, что они делали десять лет тому назад. Это моя оценка.

Кулаковская: Олег Дмитриевич, а правда, что многоразовый транспортный корабль "Буран" предназначался, в том числе, для "звездных войн"?

Бакланов: Вы понимаете, что такое транспортный корабль? Это сгусток знаний, так ведь. И вы знаете прекрасно, история об этом говорит, что сгусток знаний можно использовать на благо, а можно во вред. Вот вам ответ на этот вопрос.

Кулаковская: То есть, мог использоваться?

Бакланов: Конечно.

Кулаковская: Олег Дмитриевич, миссия "Буран" по сей день единственная в истории мировой космонавтики автоматическая посадка космического корабля многоразового использования. Этот факт вошел даже в "Книгу рекордов Гиннеса". А как, на самом деле, осуществлялось управление "Бураном"? Насколько известно, объем памяти корабля составлял всего 64 килобайта.

Бакланов: Вы знаете, это примитивное суждение. Вся система управления была функционально распределена по своим задачам. И система контроля имела возможности больше 30 мегабайт. Поэтому я сейчас не могу сказать, сколько совокупно был этот объем. Но, дело еще и в том, что, когда мы учили "птичку", то есть сам "Буран", посадке, то мы использовали авторитет и опыт человека, высококлассного летчика. В частности, тогда Волк был главным испытателем. Был специальный отряд космонавтов, и они как летчики, как патриотично настроенные герои, доказывали, что только человек может посадить "птичку" вручную. То, что делают американцы до сих пор. Мы же поставили королёвскую идею, что в космосе человек - это Бог. Он должен работать при помощи автоматического режима. И он может вмешиваться в посадку, только если будет экстремальная ситуация.

Кулаковская: Какая-то внештатная ситуация.

Бакланов: И мы добились - посадили наш первую "птичку" - "Буран" - в автоматическом режиме. Но как это делали? Был сделан Ту-154, который был по своим летным характеристикам доведен до "Бурана". Летные характеристики очень тяжелые, за счет того, что он мог и в космосе работать, и как самолет садиться. Волк делал все эволюции, которые уже были им наработаны за счет его таланта. А все движения записывались в цифре в вычислительный комплекс. И потом он уже научил. Он - Бог, он - человек - научил автоматику садиться за счет того, что оцифровывались все его движения, все его помыслы. Это было очень интересное решение. Мы это дело прошли.

Поэтому здесь очень много можно говорить, но так, чтобы одним словом сказать... Я считаю, что та система, которая была на "Энергии-Буране", в частности, при посадке использовалась. И она должна использоваться сейчас в тех машинах, которые используются в гражданской авиации. Вы представьте себе состояние летчика, встаньте на его место, когда у него сидит за спиной пятьсот пассажиров. Какая ответственность ложиться на него, чтобы не допустить ошибки. А это можно делать в автоматическом режиме, если самолеты первоклассные. Аэродромы оборудовать автоматической системой, а летчик страхует эту систему. Почему нельзя сделать?

Кулаковская: Очень жалко, что судьба программы оказалась такой печальной, и единственный летавший "Буран" был похоронен на "Байконуре".

Бакланов: Для меня это трагедия.

Кулаковская: На "Байконуре", под обрушившейся крышей монтажно-испытательного комплекса...

Бакланов: Для тех тысяч специалистов, которые работали и сумели создать эту систему, это тоже трагедия.

Кулаковская: Но все-таки, знаете, ходят слухи о том, что программа "Энергия-Буран" не была официально закрыта.

Бакланов: Думаю, что даже и не была. Я не читал документы о закрытии программы. Видимо, даже у людей, которые решали эти вопросы, наверное, могла рука и не подняться.

Кулаковская: То есть, просто взяли и отложили?

Бакланов: Человечество разберется, кто есть кто.

Кулаковская: Да, мы это знаем.

Бакланов: Вы знаете, у кого поднялась рука, чтобы прекратить эту пионерскую работу? (Смеется).

Кулаковская: Вы сейчас руководите рядом программ ракетно-космической отрасли?

Бакланов: Это громко сказано - руководите. Я пытаюсь противостоять тому разрушению, которое происходит в ракетной технике. И моя функция заключается только в том, что я прихожу на радио и говорю: "Не надо так делать. Не надо ничего разрушать. Надо строить, а не разрушать". Надо больше совокупных средств, которыми располагает государство, направлять на научно-технический прогресс. То, что сейчас - почему-то называют инновациями. Ну, инновации. Какая разница, слово такое или слово другое. Главное - смысл.

Я по природе оптимист. Я считаю, что в Средневековье мы не выпадем. Человечество в конце концов встанет на путь познания и микромира, и макромира. Вот почему сейчас в Европе вместе с нашими учеными создается механизм познания микромира. Потому что и микромир, и макромир где-то сходятся в конечном счете. Сойдутся - мы будем знать каждую клеточку этого чуда.

Кулаковская: Олег Дмитриевич, благодарю вас за беседу, большое спасибо! Я напомню, что в нашей студии, был председатель Совета директоров корпорации "Рособщемаш", экс-министр общего машиностроения СССР Олег Бакланов.
А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!


Bilbao

Вы меня извините, но интервью Бакланова произвело на меня тяжелое впечатление своей некомпетентностью. Возможно, это журналисты так исказили, других вариантов нет.

АниКей

А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!

АниКей

А кто не чтит цитат -- тот ренегат и гад!